Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 12:54, курсовая работа
Целью работы является изучение критериев научного знания с точки зрения представителей неопозитивизма.
Задачи:
Определение понятия неопозитивизма в философии.
Анализ работ основоположников неопозитивизма Б. Рассела и Л. Витгенштейна.
Определить сущность научного знания с точки зрения представителей неопозитивизма.
Определение философии науки с точки зрения логического неопозитивизма.
Выделить критерии научного знания.
Введение _______________________________________________________3
Глава 1 Понятие неопозитивизма __________________________________ 5
§ 1 Определение неопозитивизма __________________________________ 5
§ 2 Анализ неопозитивизма как философского учения в работах Б. Рассела и Л. Витгенштейна ________________________________________________ 7
Глава 2 Неопозитивизм о сущности научного знания__________________11
§ 1 Сущность научного знания в направления неопозитивизма__________ 11
§ 2 Логический неопозитивизм и философия науки___________________ 14
§ 3. Критерии научного знания____________________________________ 15
Заключение___________________________________________________ 17
Список литературы_____________________________________________ 20
3. Все функции знания
сводятся к описанию. Если мир
представляет собой комбинацию
чувственных впечатлений и
Вместе с философом М. Шликом выдвинул принцип в качестве критерия научности высказывания - Принцип верификации (проверяемость), согласно которому истинность любых высказываний об объекте, в конечном счете, должна быть установлена путем его сопоставления с чувственным опытом. Следовательно, данные личного опыта становятся абсолютной основой, на которой строится язык науки.
Глава 2. Неопозитивизм о критериях научного знания.
§ 1. Сущность научного знания в направления неопозитивизма.
В 1929 г. Карнап, Ганн и Нейрат опубликовали манифест этого кружка – «Научное миропонимание. Венский кружок». С 30 – х годов 20 века представители данной группы проводят международные конгрессы и конференции.
Эти идеи нашли поддержку у представителей львовско-варшавской школы, Берлинской группы философов, у ряда американских представителей философии науки. После прихода к власти в Германии фашистов большая часть представителей неопозитивизма эмигрировала в Англию и США, что способствовало распространению их взглядов в этих странах.
Неопозитивисты продолжили традицию критики оснований классической науки, обратив особое внимание на соотношение языка наблюдений и языка теории, методологические возможности принципа верификации, статус математических уравнений.
Под названием неопозитивизм
Венский философский кружок пропагандирует философию неопозитивизма как логического позитивизма. В дальнейшем логический позитивизм развивается как аналитическая философия. Аналитическую философию можно представить в двух направлениях:
Представители логического анализа философии в своих работах применяют аппарат современной математической логики.
Представители лингвистической философии отвергают логическую формализацию как основной метод исследования. Приверженцы данного направления занимаются исследованием типов выражений обыденного языка, в том числе, когда он употребляется для разработки философских понятий.
Для неопозитивизма 30-х гг. характерными также были конвенционализм и физикализм. Принцип конвенционализма, сформулированный (1934) для логико-математических и естественно-научных теорий, искаженно отражал факт относительной свободы теоретического мышления в построении исчислений, а в физике – принцип ковариантности законов. Конвенционализм получил семантическую трактовку и был использован для оправдания индетерминистских концепций и распространен затем на философию (каждый имеет право избрать мировоззрение, дающее ему внутреннее удовлетворение), на выбор состава эмпирического базиса естествознания, а также на этику и эстетику. Физикализм - как требование перевода предложений всех наук в предложения, состоящие только из терминов, употребляемых в физике, возник с целью достижения единства языка наук, но уже в 40-х гг. был превращен в регулятивную идею, реализация которой в полном объеме была признана невозможной.
История неопозитивизма в 30–40-х гг. 20 в. – это цепь различных попыток избежать солипсизма, к которому толкала интерпретация проблемы объективности мира как псевдопроблемы. В указанный период были предложены различные варианты обоснования интерсубъективности и различные – в этой связи – интерпретации физикализма.
