Проблема познания философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:36, реферат

Краткое описание

За сравнительно небольшую историю развития общества человек достиг многого: научился создавать вещество с заданными свойствами; «думающие» машины; посылать на Луну, Венеру, Марс космические корабли; все глубже проникать в тайны микромира; сознательно управляет развитием некоторых сфер общественной жизни. В духовном мире человека как микрокосмосе находит отражение весь Универсум, вся Вселенная. С помощью мысли он проникает в прошлое, настоящее и будущее изучаемого объекта. Но человек все еще плохо знает свое собственное сознание, недостаточно хорошо умеет управлять им, так что призыв древних «познай самого себя» актуален и сегодня.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие сознания: анализ подходов к его определе-нию 5
Глава 2. Генезис сознания 11
Глава 3. Нейрофизиологические процессы как базис созна-
ния 18
Глава 4. Структурная организация сознания 23
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Проблема сознания в философии.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

Второе предположение  относительно того, что НКС лежат в основе сознания, касается ограды – уплощенной структуры, располагающей под корой больших полушарий. Нейроны этой структуры получают входы практически от всех областей коры и проецируются обратно. Ограда расположена идеально для того, чтобы объединять активность сенсорных областей коры в целостное восприятие.

Конкретные группы нейронов выражают отдельные разновидности  восприятия, составляющие наши ежедневные впечатления.

Разницу в содержании сознания грудных детей, взрослых людей и животных можно объяснить различиями в свойствах возникающих у них нейронных объединений. Существование каждого объединения зависит от систем пробуждения в стволе мозга и в таламусе (передающем сенсорные входы в кору), которые постоянно находятся в активном состоянии и снабжают кору нейромедиаторами и другими веществами. Если системы пробуждения молчат, то никакие устойчивые объединения нейронов не возникают, и человек находится без сознания. Так происходит во время глубокого сна, и под действием наркоза.

Сознание рождается  из качественных, а не из количественных различий в нейронных объединениях. Значение имеет не число вовлеченных  нейронов, а информационная структура, которую они представляют. Для  каждого конкретного восприятия необходима определенная сеть нейронов, а не случайный выбор активирующихся нейронов. Более того, для обеспечения полноценного сознания объединения нейронов должны включать как сенсорные представительства в задней части коры, так и лобные структуры, вовлеченные в память, планирование и речь. Мозг работает не за счет своей массы, а в силу того, что нейроны соединены чрезвычайно специфичным и индивидуальным образом. Закономерности их соединения отражают всю аккумулированную информацию, которую организм приобрел в результате обучения в течение всей своей жизни, а также генетическую память предков.

Если нейронные коррелянты являются лишь разрядом одних нейронов, а не других, то сознание находится в самих нейронах.

Не существует никакого внутреннего волшебного свойства, присущего  каким-либо областям мозга или группам нейронов, отвечающим за сознание. Необходимо выявить некоторый процесс в мозге и для того, чтобы он был истинным коррелятом сознания, он должен объяснить множество явлений, с которыми мы регулярно сталкиваемся, например пробуждение от будильника, действие наркоза, сон и бодрствование, самосознание, разница между сознанием животного и человека.

На протяжении более  чем десяти лет ученые знают, что  активность нейронов может синхронизироваться на несколько сотен миллисекунд, а затем менее чем за секунду синхронизация распадается. Такие «ансамбли» клеток со скоординированной активностью способны непрерывно видоизменяться, при чем пространственная и временная шкала этого процесса как раз подходит для череды впечатлений сознания, происходящих здесь и сейчас. Широко распределенные сети нейронов собираются, разъединяются и вновь соединяются в ансамбли. Уровень сознания постоянно меняется, и количественно активных нейронов коррелирует с уровнем сознания в каждый данный момент времени.

Такой нейронный коррелянт  – кратковременный ансамбль –  удовлетворяет всему перечню  перечисленных выше явлений. Действие звука будильника объясняется тем, что сильнейший сенсорный выход  включает мощный синхронный ансамбль. Сновидения и бодрствование различаются, поскольку сны являются результатом маленьких ансамблей, инициируемых слабыми внутренними стимулами, в то время как в основе бодрствования лежат большие ансамбли, поддерживающиеся более сильными внешними стимулами. Наркоз уменьшает размер ансамблей, и тем самым отключает сознание. Самосознание может возникнуть только в том случае, если мозг достаточно велик и обладает значительным количеством внутренних связей, чтобы могли образовываться обширные нейронные сети.

Нервные ансамбли не «создают»  сознание, они служат указателями его уровня. Поскольку размер ансамбля и соответствующая ему степень сознания зависят от большого количества физиологических факторов (количества связей, силы стимула и конкуренции), каждым из них можно управлять в эксперименте. Способность ансамблей модели генерировать фальсифицируемые гипотезы и объяснить целый ряд феноменов, связанных с сознанием, делает ее особенно убедительной.

Множество областей мозга, создавая короткоживущие ансамбли, объединяются в некотором многомерном пространственно-временном континууме. Сложность заключается в том, что ученые не могут описать это многомерное пространство с помощью имеющихся в распоряжении ученых методов. Возможно, когда-нибудь и удастся создать его математическую модель.

И, наконец, проблема, касающаяся самого базового уровня НКС – каким образом эти модели могут быть использованы для определения того, как физиологические события в мозге превращаются в то, что мы воспринимаем как сознание.

