Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 12:15, реферат
Государства Закавказья и Центральной Азии играют исключительно важную роль в формировании общего рынка труда государств — членов Содружества Независимых Государств. Этому способствуют следующие социально-экономические факторы: значительный демографический и трудовой потенциал; природно-сырьевые ресурсы (наличие нефти, газа, железной руды, цветных металлов и пр.)
Однако общее число безработных в странах СНГ, с учетом тех, кто ищет работу самостоятельно (без обращения в службы занятости), значительно больше и составило в среднем за 1999 год (по оценке) 14 млн. человек (11% экономически активного населения). По данным выборочного обследования населения, во втором квартале 1999 года общее число безработных в Грузии достигло 0,3 млн. человек (13% экономически активного населения), в Казахстане — около одного млн. человек (13%). Эти показатели соответственно в 2,9 раза и в 4 раза больше, чем число официально зарегистрированных безработных. Подобная же картина наблюдается и в других странах Центральной Азии и Закавказья.
Абсолютное
большинство безработных
Увеличивается продолжительность поиска нового места работы. Если в 1992 году она в среднем по Содружеству составляла 2,7 месяца, то в 1998 году — восемь месяцев. Продолжительный поиск работы ведет к потере квалификации, формированию у определенной части безработных пассивных, иждивенческих настроений. Особенно это пагубно сказывается на молодежи, которая в странах Центральной Азии и Закавказье составляет почти половину всех безработных.
С ростом безработицы в 90-е годы нарастала и напряженность на рынке труда: предложение превышает спрос. При этом разброс показателей достигает огромных величин: на одном полюсе Армения, где на одну вакансию в конце 1999 года претендовало 218 человек, на другом — Узбекистан, всего 1,4 человека. В других странах: Азербайджан — 6,9 человека, Таджикистан — 9,3, Казахстан — 35,9, Кыргызстан — 46,2 человека. В 1999 году конъюнктура регистрируемого рынка несколько улучшилась в Кыргызстане — число претендентов на одну вакансию уменьшилось с 48,6 до 46,2 человек, в Грузии — с 98,8 до 60,7 человек, в Таджикистане — с 10,3 до 9,3 человека, осталось без изменений в Узбекистане и Казахстане. Казалось бы, что между показателями напряженности труда, (соотношение спроса и предложения рабочей силы) как фактора выталкивания ее излишков и миграцией, существует прямая связь: чем выше напряженность, тем больше размеры миграции, и наоборот. Однако анализ показывает, что такой прямой связи не просматривается. Как отмечалось выше, самая высокая нагрузка на одну вакансию отмечается в Армении, а самая низкая — в Узбекистане, однако сальдо внешней миграции из Армении за 1991—1998 годы составило всего 15 тыс. человек, тогда как из Узбекистана — более 600 тыс. или в 40 раз больше. Численность же населения Армении и Узбекистана соотносится как 1 : 6,4. Очевидно, что между этими показателями, наряду с экономическими, опосредованно действуют другие факторы: политические, этнические, социокультурные.
В условиях высокой
напряженности на рынках труда эффективность
служб занятости невысока. Численность
граждан, не имеющих, но активно ищущих
работу, в последнее время
Трудовая миграция
Важный канал
снижения безработицы — внешняя
трудовая миграция, не получившая, однако,
сколько-нибудь заметного развития.
Здесь несколько причин. Во-первых,
в странах СНГ отсутствует
согласованная законодательно-
На развитии цивилизованной трудовой миграции отрицательно скажутся визовые ограничения, которые ввели Казахстан, Узбекистан, Россия, а также выход Туркменистана из межгосударственного соглашения о безвизовом режиме. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС) России, численность рабочих, привлеченных из других стран на контрактной основе, в 1998 году составила 242,3 тыс. человек. Из них 111,1 тыс. (45,9%) — из стран СНГ. В 1999 году их число снизились до 94,7 тыс. человек.
Из стран Закавказья в 1999 году на работу в Россию прибыло 13,2 тыс. контрактников, в том числе из Армении — 5,2 тыс., Грузии — 5,2 тыс., Азербайджана — 2,8 тыс. человек, из стран Центральной Азии — 10,1 тыс. человек (Таджикистана — 4,1 тыс., Узбекистана — 3,4 тыс., Казахстана — 1,7 тыс., Кыргызстана — 0,5 тыс.).
