Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 17:57, контрольная работа

Краткое описание

Каждое время живет своими проблемами. Часть их уходит корнями в глубину веков и соединяет различные эпохи в интеллектуальную историю человечества, другая их часть относится к прогнозируемому будущему. Тем самым каждая эпоха связана с прошлым и будущим именно благодаря осмыслению этих проходящих через времена и народы проблем. Несмотря на внешнюю непохожесть многих философских систем, между ними существует глубокая внутренняя связь, поскольку они, каждая по-своему, стараются ответить на одни и те же смысложизненные вопросы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 264.08 Кб (Скачать документ)

Решающую роль в переходе бытия из несовершенного состояния  в совершенное играет этическое воспитание личности. В отличие от буддизма джайнизм настаивает на обязательности жестких нравственных норм. Следствием этого является подчеркивание джайнизмом различия между идеальным и обычным состоянием, религиозной и светской моралью. Тщательная разработка правил и внешних форм аскетического поведения и требование строжайшего их соблюдения (в частности принципа ахинсы — непричинения малейшего вреда живому) — характерная особенность этической системы джайнизма.

Признав единицей своего плюралистического  универсума не текучее, а ставшее, не деятельность, а субстанцию, джайнизм в отличие от буддизма строго онтологичен, однако в отличии от брахманизма он дуалистичен. В основе этой промежуточной философской позиции джайнизма лежит одновременно отрицание — как в буддизме — неизменного начала (разумности вещей) и признание — подобно брахманизму — этого начала. В результате это приводит к признанию диалектичности существующей реальности, ее способности делаться разумной, поскольку движущей причиной этого превращения признана нравственная активность человеческой личности (что подчеркивается крайним аскетизмом).

Джайнизм, как и буддизм, утверждает в конечном итоге имманентность

божественного человеку при  признании равенства всего существующего.

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Чарвака – локаята.

Чарвака-локаята — основное течение древнеиндийского материализма. Сочинения создателей этого учения не дошли до нас. Вследствие резко отрицательного отношения к ним со стороны приверженцев брахманистско-индуистской традиции их работы считались еретическими, не воспроизводились и даже уничтожались. Мифологический основатель школы — мудрец Брахиспати.

В Индии слово «чарвака»  стало синонимом слова «материалист». Значение этого слова связывают  со словом «чарв» в смысле « жевать», «есть» (на этом основании идейные  противники приписывали чарвакам призывы  к физическим удовольствиям: еде, питью и т. п.) или же в значении «поглощать», т. е. логически уничтожать доводы своих идейных противников. Слово «локаята» обычно переводят как «относящееся к народу», «распространенное в народе», т. е. как точка зрения обычных людей.17

Исходная позиция локаятиков и простых людей заключается  в том, что разум наблюдается  только там, где есть тело, и нигде  не наблюдается без тела; следовательно, разум есть простой атрибут тела. В «Махабхарате» приводятся рассуждения Бхарадваджи, который был прямым предшественником локаятиков. С крайним скептицизмом говорится об идее существования души после смерти человека, о «благоприятном новом рождении», якобы обеспечиваемом соблюдением ритуалов и подношениями жрецам.

Локаятики подчеркивали, что  предметом их исследования является чувственно воспринимаемый мир. Они считали чувственное восприятие единственным истинным источником познания и критиковали тех, кто считал надежным источником познания вывод и свидетельство.

Приведем пример логического  вывода. Например, мы наблюдаем на горе дым и делаем вывод о наличии  на ней огня. Но при этом мы совершаем  определенный скачок в неизвестность: от восприятия дыма к невоспринимаемому огню. Можно сказать, что такой скачок оправдан предшествующим знанием, что он опирается на общее положение о том, что там, где есть дым, есть и огонь. Однако это суждение сомнительно, поскольку нам неизвестны все случаи связи огня и дыма. Разумеется, подобно тому как ворожба, волшебная вода и т. п. иногда дают желаемый результат, логический вывод также иногда может оказаться истинным. Иногда, но не всегда.