В 40-х гг. неопозитивизма претерпел определенные изменения. Понятие анализа "языка" было расширено за счет добавления к логико-синтаксическому и логико-семантического анализа, вследствие чего проблема "что такое значение?" стала одной из главных в неопозитивизме. Пришлось отказаться от отождествления истинности и проверяемости и перейти к "ослабленным" вариантам последней.
В результате критики со стороны Куайна и др. был отвергнут резкий дуализм аналитических и синтетических высказываний и поставлена под сомнение независимость формальной стороны теорий от их эмпирических основ. Тем самым наметилась тенденция к естественно-научному материализму (Р. Карнап, Г. Рейхенбах).
В настоящее время неопозитивизм выступает в двух основных разновидностях: "лингвистический анализ" в Англии и "аналитическая философия" в США. Для философии лингвистического анализа (отчасти ей родственна "общая семантика") характерно, в отличие от логического позитивизма, нигилистическое отношение не только к философии, но и к науке, поскольку она уклоняется уже не только от объяснения мира, но и от логико-философской проблематики языка наук. Лингвистический. неопозитивизм считает, что философские построения навеяны неясностями в национальных языках, а философия и ясность мысли – несовместимы. Свою задачу он видит в устранении из повседневного языка всякой неясности значения, что будто бы должно упразднить философскую проблематику. Достижение этой задачи возможно, по его мнению, через рассмотрение всякого. языка как совокупности игр, в каждой из которых значения устанавливаются и отменяются конвенционально как перечень способов применения слова (концепция т.н. "семейных сходств"), а также через установление запрета переходить на чрезмерно высокие уровни абстрагирования (обобщения), на которых значения слов совершенно расплываются (концепция т.н. "контрастности" значений).
Для "аналитической философии" характерен основанный на конвенционализме с добавлением прагматистского его истолкования тезис о свободе выбора мировоззрения, подлежащего затем уточнению средствами логического анализа.
§ 2. Логический неопозитивизм и философия науки.
Базисные идеи разрабатывали представители "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, К. Гедель), "Берлинского общества эмпирической философии" (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Основополагающими для формирования и дальнейшего развития неопозитивизма стали идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна.
Неопозитивизм стал на путь применения аппарата логики и математики к рассматриваемым вопросам. Для неопозитивизма философия не имеет своего предмета, как химия или физика, она есть деятельность, анализирующая язык, чтобы выяснить смысл понятий, установить, какие содержательны, а какие - нет. Традиционные проблемы философии неопозитивизм объявил псевдопроблемами.
Ведущий представитель
логического позитивизма и
Из семантической философии исходит философия общей семантики. Ее представители С. Чейз, А. Кожибский устанавливали связь человеческого поведения с языком. При этом определяющим считался язык.
Был близок к логическому позитивизму английский философ, логик, математик, социолог Б. Рассел, который большое значение в теории познания отводил логическому анализу. При этом философии он придавал самостоятельное значение. Ему принадлежит открытие одного из парадоксов теории множеств, который способствовал сведению математики в логике. [3]
Неопозитивизм в отличие от эмпириокритицизма защищал идеи эмпиризма не с помощью данных органов чувств и ощущений, а посредством систематического анализа языка науки и редукции теоретического знания к эмпирическому на основе принципа верификации, Как писал М. Шлик, "С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются".[6] Неопозитивизм внес значительный вклад в познание структуры и функционирования научного знания. Вместе с тем он рассматривал науку не в динамике, а в статике, исключив из сферы рассмотрения моменты перехода от одних концептуальных систем к другим.
§ 3. Критерии научного знания.
Неопозитивисты считали, что цель науки состоит в «формировании базы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы языком, не допускающим двусмысленности и невыразительности». В этой связи Витгенштейн выделял 5 положений:
- Язык — суть граница мышления.