Всего за 1994—1999
годы из указанных регионов на работу
в Россию прибыло трудовых мигрантов
132,5 тыс. человек (82,7 тыс. — из Закавказья
и 49,8 тыс. — из стран Центральной
Азии). За последнее время на российском
рынке труда наблюдается
Рабочие из государств Центральной Азии и Закавказья, наряду с Россией и другими странами СНГ, осваивают новые рынки труда в Турции, Китае, Иране, Пакистане, Саудовской Аравии, в меньшей степени — странах Западной Европы.
По данным Агентства по делам трудящихся мигрантов Минтруда Узбекистана, в 1997 году для работы за рубеж было направлено 2,5 тыс. человек, в 1998 г. — более 3,5 тыс. Наиболее значимым партнером по трудовой миграции является Южная Корея, наметилось расширение трудовых связей с Объединенными Арабскими Эмиратами и Турцией.
По данным Министерства труда и занятости населения Таджикистана, масштабы трудовой миграции составляют 5—6 тыс. человек ежегодно. Уезжают, в основном, молодые мужчины-таджики. В некоторых регионах, например в Горно-Бадахшанской автономной области, Припамирье, в трудовую миграцию вовлечены до 80% молодых мужчин.
Тенденция направления рабочей силы и специалистов в страны Ближнего Востока характерна не только для Узбекистана, но и для других государств Центральной Азии и Закавказья.
В целом трудовая
миграция на контрактной основе составляет
не более одного процента трудовых
ресурсов этих стран. Причины кроются,
по всей видимости, в отсутствии традиций
трудовой миграции в пределах бывшего
СССР (в отличие от населения стран
Закавказья, которое давно привыкло
работать далеко от дома), в низком квалификационном
уровне значительной части коренного
населения и неспособности
Ручеек официальной трудовой миграции дополняется мощным потоком нелегальных мигрантов. Это и понятно, ибо сильное давление избыточных рабочих рук на местные рынки труда должно найти выход. Нелегальная миграция на порядок выше легальной. По оценкам экспертов Армении, за 1992—1998 годы в трудовую миграцию вовлечено 14% населения. По прикидкам Министерства труда и занятости населения Таджикистана, в странах СНГ находится более 250 тыс. трудовых мигрантов из республики. По другим оценкам, в летние месяцы их численность доходит до полумиллиона человек.
По нашим расчетам, нелегальной трудовой миграцией из стран Центральной Азии и Закавказья охвачено не менее 5 млн. человек, основная их часть устремляется в Россию.
По данным МВД России, в Москве находится (прописанных и без прописки) около 500 тыс. азербайджанцев, а по сведениям посольства Азербайджана — около одного млн. человек. В Санкт-Петербурге количество азербайджанцев достигло 200 тыс. человек, в Тюменской области официально прописано 23 тыс. азербайджанцев, а фактически их здесь до 100 тыс. человек, в Томской области — более 50 тыс., Омской — до 20 тыс. человек, во Владивостоке — около 70 тысяч1.
Согласно исследованию А. Юнусова, жители Азербайджана, прибывшие в Россию в годы карабахского конфликта и распада СССР, устроились в различных сферах — от среднего и крупного бизнеса до сезонных работ на стройках, в промышленности и транспорте. Немало их в сфере услуг и в правоохранительных органах. Среди трудовых мигрантов из Азербайджана резко возросло число беженцев из сельских районов республики. Основная сфера их деятельности — торговля на рынках.
В целом азербайджанцы привозят в Азербайджан ежегодно до 2,5 млрд. долларов, что в два с половиной раза превосходит иностранные капиталовложения2. Фактически немалая часть населения республики, прежде всего жители сельских районов и беженцы, живут за счет доходов от трудовой миграции в России.
Однако это только одна сторона медали. Нужно иметь в виду, что миграция, хотя и временная, большого числа молодых мужчин, как правило, еще не создавших семью, серьезно нарушает демографический баланс в странах Центральной Азии и Закавказья, что отрицательно сказывается на демографических процессах в этих государствах.
