Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 11:46, контрольная работа
В 30-40-х г.г. XIX столетия в кругу либеральной дворянской интеллигенции произошло столкновение двух противоположных течений русской общественно-политической мысли. Одни называли себя западниками, другие – славянофилами. Суть дискуссии заключалась в обсуждении принадлежности России, ее роли среди других народов, особенности правового и политического развития. Этот публичный спор вот уже несколько столетий плотно обосновался в русском обществе.
Спор между западниками и славянофилами сводился к одной проблеме
Идеи Федорова нашли
отражение в его труде “
Для преодоления разрыва
человека и природы, считал Федоров,
надо осуществить всеобщую регуляцию.
При этом “внутренняя”, или психофизиологическая,
регуляция предусматривает
Метеорическая регуляция включает: “а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических “погромов” — засух, наводнений, градобития и т. д.), овладение климатом, выявления оптимального отношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности; б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений; в) телурическую регуляцию (рациональное использование земных недр; замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения); г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ее трудоемкой добычи каменного угля и т. д.)”.
Следующая ступень регуляции — превращение Земли в космический корабль, странствующий во Вселенной.
В конечном счете человечество должно объединить все звездные миры.
Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочение всех землян в единую братскую семью.
Федоров думал, что наука на Земле должна преодолеть объективное отношение к окружающему миру, но это не означает торжество субъективного подхода. Подход к миру, по его мнению, должен быть “проективным”, обеспечивающим превращение знания в проект лучшего мира. Без этого, по Федорову, знание принимается за конечную цель, а дело заменяется миросозерцанием. Он считал, что такое положение надо изменить. Культ идей, или “идолатрия”, должен быть устранен. Философия должна заканчиваться не созерцанием, а действием.
Мыслитель видел в эгоизме источник всего негативного, что есть в мире. Для искоренения эгоизма необходимо, по Федорову, чтобы наука служила не целям борьбы между людьми, а целям достижения их всеобщего блага.
Эгоизм порождает такое зло, как смертность людей. Федоров считал, что важнейший долг науки — преодолеть смертность и обеспечить людям бессмертие. Он надеялся, что наука может развиться до такой степени, что сможет обеспечить воскрешение всех ранее умерших людей и расселение их на бескрайних просторах Вселенной.
По мнению Федорова, идеальный социальный строй должен основываться на гармоническом сочетании сознания и действия. При этом строе не должно быть разобщенности людей, насилия и страха, а также такой деятельности людей, которая способствует приближению мира к концу. В условиях идеального строя, который философ называет “психократией”, каждый будет исполнять свой долг, вполне осознавая свои задачи как часть человечества, призванного быть орудием Божиим. Только так, согласно Федорову, может быть достигнуто полное и всеобщее спасение. Таким образом, нравственный миропорядок, установившийся в обществе, становится залогом упорядоченности всего мира.
В федоровской утопии получили свое выражение и оформление вековые чаяния русского народа.
Утопичность представлений мыслителя о путях развития человеческого общества не может заслонить от нас того, что многое в его наследии сохраняет и в наши дни свое значение: идеи синтетизма и проективности знания, регуляции процессов природы и общественной жизни, увековечения жизни людей, тесной связи знания и нравственности, единения человека и космоса, идеал единства человечества и т. д.
Другим крупным представителем философии русского космизма является Константин Эдуардович Циолковский (1857 — 1935). Он известен как писатель-фантаст и провозвестник ракетодинамики и астронавтики, а так же как оригинальный мыслитель.
Циолковский считал, что понять наш мир правильно можно только с космической точки зрения. Будущее мира связано с освоением космоса человеком. Деятельность разумных существ должна быть направлена на совершенствование взаимодействия человека с космосом. Одну из важнейших задач эволюции живого он видел в освобождении разумных организмов от зависимости по отношению к среде обитания. Циолковский считал, что освоение космоса объединит людей в единое государство, которое будет существовать на бескрайних просторах Вселенной, беспрерывно увеличиваясь.
