Бюджетный дефицит и государственный долг КР. Механизмы сокращения внешних задолжностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы, возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

Б) Внутренний долг

(млн. сом)

Расходы

2013 год

2014 год

2015 год

Проценты

        1 416,5  

        1 322,4  

        1 320,0  

   Краткосрочные  ГЦБ

           517,9  

           670,6  

           673,5  

   Долгосрочные  ГЦБ

           898,0  

           651,2  

           646,0  

   Индексация  вкладов

               0,6  

               0,6  

               0,6  

Основная сумма

        9 572,5  

        8 164,6  

        7 958,8  

   Краткосрочные  ГЦБ

        5 511,7  

        6 018,9  

        6 238,2  

   Долгосрочные  ГЦБ

        4 060,8  

        2 145,7  

        1 720,6  

Всего

      10 989,0  

        9 487,0  

        9 278,8  


 

На расходы по обслуживанию внутреннего долга Кыргызской Республики планируется направить в 2013 году – 10 989,0 млн. сом, в 2014 году – 9 487,0 млн. сом, в 2015 году – 9 278,8 млн. сом.

На обслуживание внутреннего  долга в 2013 году планируется направить  10 989,0 млн. сом, из них по процентам – 1 416,5 млн. сом (12,9%) и по основной сумме – 9 572,5 млн. сом (87,1%). Сравнительно высокие объемы расходов по обслуживанию внутреннего долга в 2013 году объясняются следующими причинами:

  • Относительно высокий прогнозный уровень инфляции на 2013 год (наблюдается высокая взаимосвязь между уровнем инфляции и доходностью ГЦБ: в период с 1996 года по 2011 год значение положительной корреляции между ИПЦ и ставками доходности по ГКВ составляет свыше 0,8);
  • Наступление сроков погашения по значительным суммам долгосрочных ГЦБ, которые включают задолженность Правительства Кыргызской Республики перед Национальным банком Кыргызской Республики, ГКО выпущенные посредством прямого размещения.

В структуре обслуживания внутреннего долга в разрезе  срочности долговых инструментов, в 2013 году удельный вес расходов на обслуживание краткосрочных инструментов составит 54,9%, а долгосрочных – 45,1%. Аналогичные данные на 2013-2015 годы представлены на графике 3. ниже.

 

 

График 3. Структура  обслуживания государственного внутреннего  долга

Меры политики в области  обслуживания внутреннего долга:

  • Внедрение инструментов управления обязательствами по ГЦБ, в том числе механизм обратного выкупа ГЦБ (buy – back) и замены эмиссии ГЦБ (Switch-auction), что позволит равномерно распределить нагрузку между прогнозируемыми годами и нивелировать пики обслуживания внутреннего долга.

 

Глава 3. Механизмы  сокращения дефицита бюджета и государственного долга Кыргызской Республики

3.1. Проблемы и  меры пополнения бюджета

 

 

На начало 2013 года социально-экономическая  ситуация в Кыргызстане продолжает оставаться неустойчивой, в том числе из-за следующих проблем, требующих скорейшего разрешения. Крайне большой дефицит средств государственного бюджета и низкий уровень жизни, грозящие новыми социальными протестами граждан10.

Хронический дефицит средств в бюджете республики и низкий уровень жизни вызваны:

1. Уничтоженим в 1990-е годы  большинства промышленных и сельскохозяйственных предприятий режимом Аскара Акаева программами типа ПЕСАК/PESAC, навязанных Кыргызстану МВФ, Всемирным Банком и другими международными финансовыми институтами (МФИ). В результате Кыргызстан лишился сотен тысяч рабочих мест, и основных источников пополнения бюджета, которыми являлись эти предприятия: заводов им. Ленина (на котором работало 30 тысяч рабочих), им. Фрунзе (10 тыс.работников), Физприборы/Дастан (8 тыс. рабочих) и многих других предприятий.

В аграрном секторе колхозы и совхозы являлись содержателями коллективной инфраструктуры (систем ирригации, ферм, МТС и др.). С их развалом инфраструктура также была уничтожена, что привело к массовому забою скота, распаду ветеринарии, падению производства всех видов с/х культур. Поголовье баранов в Кыргызстане упало с 11 до 4 млн., КРС - с 5 до 1,2 млн., свиней - с 6 до 0,06 млн. голов. Это была спланированная операция МВФ: разрушить экономику республики, загнать ее в кабалу внешнего долга и разграбить минеральные ресурсы. Близкие сценарии ранее был реализованы МВФ в странах Латинской Америки.

