Немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 13:12, реферат

Краткое описание

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804). Он родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника-шортика. Малый заработок отца при большом количестве детей обусловил материальные трудности, с которыми столкнулся уже с раннего детства И. Кант. Он был, слаб здоровьем, но его воля и целеустремленность заставили его очень рано выработать правила жизни, которым он неуклонно следовал всю жизнь. Его способности к науке и любознательность были замечены довольно рано. Он интересовался физической географией, математикой, фортификацией, латинским языком, филологией, многими естественными науками и глубина его познаний была такова, что в дальнейшем, когда уже вскоре не стало матери, а потом и отца, он мог обеспечить себе заработок самостоятельно, учительствовал вне гимназии.

Содержание

1. Творчество Иммануила Канта стр. 3
2. Творчество Иоганна Фихте стр. 8
3. Творчество Фридриха Шеллинга стр. 10
4. Творчество Георга Гегеля стр. 12
5. Творчество Людвига Фейербаха стр. 18
6. Список используемой литературы стр. 22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по философии.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

 

1. Творчество Иммануила Канта                                                      стр. 3

2. Творчество Иоганна Фихте             стр. 8

3. Творчество Фридриха Шеллинга            стр. 10

4. Творчество Георга Гегеля             стр. 12

5. Творчество Людвига Фейербаха            стр. 18

6. Список используемой литературы           стр. 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 – 1804). Он родился в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье ремесленника-шортика. Малый заработок отца при большом количестве детей обусловил материальные трудности, с которыми  столкнулся  уже с раннего детства И. Кант. Он был, слаб здоровьем, но его воля и целеустремленность заставили его очень рано выработать  правила жизни, которым он неуклонно следовал всю жизнь. Его способности к науке и любознательность были замечены довольно рано.  Он интересовался физической географией, математикой, фортификацией, латинским языком, филологией, многими естественными науками и глубина его познаний была такова, что в дальнейшем, когда уже вскоре не стало матери, а потом и отца, он мог обеспечить себе заработок самостоятельно, учительствовал вне гимназии. Почти половина его жизни прошла в нужде. Получив возможность обучаться в университете, он, однако, не смог его закончить и стал учителем в частных домах. После девяти лет такой работы он, наконец, смог закончить университет. Когда же его приняли на началах приват-доцента в университет, то он оставался в этом звании 15 лет, совмещая эту работу с учительствованием, а через некоторое время с должностью помощника библиотекаря. С 1775 г. у него появилась возможность прочесть в университете цикл лекций по математике и физике. Известный историк-философ Куно Фишер, писал о Канте: «Из философов Нового времени на долю Канта выпала труднейшая задача. Если измерять силы мыслителей по величине и силе, то его силы сопротивления тех трудностей, которые им приходится преодолевать, то его силы, без сомнения, были наибольшие. И в смысле характера это был человек единственный в своем роде».

Поворотным пунктом в его жизни стал 1770 год, когда он стал профессором философских наук и руководителем кафедры, а позднее был назначен сениором (старейшиной) философского факультета.

С 1770 года ему открылись широкие возможности для научно-философской деятельности.

В течение первого периода И. Кант, упорно занимаясь естествознанием, сделал ряд важных открытий. Одно из них касается космологии. Он применил к проблеме происхождения Солнечной системы из диффузных частиц, гипотезу о приливном трении, догадку о существовании системы внешних галактик; он дал объяснения фактам расположения планетных орбит почти в одной плоскости, естественного возникновения спутников планет, возникновения кольца Сатурна и т.д. Историки науки отличают примечательное совпадение взглядов Канта и французского астронома и математика Лапласа на проблему происхождения Солнечной системы.

В своей центральной работе второго периода – «Критике чистого разума»  -  И. Кант ставит вопросы: что такое познание? Является ли познание фактом? Как этот факт возможен? Он полагает, что счала надо поставить вопрос о сущности познания, а затем о сущности вещей, а не наоборот, как это было в предшествующей философии. Вполне возможно ведь, что мы имеем – не истинное знание уже на уровне органов чувств, тогда об истине на более высоком уровне (на уровне рассудка) вообще не следует говорить. В таком случае научное познание станет пустым и потеряет смысл занятие наукой.

Кант отмечает, что учение о познании Лейбница, Декарта и некоторых других рационалистов нуждается в «очищении», в «критике». При этом под «разумом» он имел ввиду то, что под этим термином часто понимали рационалисты и идеалисты: рассудок, чувственность и часть действительного (по Канту) разума; это совокупность всех познавательных способностей человека. Термин «чистый» означает «свободный от эмпирии и практических побуждений», иначе говоря – «теоретический». В построении самого  Канта «разум» - лишь одна из познавательных способностей человека. Есть три способа познания: чувственность, рассудок и разум. Их исследуют три философские дисциплины: «трансцендентальная эстетика», «трансцендентальная аналитика» и «трансцендентальная диалектика». Последняя исследует формы и условия возможности разумного познания, а также  те противоречия, или антиномии, в которых его познания безусловное. Трансцендентальная аналитика и трансцендентальная диалектика составляют вместе «трансцендентальную логику». Нельзя, в принципе, идти с третьей или второй ступени (или способности) к первой; начало познания упирается в опыт.

