Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 14:59, реферат

Краткое описание

Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религий было весьма сильным. Ряд арабских философов создавали свои труды в русле научно-философской традиции, рожденной учением античного гения Демокрита об атомах, эмпедокловыми элементами, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно-научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.

Содержание

javascript:activate_paper(2273397)

Прикрепленные файлы: 1 файл

11 вопрос.doc

— 430.50 Кб (Скачать документ)

Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта), но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как инстанция от разума независимая и самостоятельная.

Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар с многих цветков и перерабатывающих его в мед, с деятельностью паука, ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм).

Бэкон имел намерение написать большой труд «Великое восстановление наук», который бы излагал основы понимания, но успел закончить лишь две части труда «О достоинстве и приумножении наук» и вышеупомянутый «Новый Органон», в котором излагаются и обосновываются принципы новой для этого времени индуктивной логики.

Итак, знание рассматривалось Бэконом  как источник могущества людей. По мнению философа люди должны быть хозяевами  и господами природы. Б. Рассел писал  о Бэконе: «Его обычно рассматривают  как автора изречения «знание-сила», и хотя, возможно, у него были предшественники… он по-новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы».

Бэкон считал, что по своему назначению всё познание должно быть познанием  естественных причинных связей явлений, а не посредством фантазирования «о разумных целях провидения» или  о «сверхъестественных чудесах». Словом, истинное знание – есть знание причин и поэтому наш ум выводит из тьмы и обнаруживает многое в том случае, если он устремляется верным и прямым путем к нахождению причин».

 

Влияние учения Бэкона на современное  ему естествознание и последующее  развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее изучения посредством опыта заложили основу новой науки – экспериментального естествознания, а также сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI–XVII вв.

Логический метод Бэкона дал  толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Методология  Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.

В конце своей жизни Бэкон  написал книгу-утопию «Новая Атлантида», в которой изобразил идеальное  государство, где все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. Бэкон описывает удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, лодки для плавания под водой, различные зрительные приспособления, передача звуков на расстояния, способы улучшения породы животных и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума и возможность познания природы с целью усовершенствования человеческой жизни

 

 

 

 

 

15 вопрос

 

 

 

 

Учение о субстанции

 

Лейбниц Готфрид - немецкий ученый-математик, юрист, философ - является последним  видным представителем философии Нового времени и предшественником немецкой классической философии.

 

Лейбниц также принадлежал к  философскому направлению рационализма. Основными проблемами, над которыми он работал, являлись проблемы субстанции и познания. Изучив учения Декарта  и Спинозы о субстанции , Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве. Он не принимает дуализм Декарта и отвергает учение Спинозы о единой субстанции.

 

В противовес им Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения данной теории (монадологии) следующие: весь мир состоит из огромного количества субстанций ; эти субстанции он называет монадами (в переводе с греческого - "единое", "единица"); монада проста, неделима, не имеет протяжения; поскольку субстанции активны и способны к деятельности, они имеют духовный, нематериальный характер; по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние; в силу непрерывности своего существования монада осознает себя; монады абсолютно замкнуты и независимы друг отдруга (по мнению Лейбница:"не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").

 

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

 

-"голые  монады"- лежат в основе неорганической  природы (камней, земли, полезных  ископаемых);

- монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

- монады  человека (души) - обладают сознанием,  памятью, уникальной способностью  разума мыслить; 

- высшая  монада - Бог. 

 

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

 

В своем учении о монадах Лейбниц  пытается объяснить многообразие действительности, он отходит от механистического понимания  действительности и выдвигает принцип  неразрывного единства материи и  движения, понимает невозможность полного  сведения сложного к простому. Лейбниц приходит к целостному осмыслению мира, провозглашая идеи универсальной связи и развития в природе, качественного многообразия структур бытия.

 

В Новое время термин «монада» позаимствовали из греческой философии такие  философы, как Джордано Бруно, Лейбниц (его философия так и называется «монадология») и другие.