Сознание человека –  результат долгой эволюции. По мере совершенствования высших функций мозга становится более полным и понимание, основанное на фундаментальных принципах его работы.

Ученые еще многое не знают о работе мозга, и особенно о том, что лежит в основе его  высших функций и человеческого  сознания. Тем не менее прогресс в этой области в последние годы достаточно очевиден, и наука о мозге постепенно приближается к раскрытию этой тайны природы.

 

Глава 4. Структурная организация сознания

 

Анализируя проблему сознания, нельзя оставить без внимания вопросы о том, что входит в него и как оно «работает», функционирует. Опыт сознания являет нам, с одной стороны, естественную целостность и органичность, которую трудно расчленить на те или иные отдельные элементы, полностью осознаваемые и контролируемые. С другой стороны, наш разум подчас вступает в конфликт с чувствами, воля – с опытом и памятью, при этом без механизмов самоконтроля и самопознания едва ли возможно говорить о подлинном существовании личности. Тем самым опыт сознания может характеризоваться как единство тотальности и структурированности, стихийности и организованности. В зависимости от выделенных природно-психических, индивидуально-личностных и социокультурных проекций анализа сознания можно говорить и его основных структурно-функциональных характеристиках.

В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание. Не случайно сознание тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты.

Следующий важный элемент  сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой  стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и  продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым  идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики. Одной из первых концепций структуры и функционирования сознания в культуре ХХ века стала предложенная З.Фрейдом модель психики, рассматривающая последнюю в единстве таких составляющих, как «Оно» (id), «Я» (ego) и «Сверх-Я» (super-ego). Феномен сознания «Я» здесь образуется за счет пересечения импульсов бессознательного «Оно» и нормативных установок культуры и общества «Сверх-Я». Если для Фрейда природное и культурное пересекались лишь в фокусе «Я», становящегося при этой сфере не столько их единства, сколько борьбы, то современная психология делает акцент на «сквозной» функциональной и генетической зависимости всех трех компонентов. Бессознательное представляет собой не просто энергетический комплекс чисто природных инстинктов, но в не меньшей степени детерминировано социальной средой, культурными и языковыми программами. Одновременно на уровне общественного сознания можно говорить о существовании многообразных социально-психологических интенций, репрезентирующих бессознательное.

Фрейдовская схема описывает  не столько сознание, сколько психику, в рамках которой сознание выступает как небольшой и не самый интересный для Фрейда фрагмент. Вместе с тем представляется возможным структурировать также «внутренний» опыт сознания, отличающийся исключительным богатством и многообразием своих проявлений. В качестве первичной конструкции можно говорить о выделении следующих уровней сознания: чувственно-эмоционального, связанного с непосредственным отражением внешней действительности; абстрактно-дискурсивного, предполагающего интеллектуальную обработку чувственных данных в соответствии с заданным культурной традицией логико-понятийным и ценностным каркасом; интуитивно-волевого, акцентирующего не редуцируемый к внешним характеристикам опыт «Я», самосознания.

К особенностям чувственно-эмоционального уровня относятся его конкретность и «реактивность» (то есть он строится преимущественно как обратная реакция на воздействие внешней среды). Соответственно человеческая чувственность определяется не только зависимостью от внешних обстоятельств, но и от состояния органов чувств и организма в целом, в силу чего чувственный опыт всегда индивидуализирован и многогранен. Выступая как первичный «материал» нашего сознания, чувственность осуществляет себя как глубинная дорефлексивная основа мышления, где лишь ее незначительная часть подвергается специальному осознанию и репрезентации в языке.

Абстрактно-дискурсивный уровень, напротив, предполагает всеобщность  и социокультурную обусловленность  своих элементов. Здесь фиксируются  те свойства и характеристики действительности, которые не даны в непосредственном ее восприятии, но являются результатом последующих логических операций. Универсальная всеобщность этого уровня конкретизируется в речи и языке как культурных механизмах хранения и трансляции информации. Этому уровню максимально присущи осознанность и рефлексивность, вместе с тем целый ряд общих знаний в нашем мышлении заданы некритично: воспринимая что-то на веру, мы не тратим усилий на «изобретение велосипеда», органично интегрируясь в существующий культурный контекст.

Интуитивно-волевой уровень обеспечивает связь чувства и разума в опыте сознания. Соединяя конкретность первого и всеобщность второго, он фактически очерчивает уникальный опыт души, самосознания, «Я», в котором фокусируются своеобразие личности. Несмотря на очевидную значимость идеи «Я» для философского, культурного и личностного поиска едва ли можно найти более сложный объект анализа. Его специфика соотносится либо с общей интуицией «Я», определяющей собственную целостность в многообразии отражаемых ситуаций; либо с волей как гарантом нашего свободного выбора; либо со смыслом как личностной проекции общих значений, обеспечивающих индивидуальное понимание и интерпретацию культурно-исторических истин и ценностей.

Данная схема может  быть конкретизирована относительно когнитивной, аксиологической и регулятивной проекций сознания.

 

 

Структура сознания

 

 

Уровни

Проекции

Когнитивная

Аксиологическая

Регулятивная

Чувственно-эмоциональный

Ощущение, восприятие, представление

Эмоции

Чувства

Интуитивно-волевой

Интуиция

Смыслы

Воля

Абстрактно-дискурсивный

Понятия, суждения, умозаключения

Значения, ценности

Вера

Информация о работе Проблема познания философии