Здесь возможны астероидные (эмпирические) и априорные  суждения. Имеется еще одно деление знания – на аналитическое (т.е. объясняющее) и синтетическое (т.е. приращивающее).

Деление суждений на аналитическое и синтетическое (здесь Кант следует за Юмом) происходит на основе того , вытекает ли содержание предиката из содержания субъекта данного научного суждения или же , наоборот, не вытекает, а  добавляется к нему «извне». Так, аналитическим (в то же время и априорным) будет суждение «Тела протяженны»  -  мысля любое тело, я заранее (априорно) могу считать, что свойство протяженности – его необходимое свойство. Примером синтетического суждения (и в то же время априорного) будет суждение  «Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками». Пример синтетического и апостериорного суждения – «Некоторые тела тяжелы». Опытные суждения по Канту всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из внешнего опыта новое для познающего сознания знание.

Опыт и синтетическое знание – основа развития науки.

Что касается априорного знания, то некоторые ученые склонны видеть в этом проявления идеализма Канта: якобы субъект диктует миру такие формы существования предметов, как пространство и время.

Об априорности Кант говорит, что для «чистого» материализма это неприемлемо. Дело в том, что в индивидуальном развитии человека в период после его рождения, когда происходит становление  его сознания, для него и время, и пространство, вернее, знакомство с ними, их восприятие, оказываются апостериорными: та же трехмерность пространства постигается в жизненном опыте, апостериорно. Лишь в зрелом возрасте человек познает предметы, накладывая на них ту или иную форму пространства, что являет собой процесс априорный. Заявив, что пространство и время есть субъективные образования, Кант и в дальнейшем, говоря уже о категориях рассудка, дал повод для упреков его философии в идеализме.

Многие философы считают Канта агностиком, заявившим, что «вещь в себе» в принципе непознаваема. Но этот вопрос в лучшем случае спорный. И.С. Нарский  считает, что у Канта четыре значения выражения «вещь в себе», и лишь одно из них можно трактовать как агностическое. «Первое и распространенное значение «вещь в себе» призвано указывать на наличие внешнего возбудителя наших ощущений и представлений; к этому примешано и другое – полуматериалистическое понимание «вещи в себе» как символа непознанной части объекта в сфере явлений. В таком значении «вещь в себе» оказывается «предметом самим по себе»».

И. Кант выделяет в предметах сущность и явление. Явление есть феномен, постигаемый в опыте, ощущениями, а сущность сокрыта за явлениями. И требуются усилия, чтобы через феномены раскрыть ее. Сущность (по Канту, «сущность» - «вещь в себе» = «ноумен»). До ее достижения она есть лишь абстрактно умопостигаемый объект либо объект, вообще не постигаемый умом.

Рассудок, по Канту, опирается на тот материал, который дают органы чувств. Рассудок – это «способность составлять суждения», способность мыслить, «способность к знаниям».

На уровне рассудка содержание чувственных восприятий упорядочивается категориальным каркасом. И. Кант называет 12 категорий рассудка ,сгруппированных по три: категории количества {единство (мира), множественность (величина), целокупность (целое)}; качества (реальность, отрицание, ограничение; отношения (субстанция, причина, взаимодействие) и модальности (возможность, существование, необходимость). Связь между чувственностью и рассудком осуществляется по средствам силы воображения. Благодаря силе воображения возможно применение категорий рассудка к явлениям. Если ощущения сами по себе, без понятий рассудка, слепы, то понятия рассудка сами по себе, без ощущений, - пусты.

Разум, по канту, регулятивное значение. Он дает рассудку ориентировку на целостность, на безусловное, на абсолютные принципы; рассудок нуждается в идеях разума. Необходим творческий разум,  способный порождать предметы, воплощая в них свою активность.

Разум по природе развивается в противоречиях. Одинаково доказуемы утверждении «Мир конечен» - «Мир не имеет пределов»; «Все процессы протекают как причинно обусловленные» - «Существуют процессы (поступки), совершающееся свободно» и др. Итак, разум по самой своей природе антиномичен и в этом отношении диалектичен. Положение об антиномичности разума стало одной из основ идеалистической диалектики в послекантовской философии.

  В заключении коснемся верховного принципа И. Канта. Согласно его этическим убеждениям, нравственным может быть только то поведение, которое полностью ориентировано на требования категорического императива. Этот закон гласит: «Поступай согласно такой максиме (т.е. субъективному принципу поведения), которая в то же время сама может стать всеобщим законом», т.е. может быть включена в основы всеобщего законодательства и исполняться каждым человеком. Этот принцип требует от каждого индивида поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения могло стать правилом поведения для всех. Одна из формулировок  этого императива гласит:  «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице, и в лице всякого другого всегда рассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство». Согласно учению И. Канта человеческая личность самооцененна и ни в коем случае не должна рассматриваться кА средство для осуществления каких-либо задач, хотя бы и для всеобщего блага.

Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) – немецкий философ и общественный деятель. В 1780 году поступил на теологический факультет Йенского университета, затем перешел в Лейпцигский университет. Был приглашен занять кафедру философии в 1794 году, до 1799 являлся профессором. Был обвинен в пропаганде атеизма, уволен с работы. В 1800 году переехал в Берлин. Становится одним из идеологов немецкого буржуазного освободительного движения. В оккупированном армией Наполеона Берлине прочел цикл речей к немецкой нации. В 1810 году стал первым выборным ректором Берлинского университета. В 1813 году поступил в ряды добровольцев. В 1814 году скончался от тифа.

В духовном развитии он прошел два этапа; их развивает 1880 год: до этого он развивал субъективно-идеалистическую философию, а после 1800 года – в основном объективный идеализм.

Он стремился создать свою философию, основывающуюся на научной достоверности и потому с самого начала опирающуюся на логически последовательные суждения. Так называемая догматическая философия, отмечал он, берет за основу «природу», из нее выводи «Я», сознание, но это движение от природы к сознанию неубедительно, поскольку оставляет без удовлетворенного ответа вопрос о появлении «Я» (по Фихте, эта философия «не может объяснить скачок от природы к сознанию»). Другой возможный путь – это движение от «Я» к природе, и именно он реалистичен. Ведь не нужно доказывать, что «Я» (самосознание) существует, это очевидный факт. Отсюда и можно прийти подлинной философии как «науке о науке» (к «наукоучению»). Такая философия будет исходить из доказательных, а не надуманных напрасно основоположений. Во всякой отрасли опытного научного знания должен быть сверхопытный фундамент, лежащий в основе научного исследования. Задача философии – найти основоположения всякой, а не одной какой-нибудь науки.

Фихте начинает свое «наукоучение» с бессознательного «Я», с основоположения «Я существую». Под «Я» он понимает самосознание, выделяя в нем мышление; он считает, что сознание (в целом) наделено активностью и свободой; это сознание по существу своему нравственное и волевое. Усилием воли и ориентируясь на общепризнанные принципы морали, «Я» способно выделять в себе « не-Я», находящееся в противоположности к «Я». В «не-Я» оказываются заключенными некоторые стороны «Я» (за вычетом безусловного), свое тело и окружающие нас предметы. Если «Я» - безусловное, то «не-Я» обусловленное. «Я» оказывается соотносительным с «не-Я»: они друг без друга не существуют (как понятия субъекта и объекта: без субъекта нет объекта, без объекта нет субъекта). Но статичность и соотнесенность не есть еще наука. Они должны взаимодействовать, создавать синтез на новом уровне каждый раз, когда возникает некий толчок к этому синтезу («толчок» идет от «не-Я»). «Не-Я» мыслится как но «внешний» предмет вызывающий представление. Он чувствуется, но не познается; здесь еще нет познания. Получается, что в основе теоретической деятельности лежит бессознательное. Синтез «Я» и «не-Я» достигается, когда «Я» и «не-Я» конкретизируются, когда «не-Я» оказывает на «Я» обуславливающее действие; «Я» из безусловного становится обусловленным. «Не-Я» и «Я» конкретизируются в процессе взаимодействия, делимое «не-Я» действует на делимое «Я». Происходит все это в результате совмещения (точнее, взаимодействия) двух основоположений и в структуре третьего основоположения, носящего характер синтеза. Синтез-то и есть приращенное новое знание.

Итак ,по Фихте, безусловный объект и безусловное «Я», не только полагает самого себя первое основоположение) и не только полагает противодействующее «не-Я» (второе основоположение), но также делится в самом себе на взаимно друг друга ограничивающие, соотносительные и уже не безусловные «Я» и «не-Я» (третье основоположение). По ходу движения триад тезис – антитезис – синтез включаются в процесс синтетических образований те или иные категории философии (и по Фихте демонстрирует такое подключение разных категорий), что и обеспечивает движение, или развитие, познание от созерцания ,представлений к рассудку и разуму. Этот путь в целом диалектичен.

Одним из важнейших средств познания сущности Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, «интеллектуальной интуицией». При этом творчество опять же (и здесь Фихте оставался верен своей аксиологии) оказывалось неотрывно от нравственной и волевой активности «Я».

Вы последние годы жизни Фихте пришел к выводу, что имеется Бог (Абсолют), его образ воплощается в объективном бытии, а познание в его глубочайших основах растворяется в боге; природа и человеческое познание изначально обусловлены Абсолютом. Так завершилась духовная эволюция Фихте: от субъективного идеализма к объективному идеализму.

Информация о работе Немецкая философия