Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 09:18, сочинение
В наши дни роль образования высока, как никогда в истории человечества. После того как мы оставили позади век промышленности и вступили в век информации, ценность образования стала расти непрерывно. Весь вопрос в том, соответствует ли уровень знаний, который дает вам или вашему ребенку система образования, требованиям распахнувшегося перед нами нового, удивительного мира?
Введение
Почему в банке у вас не спрашивают табель успеваемости
Часть I Деньги — это всего лишь идея
Глава 1 Все дети рождаются богатыми и умными
Глава 2 Талантлив ли ваш ребенок?
Глава 3 Дайте вашим детям силу, прежде чем давать деньги
Глава 4 Если хочешь стать богатым, нужно делать домашние задания
Глава 5 Сколько формул победы нужно вашему ребенку?
Глава 6 Отстанет ли ваш ребенок от времени к тридцати годам?
Глава 7 Сможет ли ваш ребенок оставить работу к тридцати годам?
Часть II Деньги не делают тебя богатым
Глава 8 Мой банкир никогда не просил меня показать табель
Глава 9 Дети учатся в процессе игры
Глава 10 Почему сбережения — верный путь к проигрышу
Глава 11 Разница между хорошими и плохими долгами
Глава 12 Обучение на настоящих деньгах
Глава 13 Другие способы повышения финансового IQ вашего ребенка
Глава 14 Зачем нужны карманные деньги?
Часть III Откройте талант вашего ребенка
Глава 15 Как распознать природный талант вашего ребенка?
Глава 16 Успех — это свобода быть самим собой
Заключение
Самая главная работа на свете
Приложение 1
Карманные деньги. Извечный вопрос: давать или не давать?
Приложение 2
Финансовая практика: упражнения по обращению с деньгами, которые родители могут предложить детям
— Похоже, вам придется делать выбор между Тайгером Вудсом и Биллом Гейтсом?
— Гордый отец рассмеялся.
— Знаете, это, в принципе, не имеет значения. Главное — он теперь знает, что сможет стать тем, кем захочет.
Он сможет стать, кем захочет
Мы долго обсуждали важность уверенности его сына в том, что он сможет стать, кем захочет.
— Мой папа говорил: “Успех заключается в том, чтобы стать тем, кем ты хочешь”, и, похоже, ваш сын уже добился успеха.
— Полагаю, у него все хорошо. Он никогда не входил в круг школьной “золотой молодежи”. Они называют это “следовать ритму другого барабана”. Поэтому теперь, когда у него свой бизнес и свои деньги, мой сын нашел собственную индивидуальность, обрел чувство личной безопасности. Ему не нужно стараться увеличить свою популярность среди толпы “золотых мальчиков”. Думаю, оказавшись под защитой собственной индивидуальности, он задумается о том, кем он хочет стать, а не будет просто пытаться выглядеть “крутым” в глазах друзей. Вся эта история добавила ему изрядную порцию уверенности в себе.
Я кивнул, припоминая свои последние годы в школе. С болью вспомнилось, что я так и остался чужаком, не войдя в круг своих ребят. Я не забыл, как тяжело и одиноко приходится тому, кого не признают и не принимают “крутые” одноклассники. Оглядываясь назад, я понимаю, что обучение у богатого папы помогло мне обрести чувство личной безопасности и уверенности, несмотря на “не слишком крутую” индивидуальность. Я хорошо понимал, что, хоть я и не был ни самым умным, ни самым “крутым” парнем в школе, но когда-нибудь стану богатым. А такая индивидуальность была нужна мне больше всего.
— Скажите, — попросил отец, возвращая меня от школьных воспоминаний к действительности, — чем бы еще вы дополнили обучение моего сына? Он уже многого добился, дела у него идут как нельзя лучше, но я знаю, что ему есть еще чему поучиться. Что вы посоветуете?
— Прекрасный вопрос, — ответил я. — Как у него дела с бумажной работой?
— Бумажной работой? — удивился родитель.
— Да, с документацией... с финансовыми отчетами. Все в ажуре?
— Нет. Он только каждую неделю отчитывается передо мной на словах и показывает выручку, собранную с автоматов, и счета за покупку сладостей для их перезарядки. Но никаких письменных финансовых отчетов. А это не слишком трудно?
— Думаю, он справится. Ничего особенно сложного в этом нет. Собственно говоря, для начала чем проще, тем лучше.