 

У Джордано Бруно монада является основной единицей бытия, в деятельности которой сливаются телесное и  духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или  Бог; как целое она проявляется во всём единичном — «всё во всём». Эти идеи Бруно оказали определённое влияние на развитие философии Нового времени: идея единой субстанции в её отношении к единичным вещам разрабатывалась Спинозой, идея монады — Лейбницем, идея единства сущего и «совпадения противоположностей» — в диалектике Шеллинга и Гегеля.

 

Согласно Лейбницу, основаниями  существующих явлений, или феноменов, служат простые субстанции, или монады (от греч. monados — единица)[5]. Все монады просты и не содержат частей[6]. Их бесконечно много[7]. Монады обладают качествами, которые отличают одну монаду от другой, двух абсолютно тождественных монад не существует[8]. Это обеспечивает бесконечное разнообразие мира феноменов. Идею, согласно которой в мире не существует абсолютно схожих монад или двух совершенно одинаковых вещей, Лейбниц сформулировал как принцип «всеобщего различия» и в то же время как тождество «неразличимых», выдвинув тем самым глубоко диалектическую идею[9]. Согласно Лейбницу, монады, саморазвёртывающие всё своё содержание благодаря самосознанию, являются самостоятельными и самодеятельными силами, которые приводят все материальные вещи в состояние движения[9]. По Лейбницу, монады образуют умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос)[7].

 

Простые субстанции создаются Богом  одномоментно, и каждая из них может  быть уничтожена только вся сразу, за один момент, то есть простые субстанции могут получить начало только путём  творения и погибнуть только через  уничтожение, в то время как то, что сложно, начинается или кончается по частям[6]. Монады не могут претерпеть изменения в своём внутреннем состоянии от действия каких-либо внешних причин, кроме Бога. Лейбниц в своей одной из итоговых работ, «Монадологии» (1714)[10], использует следующее метафорическое определение автономности существования простых субстанций: «Монады вовсе не имеют окон и дверей, через которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти»[6]. Монада способна к изменению своего состояния, и все естественные изменения монады исходят из её внутреннего принципа. Деятельность внутреннего принципа, которая производит изменение во внутренней жизни монады, называется стремлением[6].

 

Все монады способны к перцепции  или восприятию своей внутренней жизни. Некоторые монады в ходе своего внутреннего развития достигают уровня осознанного восприятия, или апперцепции[6].

Для простых субстанций, имеющих  только восприятие и стремление, достаточно общего имени монады или энтелехии. Монады, имеющие более отчётливые восприятия, сопровождающиеся памятью, Лейбниц называет душами. При этом, согласно Лейбницу, не существует совершенно неодушевлённой природы. Поскольку никакая субстанция не может погибнуть, то она не может окончательно лишиться какой-либо внутренней жизни. Лейбниц говорит о том, что монады, которые основывают явления «неодушевлённой» природы, на самом деле находятся в состоянии глубокого сна. Минералы и растения — это как бы спящие монады с бессознательными представлениями[11].

 

Разумные души, составляя особое Царство Духа, находятся на особом положении. Бесконечный прогресс всей совокупности монад как бы представлен в двух аспектах. Первый — это развитие царства природы, где главенствует механическая необходимость. Второй — это развитие царства духа, где основным законом является свобода. Под последней Лейбниц понимает, в духе новоевропейского рационализма, познание вечных истин. Души в системе Лейбница представляют, по его собственному выражению, «живые зеркала Вселенной»[8]. Однако разумные души представляют собой вместе с тем отображения самого Божества, или самого Творца природы[6].

 

В каждой монаде в потенциале свёрнута целая Вселенная. Лейбниц причудливо комбинирует атомизм Демокрита  с различием актуального и  потенциального у Аристотеля. Жизнь  появляется тогда, когда атомы пробуждаются. Эти же монады могут достигать уровня самосознания (апперцепции). Разум человека — это тоже монада, а привычные атомы — это спящие монады. Монада обладает двумя характеристиками — стремлением и восприятием.

