Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 20:24, доклад
в ТРАДИЦИОННОМ ИУДАИЗМЕ все аспекты жизни ритуализованы галахическими предписаниями, начиная с пробуждения и первой утренней молитвы и заканчивая последней молитвой перед отходом ко сну. Пища, занятия, поступки — все это разделено на разрешенное и неразрешенное, «мутар» и «асур». Другими основными понятиями иуда¬изма являются «хаййав» и «патур» — обязательное и необязательное, «кодеш» и «хол» — священное и мирское. Иудей, соблюдающий тради¬ции, крайне скрупулезен в выполнении своих галахических обязанно¬стей, т.е. точен в том, что касается положенного времени и способа соблюдения заповедей.
Обряды праздники и ритуалы в Иудаизме.
Иудаизм как ритуальная система
в традиционном иудаизме все аспекты жизни ритуализованы галахическими предписаниями, начиная с пробуждения и первой утренней молитвы и заканчивая последней молитвой перед отходом ко сну. Пища, занятия, поступки — все это разделено на разрешенное и неразрешенное, «мутар» и «асур». Другими основными понятиями иудаизма являются «хаййав» и «патур» — обязательное и необязательное, «кодеш» и «хол» — священное и мирское. Иудей, соблюдающий традиции, крайне скрупулезен в выполнении своих галахических обязанностей, т.е. точен в том, что касается положенного времени и способа соблюдения заповедей. Обязанности Галахи, в равной степени налагаемые на всех, сближают и объединяют членов общины.
Галахические обряды личного и общественного порядка облекают идеологию иудаизма в конкретные формы. Каждый ритуальный акт, которыми наполнен день иудея, должен вызывать ассоциации с определенными историческими событиями и с моральными ценностями, составившими основу иудаизма. Характерно, что верующего иудея называют не «верующим», а «шомер мицвот», т.е. «соблюдающим заповеди», так как вера, в понимании иудаизма, должна выражаться в соблюдении галахических обязанностей.
Прежде чем мы приступим к описанию принятых в иудаизме ритуалов, следует сказать несколько слов о календаре. Иудейский календарь — лунно-солнечный. Он связан с фазами луны и солнечным циклом. Так как солнечный год расходится с лунным на одиннадцать дней, а праздники связаны не только с фазами Луны, но и с временами года, что определяется их исторической связью с сельскохозяйственным циклом, лунный календарь нуждается в периодической коррекции. Не будь этого, праздники стали бы смещаться. Например, весенний праздник Песах в конце концов пришелся бы на зиму, а затем на лето. В современном календаре поправка заключается во введении второго, дополнительного, месяца Адар семь раз в девятнадцать лет. Счет часов в сутках начинается с захода Солнца, когда на небосклоне появляется Луна. Каждое новолуние отмечается особым ритуалом, то же касается и начала нового лунно-солярного цикла.
В древности и средние
века иудейский календарь строился
по-другому — расчеты делались
с опорой исключительно на солнечный
цикл. Существуют определенные расхождения
между древним и средневековым
календарем, а также с календарем христианским.
Так, раннехристианская церковь постановила
отмечать Шаббат в воскресенье, в не в
Мы уже говорили, что иудейский календарь создан на основе поздневавилонского. Счет лет ведется, от сотворения мира. Так, 1986 год по иудейскому календарю был 5477 годом. Некоторые иудеи вели летосчисление от разрушения Храма, однако это никогда не имело широкого распространения.
Итак, календарь выполняет функцию важнейшего религиозного и исторического ориентира для всех, кто живет по канонам и предписаниям иудейского вероучения.
Календарный обрядовый цикл
Молитвы и обряды в течение дня
для соблюдающего традиции иудея обрядовый цикл начинается с момента пробуждения. Его, как и все остальное, регулирует Галаха. После омовения (мужчины обязательно должны надеть специальную шапочку, называемую кипа) произносятся специальные молитвы, напоминающие о полной зависимости создания (человека) от Создателя. В утренней молитве, одной из первых, которым учат в детстве, говорится: «Благодарю Тебя, живой и непреходящий Царь, что Ты воссоединил мое тело с душой по великой Твоей милости. Начало благочестия в страхе Божьем... и не иссякнет хвала Господу». Молитвы о божественном дарованном знании, о ежедневных нуждах и пропитании, о единении иудеев — все они обязательно входят в утренний молитвенный обряд и произносятся в одиночестве или во время общественного моления в синагоге. По традиции, молитвы и обряды, связанные с определенным временем суток (галахическая категория), обязательны для мужчин и необязательны для женщин, на которых возложены заботы по дому. О ритуальных обязанностях женщин мы еще скажем.
