Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 14:51, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении идеального государства Платона. Задачи работы, в целом вытекают из указанной выше цели и заключаются в следующем: определить роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого; выявить сущность, цели и задачи платоновского государства; выявить различные типы государств Платона;
В соответствии с целями и задачами формируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, поделенной на шесть глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве………………………….4
Глава II. Сущность политических воззрений Платона………………………..8
Глава III. Четыре формы правления и их взаимосвязь………………………..10
Глава IV. Концепция идеального государства Платона ……………………...13
Глава V. Четыре добродетели идеального государства……………………….28
Глава VI. Идея……………………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы……………………………………………33
Они уже по одному тому не могут быть у Платона рабами, что два его сословия - философы и воины - лишены всякой частной собственности, т.е. землевладельцы и ремесленники им принадлежать не могут. Более того, только этому сословию предоставлена у Платона экономическая свобода. Члены его производят продукты потребления, самостоятельно их продают, входят в экономические отношения с иностранцами. Все это строжайше запрещено философам и воинам.
Платон не раз ссылается на социально-политический строй Спарты с ее государственными крепостными. Можно было бы говорить о государственном крепостничестве в идеальном государстве Платона.
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением вечному и абсолютному миру идей.
Разделение умственного и физического труда у Платона абсолютизировано и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастового строя.
Мало кто обращает внимание на слова Платона о том, что взрослый или ребенок, свободный или раб, мужчина или женщина, словом, все целиком граждане должны беспрестанно петь самому себе очаровывающие песни.
Игра, пение, пляски, эстетическое наслаждение - это, по мысли Платона, реальное воплощение божественных законов, так что всё государство, со всеми его мирными обычаями и со всеми его войнами, есть только бесконечное художественное самоутверждение: «Надо жить, играя», - говорит Платон.23
Цель жертвоприношений, песнопений и плясок - отразить и победить врагов в битвах. Здесь, даже трудно отличить, где божественный, непреклонный и аскетический закон, и где тут пляски и вечная игра.
В утопии Платона не только выражены представления философа об идеальном государственном порядке, но и отражены важнейшие черты действительного, реального античного полиса - далекие от намеченного идеала. Сам того не замечая, Платон обнажает классовое происхождение и классовую тенденцию своей утопии. Сквозь идеализирующие очертания изображаемой Платоном гармонии ясно проступает противоположность высших рабовладельческих классов и низших классов, резко обособленных друг от друга.
Недостаточно обосновано у Платона созерцание идей, которое является профессией сословия философов. Что они созерцают, кроме небесного свода с его вечно правильными, механически и геометрически размеренными движениями? Общественные отношения, возникающие по законам геометрии или астрономии, являются отношениями чертежника к его чертежу. Если одно сословие только чертит, а другое является только чертежом, то это близко к тому, что обыкновенно называется рабовладением. Следовательно, независимо от своего непосредственного содержания, утопия Платона, в конечном счете, отражает рабовладельческую основу эпохи разложения греческих полисов.
Платон остается верен строгим и суровым идеалам старой Греции, в спартанском духе.
В идеальном государстве Платона не только работники напоминают рабов, но и члены двух высших классов не знают полной и истинной свободы. Субъектом свободы и высшего совершенства оказывается у Платона не отдельная личность и даже не отдельный класс, а только все общество, все государство в целом. Это государство существует ради самого себя, ради своего внешнего великолепия, что касается гражданина, то его назначение только в том, чтобы способствовать красоте его построения в роли служебного члена. Все признаются лишь как всеобщие люди. Сам Платон говорит об этом следующим образом.
«Законодатель, - поясняет он, - заботится не о том, чтобы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие с убеждением и необходимостью... и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться, куда кто хочет, но располагая ими применительно к связности города».24
Таким образом, философская концепция идеального государства Платона страдает серьезным внутренним противоречием – между смыслом и предназначением лучшего государственного устройства, с одной стороны, и практическим игнорированием свободных устремлений как индивидуальных, таки социальных образований, с другой стороны. Данное противоречие в платоновской концепции должно быть преодолено высшей волей, мудрейшими правителями любыми средствами, не исключая и насилие. Но это, однозначно, тупиковый путь, что и подтвердила мировая история.
Глава V. Четыре добродетели идеального государства
Платон в своих дискуссиях рассуждает о добродетели. Можно ли ей научиться? Или её достичь путём упражнения? А может быть, её не даёт ни обучение, ни упражнение и достигается она человеку от природы либо ещё как нибудь?
В своих диалогах Платон определяет три следующие виды души: рассудительность, мужество, мудрость. Мера в вещах, по мнению Платона, если она хоть сколько отстает от действительности, уже не будет в надлежащей степени доказательной. Такое впечатление создается очень у многих из-за беспечности.
