Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 19:59, курсовая работа
Есть научные теории, доказывающие, что история развивается по спирали. Это касается истории отдельно взятого общества, государства и человечества в целом. Понятие «эталон красоты» тоже имеет свою историю, которая началась, пожалуй, с момента появления человека на земле. Изучив теорию эволюции «красоты», можно сделать вывод, что история движется не по спирали, а по кругу.
Основой для формирования тех или иных представлений о красоте, служили социальный строй, представления о морали и духовных ценностях общества.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский Федеральный Университет имени Ельцина
Курсовая работа
по дисциплине: философия
на тему: «Понимание красоты в 21 веке»
Выполнила: Мельниченкова Татьяна, ф-143-202
Специальность: этика, эстетика, арт-бизнес
Преподаватель: Лисовец Ирина Митрофановна
ЕКАТЕРИНБУРГ, 2015 г
Оглавление
Есть научные теории, доказывающие, что история развивается по спирали. Это касается истории отдельно взятого общества, государства и человечества в целом. Понятие «эталон красоты» тоже имеет свою историю, которая началась, пожалуй, с момента появления человека на земле. Изучив теорию эволюции «красоты», можно сделать вывод, что история движется не по спирали, а по кругу.
Основой для формирования тех или иных представлений о красоте, служили социальный строй, представления о морали и духовных ценностях общества. Эти шаткие в нашем мире понятия и определяли, что должно волновать, восхищать и называться «красотой». Основа достаточно зыбкая, и неудивительно, что все, основанное на ней постоянно менялось, иногда доходя до крайностей.
Красота – очень емкое понятие. Краса, благолепие, изящество, нарядность, прелесть, пригожесть – вот неполный перечень синонимов, который дает этому определению словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова [1, с. 87]. Сергей Иванович Ожегов даёт такое толкование этому слову "Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".
В данной работе просматриваются некоторые аспекты понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и в современном мире. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости многогранных ценностей красоты в разные исторические эпохи с точки зрения философии. А также в данной работе необходимо дать понятие красота с эстетической точки зрения. Соотнести прекрасное и красота с точки зрения эстетики и философии.
Большое значение имеет красота человека. Красота человека – это, прежде всего, доброта, ум и еще многие качества, характеризующие богатство его внутреннего мира. Можно отметить еще один аспект понимания человеческой красоты – эстетический. Восприятие человека по его внешности – самый древний и до сих пор самый распространенный метод его оценки. Как утверждают психологи, впечатление о человеке складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени и лишь 8 -10 % мы черпаем из слов собеседника [10, c.118].
Целью данного исследования является анализ целостного системного представления о красоте 21 века и месте человека в нём, сформированного на основе философского мировоззрения.
Задачи исследования:
1. Изучение аспектов понимания красоты, ее природы, восприятия в контексте истории и современности.
2. Изучение аспектов понимания этнической, эстетической, биологической и природной красоты.
3. Рассмотреть соотношение прекрасного и красоты.
Согласно Леви-Строссу, весь мир, окружающий нас, классифицируется нами по бинарным признакам. Мы бессознательно распределяем все на большое и маленькое, холодное и горячее, уродливое и красивое. Но какое значение мы вкладываем в слово "красиво"?
Красота - эстетическая категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. [11, c. 134].
Со сменами исторических эпох и, в зависимости от региона, слово "красота", "красиво" воспринималось по-разному. Это происходило из-за различий в обычаях, религии, менталитете; из-за расхоженности в мнениях о власти, деньгах, ценностях и т.д.
Конечно же, в первую очередь, оказывала влияние на людей культура . А именно: театры, литературные и художественные произведения. Они формировали у народа определенное представление о хорошем и плохом, о красивом и некрасивом.
Однако и у людей, живущих в одно время и в одной местности, возникали различные мнения об одном и том же предмете. Собственно, как и сейчас.
Представим ситуацию, что вы пошли в картинную галлерею, насладиться работами любимого художника. И вот, рассматривая, ну, допустим, знаменитую Мону Лизу, вы невольно вступаете в диалог с рядом стоящим критиком. Он заявляет, что это не искусство и такой портрет мог бы нарисовать любой, обучившийся мастерству рисования. Вы негодуете и злитесь потому что то, что вы считаете красивым, кто-то считает не заслужившим внимания. От чего наша злость? Он того, что наши взгляды отличаются от других? Или от того, что в мире так много подобных бездарей, ничего не понимающих в искусстве? Вы возмущены и идете в кафе, сплошь уставленное несуразными скульптурами. Ваше внимание, например, привлекает мини-скульптура, изображающая корову, нанизанную на палочке от эскимо. "И как только можно было такую безвкусицу поставить в людное место?" - думаете вы и тут же слышите за спиной диалог юноши и девушки, которые смеются и, с одобрением, отмечают, что это очень даже оригинально и красиво, это скрашивает серые будни и поднимает настроение. Так значит теперь бездарь вы? Значит вы ничего не понимаете в искусстве? [17, c. 98].