- Мир только один — мир фактов и событий.
- Предложение — картина мира, так как имеет с миром одну и ту же логическую форму.
- Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые соотносятся непосредственно с фактами.
- Высшее невыразимо [4].
Таким образом, научным знанием у логических позитивистов считалось
только такое знание, которое соответствует миру фактов и событий (описываемых естественными
науками). Следовательно, возможность
философии как теоретического познания мирово
- аналитические (логически необходимые и самодостаточные, например, «Тела протяжённы»);
- синтетические (эмпирически проверяемые, например, «На столе лежит книга»);
- бессмысленные, ненаучные, псевдоположения.
Логично, что главной демаркационной проблемой в неопозитивизме был поиск критериев, позволяющих провести границу между наукой и философией, отделив таким образом научное знание от ненаучного. В качестве такого критерия неопозитивистами был предложен принцип верификации (от лат. verus — истинный, facio — делаю), выражающийся в возможности проверки, подтверждения каких-либо теоретических положений путём их сопоставления с опытными (эмпирическими) данными. То есть, согласно логическому позитивизму, научным можно считать только такое знание, содержание которого можно обосновать протокольными предложениями, истинность которых несомненна, так как соответствует наблюдаемой действительности.
Таким образом, по замыслу участников «Венского кружка», научное знание можно представить в виде треугольника, в основании которого (фундамент единой науки) находятся протокольные предложения, отражающие действительность. Направляясь к вершине, предложения объединяются и составляются в обобщение (определения). На самой же вершине расположено обобщение, описывающее единую науку. Такой метод построения научного знания получил название индукции.
При всех своих сильных
сторонах, принцип верификации был подвергнут жесточайшей критике,
в ходе которой обнаружились его серьёзные
изъяны. Например, мы не можем высказать
с достоверностью универсальное суждение типа «Все вороны черные», так как нереально
пересчитать всех ворон в мире и проверить
их цвет. Увиденные нами (две, десять, тысяча)
черные вороны не доказывают, что не найдётся
хотя бы одна белая. Более того, «парадокс» позитивизма заключа
Заключение.
Неопозитивизм поставил важнейшие проблемы методологии науки, связанные с получением истинного знания. Многие из них были философски традиционны, например проблема соотношения чувственного и рационального в познании; другие – совершенно новые, например, проблемы факта, веры, познания и творчества, логики познания, логики роста знаний.
Из основных принципов гносеологии неопозитивизма вытекают некоторые другие его особенности. Сюда относится, прежде всего, отрицание традиционной философии, которая всегда стремилась сказать что-то о том, что лежит за ощущениями, стремилась вырваться из узкого круга субъективных переживаний. Неопозитивист либо отрицает существование мира вне чувственных переживаний, либо считает, что о нем ничего нельзя сказать. В обоих случаях философия оказывается ненужной. Единственное, в чем она может быть хоть сколько-нибудь полезна, так это в анализе научных предложений и в разработке способов их сведения к протокольным предложениям. Поэтому философия отождествляется с логическим анализом языка.
С отрицанием традиционной
философии тесно связана
Еще одной характерной особенностью неопозитивизма является отрицание им какого бы то ни было развития в мире. Если мир представляет собой совокупность чувственных переживаний или лишенных связей фактов, то в нем не может быть развития, ибо развитие предполагает взаимосвязь и взаимодействие фактов, а это как раз и отвергается. Все изменения, происходящие в мире, сводятся к перекомбинациям фактов или ощущений, причем это не означает, что одна комбинация порождает другую: имеет место лишь последовательность комбинаций во времени, но не их причинное взаимодействие. Дело обстоит так же, как в игрушечном калейдоскопе: встряхнули трубочку — стеклышки образовали один узор; встряхнули еще раз — появился новый узор, но одна картинка не порождает другую и не связана с ней.
Информация о работе Неопозитивизм о сущности научного знания и его критериях