Историческое краеведение как наука. Источники исторического краеведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 22:13, реферат

Краткое описание

Понятие исторического краеведения. Основные формы и методы краеведческой работы.
Исторические памятники как объект краеведения.
Археологические источники и их значение для исторического краеведения
Памятники архитектуры и градостроительства и их значение для исторического краеведения.
Устное народное творчество и произведения литературы как источник исторического краеведения.
Использование архивных материалов в краеведческих исследованиях.

Прикрепленные файлы: 1 файл

краеведение.docx

— 88.48 Кб (Скачать документ)

 

Константин Багрянородный (Порфирогененет).  

 

 

 «Если готскому историку Иордану  принадлежит первое достоверное  упоминание о мордве как о народе, то название страны, где проживает  этот народ, впервые упоминается  в одном из сочинений Константина  Багрянородного, жившего  в 905- 959 годах» (Н.М.). 

 

 

 В главе 14 « О народе Печенежском» Константин Багрянородный пишет:  « Печенегия отстоит от Узии и Хазарии на пять дней пути, от Алании на шесть дней, от Мордии на десять дней пути, От Руси на один день пути, от Турки на четыре дня и от Булгарии на пол дня пути». 

 

Несомненно, что  под Мордией (Mordia), упомянутой Порфирогентом следует понимать  страну мордвы, то есть Мордовию (пишет Н.Мокшин). 

 

Без лукавства  будет подмечено, «морденс» первое упоминание в письменных источниках  близкого по звучанию слова относительно к  «мордва» и не более того. При обнаружении  второго близкого слова (Мордии) исследователь выводит страну намекая на государственность, «..то есть Мордовию» (пишет Н.Мокшин). 

 

Давайте далее  проследим, какой порядок царит  в Мордовии (по Мокшину), через двести лет после Константина Багрянородного.  

 

Юлиан. (13 век.) «Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней  царство Мордвинов (regnum Morduanorum). 

 

 

  Мордвины- язычники и до того жестоки, что у них считается не годным тот, кто не убил много людей. 

 

 

  Если кто-нибудь у них  идет по дороге, несут перед ним головы всех людей, убитых им, и чем больше голов, тем лучше он сам. 

 

 

  Из черепов делают чаши и охотно пьют из них. Жениться тому нельзя, кто не убил человека. 

 

 

 Они, узнав  от своих пророков, что должны сделаться христианами, послали к князю великой Лодомерии (Laudameriae), земли Русской, соединиться с ними, с просьбою, чтобы им прислали священника для крещения, но князь отвечал, что это не его дело, а римского папы и что близится время, когда все принуждены, будут  принять веру римской церкви и подчиниться ее власти».  

 

 

 «У Иордана и Константина  Багрянородного мы встречаем  первые, носящие самый общий характер упоминания о мордве и ее стране. В работе Юлиана приводятся  более подробные сведения о мордовском народе» (Н.М.). 

 

 

 Надо заметить сведения действительно очень подробные. Поскромничал этнограф не стал комментировать,  что народ  находится  в совершенно диком состоянии. И это состояние мокшанского народа в 13 веке, возможно этнограф постеснялся своего мокшанского главу? 

И далее ученный выкрутился из  ситуации, найдя достоинство этого народа. 

 

«Итак, перед монголо-татарским  нашествием Мордовия (по Юлиану «царство Мордвинов») представляла обширную страну, которую Юлиан проезжал в течение  пятнадцати дней». - пишет (Н.М.). 

 

 

  

 

 

  

 

Тут профессор  можно сказать из пальца высосал  обширную страну,  по которой Юлиан ехал в течении пятнадцати дней, вот этот участок текста:  «Возвращаясь из упомянутой Венгрии (на реке Этиль) проехал по реке в пятнадцать дней  царство Мордвинов».  Из текста следует, что из Венгрии (на Этиле) до царства Мордвинов он плыл по реке, пятнадцать дней, а не по стране Мордвинов. 

 

Плано Карпини  и Виллем Рубук.  «В своем сочинении, изданном под названием «История монгалов», Плано Карпини сообщал, что поход Батыя в Европу начался с разгрома волжских Булгар и мордвы в 1237 году, а затем нападением на Русь». 

По свидетельству  Карпини, «… они сражениями опустошили Руссию. Из Руссии же и из комании вышеназванные вожди подвинулись вперед и сразились с венграми и поляками». 

 

« Возвратившись  от туда (т. е с западной Европы. (Н.М.), они пришли в землю Мордвинов, которые суть язычники, и победили их войною. Подвинувшись отсюда против Биллеров, т.е. Великой Булгарии, они ее совершенно разорили» 

 

«С севера же к  комании, не посредственно за Руссией, мордвинами и Билярами прилегают Баскарты, то есть великая Венгрия…». 