Все мужчины после 30 лет
должны трижды в день молиться и
во время утренней молитвы надевать
филактерии (тфеллины), предста
Утренние молитвы составлены из текстов псалмов, а также молитв, придуманных раввинами, в которых затрагиваются темы о сотворении мира, откровении и спасении. Это будит в памяти воспоминания об истории Израиля, а также мысли теологического порядка о зависимости природы и истории от Божьей воли и обязанностях перед Богом в благодарность за его путеводительство и учение. Утверждение божественного единства (Шма) — основной момент в этой части службы, повторяющийся и в вечернем богослужении. Для иудеев это момент личного и всенародного утверждения принципов монотеизма — единства Бога и жизни под Богом, что является важнейшей частью службы и в вечерней молитве, и в погребальном обряде. За принципы, провозглашаемые в Шма, иудеи шли на мученическую смерть.
Основная молитва, которая так и называется «Молитва» (тфилла), — кульминационный момент утренней, а также любой другой иудейской службы. Утреннее богослужение состоит из восемнадцати отдельных молитв (несколько меньше в субботу). Молитвы начинаются с хвалы Господу, затем следуют просьбы о мудрости и здоровье, справедливости и мире, о восстановлении Царства Давида и древнего Храма. «Молитва» произносится про себя стоя, поэтому ее также называют «амида». Во время служения в синагоге она провозглашается ведущим богослужение, а многочисленные бенедикции подхватываются всеми присутствующими. По понедельникам и четвергам, дням, выделяемым с древности, бывают публичные сокращенные чтения из Торы, таким образом исполняется завет изучать Тору сообща. Заключают службу молитвы о личных нуждах и общем спасении.
Дневная (минха) и вечерняя (ма'арив) службы представляют собой более краткие варианты с некоторыми изменениями утренней службы (шахарит). Наиболее важное в порядке проведения этих служб то, что Шма читается только дважды в день, тогда как «Молитва» и «Поклонение» присутствуют во всех трех богослужениях. «Поклонение» произносится с низкими поклонами (в древности и в средние века, а также и сейчас в особых случаях — с коленопреклонением). Оно начинается словами: «Наш долг славить Властителя всего сущего... который поступает с нами не так, как с другими народами». Помня о своей особой исторической судьбе, иудеи далее выражают надежду на осуществление Мессии. «Мы надеемся... увидеть великолепие Твое и то, что можешь Ты сотворить». Речь идет здесь о конце язычества, о национальном возрождении иудеев и возвращении их на свою древнюю родину, о воссоединении всех народов Земли. Завершается «Поклонение», а вместе с ним и вся служба словами: «И сказано в Писании, Господь будет царем над всей Землей, в этот день Господь будет един, и имя Его едино».
Только после утренней
молитвы иудей может
Мы можем повторить слова Маймонида о том, что заповеди учат человека служить Богу во всем, что бы человек ни делал. Маймонид говорил, что это служение должно распространяться из стен дома молитвы во весь окружающий мир, в общество, в деловую деятельность. Традиционным взглядом иудаизма является взгляд на совокупность внешних проявлений и моральных установок, заложенных и определяемых Галахой, как один из способов познания божественного господства. Он заключается в ежедневных молитвах, содержащих в себе просьбы и восхваления, и ежедневных несловесных действиях (галахические обязанности). Оба способа несут в себе определенное выражение подчиненности божественным правилам. Люди, называемые хасидами (праведниками), в своем стремлении подчинить всю свою жизнь служению Богу идут дальше строгих галахических норм. Они говорят об «авода-бе-гашми'ут», т. е. о служении Богу, которое осуществляется и через физическую природу человека — служение, допускающее освящение даже самых примитивных физиологических актов. Однако следует заметить, что подобный максимализм лишь в гипертрофированной форме повторяет общую идею, на которой основывается галахический иудаизм: служение Богу должно присутствовать во всех конкретных деталях повседневной жизни. Нигде и никогда иудей не должен расставаться с чувством ответственности, которую накладывают на него Тора и заповеди. Годы самодисциплины, учебы и соблюдения обрядов делают человека высокочувствительным к тому, насколько его действия согласуются с требованиями Галахи. Эта чувствительность свидетельствует о высоком уровне повседневного самосознания; это, конечно, не означает, что соблюдающий традиции иудей всегда ощущает себя стесненным и обремененным ими, ибо путь Галахи делает человека сведущим, позволяет ему правильно служить Господу и выполнять его заповеди. Чем дальше идет человек по этому пути, тем в более сложные формы духовной практики он погружается, чувствуя, как естественно он меняется внутренне. Поэтому для правоверного иудея Галаха всегда была даром, который ведет его через лабиринты всевозможных ситуаций и поступков. Воистину для иудея Галаха отождествляется с понятием «правильности» и «порядка» во вселенском смысле.
Заповеди являются бременем
для ортодоксального иудея, потому
что вся его жизнь устремлена
к Богу, а заповеди — конкретное
средство для достижения конечной цели.
Поэтому для иудаизма очень важно,
чтобы заповеди не превратились в
рутину, но обряд выполнялся с радостью
и вниманием. Один из важнейших принципов,
связанных с выполнением
Еженедельные молитвы и обряды
В жизни иудея нет другого такого случая, когда бы так четко были выражены императивы веселья, связанного с возможностью служения Господу, и галахическое противопоставление «разрешено—запрещено», «сакральный—светский», как это происходит в Шаббат, который начинается в пятницу вечером с момента захода солнца и заканчивается поздним вечером в субботу. По этому поводу существует поговорка: «Всякий торопится начать Шаббат и медлит его завершить». Шаббат — это центральное событие недели, ее кульминация. Заранее приготовляются традиционные для этого дня блюда, приглашаются гости, которым может стать даже малознакомый человек, все дела и работы прерываются. С классических времен повелось, что в Шаббат каждый иудей — царь, его жена — царица, и народ по-царски встречает Царицу-Субботу в радости от ожидания рая и спасения. Еще в древних источниках суббота-Шаббат называется чудом Господа, особым выражением Божьей милости к народу Израиля. В одном древнем тексте Мидрашей сказано: «Если каждый будет встречать Шаббат, как это следует, то свершится приход Мессии. Шаббат равен всем прочим наставлениям Торы, вместе взятым». В мистической традиции «чудо» Шаббат толковалось как символ совершенной божественной гармонии и космического обновления. Место из книги «Зохар», которое называется «раза де-Шаббат», еще до сих пор поется во многих синагогах в пятницу вечером в качестве первой молитвы субботнего служения. Все приготовления к празднику в традиционном еврейском доме завершаются накануне вечером. Поскольку Шаббат знаменует завершение сотворения мира и отдых Бога от трудов, то в этот день запрещена всякая работа. Заранее готовится еда и разжигается плита, чтобы пища была теплой. Электрический свет также включается заранее, так как библейский запрет на разжигание огня в этот день распространяется и на электричество. Поэтому все стараются не применять электрические приборы, за исключением холодильника, использование которого не связано ни с какой работой. Кроме того, на время Шаббат прячутся рабочие инструменты и деньги. Когда материальные приготовления закончены, начинаются приготовления духовные. По обычаю, предпринимается ритуальное омовение, приготавливаются ритуальные одежды, как правило, белые — древний символ чистоты и благодати, сознание приводится в должное возвышенное состояние путем углубленного изучения и погружения в священный текст. Принято читать Песнь Песней, которая с раввинистических времен истолковывается как аллегория любви Бога к Израилю. Мистическое толкование Песни Песней видит в ней символ полного единства царства Божия. Часто чтение происходит прямо в синагоге, сразу после окончания вечерней службы в пятницу, когда приветствуется приход Царицы-Субботы.