Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:23, реферат
Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, это никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы. Всякого, кто взялся за нее уже можно назвать счастливым. Именно в трудные времена, в эпоху тревог и опасностей нужно и должно размышлять о счастье.
Введение 3
Глава 1. Проблема счастья в отечественной философии 6
Глава 2. Счастье как этическая категория 12
Глава 3. Условия счастья 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
План
Введение 3
Глава 1. Проблема
счастья в отечественной
Глава 2. Счастье как этическая категория 12
Глава 3. Условия счастья 15
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Человек всегда стремился к счастью. Человек всегда думал о счастье. Человеку удавалось быть счастливым. Но счастье - это настолько глубокое, настолько интимное переживание, это никакие общие схемы, никакие размышления не приближают нас к пониманию этого явления. И потому для каждого, кто задумывается о счастье, оно открывается в своей неизведанности и вечной новизне так, будто никто еще и не касался этой проблемы. Всякого, кто взялся за нее уже можно назвать счастливым. Именно в трудные времена, в эпоху тревог и опасностей нужно и должно размышлять о счастье.
Счастье – это понятие, выражающее высшее удовлетворение человека от своего бытия. Таким образом, счастье – это некое телесно-духовное состояние человека, доставляющее ему радость, наслаждение или чувство блаженства по тому или иному поводу с той или иной длительностью во времени.
То есть, счастье – это понятие многоаспектное и многогранное, которое, если говорить именно о состояниях внутреннего мира человека, может представлять собой что угодно, например:
1. Интеллектуально и духовно
насыщенное, длительное по времени
и периодически
Или, как вариант – устойчивая, благодарная и длительная радость от удачливости, везучести на жизненном пути, удовлетворение пройденным путем и оптимистичное, спокойное, мудрое блаженство от уверенности в дальнейшем благоприятном исходе жизни.
2. Эмоционально и
Либо духовное переживание светлой радости, длящееся соответственно времени действия источника радости или соответственно остроте его новизны.
3. Низко интеллектуально
и духовно насыщенное фоновое
наслаждение души от
4. Непритязательное и
беспричинное чувство
Если же говорить не о состояниях внутреннего мира человека, определяющих или не определяющих собою счастье, то счастье, как понятие, есть в общефилософском смысле идеал некоей жизни, которая характеризовалась бы полным благоприятствованием человеку во всех своих параметрах и обстоятельствах.
Счастье в этом смысле есть слабо осознаваемая в конкретных формах, но постоянно влекущая человечество цель достигнуть максимальной суммы условий бытия для полной реализации всех способностей человека радоваться и наслаждаться жизнью.
Однако в реальной конкретике
проблема счастья не есть проблема
замкнутая сама на себя, поскольку
человек – явление
В силу этого проблема поиска счастья или смысла счастья, как такового, тесно взаимосвязана с моралью, то есть с системой норм и правил поведения людей в обществе. Поэтому проблема счастья в философии, призванной осмыслять мир в его всеобщности, не может решаться вне этического аспекта.
Актуальность этой темы кроется в смысле счастья как некоего идеала, то, к чему нужно стремиться. Поиск счастья есть не что иное, как одна из сторон смысла жизни.
Целью данной работы является осознание того, что же такое счастье, его сущность, условия его достижения и решение проблемы счастья. Также, необходимым является провести связь между проблемой счастья и смыслом жизни.
Достижение поставленной цели возможно при выполнении ряд задач. А именно:
1) Рассмотреть проблему
счастья в контексте
2) Рассмотреть проблему счастья как этическую категорию
3) Раскрыть условия для достижения счастья
Для решения поставленных задач необходимо проведение работы описательным, общенаучным методами с использованием анализа, синтеза и сравнения материала.
Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Вопрос об этической категории
«счастье» принадлежит к
В этической науке проблема счастья всегда занимала очень большое место. Исследованию этой проблемы уделяли много внимания мыслители прошлого (Аристотель, Эпикур, Августин, Фейербах) и современности (Толстой Л., Розанов В. и др.). Трактатов о счастье, действительно, много. Но большинство из них посвящено не проблеме счастья, а способам его достижения. В практическом отношении это самый важный аспект, но в теоретическом плане он является только одним из многих аспектов проблемы счастья.