 

И тут мы ясно понимаем, что речь идет о мокшанском народе. В 1237 году  вторжения татар на землю эрзян не происходили об этом известно профессору Мокшину, поэтому речь тут идет о територрии проживания  мокши между реками Дон и Мокша. Да и нахождении Венгрии за Волгой, дает территориальную привязку. 

 

Виллем Рубук «27 декабря 1253 года он пошел к стану великого хана в близ Карокорума и провел там, около двух месяцев. 10 июля 1254 года началось обратное путешествие, в Европу пролегавшее севернее озера Балхаш до Волги, от туда Рубук повернул на юг». 

 

 

 «В сочинениях Рубука имеется ряд весьма ценных  сведений о  мордве (Merdas, Merdinis). Он является первым путешественником,  который упоминает страну Моксель(Moxel), т.е. страну мокши» (Н.М.). 

 

 

 «Эта страна за Танаидом (Доном) очень красива, имеет реки, леса. 

К северу Северу находятся огромные леса, в которых живут два рода людей, именно Моксель, не имеющие не какого закона, чистые язычники. Города у них нет, а живут в маленьких хижинах в лесах.  

Их государь и  большая часть людей были убиты  в германии. Именно татары  вели их вместе с собой до вступления в Германию, поэтому Моксель одобряют Германцев, надеясь, что при их посредстве они еще освободятся от рабства Татар. 

 

 

 Если к ним приедет  купец, то тому,  у кого он в первые пристанет, подлежит заботиться о нем все время, пока тот пожелает быть в их среде. Если кто спит с  женой другого, тот не печалится об этом, если не увидит собственными глазами; отсюда они не ревнивы. 

В изобилии у них  имеются у них свиньи мед и  воск, драгоценные меха и соколы.  

 

 

 За ними живут другие, именуемые Мердас, которых Латины  называют Мердинис, и они Сарацины за ними находится Этилия. 

Эта река превосходит  своею величиной все, какие я  видел; она течет с севера, направляясь  из Великой Булгарии к югу, и впадает в некое озеро, имеющее в окружности пространство в четыре месяца…». 

 

 

 И тут ученный Мордовии Мокшин Н. начинает рассуждать о том, что под Мердинис надо понимать, скорее всего, эрзян, - но вот не задача, Мердинис – сарацины. Сарацины - это роды, исповедовавшие ислам,  этнограф Мокшин полагает, что путешественник ошибся в исламской религии Мердинис, но, увы, нет.  Мердинис, не имеет ни какого отношения к эрзя народу. 

 

 

 Давайте вспомним, путь путешественника, пролегал он с запада на восток и  назад с востока на запад, следовательно, логики, перед и зад будут, находится на одной линии, в зависимости от направления движения. 

 

 

 Возвратившись на запад Рубук стал описывать путешествия,  

«Эта страна за Танаидом (Доном)….» и к северу.  Дорога Рубука проходила по самому югу этой страны, (сама страна  с двумя народами, была севернее).  

Он  рассказывал о людях, которые за Моксель к Этилия и севернее его пути, то есть Мокшу и Мердинис.   

Рубук, когда описывал события, находился на западе,   «Сзади» нужно понимать, - восточнее, то есть в направления с запада на восток, где и течет Этилия. Далее это подтвердит  путешественник Сигизмунд Герберштейн. 

 

 

 Таким образом, народ Мердас  или Мердинис не имеет ни какого отношения к эрзянам и далее станет ясно, что Мердинис - сарацины,- это часть мокшанского народа. 

 

Иосафат Барбо. (1436-1452 гг.) прожил в Тане - венецианская колония при устье Дона. 

«Я  обладаю, пишет он, - хорошей осведомленностью  относительно мокши (Moxii) и потому расскажу все, что, знаю, об их веровании образе жизни. 

 

 

  В известное время года они берут лошадь, которую приобретают  сообща, и привязывают ей все четыре ноги к четырем кольям, голову - к  отдельному колу. Все эти колья  вбиты в землю. Затем приходит человек с луком и стрелами, становится на соответствующее расстояние и стреляет в сердце до тех пор, пока, не убьет лошадь. Потом ее обдирают, из шкуры делают мешок, над мясом  совершают какие то свои обряды и съедают его; шкуру туго набивают соломой и зашивают ее так искусно, что она кажется цельной: вместо каждой из ног подставляют прямой брусок дерева - так, чтобы лошадь могла стоять, будто живая на ногах. 

Наконец они идут к какому- нибудь большому дереву обрубают соответственным образом сучья и прилаживают сверху на помост, на который и помещают эту лошадь стоймя. В таком положении они ей поклоняются и приносят в дар соболей, горностаев белок, лисиц и другие меха.  

Все это навешивают на дерево, подобно тому, как мы ставим свечи. Таким образом, получается, что  эти деревья сплошь заполнены  мехами. 

