С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, К. Ясперс Экзистенциализм - философия существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 23:06, реферат

Краткое описание

"Да, это она, это Люси. Но Люси вне себя, преображенная, отдающаяся страданию с нерасчетливой щедростью. Я завидую ей. Вот она стоит, выпрямившись и раскинув руки, точно ждет, когда на них появятся стигматы; она открыла рот, она задыхается. Мне чудится, что стены по обе стороны улицы начинают расти, что они сближаются, что Люси на дне колодца. Несколько секунд я жду, я боюсь, как бы она не рухнула навзничь, она слишком тщедушна, чтобы вынести бремя такой необычной муки. Но она не шевелится, она стала каменной, как все, что ее окружает. На мгновение мне приходит в голову, что раньше я в ней ошибался и мне вдруг открылась ее подлинная натура.

Содержание

1 Введение
2 Экзистенциализм как философское направление. История и основная суть
3 С. Кьеркегор
4 К. Ясперс
5 Ж. П. Сартр
6 Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Фил.docx

— 40.21 Кб (Скачать документ)

"Вера - высшая страсть  в человеке. Пожалуй, в любом  поколении найдется много людей,  которые даже не дошли до  нее, но не найдется ни одного, который бы мог уйти дальше нее ... Я не скрываю, что мне еще далеко до веры, но я не пытаюсь на этом основании осквернять великое или обманывать себя, превращая веру в детскую болезнь, в безделицу, которую желательно поскорее оставить позади. Впрочем, и тому, кто еще не дошел до веры, жизнь ставит достаточно задач, и при честном к ним отношении и его жизнь не останется бесплодной, хотя бы и не уподобилась жизни тех, кто понял и обрел величайшее - ВЕРУ" [15; 44]. Вера является основанием высшей стадии развития человека, т.е. стадии экзистенции. А экзистенция не может не быть единичной, такой же уникальной и недоступной для разума, как вера человека.

 Рассмотреть источник  веры, ее специфику - задача небольшого  сочинения Кьеркегора "Страх и  трепет", написанного в том  же, 1843 году. Кьеркегор выводит главным  героем - рыцарем веры - библейского  Авраама и стремиться узреть  экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо.

 Авраам, по Кьеркегору, стал обладателем сокровищницы  веры, остался в памяти людей  отцом веры и "не было  на свете человека, подобного  по величию Аврааму, и кто  же в состоянии постичь его?" [15; 14]. Авраам не просто вызвал  удивление, но стал путеводной  звездой, спасающей робкие души [15; 20]. Кьеркегор следующим образом  поясняет свой тезис. Когда  Исаак, единственный сын Авраама, восприняв себя в качестве жертвы, просил отца пощадить его молодую жизнь, Авраам попытался утешить и ободрить сына. Но когда Авраам осознал, что сын так и не понял веры отца в бога, представил себя отчимом, чтобы не отнять веры у сына, чтобы вера в отца сменилась на веру в бога. "Если у меня нет отца на земля, то будь бы моим отцом", господи, - затрепетал и возопил Исаак. С этими словами Авраам сказал про себя: "Пусть лучше он думает, что я чудовище, нежели утратит веру..." [15; 10-11].

 Итак, вера является  тем инструментом, с помощью которого  человек становится отличным  ото всех людей, - он становится  Единичным.

 Старик Авраам, стоя у подожженных дров с занесенным ножом на своего единственного сына - единственную свою надежду, Авраам "не усомнился и не озирался боязливо по сторонам, не докучал небу своими мольбами ... он знал, что от него требуется тягчайшая жертва, но знал также, что никакая жертва не должна казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее: и он занес нож" [15; 21]. Авраам "верил против всякого разума".

 Кьеркегор не противоречит  себе, когда говорит о долге.  Долг и ответственность имеют  основание в этическом начале; последнее "есть общее, и,  как общее, оно обязательно  для всех и каждого. Этическое  обязательно имеет значение в  каждую минуту, всегда... оно само  является целью для всего, находящегося  вне его, и по включении этого  в себя, этическому дальше идти некуда. Любое единичное лицо имеет свою внешнюю цель в общем, и этической задачей индивидуума является постоянно выражать себя в общем; отрешаться от всей единичности, чтобы стать общим" [15; 31].

 Чтобы пояснить отличие  общее, - этическое, (долг и ответственность)  и единичное, - веру, Кьеркегор придумывает  различные варианты истории Авраама.  Авраам мог бы молить бога  пощадить его единственного сына, а заодно и его с Саррой, которая умерла бы с горя, - и мы бы имели эстетического, чувственного Авраама.

 Авраам этический, с  наличием определенного долга  и ответственности перед сыном,  перед женой, мог бы вонзить  нож себе в грудь, и таким  прославился бы в мире, показав  миру настоящую отеческую любовь.

 И в первом, и во  втором случае перед нами предстал  бы обыкновенный человек, которым  руководят, соответственно, чувства  или разум.

