Паритетность сознания и материи как целостный взгляд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 13:26, реферат

Краткое описание

В познании человеком окружающего мира во все времена одним из важнейших вопросов был вопрос о пределах познания. На каждом этапе развития науки и философии существовали задачи, в которых человек претендовал на обладание знанием, и задачи, которые выносились в область непознанного или принципиально непознаваемого. Ограниченность познавательных средств прошлого не позволяла строгому научному познанию, основанному на наблюдении и эксперименте, «ухватить» наиболее общие и фундаментальные вопросы, однако по мере своего развития наука всё более уверенно вторгалась в области, ранее допускавшие только философское исследование.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Формулировка проблемы
1.1. Недостаток традиционной классификации психофизических теорий
1.2. Объективная и субъективная реальности
1.3. Проблема объективной наблюдаемости субъективных фактов
2. Перспективы научного решения психофизической проблемы
2.1. Внешние источники информации и врождённые знания

Заключение

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 42.68 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Паритетность  сознания и материи как целостный  взгляд »

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

г. Улан-Удэ

2013 г.

 

 

 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

    • 1. Формулировка проблемы
    • 1.1. Недостаток традиционной классификации психофизических теорий
    • 1.2. Объективная и субъективная реальности
    • 1.3. Проблема объективной наблюдаемости субъективных фактов
    • 2. Перспективы научного решения психофизической проблемы
    • 2.1. Внешние источники информации и врождённые знания

 

  Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В познании человеком окружающего  мира во все времена одним из важнейших  вопросов был вопрос о пределах познания. На каждом этапе развития науки и философии существовали задачи, в которых человек претендовал на обладание знанием, и задачи, которые выносились в область непознанного или принципиально непознаваемого. Ограниченность познавательных средств прошлого не позволяла строгому научному познанию, основанному на наблюдении и эксперименте, «ухватить» наиболее общие и фундаментальные вопросы, однако по мере своего развития наука всё более уверенно вторгалась в области, ранее допускавшие только философское исследование. Хорошим примером тому может служить атомистическое учение Демокрита, выдвинутое им из совершенно умозрительных соображений, но позже получившее строгое научное подтверждение. Другой известный пример — космологические учения.

С древнейших времён до нашего времени одной из наиболее фундаментальных  проблем остаётся психофизическая проблема (ПФП) — проблема природы человеческого сознания, субъективных ощущений, мышления, воли и возможности их объяснения на основе познаваемых законов материального мира. Сознание — самый труднодоступный для объективного исследования феномен. На современном уровне знаний мы не можем доказать наличие сознания даже у другого человека, хотя и интуитивно считаем это очевидным. Остаётся открытым вопрос о наличии сознания у лиц, страдающих некоторыми психическими расстройствами (например, тяжёлой формой олигофрении). То же можно сказать о детях раннего возраста. Тайной за семью печатями остаётся существование сознания у других животных, особенно низших. ПФП имеет непосредственное отношение к религиозным вопросам — о существовании Бога, жизни после смерти, вообще состоятельности той или иной религии. Решения ПФП требуют и другие, более «приземлённые», задачи в медицине и психологии. В самом общем виде, это проблема регистрации состояния сознания человека или иного животного, прямого наблюдения его ощущений, мыслей и волевых актов другим существом с помощью приборов. Большой интерес представляет детектирование сновидений и галлюцинаций, их возможная запись с возможностью последующей демонстрации самому испытуемому или другим экспериментаторам. Но едва ли можно говорить об этом всерьёз, пока мы даже не знаем, как строго узнать, есть ли у испытуемого ощущения вообще. Идеалистические теории сознания предполагают, что субъективные ощущения рождаются и наблюдаются вне материальной структуры организма, а потому не могут быть объективно зарегистрированы иначе, как по косвенным признакам — по словам или иным действиям испытуемого. Некоторые психофизические модели и вовсе утверждают, что существование сферы субъективного никак не сказывается на состоянии материального мира, и он может быть описан в предположении её отсутствия.

В настоящей работе мы не ставим задачей решение ПФП. Задача её в известном смысле противоположна: показать, что проблема не может  быть строго решена чисто теоретическими методами, что для её решения требуются  конкретнонаучные результаты.

1. Формулировка проблемы

1.1. Недостаток традиционной классификации психофизических теорий

Желая решить задачу строго выбора между материалистическими  и идеалистическими теориями, мы неизбежно  сталкиваемся с проблемой их классификации. В философской литературе сложилась  традиция разделять психофизические  теории по признаку взаимодействия тех  или иных сущностей и субстанций. Например, интеракционизм допускает двусторонее взаимодействие души с материальным телом, эпифеноменализм — только одностороннее воздействие материи на сознание, параллелизм и вовсе исключает взаимодействие между субстанциями. Недостаток такой классификации, однако, заключается в отсутствии универсального определения воздействия. Когда речь идет о явно выделенных физических системах, мы хорошо представляем себе взаимодействие между ними. Однако всякая попытка обобщить, экстраполировать такое представление на абстрактные нематериальные сущности в дуалистических и идеалистических онтологиях как минимум сомнительна. На наш взгляд, именно здесь кроется богатый источник псевдопроблем, из-за которых теория сознания до сих пор сохраняет налёт негативной метафизичности и ненаучности, а логически некорректные вопросы подчас представляются фундаментальными. В настоящей работе мы постараемся дать более корректную формулировку психофизической проблемы (ПФП), базируясь на понятии объективной наблюдаемости субъективных фактов и показать, что в этом случае она допускает конкретнонаучное решение. Основная идея нашего подхода: вопрос о состоятельности материализма есть вопрос об объективной наблюдаемости каждого субъективного факта. Обоснуем это утверждение и уточним терминологию.

1.2. Объективная и субъективная реальности

Дать строгое определение  сознанию едва ли сегодня возможно, однако не стоит преувеличивать эту  проблему: само устройство языка таково, что невозможно дать каждому слову  независимое определение, одни слова  всегда будут определены через другие. Что касается материи (объективной реальности), то в неё мы будем включать вещество, энергию, пространство, все их свойства и вообще законы природы. В принципе, представление о материи может быть сформировано при познании собственных субъективных феноменов. Субъективные феномены не являются независимыми, между ними есть связи, корреляции, одно ощущение может быть предсказано по другому или получено с помощью волевых актов. Существование связей не отрицается даже такими концепциями, как субъективный идеализм и солипсизм, хотя связи сами не являются субъективными феноменами, а лишь познаются посредством их, и потому могут быть названы (или связаны с) реальностью, лежащей вне сознания. Такая реальность может с некоторыми оговорками быть названа материей, хотя в данной работе мы не будем пытаться получить её строгое определение. Материя описывается в терминах геометрических и прочих количественных характеристик. Особенность её описания заключается в том, что одинаковые материальные характеристики могут быть выражены в терминах разных субъективных качеств. Использование приборов делает это свойство материи универсальным. Так, температура предмета может быть измерена как осязательно, так и зрительно, с помощью термометра. В качестве прибора может выступать и другой человек, который посмотрит на термометр, на словах скажет нам результат, и он будет выражен в сознании как звук. В связи с этим, часто говорят о бескачественности материи, хотя на наш взгляд, более корректно говорить оеё многокачественности.

 

 

1.3. Проблема объективной наблюдаемости субъективных фактов

Какой бы ни была природа  материи и сознания, между ними есть взаимосвязь. Насколько познаваемо сознание объективными средствами? Введём понятие объективно наблюдаемого факта.

Определение. Объективно наблюдаемый факт есть факт, от которого зависят материальные явления.

Определение. Исключительно субъективный факт (ИСФ) есть объективно ненаблюдаемый субъективный факт.

Очевидно, что все объективные  факты объективно наблюдаемы. Основной смысл разделение на объективно наблюдаемые и ненаблюдаемые имеет для субъективных фактов. Примером объективно наблюдаемых субъективных фактов являются волевые акты (направленные на изменение состояния материи), но, очевидно, не только они. Всякий субъективный факт, о котором в материи (благодаря действиям субъекта или непосредственно в нервной системе, которая материальна) появляется информация, является объективно наблюдаемым. Такие факты существуют, об этом свидетельствует опыт, а существование ненаблюдаемых субъективных фактов, ИСФ, находится под вопросом. Если их нет, то объективная реальность содержит полную информацию о субъективной, фактически включая её в себя.

Теорема. Если все субъективные факты объективно наблюдаемы, то материя однозначно задаёт субъективную реальность.

Доказательство. Предположим противное: существующей объективной реальности могут соответствовать две различные субъективные реализации (то есть отличающиеся по некоторым фактам). Но это значит, что факты, специфичные только для какой-то одной из реализаций, являются ИСФ, и это противоречит условию.