— Вы имеете в виду составление текущих финансовых отчетов, как в “Денежном потоке”?
— Да. Даже не таких сложных. Главное — чтобы по ним он мог составить общую картину своего финансового положения, а затем понемногу, но постоянно добавлял детали и проводил более тонкие различия. Когда он станет это делать, его финансовый IQ начнет расти, а вместе с ним — и его финансовые успехи.
— Для нас это не проблема, — заверил меня отец. — Я пришлю вам копию первого финансового отчета, который мы составим.
Мы пожали друг другу руки и отправились по своим делам. Примерно через неделю я получил по почте копию финансового отчета его сына. Выглядела она примерно так:
Финансовый отчет Брайана за июнь
Я послал ответное письмо с поздравлениями и комментариями. Мои комментарии включали вопрос: “А где его личные расходы?” Его отец ответил по электронной почте: “Теперь он ведет учет личных расходов в отдельном финансовом отчете. Не хочет смешивать торговые издержки с личными расходами”.
Я тоже воспользовался электронной почтой: “Прекрасная идея. Очень важно знать разницу между личными расходами и средствами, вложенными в бизнес. Но как насчет налогов?” Ответ пришел незамедлительно: “Не хочу шокировать его раньше времени. Мы займемся этим в следующем году. Пока я даю ему почувствовать вкус победы. С налогами он - познакомится довольно скоро”.
Восемь месяцев спустя
Примерно восемь месяцев спустя его отец прислал мне по электронной почте копию последнего финансового отчета Брайана. “Хочу рассказать вам о последних успехах Брайана. Несмотря на последний спад на рынке, взаимный фонд, где он держит свои деньги на колледж, себя оправдал, и теперь у него там почти 6000 долларов. Он владеет уже девятью автоматами и подумывает о том, чтобы купить новый бизнес — монетные автоматы, такие же, как на игровых карточках в "Денежном потоке". Бумажной работы стало слишком много, и он нанял бухгалтера на полставки. Думаю, теперь самое время поговорить с ним о налогах и представить его фининспектору. Ему только что исполнилось пятнадцать и, по-моему, он уже готов ко встрече с реальным миром. Его табель финансовой успеваемости в полном порядке, и школьный тоже. После того как возросла его уверенность в себе, отметки тоже повысились”.
Дальше шла приписка: “P.S. Брайан даже завел себе подружку и учит ее тому, чему научился сам. Она говорит, что он ей нравится, потому что не похож на других ребят, и она думает, что у него большое будущее. Кстати, мне почему-то кажется, что бизнес интересует ее даже больше, чем его. Его самооценка и уверенность в себе взлетели почти до небес. Но самое главное заключается в том, что он учится стать тем, кем он сам хочет стать, а не пытается быть таким, каким его хотят видеть остальные ребята. Спасибо. Отец Брайана”.
Самые приятные моменты в моей работе
В подавляющем большинстве письма, которые мы получаем по электронной и обычной почте, содержат положительные и воодушевляющие отзывы. Искренне признателен всем, кто прислал нам слова сердечной благодарности. Они вдохновляют нас не останавливаться на достигнутом. Однако наряду с 99 процентами положительных откликов есть и отрицательные. Иногда приходят комментарии такого рода: “Вы не правы. Не могу с вами согласиться” или “Вы порочите все, что мне дорого”. Но, как я сказал, подавляющее большинство приходящей корреспонденции носит положительный характер, и мы говорим вам спасибо за вашу поддержку, которая придает нам силы двигаться дальше. Наряду с этим мы высоко ценим мнение тех, кто указывает нам на ошибки, и сделаем все, чтобы их исправить. Поэтому мы всегда рады узнать ваши мнения — как одобрительные, так и критические. Для нас это одинаково важно.
Нередко мне приходится читать и такие признания: “Вот если бы мне прочитать ваши книги и поиграть в ваши игры лет на двадцать раньше”. Таким людям я отвечаю: “Учиться никогда не поздно и спасибо за признание в том, что кое-что в вашей жизни можно было сделать иначе”. Но есть люди, которые защищают все, что они сделали в прошлом, обвиняют меня в надругательстве над всем, что им дорого, а потом продолжают делать то же, что и раньше, даже если эти методы больше не срабатывают. У многих из них была формула победы, которая обеспечивала им успех в прошлом, но затем перестала работать. А использование устаревшей, изжившей себя формулы победы неминуемо ведет к проигрышу.
Самые приятные моменты в моей работе связаны с откликами родителей, чьи дети взялись за учебу, чтобы обрести финансовую безопасность, финансовую независимость и финансовую уверенность. Дети, которые начинают свое финансовое образование, не дожидаясь, пока им исполнится двадцать лет, придают моей работе особый смысл. Получив возможность обеспечить себе определенную степень финансовой безопасности и финансовой уверенности в самом раннем возрасте, они получают все шансы построить свою жизнь по тому образцу, какой им нравится.
Прочный финансовый фундамент не может обеспечить вашему ребенку решение всех жизненных проблем. Фундамент — это всего лишь фундамент. Но если он достаточно прочен, то дети смогут спокойно расти и свободно принимать решения, которые позволят им прожить жизнь именно так, как они этого хотят.
Молодые будущие миллионеры
С тех пор как вышла в свет книга “Богатый папа, бедный папа”, ко мне приходят все новые и новые гордые родители, чтобы рассказать истории, похожие на те, что я приведу ниже. Каждая из них наглядно иллюстрирует инициативность и творческий потенциал конкретного ребенка и, на мой взгляд, по-своему поразительна.
Шестнадцатилетний юноша из Аделаиды, Австралия, пришел ко мне и сказал: “Прочитав вашу книгу и поиграв в "Денежный поток", я купил мой первый участок земли, продал часть его и положил в карман 100 тысяч долларов”. Далее он рассказал, что с помощью своего отца-адвоката он провел эту сделку по мобильному телефону, находясь в комнате для самостоятельных занятий в школе. “Моя мама беспокоится, что эти деньги вскружат мне голову, но этого не произойдет. Я знаю разницу между активами и пассивами и планирую потратить эти 100 тысяч на покупку новых активов — но только не на пассивы”.
Молодая девятнадцатилетняя девушка из Перта, Австралия, прочитав мою книгу, принялась исследовать окрестности и скупать дома для сдачи внаем, взяв в компаньоны собственную маму. Она сказала мне: “Мои доходы от аренды уже больше моей зарплаты продавщицы в магазине. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом. Пока большинство моих друзей и подруг пьют в пабах пиво, я ищу, куда еще вложить деньги”.
На презентацию одной из моих книг в Окленде, Новая Зеландия, пришла двадцатишестилетняя мать-одиночка и сказала: “Я сидела на пособии, пока моя подруга-врач не дала мне вашу книгу и не предложила: "Давай предпримем что-нибудь вместе". Так мы и сделали. Мы с ней купили клинику, в которой она работала, причем заплатили всего 1000 долларов наличными, а остальную сумму покрыли из денег, проходящих через кассу клиники. Всего одна сделка позволила мне превратиться из матери-одиночки, вынужденной жить на пособие, в финансово свободного человека. Сегодня я сижу дома с ребенком и только наблюдаю за тем, как врачи торопятся на работу в мою клинику. Теперь мы с подругой ищем новые возможности вложения денег, благо времени на это у нас предостаточно”.
Поощряйте и оберегайте творческие способности вашего ребенка
Думаю, вы обратили внимание на то, что большинство из этих молодых людей не боялись использовать долги для своего обогащения. Они не говорили: “Действуй наверняка и не рискуй”. Их не учили бояться ошибок и провалов. Вместо этого их поощряли идти на риск и учиться. Если внушить ребенку страх перед возможными ошибками, то этим можно покалечить или даже подавить в зародыше его творческий потенциал. То же самое происходит, когда родители говорят: “Делай как мы”. А когда мы рекомендуем ему думать самостоятельно, идти на риск и искать собственные ответы, то тем самым пробуждаем таланты ребенка, поощряем и оберегаем его творческие способности.
Меня всегда поражает творческий потенциал молодежи. Рассказанные выше истории — это яркие примеры масштабности такого творчества. Поощряйте финансовое творчество ребенка, пока он не станет взрослым. Вместо того чтобы указывать детям, что им делать, позвольте им использовать природные творческие способности, найти собственные пути решения финансовых проблем и построить себе такую жизнь, которой им хочется.