 Но библейский Авраам, собираясь в дорогу, оставил свой  разум, но взял с собой веру - все сбылось согласно вере  Авраама. Вера Авраама, и об  этом постоянно твердит Кьеркегор,  относилась к настоящей жизни.  В этом пункте, акцентирующем  внимание на настоящую веру, (настоящую  уже потому, что она имеет место  в настоящей жизни и в настоящее  время - не в прошлом, не в  будущем), Кьеркегор противопоставляет  свою веру - вере христианства. Христианство XIX века стало лживым, а потому  лживой и поверхностной стала  вера. Вера, как учит христианство, является инструментом успокоения, обретения сладостного блаженства, порядка и покоя. Вера стала  способом добывания счастья, значит, вера извращена, либо ее нет  вообще, а есть лишь разум. У  современного христианства, считает  Кьеркегор, нет настоящей веры. Настоящей верой владеет Авраам. Если бы вера Авраама относилась  к прошлой или будущей жизни,  ему нужно было бы быстрее  покинуть этот мир. Но Авраам  по-настоящему верит и по-настоящему  страдает и источником его  страданий является вера. Вера  не спасает человека, но делает  жизнь человека исключительной, Единичной, безумной.

 С этической точки  зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать  как убийцу. С точки зрения  веры, Авраам просто верил, что  бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха.

 Что укрепило руку  Авраама и что удержало ее  занесенную, не дав бессильно  опуститься? Что укрепило душу  Авраама, что у него не помутилось  в глазах? - задает риторические  вопросы Кьеркегор и называет  Авраама вторым, после бога, отцом  рода человеческого, который познал  возвышенную страсть - безумие.

 Необходимо отметить, что вера, как ее понимал автор  "Страха и трепета", есть "высочайшая  вершина", а потому является  нечестным со стороны философии  подменять веру чем-то другим  и смотреть на веру свысока  [15; 25].

 Насколько актуально  прочтение Серена Кьеркегора сегодня, по прошествии полторы сотни лет после написания его сочинений?

 Как представляется, сегодня  задуматься над проблемой веры, четко описанной Кьеркегором,  должен прежде всего психолог или психотерапевт. Так, современные исследования по психотерапевтической практике высветили неявные предпосылки субъективного ощущения выздоровления психически больных пациентов. В теоретических исследованиях по психотерапии является обоснованным тезис, что главным в терапевтической помощи является не знание механизмов функционирования психики и не знание причин, ее нарушающих: опыт психологической помощи, существовавший всегда в христианских общинах с момента их возникновения, только подтверждают исходное положение психотерапии. В настоящее время выделяют, как минимум, две предпосылки, влияющие на эффективность психотерапевтических сеансов. Это, во-первых, вера пациента в своего психотерапевта и, во-вторых, вера в эффективность действующих методик [19; 18-24]. Этим методом пользуются, кстати, многие представители, так называемой "нетрадиционной медицыны".

 Биографические сведения  о Кьеркегоре свидетельствует о слабости его здоровья и склонности к различного рода заболеваниям. Не в этом ли причина воспевания веры, его религиозности, что только она и помогла пережить "невыносимые" ситуации, смогла оправдать сплошную "безумную" трагедию жизни? Религиозно ориентированное сознание, предложившее миру новый способ жизни - по законам межличностных отношений, демонстрирует своей философией датский мыслитель середины XIX века Серен Кьеркегор.

 

Заключение

 

"Экзистенциализм - это  интеллектуальная реакция на  кризис гуманизма и острые  социальные проблемы ХХ века. Позитивное значение этой философии  состоит в том, что она утверждает  веру в силы и возможности  человека, в его способность устроить  социальный мир "по-человечески". Экзистенциализм - это гуманизм, философия доверия к человеку, философия надежды на него. Основным  в этом течении является идея  ответственности человека за  мир, в котором он существует, страдает и борется. "Быть в  пути" - в этом и состоит подлинное,  хотя и нелёгкое его призвание.  Ни боль, ни страх, ни отчаяние  не должны увести человека  от ответственности перед Миром. Он может, а значит, и должен устроить свою жизнь разумно. Возможно, именно в этом и будет состоять его основная миссия в грядущем XXI веке"[8, с. 254].

 Экзистенциализм, возникший  в критический период для судеб  людей всего мира, не мог не  быть пессимистически-гуманистичным. Слабое здоровье и набожность Кьеркегора породила своеобразную смесь философии, образа жизни и творчества, которая как нельзя лучше подошла духу времени кошмарных войн и обесценивания человеческой жизни. По обе стороны фронта люди были вынуждены решать одну и ту же проблему - проблему выживания. Поэтому, абстрагируясь от значения термина "экзистенции" "философия жизни" может быть названа также и "философией выживания". Хотя ныне положения экзистенциализма востребованы в основном в художественных произведениях и трудах православных богословов, это не умаляет глубокого влияния, которое он оказал на современные западные цивилизации, на их политическую и культурную жизнь. Экзистенциализм обратил внимание на человека, одинокого в мире тиранов и оружия массового уничтожения.

 Возможно, данное философское  течение возродится в неоэкзистенциализм или нечто подобное в результате новых войн, революций или иных потрясений, но мы будем надеяться, что мир больше никогда не будет стоять на грани выживания и е


Информация о работе С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, К. Ясперс Экзистенциализм - философия существования