Определение. Объективной информацией о наблюдаемом факте называется объективный факт, который бы отсутствовал при отсутствии наблюдаемого факта.

Определение. Материальным коррелятом субъективного феномена называется физическое явление, содержащее полную информацию о нём.

В материализме материя может  быть адекватно описана в предположении  отсутствия чего-либо, кроме себя, т. е. причинно (каузально) замкнута. Всё сущее материально, и онтологически имеет место либо материалистический монизм либо нейтральный монизм. Взаимодействие сознательного организма с окружающей средой осуществляется путём биологических реакций на раздражители, а процесс обработки информации и принятия решения субъективно переживается нами, как последовательность образов и волевых актов.

. Исключительно субъективные  факты существуют, хотя факт их  существования объективно наблюдаем. Будем называть такую модель проявленным идеализмом. В материи содержится информация о нематериальном (которое, благодаря этому, частично познаваемо). Существуют объективно ненаблюдаемые субъективные факты, но их отсутствие сказалось бы на материи. В качестве объективно ненаблюдаемых субъективных фактов могут выступать, например, качественные характеристики ощущений («красность», «кислость»). То, что их ненаблюдаемость можно легко представить, свидетельствует, например, эксперимент с инверсией спектра . Такая точка зрения наиболее свойственна эпифеноменалистам, здесь можно отметить концепцию Д. Чалмерса. Другие субъективные феномены, относительно которых иногда предполагается исключительно субъективная природа — элементы мыслительного процесса. Можно представить ситуацию, когда в материальном мире проявляется лишь его результат процесса, путь же его (например, способ решения арифметической задачи) может быть различным, и это не повлияет на состояние материи, если человек не рассказал о нём. Однако, человек может сказать о существовании такой «степени свободы», этим самым объективизировав факт существования ИСФ. Такая точка зрения более характерна для интеракционизма, см. напр.

Каким образом возможно, что в материи появляется информация о нематериальном (ведь именно в этом заключается наблюдаемость факта существования ИСФ)? Либо она возникает физически «беспричинно», либо она неявно была заложена во вселенной уже в момент её появления. В первом случае мы можем говорить о каузальной незамкнутости материи в известный нам период её существования. Часто это упрощённо называют о воздействием нематериального на материальное. Будем назвать такую модель обобщённым интеракционизмом. Нематериальное воздействие на материальный мир возможно в период существования современных физических законов, следовательно, физические законы должны быть не детерминированными (мы поговорим об этом в следующем разделе). В обычном понимании, интеракционизм, или теорияпсихофизического взаимодействия, есть идеалистическая теория, делящая человека на материальное тело, и нематериальную душу, управляющую телом. Мыслительный процесс может полностью или частично проходить «за кадром», о чём мы уже сказали. Мы можем наблюдать конечные результаты сознательной деятельности, но не можем отследить их алгоритм и промежуточные результаты. Обобщённыйинтеракционизм может быть онтологически представлен как дуализмом (или плюрализмом, если рассматривать каждое сознание как некую совершенно самостоятельную сущность), так и идеалистическим монизмом. Примером первого служит метафизика Декарта (духовное и материальное рассматриваются как равноправные, не сводимые друг к другу, но взаимодействующие, сущности), второго — платонизм.