Философия Циолковского опирается на ряд принципов. Важнейшим из них выступает панпсихизм, заключающийся в признании чувствительности всей Вселенной. Другим принципом является монизм, базирующийся на допущении того, что материя едина и основные свойства ее во Вселенной одинаковы. Согласно этому принципу материальное и духовное начала Вселенной едины, едины также живая и неживая материя, человек и Вселенная.
Третий принцип — это принцип бесконечности. Согласно этому принципу мир, Вселенная, могущество космического разума бесконечны.
Четвертый принцип — принцип самоорганизации, основывающийся на допущении у Вселенной способности содействовать своей организации, дающей ей возможность бесконечно долго существовать во времени. И хотя сам термин “самоорганизация” Циолковским не применялся, но свойственность его философии вытекает из этого принципа и понимания им эволюции Вселенной.
Циолковский допускал, что Вселенная имеет первопричину и движется волей, которые находятся вне ее пределов. Однако человек способен подчинить развитие космоса своей воле. Но для этого ему надо завоевать космос, на основе его изучения и подчинения своему разуму.
Значительный процесс в философии русского космизма связан с творчеством Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), который является не только выдающимся естествоиспытателем, одним из основоположников геохимии, радиогеологии, генетической минералогии, но и значительным мыслителем, создателем учения о биосфере и ее переходе в ноосферу.
В. И. Вернадский, как и другие космисты, считал, что благодаря науке человечество получает возможность превратиться в силу, подчиняющую себе Космос и становящуюся ответственной за судьбу биосферы и Космоса. Это объясняется тем, что “научная работа становится проявлением геологической работы человечества, создает особое состояние геологической оболочки — биосферы, где сосредоточено живое вещество планеты: биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу”. В своих работах “Несколько слов о ноосфере” (1943) и “Научная мысль как планетарное явление” (1944) мыслитель под ноосферой понимает сферу распространения разумной деятельности людей, которая направлена на рационально регулируемое поддержание жизни всего живого, включая и самих людей, не только в рамках биосферы Земли, но и за ее пределами сначала в околосолнечном пространстве, а затем и за ее пределами. В. И. Вернадский полагал, что вступление человечества в эру ноосферы подготовлено всем ходом эволюции живого. Условием такого перехода выступает объединение созидательных усилий всего человечества во имя повышения уровня благосостояния всех людей.
Значительный вклад в развитие философии русского космизма выпал на долю основателя космобиологии, поэта Александра Леонидовича Чижевского (1897 — 1964). Его удачно складывавшаяся судьба научного работника была прервана арестом в 1942 г. При этом пропало сто пятьдесят папок научного материала и потерялся его законченный научный труд “Морфогенез и эволюция с точки зрения теории электронов” объемом в сорок печатных листов. Пятнадцать лет он провел в лишениях. Реабилитирован ученый был в 1957 г.
Чижевский рассматривал электрон как субстрат природного мира, который основывается на принципе всеобщего кругообращения. Этому принципу, по его мнению, подчиняется существование всего, что есть в мире. Действие этого принципа дает о себе знать в рамках и симметриях.
Согласно Чижевскому, история человечества подчиняется периодичности и зависит от солнечной активности. Революционные потрясения соответствуют моментам наибольшей солнечной активности, повторяющейся периодически с интервалом в одиннадцать лет. Этот одиннадцатилетний цикл делится на четыре периода: 1) период минимальной возбудимости (3 года); 2) период увеличения, роста возбудимости (2 года); 3) период максимального подъема возбудимости (3 года); 4) период понижения возбудимости (3 года). Для доказательства своих идей Чижевский приводил большой фактический материал. Однако рукопись труда “О периодичности всемирно-исторического процесса” объемом в 900 машинописных страниц в 1918 г. была утрачена. Сохранилось лишь краткое изложение этого труда под названием “Физические факторы исторического процесса” (1924).