Незаконная миграция приводит к социальной напряженности в странах Содружества: нелегальные иммигранты нередко занимаются незаконной коммерческой деятельностью, контрабандой, включая оружие, наркотики и т.п. Нелегальная миграция из стран дальнего зарубежья ухудшает криминогенную обстановку, способствует терроризму. Не случайно поэтому на Совете глав государств СНГ в январе 2000 года принято решение о создании в рамках Содружества антитеррористического центра, которому предстоит выработать согласованные меры борьбы с международным терроризмом.
В целом трудовая миграция (как в легальной, так и в нелегальной форме) стала неотъемлемой частью переходных экономик стран Центрально-Азиатского и Закавказского регионов и всего Содружества. Она амортизирует инфляцию, компенсирует падение доходов, позволяя значительной части населения избежать обнищания в условиях безработицы. Благодаря миграциям на постсоветском пространстве сохранен потребительский рынок, сформировалась, по существу, альтернативная сфера занятости, поддерживаются интенсивные коммуникации между новыми странами Содружества.
Государственное регулирование национальных рынков труда
К настоящему времени сложились следующие программы государственного регулирования рынков труда стран Центральной Азии и Закавказья: содействия найму рабочей силы; подготовки и переподготовки рабочих кадров; по социальному страхованию безработицы.
В Азербайджане государственное регулирование осуществляется путем реализации программ занятости, финансируемых за счет средств фонда занятости, направляемых, в основном, на трудоустройство беженцев и вынужденных переселенцев. Ярмарки труда, проведенные в 11 городах и районах республики, помогли трудоустроить 5,5 тыс. человек. С мая 1999 года в Баку действует “Биржа труда, активизируется сотрудничество с международными организациями. Так, в рамках программ ООН, с привлечением МОТ и ТАСИС, создаются новые рабочие места и условия для самозанятости, совершенствуется законодательная база, внесены изменения в действующий закон “О занятости населения в Азербайджанской Республике”.
В Армении реализуется программа “Рынок труда и занятость населения в 1995—2000 годы” В программе определены конкретные меры по регулированию занятости различных категорий населения, учитывающие региональные особенности. С января 1997 года действует закон “О занятости населения”, определивший приоритетные направления государственной службы занятости: профессиональная ориентация, повышение квалификации и переподготовка, поддержка безработных (в том числе финансовая), желающих заниматься предпринимательством, а также регулирование и организация внешней и внутренней миграции рабочей силы. Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда предусматривается создание региональных учебных центров государственной службы занятости. Правительство Армении намерено и впредь стимулировать производство, развитие малого и среднего бизнеса.
В Грузии Государственному фонду занятости в 1999 году выделено 14% (около 250 тыс. дол. США) бюджетных денег на организацию общественных работ. В 1998 году на общественных работах было занято около пяти тысяч зарегистрированных безработных. Особое внимание уделяется обучению и переподготовке безработных, активной политике занятости, расходы на которые составят около 60% бюджета фонда занятости.
В Казахстане 30 декабря 1998 года принят закон “О занятости населения Республики Казахстан”. Но ликвидирован Фонд содействия занятости, прекращено государственное финансирование пособий безработным — их выплата возложена на местные бюджеты.
В декабре 1997 года было создано Агентство по демографии и миграции, на которое возложена ответственность за разработку и реализацию программ добровольного переселения и размещения казахов. Агентство организует регистрацию, учет и рассматривает ходатайства о переселении в республику, координирует работу областных миграционных служб, ответственных за условия приема, обустройство и социальную защиту мигрантов.
В Кыргызстане создана Национальная программа “Рынок труда и занятость населения на 1998—2000 годы и на период до 2005 года” (“Эмгек”). Основные цели программы: обеспечение эффективной занятости, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; сохранение эффективных рабочих мест; содействие созданию дополнительных рабочих мест; развитие кадрового потенциала путем совершенствования системы обучения, переобучения и повышения квалификации; обеспечение мобильности трудовых ресурсов путем регулирования трудовой миграции.
Значительную роль в создании дополнительных рабочих мест сыграло организованное в республике “Общество содействия занятости”, а также успешная деятельность 30 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, большое значение уделяется профессиональной подготовке безработных, в частности тех, кто не имеет трудового стажа и не может на равных конкурировать на рынке труда. Для подготовки кадров по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, определено девять модульных училищ по семи направлениям.