Удивительна судьба науки о красоте: зародившись в древности, она только в XVIII веке обрела название, в начале XIX века – четкие контуры и понятия, но уже в конце века подверглась нападкам и в нашем столетии истребила себя уже полностью, только в последние годы уразумев немыслимость своего самоиспепеления.
Все началось с русских нигилистов (Писарев – тургеневский Базаров). Перу Д.И. Писарева принадлежит статья «Разрушение эстетики». Вот его мудрые афоризмы: «Эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя», «Эстетика, безотчетность, рутина, привычка – это все равносильные понятия». Литературный герой И. Тургенева Базаров высказывается в том же духе: «Рафаэль гроша медного не стоит» («Отцы и дети»).
В 70-е годы появилось новое слово, которое сегодня у многих на устах. Слово это – «постмодерн» («постсовременность»). Мы будем неоднократно возвращаться к проблеме постмодерна. Сейчас отметим лишь некоторые существенные моменты. Самый главный из них – стремление преодолеть кризис современной культуры. Иногда это удается, иногда, увы, нет. В обоих случаях, однако, сквозит неудовлетворенность ее тупиковым состоянием.
Один из вариантов преодоления кризиса состоит... в его углублении. Выброшен лозунг: «Все позволено», «anything goes», по-немецки – Beliebigkeit. Дозволена любая мерзость, любое уродство, смешение всех понятий и представлений. Теоретики, философски пытающиеся обосновать подобную позицию, – Ф. Лиотар и О. Марквард.
Первый в противовес Гегелю выдвинул тезис: истина не в целом, а в его частях, какой бы случайный характер они ни носили. О. Марквард занят апологией случайного. Он ратует за плюрализм в философии и эстетике. Он противник «правомыслящего монологоса», ориентированного на единственность разума. Открывая XIV конгресс немецкого философского общества 1987 года, он говорил: «Мне кажется, хорошо бы вернуть терпимое отношение к правомыслию, которое Марк Твен рекомендовал по отношению к правописанию, когда говорил: я жалею того, у кого не хватает фантазии писать слово то так, то этак. Печальна участь философии, если она не позволяет думать о вещах то так, то этак; думать и передумывать одним то, другим другое. В этом смысле даже внезапное озарение подозрительно; да здравствует то, что приходит в голову много раз». Когда-то Лютер сказал: я здесь стою и не могу иначе. Марквард: я здесь стою, а могу как угодно. Конечно, все это утверждается «со щепоткой соли». Но нет шутки, за которой не скрывалась бы позиция.
Другой вариант преодоления тупика – осмысление пути, пройденного художественным мышлением, и возврат к традиции. Русский язык позволяет обозначить оба эти варианта различными терминами перевода слова «Postmodern». В первом случае это – постмодернизм, продолжение и подчас доведение до абсурда модернистских, авангардистских новаций. Во втором случае – постсовременность. Словом «современность» (Modern) обозначается явное превосходство над всем, что ей предшествует. Здесь прошлое являет собой лишь предпосылку настоящего. Постсовременность (Postmodern) же не возвышается над прошлым, не отторгает, не превосходит его, а рассматривает его как свою непосредственную составную часть. [16, c. 154].
Уже Хайдеггер предчувствовал
тот рубеж, которого ныне достигло развитие
культуры. Стрелка на циферблате истории
подошла к цифре 12, как бы отодвинуть ее
назад! Этот образ владеет ныне умами ученых
и художников. Хайдеггер давно говорил
о времени как об исполненном, как о некоей
целостности, в которой будущее, настоящее
и прошлое сливаются воедино. Вот знаменитое
место из книги «Бытие и время», шокирующее
рационалистически-
К такому же пониманию времени как к исполненному, завершенному целому пришел и П. Флоренский. Для него это была очевидность, открывшаяся ему еще в детские годы: «...Время утратило свой характер дурной бесконечности, сделалось уютным и замкнутым, приблизилось к вечности». Разумеется, речь идет не о физическом, а о социально-культурном времени, охватывающем пространство человеческого развития.
Возврат к традиции в эстетике означает возрождение интереса к ее основной категории – красоте. В этой связи любопытно следующее признание одного из западных теоретиков, отметившего, что модернизм исчерпал свои возможности по части «инноваций»: «Идея инноваций пришла к своему естественному концу. Возможно теперь попятное движение, новое формирование канона, новая эстетика прекрасного…»
Летом 1995 года в Цюрихе состоялась международная конференция, посвященная проблеме прекрасного. Участниками конференции были живой классик – выдающийся философ Германии Карл Георг Гадамер, великий музыкант Иегуди Менухин, знаменитый писатель, медиевист и культурфилософ Умберто Эко. Ныне ценится, говорится в тезисах, представленных к обсуждению, необычное и оригинальное, красоту же изгнали в область коммерческой эстетики, косметики, тривиальной пошлятины. В течение долгого времени прекрасное рассматривалось только как красивая иллюзия, как уход от действительности. «Только благодаря искусству можно постигнуть глубочайший смысл красоты как символа внутренней структуры творения, в которой отражается потаенный мир космоса». [10, c. 87].