Следствием стали трех-четырехкратное падение уровня жизни граждан  Кыргызстана, всплеск коррупции, массовые внутренняя и внешняя миграция: выезд  за рубеж широкого перечня квалифицированных кадров и членов их семей. При режиме Аскара Акаева на постоянное место жительство в другие страны выехало более 1 млн. человек. Еще столько же ринулось из регионов републики - поближе к столице, в Чуйскую долину. В результате, по данным ФМС России на 2011 г., на территории РФ зарегистрировано 400 тыс.граждан Кыргызстана, прибывших в поисках работы.

Вывод: Кыргызстану необходимо уйти от влияния МФИ, вести независимую политику

2. Передачей в 1990-е,  в 2003-м и в 2006-м годах режимами  Акаева и Бакиева крупнейшего кыргызского месторождения золота Кумтор – под контроль канадской компании КАМЕКО и ее преемницы Центерра Голд Инк. Это было сделано посредством ряда заведомо кабальных и мошеннических соглашений, в результате которых доля республики в этом предприятии была снижена с 67% до 32%.

В результате в начале 2000-х годов, управляемое канадцами СП «Кумтор» платило в отдельные периоды в бюджет Кыргызстана лишь 0,5% (пол процента!) от своих доходов.

В 2006-2007 гг. Кыргызстан мог  реально увеличить свою долю в  СП с 15% до 61%, как это обещал сделать  в СМИ тогдашний министр финансов Акылбек Жапаров, но в последний момент режим Курманбека Бакиева (после длительных переговоров и поездок в Германию «на лечение») согласился на увеличении доли республики в капитале Центерра Голд Инк. лишь до 33%.

В итоге, в настоящее время от продажи добываемого на Кумторе золота ежегодно на более, чем 1 млрд.долларов, Центерра Голд Инк. платит налогов в бюджет Кыргызстана лишь 18%. Зато вырабатываемые Кумтором по 6 млн.тонн в год отходов, содержащих цианиды и еще более токсичные соли тяжелых металлов - на 100% сливаются в Кыргызстане. При этом еще в 2006 году Госгортехнадзор11 зафиксировал «интенсивную инфильтрацию из хвостохранилища» и постановил построить новое хвостохранилище, но Центерра Голд Инк. уже 6-й год игнорирует(!) предложение Госгортехнадзора.

Вывод: Кыргызстану необходимо восстановить контроль над всеми своими месторождениями полезных ископаемых, как это сделали Кувейт, ОАЭ, Катар и другие, которые только после этого смогли самостоятельно формировать свои бюджеты.

3. Не установлением кыргызстанскими властями до сих пор (с 1991 по 2013 годы) на границе с Китаем функционирующих таможенных терминалов. В результате контрабанда из КНР достигает 80-90% от объема поставок, так как все товары, ввозимые в Кыргызстан, растаможиваются не по их стоимости, а по их весу(!), и доставляются по киргизской территории только китайскими грузовиками непосредственно до рынков сбыта в Кара-Суу, Дордой, Мадину, Таатан и др.

При этом, сам Китай  не допускает кыргызских перевозчиков вглубь своей территории, позволяя им завозить грузы лишь до приграничным таможенных терминалов в Топо и Кызыл-Суу.

В итоге вся выручка  от транспортировки товаров, измеряемая ежегодно в десятки миллионов  долларов (более 1 млрд. сомов) достается  только китайским грузоперевозчикам, в то время как сотни кыргызстанских водителей, несмотря на протесты и временные перекрытия автодорог (Ош-Эркештам), – годами остаются без работы.

Потери бюджета Кыргызстана  от невзимания таможенных пошлин с  контрабанды китайских товаров - более 1 млрд.долларов в год. Так, по данным китайской таможни в 2009 и 2010 годах в Кыргызстан было поставлено товаров на 9 и 11 млрд.долларов, в то время как киргизская таможня ежегодно регистрирует в 10-12 раз меньшие суммы.

Также большой урон от китайской контрабанды несут отечественные производители Кыргызстана, которые вынуждены нести и официальную налоговую, и неофициальную нагрузки (выплат сотрудникам ГКНС, финполиции, санэпидем и других надзоров), и поэтому не в состоянии выдержать конкуренцию против китайских контрабандных товаров, в том числе на киргизской территории.

Вывод: Кыргызстану необходимо срочно запустить таможенные терминалы на Торугарте и Иркештаме, изменить систему учета импорта и его растаможивания, и прекратить допуск на территорию республики грузовиков Китая и других стран, а также любых грузовиков весом более весом более 40 тонн.