 

Бог представляет собой творческую монаду, обладающую свойством актуального абсолютного мышления[12]. Бог есть первомонада, все другие монады — её излучения[11].

 

Термином «монада» пользуется также  Эдмунд Гуссерль. Гуссерль вводит понятие ego как монады (заимствуя термин у Лейбница). Я как монада — это «ego, взятое в полной конкретности», «в текущем многообразии своей интенциональной жизни» — не как полюс и субстрат переживаний, а как совокупность этих переживаний. Это «фактическое ego», которое «охватывает всю действительную и потенциальную жизнь сознания», эмпирическое Я.[13].

 

Последователем Лейбница в России был философ и математик Николай  Бугаев. Бугаев под монадой понимает «самостоятельный и самодеятельный индивидуум… живой элемент…»  — живой, поскольку обладает психическим содержанием, суть которого — бытие монады для себя самой. Монада для Бугаева — тот единичный элемент, который является базовым для изучения, поскольку монада есть «целое, неделимое, единое, неизменное и себе равное начало при всех возможных отношениях к другим монадам и к себе самой», то есть «то, что в целом ряде изменений остаётся неизменным». Бугаев в своих работах исследует свойства монад, предлагает некоторые методики анализа монад, указывает на некоторые законы, свойственные монадам.

ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм (1646-1716) - немецкий философ, ученый, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие математики (один из создателей дифференциального исчисления), физики (предвосхитил закон сохранения энергии); кроме того, он занимался геологией, биологией, историей, лингвистикой, был автором ряда технических изобретений. Свою философскую эволюцию Лейбниц начал с механистического материализма. Но, не удовлетворенный пассивным характером субстанции в рамках этого мировоззрения, перешел впоследствии на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в учении о монадах ("Монадология", 1714). По Лейбницу, материя не может быть субстанцией, т. к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой.

 

Монады представляют собой неделимые, духовные субстанции, образующие умопостигаемый мир, производным от которого выступает мир феноменальный (физический космос). Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает, по Ле6йбницу, подвижность, активность и деятельный характер субстанции. В этом проявилась диалектика его учения. Как заметил Ленин, Лейбниц "подходил к принципу неразрывной... связи материи и движения". Но эта диалектика была идеалистической и теологической. Монады, по мнению Лейбница, физически не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады (абсолюта, бога).

Понятие предустановленной гармонии послужило основой наиболее реакционной части философии Лейбница - его теодицеи ("Теодицея", 1710). Теории познания Лейбница - идеалистический рационализм - направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. К положению Локка "Нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах" Лейбниц добавил: "Кроме самого интеллекта". Не разделяя взгляда Локка, будто ум есть гладкая доска (tabula rasa), отрицая чувственный опыт как источник всеобщности и необходимости знания, Лейбниц утверждал, что таким источником может быть только разум, что душа искони содержит в себе начала различных понятий и положений, которые только пробуждаются внешними объектами ("Новые опыты о человеческом разуме", 1704)

 

16 вопрос 

 

Философия Т. Гоббса и Дж. Локка

На главную Новости проекта  Философия  Для отзывов

 

Для начала, чтобы не было кучи вопросов, поясним, что такое эмпиризм. Под  этим очень русским словом понимают философское направление, которое  признаёт источником знаний чувственный  опыт, данные которого объясняет разум.

 

 

Знакомьтесь... Томас Гоббс

Томас Гоббс был сторонником  эмпиризма в его крайней форме - сенсуализма, то есть он отождествлял весь опыт с данными органов чувств. По Гоббсу, природа - совокупность материальных тел, которые перемещаются друг относительно друга. По нему же человек - существо телесное, подчинённое законам природы (а в те времени далеко не все так думали - возьмите те же религиозные концепции). Человек эгоистичен, то есть стремится прежде всего удовлетворить свои потребности. Гоббс - автор теории "разумного эгоизма": разум подсказывает человеку, что учитывать интересы других людей порой выгодно (особенно если человек в чём-то от них зависит - примечание сайтописателя).

Информация о работе Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI