Обряды праздники и ритуалы в Иудаизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:24, доклад

Краткое описание

в ТРАДИЦИОННОМ ИУДАИЗМЕ все аспекты жизни ритуализованы галахическими предписаниями, начиная с пробуждения и первой утренней молитвы и заканчивая последней молитвой перед отходом ко сну. Пища, занятия, поступки — все это разделено на разрешенное и неразрешенное, «мутар» и «асур». Другими основными понятиями иуда¬изма являются «хаййав» и «патур» — обязательное и необязательное, «кодеш» и «хол» — священное и мирское. Иудей, соблюдающий тради¬ции, крайне скрупулезен в выполнении своих галахических обязанно¬стей, т.е. точен в том, что касается положенного времени и способа соблюдения заповедей.

Прикрепленные файлы: 1 файл

философия доклад.docx

— 64.33 Кб (Скачать документ)

Здесь, внутри дома, главной  ценностью является Шалом-Байт — «мир дома», который определяется строгими правилами об уважении к родителям и в целом о взаимоотношениях поколений в семье. Уважение к родителям в любых обстоятельствах является важнейшей обязанностью детей. Соответственно забота о собственных детях, включая образование и материальную помощь, является первейшим родительским долгом. Всевозможные правила, касающиеся иерархии в семье, особенно сильно проявляются за столом. Дети не могут сидеть за столом на местах своих родителей, не могут приступать к еде, пока родители не произнесут благословение над пищей, дети также не могут покинуть стол прежде родительской благодарности Богу за еду. Эта строгая иерархичность в чем-то нарушается во время Песаха, когда дети принимают участие в Седере, спрашивают сами и отвечают на вопросы, поют песни; вообще же о строгой иерархии забывают всякий раз, когда дети оказываются активными участниками домаш-них ритуалов. Стол, который сравнивали с алтарем, определяет собой всю семейную жизнь и в праздники и в будни. В иудейской семье может быть употребляема только кошерная, т.е. соответствующая пищевым запретам и правилам, еда. По библейскому Закону запрещены ракообразные и свинина, а по законам раввинов — смешивание молочных и мясных продуктов. Употребление домашних животных разрешено только в том случае, если они особым образом умерщвлены и приготовлены;  в мясе животных не должно быть крови.

Итак, содружество застолья — это одновременно и ритуальное содружество, и поэтому строго традициональный иудей не станет есть в доме с нееврейской кухней и не допустит некошерной пищи в своем собственном. Ритуальное содружество определяет собой содружество за столом. Таким образом, пища выступает в роли символа социальной обособленности и исключительности. В современном мире общераспространенным среди евреев явлением стало пренебрежение к древним пищевым запретам, так что ультратрадиционалисты вообще никогда не едят вне дома пищу, на которую могут распространяться правила кошера. Пользование общественными ресторанами становится, таким образом, важным показателем, насколько строго человек относится к Галахе. Отношение же ко всей традиционной пище выступает в роли верного индикатора отношения ко всей еврейской традиции и проблеме ассимиляции еврейской и нееврейской культур. 

 

Синагога

В традиционном иудаизме синагога выполняет функцию дома молитвы, дома изучения Торы и места, где происходит общение членов  общины.   Все  эти  функции  связаны  между собой,  так как

совместная молитва предполагает слушание и рецитацию священного текста, с другой стороны, изучение сакральных текстов обычно происходит в собраниях молитвенных комнат. Вследствие этой тесной связи между молитвой и учением синагога среди ашкенази называется школой (на идиш), а выражение «идти в школу» означает идти в синагогу для молитвы, изучения Торы или для встречи с членами общины.

Таким образом, синагога является центром традициональной иудейской общинности, институтом, выполняющим функцию символического дома для всех. Своим устройством молитвенных мест, разделенных по традиции на места для мужчин и женщин или вопреки ей совместных, своей административной системой и способами оказания почета синагога, или школа, отражает общественные ценности и социальную иерархию, существующие в данной общине. Так как традиционным евреям Галаха запрещает поездки в субботу и праздники, они стараются жить вблизи от синагоги и друг от друга, что еще более усиливает их взаимную социальную зависимость. В самом деле, справедливый дух товарищества и единства этой обособленной группы людей приводил к усилению галахической направленности всего образа жизни и к усилению общинности его характера. Раввинистическая ученость и галахическое благочестие — вот что составляло систему ценностей традициональной общины/ однако идеал «хозяина дома» и человека, удостаивающегося почетного места в синагоге, всегда выполнял функцию общественного контроля. В нетрадиционных кругах, там, где передвижение на транспорте разрешено в субботу и на праздники, евреи не живут в непосредственной близости от их общего дома, и синагога, таким образом, не является единственным местом, где осуществляются контакты членов общины между собой. В этих обстоятельствах система ценностей и примеры социальной эволюции внутри общины отличаются значительно большим разнообразием и имеют тенденцию становиться системой ценностей значительно более широкого коллектива людей.

В любом случае, однако, быть прихожанином синагоги — это значит быть действительным иудеем в соответствии с галахическими нормами той общины, к которой принадлежит прихожанин. Итак, принадлежность к синагоге есть определенная модель общественной жизни, внутри которой каждый может исполнять галахические предписания, получать большие знания об иудейской жизни и культуре, общаться с евреями, разделяющими подобные ценности и ведущими сходный образ жизни. В наше время в районах с большой плотностью еврейского населения существует прямая корреляция между тем, как далеко евреи живут от синагоги, и тем, какой степени концентрации достигают основные идеалы и ценности еврейского образа жизни. В районах современной Америки, где еврейское население невелико, членство в синагоге поддерживается, несмотря на значительные расстояния, так как она не только дает возможность выполнить необходимые ритуалы, но выражает собой национальное самосознание евреев.                                                                                                           

.

Община

Как мы это уже видели, все множество иудейских ценностей  выражается и через галахические модели и идеалы.  Каждый иудей должен накормить и приютить гостя, помочь бедному, поддерживать еврейские благотворительные институты, помогать нуждающимся евреям во всем мире, а также возвращать найденные вещи и навещать больных. Все это — известные галахические нормы, или заповеди, называемые по древнееврейски мицвот. Однако они имеют тенденцию к выходу в сверхгалахическое измерение, ибо сказать, что вышеназванные модели поведения являются мицвой, — значит утверждать, что эти модели поведения являются не просто заповедями, но «праведными делами», т.е. нечто таким, что переходит рамки личного удобства и индивидуального удовлетворения. Итак, когда еврей говорит, что помощь бедным и справедливые поступки суть мицвот, он подразумевает под этим то, что такие поступки являются доминирующими ценностями, которые занимают главенствующее место во всех возникающих ситуациях. Более того, сказать, что определенный тип поведения есть мицва, — значит придать ему высший авторитет и мотивацию. Это значит утверждать, что данный тип основывается на официальном кодексе иудейского поведения и что он является основной, сущностной его чертой. Сегодня, когда нетрадиционные евреи распространяют свою деятельность в социальной сфере, в филантропических организациях, в сфере политической, связанной с жизнью еврейских общин, они могут относиться к подобной деятельности как к мицве. С этой точки зрения они рассматривают свои поступки как в некотором смысле «еврейские» и как выражение их причастности к иудаизму. Более того, они стремятся рассматривать свою деятельность как выражение иудейских моральных учений, а свою преданность к данной работе как некоторую «религиозность». Поэтому многие из таких современных евреев убеждены, что, исполняя обязанности общественного служения, они являются «хорошими евреями», хотя для традициональных кругов этот признак не является моральной ценностью, ибо таковой является признак галахический, которым обладает тот, кто соответствует галахическому консенсусу.

Итак, обязанность общественной деятельности является традиционной иудейской ценностью со множествами различных нюансов в современном мире. В самом деле, для евреев не существует большей социальной ценности, чем «любовь к народу Израиля» (ахават Исраэл), т.е. стремления к благополучию и процветанию всех евреев. Такие социальные факторы, как изоляция, память о преследованиях, историческая необходимость общинной жизни, имели определенное влияние на указанное обстоятельство. Однако священные тексты иудаизма, начиная с Библии, а также традиционная ежедневная литургия подчеркивают, что Бог Израиля есть Создатель всех людей и что все люди происходят от Адама. Соответственно более широкая моральная категория любви ко всему человечеству (ахават габерийот), так же как и идеалы всеобщего мира и объединения, остаются сущностными традициональными ценностями в иудаизме. Либеральное крыло современного иудаизма придает этим универсальным понятиям более высокий статус в своей религиозной системе. Именно таким образом современные либеральные евреи осознают иудаизм, основанный на своих древних идеалах (рис.  1).


Информация о работе Обряды праздники и ритуалы в Иудаизме