4. Навязыванием Кыргызстану  очередных неокупаемых проектов, которые увеличениями внешнего  долга КР перед МВФ, ВБ и  Китаем, лишь усугубляют нагрузку  на госбюджет: реконструкции автодороги Бишкек - Балыкчи - Долон (на 200 млн. долларов), сооружения ЛЭП-500 кВ «Датка-Кемин» (340-389 млн. долларов), строительства «трансконтинентальной» ж/д Китай - Кыргызстан - Узбекистан и др.

Понятно, что шоссе  через Боом в 4 полосы – лучше, чем нынешние 2 полосы, но ведь самое главное в любом кредите – это определение источника его погашения и подтверждения его достаточности, а его – нет. И что строительство еще одной дополнительной ЛЭП «улучшит» энергоснабжение, но и здесь у КР не найден источник погашения кредита.

О том, что «трансконтинентального»  транзита Китай - Кыргызстан - Европа (или  из КНР в Центральную/Южную Азию) по ж/дороге через 8 госграниц, 16 таможен, 2 процедуры смены колесных пар  у вагонов, и еще 2 паромные переправы  в Турции через озеро Ван и пролив Босфор в реальности не будет, министерство транспорта умалчивает.

Так и министерство энергетики не упоминает, что в случае ввода  в республике запрета на лампы  накаливания (КПД в 4%), как это  уже сделано в Таджикистане и  России, их замены люминисцентными лампами (КПД в 20%) энергопотребление на освещение снизится в 5 раз, а при замене на светодиодные лампы с КПД в 40% - нагрузки на сети снизятся в 10 раз.

А заем на новую ЛЭП  почему-то предполагает ее строительство  по крюкообразному маршруту: сначала от Токтогульской ГЭС линия пойдет на юго-восток до почти Жалал-Абада, а затем назад, на север – в восточную часть Токтогульского района. Хотя строительство ЛЭП по прямому маршруту от Токтогульской ГЭС – сразу в восточную часть одноименного района – позволило бы уменьшить затраты на проект, а с ними и сумму займа.

Но так как окупаемость  этих кредитов не гарантированная, значит, придется расплачиваться с Китаем другим: передачей ему очередных месторождений  минеральных ресурсов и иных активов.

Вывод: Кыргызстану необходимо срочно остановить реализацию реконструкции Китаем автодороги «Бишкек - Иссык-Куль - Долон» и прекратить все переговоры на очередные неокупаемые займы (на ремонты автодорог и иные аналогичные проекты).

Очевидно, что 10% и более кредитов, получаемых Кыргызстаном, разворовываются в виде «откатов» должностными лицами самих министерств. Скандальные отчеты Счетной Палаты о нарушениях при реализации проекта реабилитации указанного шоссе, давно размещены в интернете. Поэтому, если министерства транспорта и энергетики КР так сильно заинтересованы в реализации этих проектов, то пусть исполняют их, однако не за счет увеличения внешнего долга Кыргызстана, а привлечением в проекты средств инвесторов, но не кредиторов из КНР.

Скорее всего, Китай уже крепко «прикормил» киргизских чиновников: в министерстве энергетике, и особенно в минтранспорта, бывший глава которого периодически выступал в СМИ со всё новыми прожектами кредитов от китайского банка: 

- «восстановление автодорог  Иссык-Кульского кольца за 500 млн.$» (08.10.2010 г.), 

- «передать Китаю алюминиевые,  золото- и железорудные месторождения  КР взамен строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан» за 2 млрд. долларов12..

В том же духе строят «воздушные замки» руководители энергетики, обещая занять за рубежом сотни миллионов  долларов для постройки ЛЭП: «Датка-Ходжент» в Таджикистан, Афганистан и в  Пакистан, «забывая» при этом уточнить, что в Афганистане уже более 30 лет идет война; а в случае прокладки ЛЭП КР-РТ, Таджикистан по этой ЛЭП выйдет в обратном северном направлении в обход энергосистемы Узбекистана и станет конкурентом Кыргызстана на рынках сбыта электроэнергии в Казахстане и России.

Перечень актуальных проблем Кыргызстана обширный и  для решения каждой из них необходимо предпринимать срочные решительные  меры. Для экономии времени и экономии сил, предлагаю рассмотреть один проект: строительство интеграционной железной дороги «Север-Юг» внутри Кыргызстана, реализация которого даст мультипликативный эффект для развития всех отраслей экономики Кыргызстана, и позволит одновременно решить множество ключевых проблем республики:

1. Вывод из транспортной  железнодорожной изоляции всех регионов Кыргызстана, пока разделенных горными хребтами и территориальными выступами Узбекистана и Таджикистана.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг КР. Механизмы сокращения внешних задолжностей