Разберемся в этой ситуации. Должен ли кто-то разделять ваше мнение о произведении искусства? Истинная красота всегда трогает душу человека, её увидевшего, однако о вкусах, как известно, не спорят. На то оно и искусство. Искусство, как проявление индивидуальности, направлено на индивидуальность каждого. Понятие "индивидуальность" во многом перекликается с понятием "личность". Ребенок рождается с огромным личностным потенциалом, но каким образом он его реализует, какой станет личностью, зависит от многих факторов, например, от культуры общества, системы воспитания, особенностей общения и собственной деятельности.С огромным многообразием внешнего облика людей и их психологических особенностей мы сталкиваемся каждый день, среди тысяч лиц невозможно найти два похожих. У каждого человека есть что-то свое, особенное и неповторимое, что определяет его индивидуальность,становится решающим звеном, отличающим, выделяющим человека.
Как мы различаем красивое и некрасивое? Все относительно, а значит, мы не можем сказать, что вещь черная, если мы не видели вещи белой. Однако, если с большими и маленькими предметами, мягкими или твердыми, кривыми или прямыми всё более менее понятно - в том плане, что люди практически одинаково классифицируют их - то с красотой и уродством дела обстоят куда сложнее. Нависает огромный знак вопроса: почему одну и ту же вещь кто-то называет красивой, а кто-то некрасивой?
Понятие красоты и прекрасного, как слова имеют общий корень и в эстетике иногда возникают синонимами, являются выходными, первыми категориями эстетики. Это значит, что все содержание представлений о эстетическое так или иначе вращается вокруг этих категорий; следовательно, их изучение вводит нас в средоточие эстетики как системы научного знания. Как уже отмечалось в предыдущих темах, люди с давних времен заметили, что их чрезвычайно привлекает и завораживает то, что связано с красотой (или прекрасным), а также отталкивают проявления уродливого, здеформованого. Тайны красоты интриговали еще и потому, что оставалась неизвестной ее природа: действительно, что есть красота? Ведь в наглядный способ мы никогда не воспринимаем того, о чем можно было бы без колебаний сказать: смотри, вот это и есть сама красота! Что же тогда является красотой и в чем заключается ее сила, ее влияние на человека? - Озабоченность этими вопросами пришла к нам еще со времен мифологического сознания, в который довольно часто красота подавалась как магическая, иногда - гиблое и неотвратимая сила. Этот мотив силы красоты, но и ее непонятной, тайной природы прошел через всю культурную традицию человечества, сохраняя свою значимость и в наше время. Однако в наше время мы очень редко спрашиваем ”красива Ли это?”, а вместо этого часто слышим: ”нравится Ли вам это?” Означает ли это потерю идеалов, которые исторически сложились, или потерю значение этой ценности вообще? Можно с уверенностью сказать, что категория прекрасного не является оторванным от жизни понятием, а динамичной эстетической оценке, которая подвергается исторически изменениям. Поэтому важное значение приобретает определение критериев прекрасного, факторов, влияющих на их историческую смену, а также связь этой категории с другими ценностями и оценкам. Также надо определить соотношение понятий красоты, прекрасного и эстетического. [17, c. 134].
Когда возникает необходимость привести примеры прекрасного, то чаще обращаются к искусству. Связь прекрасного с искусством ни у кого не вызывает сомнения. Однако античные натурфилософии источник и критерий прекрасного видели в космосе. В греческом языке „космос” означает не только порядок, но и красоту, прекрасное привлекательное отделка. Прекрасное розумилось как объективная и всеобщая ценность. Уже первый древнегреческий философ Фалес утверждал, что космос прекрасен, как „творение бога”. Гераклит говорит о „прекраснейший космос”, основой которого является гармония, что возникает из борьбы противоположностей и встает их уравновешенным состоянию, то есть это есть единство четного и нечетного порядка и хаоса, симметрии и асимметрии. Пифагорейцы видели красоту в числовой пропорции, Диоген - в степени, Демокрит - в равенстве. Считалось, что гармония и пропорция существуют в космосе, независимо от человека, который их воспринимает, то есть прекрасное имеет собственную сущность, присутствие которой в разных речах, собственно, и делает их прекрасными. Поэтому то, что является прекрасным в одной вещи, будет таким и в другой. То, что нравится одному, будет нравиться и другим. Скульптор Поликлет был убежден, что красота тела заключается в симметрии его частей. Музыка, по мнению пифагорейцев, является гармоничным сочетанием противоположностей, а сила искусства заключается в том, что оно своей гармонией способно привести к изначальной гармонии человеческий дух и даже тело. [8, c. 145].