Идеи Чижевского о влиянии солнечных бурь и космических катастроф на социальные явления и поведение отдельных людей имеют сегодня широкое распространение.
4) Философские поиски Н.А. Бердяева: творчество, свобода, судьбы России.
Одним из самых ярких и влиятельных мыслителей первой половины XX века был Николай. Александрович Бердяев (1874-1948) . написавший сотни работ, посвящённых различным проблемам философским, социологическим, политическим, проблемам искусства, морали.
О творчестве.
В течение длительной эволюции философских взглядов Н.А. Бердяева, смены объектов философствования, неизменной оставалась главная установка философа: сделать свою философию сознательно антропологической. Он осуществил попытку создать «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, т.е. о человеческом существовании. В котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна. Поскольку наука изучает внешний мир, феномены, она не имеет никакого отношения к внутреннему духовному миру человека, который и является подлинным предметом философии. Она должна быть только «личной» и должна начинаться с размышления над «моей» судьбой, над «я». А не с объекта; она должна выйти из «мировой данности», освободиться от внешнего для неё авторитета как теоритического, так и практического. Только такая философия, антропологическая и антропоцентрическая, считает Н. Бердяев, сможет раскрыть сущность человека, спасти его от порабощения внешними силами.
Центральная идея всей философии Бердяева-проблема творчества. В отличие от ортодоксальной религии, он полагал, что смысл и цель человеческой жизни не исчерпывается спасением. Человек признан к творчеству, к продолжению творения мира. Творчество требует свободы. В отличие от Бога, человек, по Бердяеву, нуждается в материале. Продукт человеческого творения-книги, статуи, картины, социальные институты, машины, культурные ценности. Поэтому, полагал он, созданный Богом мир не завершён. Он продолжает твориться, но уже человеком. который должен быть свободным от насилия, подавления, от превращения в часть машины, винтик, подчиняющийся только внешнему давлению и приказу. Поэтому он считал внешнее освобождение человека от политического гнёта и экономической эксплуатации недостаточным. Человеку необходима внутренняя мотивация труда.
Человек всегда несёт в себе хоть и потенциально, искру Божию: свободу и творчество. Поэтому, человек, если он этого хочет, опираясь на них, свободно творит себя, выбирая между добром излом. В акте творчества человек становиться соравнен Богу. Потому что творчество есть продолжение миротворения; «продолжение и завершение миротворения есть Богочеловеческое, Божье творчество с человеком, человеческое творчество с Богом» Творчество-это акт перехода из небытия в бытиё, творчество из ничего в творчество из свободы. В отличие от Бога, человек в творчестве нуждается в материале.
Творчество трагично, поскольку в нём наблюдается несоответствие творческого замысла и воплощения в продуктах творчества, которое всегда ниже замысла. И всё же творчество в противовес эволюции, которая основана на детерминизме. Исходит из свободы; в нём ещё не завершённый мир продолжает твориться. Социалистический принцип справедливости, сотрудничества людей, полагал Бердяев, должен быть соединён с аристократическим принципом самоценности каждой личности. Следовательно, социальное переустройство может быть достигнуто лишь в результате духовного возрождения. Более того, его тревожило обезличение человека. Превращение человека в функцию, в придаток машины, власти, любых внешних сил.
О свободе.
В 1917 г. Н. Бердяев пишет статью «свободный народ», где выделяет на первый план соотношение свободы и дисциплины.
Народовластие и народничество, достигнутые русским народом, показывает он, выдвигают новую, ещё невиданную в России, задачу «научиться управлять собой и другими» Свобода, говорит Бердяев, это не анархия, она предполагает уважение ко всякой человеческой личности, признание её неотъемлемых прав. Поэтому свобода невозможна без дисциплины. Самообразования и самоограничения. Отрицание этих условий неизбежно ведёт народ к превращению в стадо. Тот, кто совершает насилие, тот сам ещё раб. И если в народе преобладает этот дух рабства, то следует признать, что народ до демократии ещё не дорос.