Если интеракционизма нет, но нематериальное всё-таки существует, то информация о нём может быть заложена в самих законах природы или в начальных условиях вселенной. Будем назвать такую модель деистическим идеализмом. В обычном смысле, деизм предполагает целенаправленное сотворение мира, после которого ни Творец, ни иные сущности не вмешиваются в его дела, и материя развивается самопроизвольно. Такая концепция сходна с материализмом, но для нас важно, что существуют ИСФ. Реакции организма на внешние воздействия определяются естественными физиологическими процессами, однако можно допустить существование внешне полноценного человека, который не обладает сознанием (парадокс «зомби»). Деистический идеализм, переходя к традиционной терминологии, может быть представлен параллелизмом иумереннымэпифеноменализмом. В общем случае, эпифеноменализм есть теория, согласно которой субъективные феномены нематериальны, не воздействуют на материю, но сами подвержены её влиянию. Мы не считаем терминологию взаимодействия удачной, и необходимо уточнить вопрос об ИСФ. Эпифеноменализм, отрицающий их, не отличается от материализма и не должен рассматриваться как самостоятельная теория. Если ИСФ существуют, но факт их существования имеет объективные проявления, такой эпифеноменализм мы и будем называтьумеренным. Если ИСФ существуют, и факт их существования объективно ненаблюдаем, то имеет место радикальный эпифеноменализм, который мы рассмотрим в следующем параграфе. Родоначальником эпифеноменализма часто считается Т. Гоббс, хотя его классическое оформление было дано С. Ходжсоном и Т. Гексли. Примером параллелизма может служить лейбницевская онтология [13]. Параллелизмисключает взаимодействие между материей и субъектами (у Лейбница — монадами) в настоящее время, но допускает «предустановленную гармонию» в прошлом, благодаря которой в сознании имеется информация о материи, а в материи — о сознании. Здесь, опять-таки, не уточняется существование ИСФ. Если их нет, то разделение на две субстанции неоправданно и имеет место материализм. Если же они есть, то, в отличие от эпифеноменализма, факт их существования обязательно объективно наблюдаем, так как параллелизм достигается благодаря априорному наличию в сознании информации о материи, и наоборот. Но тогда параллелизм не имеет осмысленных отличий от умеренного эпифеноменализма: все отличия сводятся к причинам изменения состояния сознания: в эпифеноменализме они материальны (сознание пассивно отражает материю), а в параллелизме нематериальны, но приведены в соответствие с материальными процессами. По сути, такие различия вызваны неоправданной экстраполяцией терминологии причинности на нематериальные сущности. Для нас главное, что в обоих случаях материя не подвержена внешнему воздействию в настоящее время, в обоих случаях есть ИСФ и в материи есть информация о факте их существования.

 Исключительно субъективные  факты существуют, причём факт  их существования объективно  ненаблюдаем. Эта наиболее экзотическая и парадоксальная психофизическая теория на уровне обыденного мышления имеет много приверженцев. Отсутствие внешнего воздействия на материю роднит её с материализмом, материя допускает всеобъемлющее научное исследование без привлечения сверхъестественных сущностей. Но при этом, ИСФ абсолютно, «софистически» непознаваемы, в объективной реальности не отражён даже факт их существования. Эту особую форму идеализма мы будем называть непроявленным идеализмом илирадикальнымэпифеноменализмом (РЭ).

В качестве исключительно  субъективных можно предположить различные факты. Нередко исключительно субъективным предполагается факт существования всей сферы субъективного. Такой вариант полностью выносит сознание за рамки объективного познания и, в этом смысле, противоположен материализму. Существование сознания никак не сказывается на материальном мире, т. е. материя существует так, как если бы его не было вовсе. Также, как и в деистическом идеализме, здесь возможен и даже ещё более выражен парадокс «зомби». Такая теория является естественным основанием для солипсизма — концепции, отрицающей множественность сознаний. Солипсизм возможен и в других психофизических теориях, но здесь он совершенно неопровержим и естественен.

2. Перспективы научного решения психофизической проблемы

Логическую противоречивость радикальногоэпифеноменализма (РЭ) легко показать, основываясь на понятийном аппарате, введённом в предыдущем разделе. Что означает объективная ненаблюдаемость факта существования исключительно субъективных фактов (ИСФ)? Она означает, что можно представить такие две модели сознания, s-1 и s-2, различие между которыми объективно ненаблюдаемо, но при этом s-2 содержит ИСФ, а s-1 — нет. Значит, материалистическая модель s-1 содержит по крайней мере один объективно ненаблюдаемый факт — факт отсутствия фактов, которые есть s-2, но нет в s-1. Но этого не может быть, ведь в материализме любой субъективный факт имеет объективное проявление, в том числе и факт существования каждого субъективного факта и отсутствия каких либо фактов, кроме тех, что существуют. Даже если есть субъективные факты, о которых человек не способен отрефлексировать и сказать «они существуют», их существование всё равно является субъективным фактом. Следовательно, модель s-1 не является материалистической, и s-2 не может считаться моделью, объективно неотличимой от материализма. В принципе, такое доказательство может показаться многим неубедительным, слишком абстрактным и недостаточно применимым к конкретным проблемам, связанным с РЭ. В связи с этим, дополнительно проанализируем его с менее строгих, но более понятных позиций.

Информация о работе Паритетность сознания и материи как целостный взгляд