Такой интерес понятен и объясним: ведь этика – это практическая философия, она не может абстрагироваться от реальных стремлений, тревог и нужд человека.
Несмотря на то, что проблема счастья исследуется давно, каждый раз находятся новые ракурсы ее познания. Особую актуальность проблема счастья обрела в современной России.
Нужно отметить, что большинство
отечественных философов
Василий Розанов – один из таких мыслителей. В основе его обращения к данной тематике лежит противоречие: с одной стороны, человек не может действовать иначе, как, повинуясь стремлению к счастью; с другой – человек должен следовать только этому влечению (т.е. признается, что иногда люди борются с ним). Затем, пытаясь разрешить данное противоречие, В. Розанов обращается к историческому возникновению идеи счастья. Человек всегда следует своему влечению к счастью (часто даже сам этого не замечая). А в требовании, чтобы каждый руководился только своим счастьем, заключено отрицание необходимого значения для людей этих идей, которые «лишь в меру своего соотношения с его счастьем должны быть предметом его стремлений и антипатий» (Розанов В.). Само понятие счастья В.Розанов определяет как «термин, указывающий высшее руководительное начало, или идеал, смотря на который мы прилагаем к данному объекту данный порядок мышления». Он также признает, что нет универсального счастья, т.е. оно у каждого свое, субъективное ощущение. В. Розанов пишет, что под счастьем можно понимать такое состояние, когда человек достиг пика удовлетворенности, когда он уже не хочет к чему – то стремиться, идти, искать. Единственное, чем различаются ощущения счастья у людей – это продолжительностью и напряженностью. И счастью, более продолжительному и количественно большему должно отдаваться предпочтение. Если возможно сделать счастливым нескольких человек, а не одного, то желательно это осуществить.1
По своим ощущениям счастья людей нельзя разделить на высших и низших, так как все они «равноощущающие» и, поэтому, равны в праве на счастье. Ощущение счастья не нужно пытаться предвидеть, сознавать, иначе оно может исчезнуть, так как все, проходя рефлексию, теряет свою энергию. И такое счастье будет менее напряженным, а, может быть, вообще исчезнет.
Таким образом, надо меньше размышлять о счастье. Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает.
Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления – это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.
Розанов также утверждает зависимость истины от счастья: «лишь в меру достигаемого счастья человек может знать истину» (Розанов В.). Таким образом, только когда люди счастливы, они могут совершать открытия, совершенствовать что-то; то есть все, чего достигает человек, – есть продукт его ощущения счастья.
Одно из проявлений счастья – польза (утилитарный принцип). Но в ней не выражается вся полнота первого. Польза – добро, производимое через учреждения. При таком подходе жизнь человека подверглась бы искажению. Но есть высшие потребности духовной природы человека (религия, философия, искусство), которые невозможно выразить в терминах утилитарной доктрины. И если человечество будет постоянно стремиться к счастью, то оно умрет «как в душном кольце», и нет средств для него жить иначе, как, отвернувшись от этого счастья, которое нужно уметь нести.
Счастье, как и радость, есть лишь спутник в стремлении человека к иным целям. Таким образом, счастье составляет важную часть нашей жизни, но не является смыслом жизни.
В продолжение исследования следует обратиться к Л. Н. Толстому. По временным рамкам он жил, писал раньше В. Розанова.