Можно идти более долгим путем и, не меньше усилий можно приложить к приобретению знаний, чем к гимнастическим упражнениям, иначе говоря человек никогда не достигнет совершенства в самом важном и наиболее ему нужном знании. "Там нельзя ничего упустить, всё должно быть завершённым. Разве не смешно, что в вещах незначительных прилагают больше старания, чтобы вышло как можно точнее и чище, а в самом важном деле будто бы и не требуется величайшая тщательность" Идея блага — вот самое важное знание; через неё становится пригодным и полезным справедливость, как и всё остальное. По мнению большинства благодетель состоит в удовольствии, а для людей более тонких в понимании. К этому стремиться любая душа и ради него всё совершает; она предчувствует, что есть нечто такое, но ей трудно и не хватает сил понять, в чём же она состоит.
По мнению Платона, справедливость и красота, если не известно. в каком отношении они суть благо, не найдут себе достойного стража в лице человека, которому это не ведомо. Автор произведения предвидит, что никто и не может их познать.25
Глава VI. Идея
Однако имеется и второй смысл словосочетания "идеальное государство". Дело в том, что для Платона "идеальное" не только "лучшее", но и то, что является "идеей" предмета. Слово "идея" и близкое к нему "эйдос" обозначает у Платона "сущность", "форму", "вид", "облик" предмета. Это умопостигаемая, внутренняя форма вещи, а не та, что непосредственно дана чувственному восприятию. Идеи-формы бестелесны. Тела пребывают в непрестанно движущемся (все течет), неустойчивом, становящемся, а не ставшем мире, постоянно непостоянном. Разум ищет в этом движении ту скрытую поверхностью вещей сущность, которая не только сохраняется во всех изменениях вещного бытия, но и является исходной причиной этих изменений. Так разум различает сущность и явление. То, что кажется существующим, не есть истинное бытие, но лишь причастно ему —постольку, являет ("явление") идеальное, совершенное ("идею", "сущность"). Прежде всего надо различать: что всегда существует и никогда не становится, и что всегда становится, но никогда не существует", — писал Платон в диалоге Тимей.
Так Сократ и вслед за ним Платон различают красивые предметы (лира, кухонный горшок, конь, девушка) и красоту, прекрасное само по себе, идея прекрасного; добрый поступок и добро как таковое.
"Идея" у Платона это то, что есть:
1. причина, источник бытия вещей, то, что дает им жизнь, волю к жизни, вызывает их бытие.
2. образец, взирая на который, демиург создает вещний мир, подражая "идеальному".
3. цель, к которому надо стремиться как к верховному благу.
4. модель, порождающая структура, принцип вещи.
Таким образом, можно предположить, что, создавая диалог "Государство", Платон, в первую очередь, пытается понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея".26
Заключение
Платон всю жизнь проповедовал всеобщую гармонию. Когда он захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал её ни больше, ни меньше, как любовью. Платон считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.
Платон - это одна из самых сложных и мучительно противоречивых фигур в истории философии, одно из наиболее трудно понимаемых историко-философских самопротиворечий. Его можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства.
Платон предупреждает об опасности излишней свободы и чрезмерного рабства в государстве. «Ведь чрезмерная свобода, по-видимому, и для отдельного человека, и для государства обращается не во что иное, как в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая крайность - чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь: «Как подчинение, так и свобода, преступающая границы, есть величайшее зло, в надлежащей же мере - это величайшее благо». Эти мысли Платона в последующие века повторялись много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас.
Платон создал теорию общего как закон для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому всякому донаучному их пониманию. Кажется, можно с полным правом утверждать, что именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли, что именно она привлекала к себе мыслящие умы. Можно было не верить в небесное и занебесное бытие платоновских идей в виде самостоятельного и обособленного царства действительности; можно было подсмеиваться над платоновским круговоротом душ, над этим космосом, настроенным на пифагорейский лад в виде огромного музыкального инструмента, над наивностями математических исчислений у Платона. Однако всякий непредубежденный и здравомыслящий философ всегда усматривал нечто положительное в платоновской идее как законе упорядочения единичного. Секрет значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий.
В арсенал последующей истории политических учений вошли многие его теоретические конструкции, как гносеологические ценные, так и иллюзорные. Различна и социально-политическая и идеологическая направленность их использования. Без критического осмысления всего этого невозможны не только сколько-нибудь глубокая ориентация в истории политических учений и современной теории политики, государства, но также и верный подход к политической практике. Применительно к такому масштабному автору, как Платон, негативное в творческом наследии оказывается не менее поучительным, чем позитивное.
Конструктивно-логические принципы мысли, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык - вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона.
Список использованной литературы
1 Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.
2 Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995.
3 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1998.
4 Дианина Н.Н. Платон. Государство: искусство дискуссии. – М.: МГИМО, 2009.
5 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М., 1969.
6 Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984.
7 Нерсесянц В.С. Платон. – М.: Мысль, 1984.
8 Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1995.
9 Платон. Три эпохи государства и власти.– М.: Грифон, 2006.
10 Платон "Филеб, Государство, Тимей, Критий".
11 Поппер К. "Открытое общество и его враги", Т.1, "Чары Платона", // М, 1992.