Свидетельства других людей, в том числе компетентных, также  нельзя считать надежным источником истины. Дело в том, что свидетельство состоит из слов, которые мы слышим. Эти слова называют вещи, находящиеся вне данного процесса восприятия слов. Следовательно, здесь возможны ошибки. В частности, нельзя принимать авторитет Вед. Из выполнения предписанных Ведами обрядов осязаемую пользу извлекали лишь жрецы, совершавшие богослужения и получавшие за это вознаграждение.18

Если восприятие является единственным надежным источником познания, то нельзя верить в существование  бога, души, в жизнь до рождения и  после смерти, в судьбу и т. д., потому что все это выходит  за пределы восприятия. В «Шива-Ньяна-сиддхийяр» говорится о позиции локаятиков: «Их источник познания — это зрение и прочие чувства. Шесть чувств необходимы (для познания), а вывод и прочие виды опосредованного знания не нужны — так считают они. Воспринимаемые чувствами предметы — это элементы, о которых говорится, что они (суть) твердь и жидкость, к которым присовокупляются труднодоступные ощущению жар и воздух».

Локаятики полагали, что  материальный мир состоит из четырех  элементов: воздуха, огня, воды и земли. Путем комбинации этих элементов  образуются все объекты, в том  числе живые организмы, которые  после своей смерти снова превращаются в те же элементы.

Материальные элементы, скомбинированные особым образом, порождают живое тело, наделенное сознанием. Как же возникает сознание? Отвечая на этот вопрос, Дхишан приводит следующее сравнение. Из мелассы и риса приготовляют вино. Если кто-нибудь съест мелассу и рис отдельно, он не опьянеет. Вино изготавливается при помощи особого процесса, в ходе которого смешиваются меласса и рис. И если кто-нибудь выпьет этого вина, он опьянеет. Аналогичным образом земля, вода, огонь и воздух порознь не обладают сознанием, но когда они вместе образуют тело, в результате особого процесса возникает сознание. «Когда человек умирает, то не остается никакого сознания».

Чарваки отрицали закон кармы. В связи с этим они задавали вопрос: если душа способна переходить из одного тела в другое, то почему человек  не помнит свои прошлые рождения? Если человек после смерти возрождается в новом теле, то почему он не пытается принять прежний облик из любви  к оставленным им близким? Наблюдения над младенцем не свидетельствуют о наличии разума, перешедшего от прошлого существования; в старости сознание угасает вместе с упадком жизненных сил. Никто не наблюдал сам процесс трансмиграции, все представления о нем строятся на предвзятых идеях.

Вещи и все живое  образуются путем сочетания элементов, действующих на основании естественных законов, идея же кармы возникает  либо из-за непонимания этих законов, либо в результате сознательного искажения истины. Следует отметить, что, отрицая карму, локаята противостоит всем другим философским и религиозным направлениям в Древней Индии19.

Излюбленная тема противников  чарваков — обвинение их в безнравственности, в том, что они якобы видели смысл человеческой жизни в грубых физических удовольствиях. Но на самом деле это не так.

Чарваки говорили о том, что  само существование нашего тела связано  как с наслаждениями, так и  со страданиями. Мы можем только стремиться к тому, чтобы свести наши страдания  к минимуму и получить максимум наслаждений. Освобождение же в смысле полного прекращения страданий может означать только смерть.

Чарваки выдвинули тезис  о своеобразной сочетаемости страдания  и удовольствия. После страданий приходит радость, причем сама радость ощущается по контрасту состраданиями. «Вот двое влюбленных встречаются после длительной разлуки... Они постоянно проливали слезы и расточали много вздохов. Теперь же их встреча дает им необычайную радость, о которой не имеет понятия пара, никогда не расстававшаяся». «Благословение отдыха может быть полностью оценено лишь после тяжелого труда... Если ты хочешь получить полное удовольствие от своей пищи, испытай сначала голод. Чем больше ты длишь мучения жажды, тем больше наслаждения ты получишь, выпив прохладной воды»20.