Л. Толстой утверждал, что счастье всегда в наших руках, что оно является следствием доброй жизни, и приводил в подтверждение этого слова Ангелуса Силезиуса: «Если рай не в тебе самом, то ты никогда не войдешь в него». То есть, утверждается, что достигнуть счастья можно в земной, а не только в небесной жизни. И счастье зависит от самого человека, от образа жизни, а не от окружающих его людей. Если человек счастлив, то и другим от этого будет хорошо. В земной жизни мы можем получить все, чего желаем, а если люди считают иначе – это их заблуждение, так как в этой жизни все достижимо и исполнимо. Отрицается несчастливая жизнь, так как именно благодаря несчастьям человек становится счастливым и осознает это. То есть через мнимые несчастья человек становится счастливым. Чтобы достичь счастья, нужно исполнять закон Бога в действительности, а не умолять о благе. То есть надо действовать (согласно законам Бога), а не ожидать чего-то. Опять здесь проходит идея, что каждый творит свое счастье сам, своей жизнью и для достижения этого надо обратиться к себе. Благо заключено в нас самих, так как в каждом присутствует Бог и весь мир, то есть, есть счастье как потенция, а ее реализация зависит от нас самих, от того, сможем ли мы осознать это в себе. От этого осознания зависит и видение окружающего мира. Чем счастливее человек, тем больше хорошего он видит в мире, а чем несчастнее – тем больше плохого, причем не в себе, но в других. А «благо нашего духовного я» зависит лишь от нас . (Позже это было подтверждено исследованиями психологов).
Проблема счастья тесно связана с вопросом о смысле жизни, который, по мнению Толстого, заключается во «все большем и большем сознании в себе Бога» (Толстой Л.). Это предполагает постоянное самосовершенствование. В подтверждение этого приводятся слова Б. Паскаля о том, что совершенствующийся в духовном плане человек не может быть недоволен, так как то, чего он желает, всегда в его власти и может осуществиться. Человек становится счастливым, когда отдается доброму стремлению, которое состоит в исполнении воли Бога. Но часто люди обращаются к Богу с просьбами о помощи, в то время, когда помочь им никто, кроме них самих, не может. Помочь может лишь добрая жизнь. А настоящего добра никто не может сделать для других; только себе человек может делать истинное добро, которое заключается в жизни для души. Награда за добро – улучшение души. Основной тезис, который развивает Л. Толстой, звучит так: люби всех. Только любовь нужна человеку, чтобы быть счастливым. Надо любить всех друзей и врагов, добрых и злых. «Люби не переставая, и не переставая будешь счастлив». Любовь – это единственное, чего хочет душа, причем любви не только к себе, но и от себя. Чтобы людям было хорошо, надо любить друг друга, т.е. нужна любовь. А любовь и есть Бог, т.е. опять прослеживается идея прихода к Богу. Любя Бога и людей, человек творит добро.2
Таким образом, счастье не в богатстве, почете, не в других людях, а в каждом из нас. Обращаясь к себе, человек осознает это. Счастье зависит от нас. Единственное благо – это жизнь в любви. А осуществить это – под силу каждому. Таким образом, счастье – самое нужное для человека, оказывается легче всего достижимым, так как оно – в сердце, в котором царит любовь.
Счастье не дается отдельной стране, времени и т.д. Оно дано всем, кто ведет добрую жизнь, а это во власти каждого. Отнять счастье никто не может. Человек сам может потерять его, если будет желать то, что вне его власти. То есть несчастным человек делает себя сам, также как и счастливым – когда желает того, что может иметь. Несчастный человек может изменить свое положение.
Есть два способа:
· улучшить условия своей жизни
(что не всегда помогает)
· улучшить душевное состояние
(это всегда в нашей власти; достигается
через воцарение любви в наших сердцах).
Нельзя быть недовольным
жизнью – это есть благо, данное
нам. А все живое хочет и
может быть счастливым, ведь это
зависит только от нас самих. Любить
(а это, значит, – исполнять закон
Бога) «возможно во всяком положении»,
в богатстве или бедности, в высоком или
низком ранге и т.д. Причем счастье – это
исполнение не своей воли, но воли Бога,
только когда человек забывает про свою
волю и подчиняет ее высшей – только тогда
находит благо. А воля Бога свершится в
любом случае.
Как бы плохо ни было человеку, стоит ему
только понять и принять жизнь и ее благо
в соединении с душами других людей и Бога,
сразу исчезнет зло (которое является
лишь кажущимся); как только мы начнем
осознавать свою жизнь как соединение
любовью со всем живым и с Богом, так станем
счастливыми.
Информация о работе Проблема счастья в отечественной философии