Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 19:58, курсовая работа
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно:
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
Введение
1 Эволюция общества: постиндустриальная система, информационное общество, экономика знаний и новая экономика
1.1 Соотношение категорий " постиндустриальное общество", "информационное общество", "новая экономика"
1.2 Признаки новой экономики
1.3 Инновационная компонента новой экономики
2 Национальные особенности в развитии новой экономики
2.1 Развитие новой экономики в США
2.2 Проблемы и перспективы развития новой экономики в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Как отмечалось в наших предыдущих прогнозах, после кризиса обычно происходит повышение естественной нормы безработицы. Это связано с ростом долгосрочной безработицы и усилением структурных диспропорций в спросе и предложении рабочей силы.Наибольшее сокращение занятости во время кризиса произошло в таких отраслях как строительство и обрабатывающая промышленность, а также среди административного персонала. В то же время увеличение рабочих мест происходит в первую очередь в сфере услуг - в отраслях развлечений, ресторанного и гостиничного бизнеса, розничной торговле, профессиональных и технических услугах, здравоохранении. По оценкам ФРС и Бюджетного управления Конгресса США, в настоящее время естественная норма безработицы в США может составлять от 5,6% до 6%, в то время как до кризиса она колебалась около 5%.
Особого внимания заслуживает так называемый «квалификационный разрыв», который характеризуется дефицитом квалифицированных кадров, в том числе со средним профессиональным образованием. Поэтому большую актуальность сохраняют вопросы продвижения законопроектов по привлечению в страну высококвалифицированных мигрантов и меры по подготовке собственных специалистов.
В июне 2013 года Сенатом был одобрен законопроект об иммиграционной реформе, который сейчас находится на рассмотрении в нижней палате. Законопроект предлагает широкий комплекс мер, от усиления контроля за въездом в страну и постепенной легализации уже находящихся на территории США иммигрантов до привлечения иностранных студентов и высококвалифицированных специалистов путем облегчения для них процедуры получения виз и вида на жительство. По оценкам Белого дома, проведение реформы приведет к росту экономики дополнительно на 1,4 трлн. долл. и сокращению бюджетного дефицита.
По-прежнему используется весь возможный в сложившихся условиях арсенал средств государственного антикризисного воздействия на экономику. К ним относится в первую очередь монетарная политика ФРС, которая проводится последовательно и масштабно и, кроме того, в силу независимости центробанка, не подвержена политическим спорам в той степени, как другие рычаги государственного управления.
За прошедший год меры кредитно-денежного воздействия на экономику не претерпели существенных изменений, хотя постоянно подвергаются некоторому усовершенствованию. ФРС подтвердила намерение держать базовую учетную ставку на минимальном уровне 0-0,25% до того момента, пока уровень безработицы не опустится ниже 6,5%, при целевом уровне инфляции 2- 2,5%.С сентября 2012 года продолжается третий раунд количественного смягчения. В декабре 2012 года ФРС объявила о том, что будет ежемесячно приобретать ипотечные облигации на сумму 40 млрд. долл. и государственные казначейские бумаги на сумму 45 млрд. долл. Если в предыдущих раундах количественного смягчения фиксировались суммы покупки и сроки начала и окончания каждого раунда, то с сентября ФРС объявила о постоянных ежемесячных покупках ценных бумаг на сумму 85 млрд. долл. до того момента, пока не произойдет «существенное улучшение» в экономике. Снижение безработицы до 7,2% в сентябре вызвало опасения, что скоро ФРС начнет сворачивать программу количественного смягчения. Однако в своем октябрьском заявлении ФРС объявила о решении продолжить программу. Скорее всего решение о начале свертывания программы будет принято не ранее весны 2014 года.
Важно подчеркнуть, что основной целью монетарной политики является низкая базовая ставка, а количественное смягчение - только один из способов достижения этой цели. Представители ФРС неоднократно заявляли, что важен не факт количественного смягчения, а стратегия монетарной политики центробанка в целом. В случае принятия решения о сворачивании программы количественного смягчения это сокращение будет постепенным и займет примерно год, а крайне низкий целевой уровень базовой учетной ставки сохранится еще значительное время после завершения программы. По оценкам ФРС, смена стратегии с нулевой на более высокую ставку не должна произойти раньше 2015 года. Рынки достаточно нервно реагируют на перспективы сворачивания программы количественного смягчения. Однако в самой идее накачивания денег в экономику заложена опасность инфляционных процессов и образования финансовых пузырей. При этом не исключено, что эти негативные события могут случиться не в США, а в других странах, экономика которых сильно зависит от долларовых вливаний.
При этом в настоящее время нетрадиционная монетарная политика американского центробанка в виде количественного смягчения не приводит к инфляционным процессам. Невостребованные излишки денежных средств, просто остаются на счетах депозитарных институтов в ФРС в виде избыточных резервов. В декабре 2013 года объем избыточных банковских резервов на счетах ФРС достиг огромной суммы в 2,4 трлн. долл., в то время как в октябре 2008 года, до первого раунда количественного смягчения, избыточные резервы составляли около 280 млрд. долл., а в августе 2008 г. - всего 2 млрд. долл. С октября 2008 г. центробанк осуществляет выплаты процентов на избыточные резервы банков на счетах ФРС, что является дополнительным инструментом монетарного контроля.
В условиях крайне низких процентных ставок и отсутствия дефицита денежных средств в экономике возрастающую роль начинают играть ожидания и настроения участников рынка.Поэтому грядущая смена руководства ФРС могла негативно повлиять на настроения инвесторов и участников рынка. ОднакоБ. Обама предложил на этот пост кандидатуру нынешнего заместителя Б.Бернанке Дж.Йеллен, которая устраивает все политические силы. Американской администрацией было уделено значительное внимание доведению до участников рынка, компаний и инвесторов тезиса о преемственности политики нового руководства ФРС. Можно ожидать, что ФРС будет продолжать проводить твердую кредитно-денежную политику, направленную на снижение безработицы и контроль над инфляцией. Однако, нельзя сбрасывать со счетов и существенные риски экспансионистской монетарной стратегии, как для экономики США, так и для остального мира.
В 2013 году ФРС также продолжала свою деятельность по воплощению положений Закона о реформировании финансовый рынков и защите потребителей - закон Додда-Френка. Во исполнение этого закона с 2012 года вводятся обязательные стресс - тесты на достаточность основного капитала для крупнейших банков. Второй раунд масштабных стресс - тестов восемнадцати крупнейших финансовых институтов с активами, превышающими 50 млрд. долл., прошел в марте 2013 года. Проверялась возможная реакция банков на гипотетическое повышение безработицы до 12,1%, падение котировок акций более чем на 50% и цен на жилье более чем на 20% в течение девяти кварталов после этих стрессовых изменений. Два банка - BB&TCorp. и AllyFinancial -не прошли тестирование и не получили одобрения ФРС на выплату дивидендов и обратный выкуп акций, еще два - J.P. MorganChase и GoldmanSachs прошли тесты условно и должны представить новые планы через шесть месяцев. Остальные четырнадцать банков прошли тестирование без всяких дальнейших условий. В сентябре крупнейшие банки провели серию самостоятельных стресс-тестов по собственным сценариям. Все 18 крупнейших банков успешно прошли этистресс-тесты. Начиная с осени 2013 г. финансовые компании с активами от 10 до 50 млрд. долл. также должны самостоятельно проводить ежегодные стресс-тесты.
По-прежнему остаются рекордно высокими прибыли американских корпораций. По данным Бюро экономического анализа США, во втором квартале 2013 года прибыль корпораций до налогообложения в годовом исчислении составила 2,09 трлн. долл., что на 4,5% больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года. Несмотря на то, что рост корпоративных прибылей замедлился, а в первом квартале наблюдалось даже некоторое уменьшение этого показателя, финансовое состояние американских компаний остается хорошим. Высокие прибыли не меняют уже сложившуюся ситуацию - компании по-прежнему занимают выжидательную позицию, не инвестируют в новые проекты и новый персонал и проводят осторожную политику, направленную, прежде всего, на сокращение издержек, а не на стратегический рост. Уровень заработных плат остается низким, отражая высокую безработицу и конкурентную ситуацию на рынке труда. Постоянные бюджетные баталии в Конгрессе способствуют росту неопределенности и препятствуют принятию компаниями долгосрочных инвестиционных решений. Однако высокие прибыли корпораций отражаются в бурном росте фондового рынка, процветание которого контрастирует с умеренными успехами американской экономики. Положительным моментом является то, что рост цен акций опосредованно, через рост доходов частных инвесторов, позитивно влияет на потребительский спрос.
Корпорации по-прежнему располагают огромными запасами наличности. По данным Moody's, наличные средства американских нефинансовых компаний на 30 июня 2013 г. составили 1,48 трлн. долл., по сравнению с 1,45 трлн. долл. в конце предыдущего года и 820 млрд. долл. в конце 2006 г. При этом примерно 10% всей наличности приходится на компанию Apple, а на долю 50 компаний-лидеров по запасам наличных денежных средств приходится 62% этих средств.На долю зарубежных филиалов компаний приходится 61% наличных средств, или около 900 млрд. долл. В 2011 г. в зарубежных филиалах находилось 700 млрд. долл. в виде наличных средств, а в конце 2012 г. - 840 млрд.
Характерное для последних лет сочетание высоких прибылей корпораций с увеличивающимися запасами наличности свидетельствует о недостаточности стимулов для инвестирования в экономику, а высокая доля зарубежных запасов наличных средств - о несовершенстве налогового законодательства, которое позволяет корпорациям не платить налог на прибыль до момента репатриации. Необходимо стимулировать спрос другими методами - с помощью налоговой, финансовой и структурной политики. Однако именно сейчас политические противоречия достигли такого накала, когда принятие даже простейших решений растягивается на месяцы, что никак не способствует стабилизации ожиданий и уменьшению неопределенности. Те же, и даже большие, трудности встают на пути принятия налогового законодательства и решений по государственным расходам и инвестициям в экономику.
Разногласия в Конгрессе и невозможность принятия многих необходимых экономических решений становятся важнейшим негативным фактором, тормозящим возвращение США на траекторию здорового экономического роста. По оценкеStandard&Poor's, закрытие правительственных учреждений с 1 по 16 октября 2013 года обошлось американской экономике в 24 млрд. долл., а экономический рост в четвертом квартале может недосчитаться из-за этих событий, по разным оценкам 0,2-0,6 п.п. К тому же, по вопросу финансирования была достигнута лишь временная договоренность, которая действует до 15 января 2014 года. Уже в декабре 2013 года должен начаться очередной раунд тяжелых межпартийных переговоров по бюджетным вопросам. То же самое относится и к верхней границе государственного долга, которая в настоящий момент одобрена только до 7 февраля 2014 г.
Между тем жесткие меры по сокращению бюджетного дефицита дают впечатляющие результаты. Дефицит федерального бюджета в 2013 финансовом году, закончившемся 1 октября, сокращался быстрее намеченного плана, достигнув 642 млрд. долл., то есть 4% ВВП при плане в 973 млрд. долл. - 6% ВВП. Это означает уменьшение дефицита более чем в два раза по сравнению с максимумом 2009 года, когда он составлял 1,4 трлн. долл. или 10,1% ВВП. В 2014 году планируется дальнейшее сокращение дефицита до 560 млрд. долл. и 3,4% ВВП, а в 2015 году - до 378 млрд. долл. и 2,1% ВВП. В дальнейшем дефицит будет колебаться в пределах 2,5-3,5% ВВП.
Однако, сокращение бюджетного дефицита негативно влияет на совокупный спрос, что является тормозом экономического роста в период исчерпания возможностей денежного стимулирования. Слишком резкое сокращение дефицита может иметь для американской экономики более опасные последствия, чем его огромные значения. Государственные инвестиции уже достигли в 2013 г. минимального уровня 3,6% ВВП, с то время как в среднем в послевоенный период они составляли 5% ВВП. В этих условиях необходимо тщательно выбирать основные направления государственных инвестиций, воздействия на «точки роста» экономики. Это, прежде всего, инновационное развитие, финансирование науки и развития технологий, образования, здравоохранения, вложения в инфраструктуру.
Администрация Обамы представила проект бюджета на 2014 год, в котором вместо автоматического секвестра предлагаются более продуманные меры по дополнительному сокращению дефицита на 1,8 трлн. долл. в течение десяти лет. За счет роста доходов бюджета предполагается сокращение дефицита на 600 млрд. долл., а путем сокращения расходов - на 1,2 трлн. долл. Рост доходов бюджета предполагается осуществлять, отменив часть налоговых льгот для наиболее обеспеченных категорий американцев, а сокращения расходов - за счет некоторых оборонных программ, расходов на «Медикейр», сельскохозяйственных субсидий. Однако главной составляющей плана являются инвестиции в важнейшие сферы экономики, способствующие активизации экономического роста. К ним относятся в первую очередь наука, образование, инфраструктура, социальные программы. Приоритетами бюджетной политики становятся инвестиции в инновационное развитие, возрождение обрабатывающей промышленности на новом технологическом уровне и поддержание страны на переднем фланге технологического прогресса.
В президентском проекте федерального бюджета 2014 г. заложено 142,8 млрд. долл. на исследования и разработки - ИР, что на 1,3% выше фактического уровня затрат на эти цели в 2012 г. Из них 68,1 млрд. долл. выделяется на фундаментальные и прикладные исследования - на 7,5% больше фактического уровня 2012 г. и 71,5 млрд. долл. на разработки - на 5% меньше фактического уровня 2012 г. Расходы на гражданские ИР предполагается повысить на 9,2% по сравнению с фактическим уровнем 2012 г. и довести до 69,6 млрд. долл. Бюджет военных ИР сокращается на 5,2% до уровня 73,2 млрд. долл.
Приоритетными направлениями научных исследований и разработок объявляются исследования для создания инноваций в обрабатывающей промышленности, разработка источников возобновляемой энергии, изучение глобальных изменений климата, информационные технологии, биомедицинские исследования. Особое внимание уделется поощрению инноваций и коммерциализации федеральных инвестиций в ИР. В числе приоритетных в проекте бюджета отмечаются исследования, связанные с обеспечением национальной безопасности и исследования, помогающие принимать решения в экономической политике, а также социальные и поведенческие науки. Кроме того, предлагается продлить, упростить и сделать постоянным налоговый кредит на исследования и эксперименты. На инвестиции в инфраструктуру в бюджете 2014 года предлагается выделить 50 млрд. долл. При этом все расходы президентского проекта вписываются в пределы, установленные в Законе о бюджетном контроле 2011 года.
Для выхода на нормальную траекторию экономического роста США требуется не только увеличивать инвестиции в науку, образование и инфраструктуру, но и провести налоговую реформу. Однако сложно в ближайшее время ожидать проведения комплексной налоговой реформы из-за невозможности согласования многих положений между партиями, а решения по ключевым вопросам финансирования тормозятся разногласиями между демократами и республиканцами.