 

 

 Народ питается больше всего  мясом, преимущественно диких животных, и рыбой, которую ловят в здешних  реках. Это все что мы могли  рассказать о мокше». 

 

Сигизмунд Герберштейн. Рафаэль Барберини. Дважды (в 1516- 1518 гг. и в 1526 – 1527 гг.) совершил путешествия в Россию. 

 

 

 «На восток и юг от реки Мокши, - писал С.Герберштейн, - встречаются огромные леса, в которых живет народ  мордва, который имеет свой собственный язык и состоит под властью московского князя. Из них некоторые пребывают в идолопоклонстве, другие – магометане. Они живут, рассеяно по деревням, обрабатывают поля питаются дичиной и медом, имеют в изобилии драгоценные меха; это люди в высшей степени свирепые, потому-то не раз даже отражали татарских разбойников. Почти все они пешие,  отличаются продолговатыми луками и искусством метать стрелы». 

 

 

 Прочитав, «На восток и  юг от реки Мокши…», становится ясно, что  речь идет только о мокше. В том, что  часть мокшан были магометане, это уже факт, подтвержденный не только путешественниками.  

 

Рафаэль Барберини. «Но, обращаясь к тому, что сам я видел, - пишет Барберини, - скажу, что во ста сорока милях  от Нижнего Новгорода находится река, текущая с юга и именуемая Сура, вливается она в Волгу, там именно, где стоит крепость, называемая Васильев-город.. Река эта составляет границу Московского княжества и казанского  ханства. Не во многих милях от туда протекает еще одна река, именуемая малая Москва(?), которая впадает в Оку повыше  города Мурома, на этом пространстве между означенными реками, находятся большие леса, в которых обитает народ мордва(popoli Morduisti) частью идолопоклоннической, частьюмагометанского вероисповедания, подчиненный тоже московскому государству; народ этот воинственный, но пеший, вооруженный луками и стрелами». 

 

 

 Малая Москва,- это река Мокша, которая впадает в Оку  выше города Мурома, на некоторых картах река Москва и Мокша писалась (Moska). Профессор Мокшин не захотел открыть этот факт. 

 

Подведем итоги.  

 

Все сообщения  западноевропейских авторов: 6-17 вв. приведенные  в отношении мордовского народа Н.Мокшиным в книге «Мордва», не имеет ни какого отношения к эрзянскому народу.  

 

 

 Иностранцами путешественниками  не было упомянуто об эрзянском народе или связях эрзянского народа с мокшей или мордвой. 

 

Из текста уважаемого Мордвой, профессора Мокшина, понимаем и осознаем,

Этноним «мордва» к эрзя народу не относится! 

 

 

  

 

Эрзянский народ  является самобытным народом и особым народом от мокши и мордвы. 

 

Эрзянский язык является самостоятельным языком. 

 

Близость языков, является следствием перенимания культуры мокшанским народом. 

 

Мордва это часть  мокшанского народа, магометанского вероисповедания.  

 

Расценивать работу профессора Н.Мокшина с его огромным перечнем заслуг, как ошибку слишком примитивно, агрессивная политика Мордовской администрации против языка и культуры  эрзян, наглядное тому подтверждение. 

 

Теперь в первую очередь Мордовские власти, должны публично, принести извинения всему  эрзянскому народу.

Минь Эрзят!

Данные истории  говорят, что в Среднем Поволжье люди появились 

около 100 тыс. лет  назад, еще в эпоху палеолита [1]. Для центральной час-

ти Русской равнины в это время было характерно глубокое похолодание,

или, как говорят  некоторые авторы, о развитии древних  оледенений [2, 3].

Характерные для  этого времени холодные ровные, открытые участки с су-

ровыми условиями жизни вынуждали человека каменного века приспо-

сабливаться, заниматься охотой, пользоваться огнем, теплой одеждой,

строить примитивные  жилища. Собственно, до настоящего времени  на со-

временной территории нашей республики археологи не обнаружили еще 

следы пребывания человека того времени, они раскопаны  на территории

ближайшей к нам  Рязанской области, но это еще  не говорит об их отсутст-

вии вообще. Так как кроме более западных территорий, относительно со-

временной Мордовии, каменные орудия древнего человека, имеющие  воз-

раст более 10 тысяч лет были найдены в более северных и восточных рай-

онах Среднего Поволжья.

Наступившее около 10 тыс. лет назад, в эпоху мезолита, потепление кли-

мата способствовало приходу человека и на территорию Окско-Сурского

междуречья. Таяние ледников, формирование речных долин, появление 

лесов богатство  растительного и животного мира позволяло человеку в бо-

лее благоприятных  условиях заниматься охотой и собирательством. Ареа-

лы его расселения становятся более обширными. Его стоянки найдены в

Примокшанье в Теньгушевском, Краснослободском, Зубовополянском

Информация о работе Историческое краеведение как наука. Источники исторического краеведения