Наибольший из всех возможных рисков
Один из наиболее частых отзывов, которые я получаю от родителей, играющих в “Денежный поток” со своими детьми: “Дети всегда у меня выигрывают. Они учатся намного быстрее, чем взрослые”. Этому есть много причин. Главная из них заключается в том, что детей пока еще не сковывает страх. У них впереди целая жизнь, и они знают, что если упадут, то всегда смогут снова подняться на ноги. Что же касается большинства взрослых, то чем старше мы становимся, тем больше боимся упасть.
Раз уж нам суждено учиться на ошибках, то наибольшему из всех возможных рисков подвергаются те, кому приходится слишком долго ждать, пока они начнут эти ошибки совершать. У меня есть знакомые, которые больше двадцати лет действуют по одной и той же устаревшей схеме, и сегодня многие из них испытывают большие финансовые трудности. Причина их проблем в том, что в молодости они сделали недостаточно много ошибок. Теперь у многих из них нет для этого ни времени, ни денег, причем первое из этих двух условий, время, нам неподвластно. Поэтому прошу вас: не пренебрегайте моим советом, поощряйте стремление ваших детей играть на настоящие деньги и набираться финансового опыта, который сослужит им бесценную службу и поможет поднять их финансовое благосостояние, когда они станут старше. Потому что больше всех рискуют те, кто не идет на риск и не учится на своих ошибках смолоду. Чем старше человек, тем непоправимее ошибки.
Глава 13
Другие способы повышения финансового IQ вашего ребенка
В июне 2000 года в Финиксе, штат Аризона, у меня брал интервью репортер местной газеты. Он был приятным человеком, но иногда демонстрировал скептицизм, почти на грани цинизма. Мы были примерно одного возраста и происхождения. Его отец был уважаемым судьей в Бостоне, где прошло его детство. И все же, несмотря на одинаковый возраст, социальное происхождение и академическую подготовку, мы находились на разных полюсах финансовой обеспеченности. В пятьдесят три года у него не было почти ничего, чтобы обеспечить себе старость. Он сказал мне:
— Я планировал выйти на пенсию и написать мой великий роман, но теперь, похоже, мне до конца дней придется работать внештатным журналистом только для того, чтобы выкупить закладную и обеспечить детям еду на столе.
Тогда я спросил его:
— А почему бы вам не заняться инвестированием? Почему не купить здесь, в Финиксе, пару домов для сдачи внаем, а потом спокойно сидеть и писать ваш великий роман?
И вот что он ответил:
— Хороших вариантов в Финиксе больше не найти. Это можно было сделать лет десять назад, но теперь хороших сделок просто нет. Цены на рынке взлетели слишком высоко. Поэтому, когда рухнет рынок акций, и, возможно, вместе с ним рухнет рынок недвижимости. Думаю, что сейчас заниматься инвестициями слишком рискованно.
После такого объяснения мне стало ясно, что этот человек обречен работать до конца жизни. Я предвидел, что он, скорее всего, так никогда и не отступит от своей формулы победы. Это можно было определить по его словам: раз он не изменил своих слов, то не изменит и свою жизнь.
Богатство языка
Благодаря тому, что у меня было два отца, я имел возможность подмечать, в чем сходство и в чем разница между ними. Мне было примерно четырнадцать лет, когда я начал понимать, что оба моих отца говорили на разных языках. Один говорил на языке школьного учителя, а другой — на языке бизнесмена и инвестора. Оба говорили по-английски, но совершенно разные вещи.
Я очень остро реагирую на лексику, которую используют люди. Просто вслушиваясь в слова, я могу узнать о человеке очень многое. Например, у меня есть друг, который серьезно увлекается спортом. С ним всегда интересно поговорить, но только о том, что касается спорта. Если бы меня угораздило спросить его: “Каково отношение заемных средств к собственному капиталу у твоего дома?” — его глаза тут же стали бы круглыми, хотя вопрос, по сути, элементарный. Если бы я сформулировал тот же вопрос по-другому, он бы понял меня лучше. Вместо того чтобы ставить его в тупик, спрашивая об отношении заемных средств к собственному капиталу, я мог бы спросить: “Сколько ты должен за свой дом и сколько, по-твоему, он стоит?” Употребляя эти слова, я спрашиваю его о том же самом и ожидаю того же ответа, что и в первом случае. Разница в том, что, когда я использую одни слова, он меня понимает, но когда я выражаю свою мысль иначе, тут уж извините... Вот о чем мы и расскажем в этой главе — о силе слов.