Те, кто подавляет свои естественные склонности, считая, что  они связаны со страданиями, —  глупцы. Ни один разумный человек «не  откажется от зерна только потому, что оно в шелухе», «не перестанет есть рыбу из-за того, что в ней  кости», «не прекратит сеять хлеб из-за боязни потравы его скотом», «не перестанет приготовлять себе пищу из опасения, что нищий может попросить  у него некоторую долю».

Мы не должны пренебрегать возможностями для наслаждения  этой жизнью из-за вздорной надежды  на наслаждение в будущей. «Лучше голубь сегодня, чем павлин завтра». «Лучше настоящая раковина, чем поддельная монета». «Глупец тот, кто вместо того, чтобы иметь деньги на руках, отдает их хранить другому». Арунанди говорит: «Люди стремятся к богатству; но конечной целью человека должно быть наслаждение. Богатство само по себе не может быть целью, оно нужно только как условие для наслаждения».

Чарваков упрекали за их стремление к грубым наслаждениям. Но этот упрек неправомерен. Известно, что многие из них видели наслаждение  в изящных искусствах, которых  насчитывали 64 вида. Ватсьяяна придавал особое значение самоконтролю, духовной дисциплине и изысканности, без которых человеческие наслаждения низводятся до уровня животных. В общем, мы не находим в текстах, где излагается философия чарвака, никакого призыва к аморализму или распущенности.

В социальном плане чарваки  выступали против кастовой организации  общества. Они с уважением говорили о тех видах деятельности, которые приносят непосредственную материальную пользу — земледелии и скотоводстве. Они порицали жречество за стремление жить за счет других и пользоваться незаслуженными привилегиями.

Чарваки выступали против богопочитания, против официального учения о святости Вед. Они говорили, что  содержащиеся в Ведах идеи не составляют единого учения, часто содержат противоречивые мнения, а следовательно, их нельзя принять как абсолютную, целостную  истину. Осуждались ритуалы ведизма, жертвоприношения. Чарваки говорили о том, что все в мире кончается смертью, а потому жертвоприношения, идеи о рае и спасении — это обман. «Нет никакого мира, кроме этого, нет ни небес, ни рая».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Индийская философия - это  истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская.

Поиск "света, который  идёт с Востока", "истины о происхождении  рода человеческого", которыми были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах прошлого века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией.

Индийская философия - это  не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести.

Буддизм, а затем и джайнизм, провозгласил достоинство человека, способного стать нравственной личностью. Ему не надо искать бога, он сам есть во всём. Буддизм и джайнизм противопоставили внешнему материальному миру уход от него, растворение в Нирване. Это был огромный прыжок человеческого духа от полной зависимости от материального мира, кастовости к свободе. Совершив этот гигантский переход, говорил В.Соловьёв, индийское сознание надолго истощило свои силы.

В современной Индии с  почтением относятся к культурному  наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и  не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли  в общекультурный фонд индийцев. Они  стали неотъемлемым компонентом  и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов»

 

 

 

Список литературы

1. Философия: конспект  лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий  ; под общ. ред. Н.П. Маховой.  – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с.

2. Философия: Учебник. 2-е  изд., перераб. и доп. Отв. редакторы:  В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П.  Филатов. - М.: ТОН - Остожье, 2001. - 704 с.

3. Введение в философию:  Учеб. пособие для вузов / Авт.  колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е  изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 623 с.

4. Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 304 с.

5. История философии: учебник  для высших учебных заведений  / под ред. В. П. Коханского, В. П. Яковлева. 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 736 с. (Высшее образование)

1 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 27 с.

2 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 29 с.

3 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 30 с.

4 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 35с.

5 Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий ; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 152 с.

6 Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. - 253 с.

7 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 37 с.

8 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 41 с.

9 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 42 с.

10 Философия: Учебное пособие / Е. Н. Мананикова – 2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 28 с.

11 История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В. П. Коханского, В. П. Яковлева. 3-е  изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 29 с. (Высшее образование)

Информация о работе Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии