Материя как категория онтологии и гносеологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:46, реферат

Краткое описание

В диалектическом материализме категория субстанции почти не используется. Место субстанции занимает категория материи. Диалектический материализм продолжает традицию материалистического монизма. Это значит, что многообразие бытия во всех его проявлениях он рассматривает под углом зрения их материального единства. Сознание же понимается не как субстанция, а как особое свойство материи, присущее не всем, а только высшим формам её организации. Структурность, движение, пространство и время предстают как атрибутивные характеристики материи, то есть такие её свойства, без которых материя не существует. Вместе с тем сами эти свойства не могут быть отделены от материи.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат по Философии.docx

— 45.97 Кб (Скачать документ)

"Всё  существующее и данное нам  - это, в сущности, только кусок,  осколок, фрагмент, обрубок. Глядя  на него, нельзя не заметить, не  почувствовать его изъяна. В любой  данной нам вещи мы обнаруживаем, что это только часть, обнаруживаем  глубокий след излома, видим рубец  его онтологического увечья. Вглядываясь в любой предмет, мы обнаруживаем, что это только фрагмент, к которому необходимо домыслить другую, дополняющую его реальность, Даже если брать не предмет, а материю, которая, "кажется", служит основой всего, то и тут возникает подозрение, что она не является самодостаточной, она не может сама положить начало своему существованию, Этим она обязана какой-то другой силе. Так же как, видя летящую стрелу, я не могу не вспомнить о пославшей ее руке. То же происходит с реальностью внутри нас - в каждый момент мы видим лишь ничтожную часть нашего внутреннего бытия. Мы не видим нашего полного Я.

Даже  мир в целом, совокупность того, что  нам дано, является лишь огромным, колоссальным фрагментом. Мир провозглашает свое не-бытие, кричит о том, чего ему недостает  и вынуждает нас философствовать. Философствовать - значит искать целостность  мира, искать нечто, не являющееся миром, не являющееся тем, что нам дано. Вот главная философская проблема, неизбежно возникающая перед  разумом. Обычно это нечто, эту основную сущность ищут как любую другую вещь этого мира, которая отсутствовала  до сегодняшнего дня, но, может быть, будет обнаружена завтра. По своей  природе основная сущность есть то, что никогда не присутствует в  познании, являясь именно тем, чего недостает в любом присутствии. Мы видим лишь его отсутствие, оно  присутствует благодаря тому, что  его нет, благодаря своему отсутствию. Основная сущность (бытие) - это то, что  вечно отсутствует, чего всегда в  мире недостает. Мы видим только рану, оставленную ее отсутствием."

Наконец, приведём позицию Владимира Соловьева. Онтологические вопросы он рассматривает  в работе "Философские начала цельного знания". Главный предмет  философии, указанный Соловьёвым - абсолютное первоначало. В соответствии с шеллинговской системой категорий абсолютное первоначало определяется Соловьёвым как сущее, а не как бытие. Различению этих категорий посвящено три страницы примеров и обоснований, которые сводятся к тому, что категорию бытия правильно понимать как предикат или атрибут субъекта, которым является сущее. "Сущее есть то, что имеет бытие или обладает бытием." "Бытие (действительное) =явлению. Сущее есть являющееся, а бытие есть явление". Истоки этого противопоставления сущего и бытия лежат в системе Шеллинга: "Сущее есть то, что бытийствует, и, что следовательно отлично от бытия во всех возможных смыслах.... Бытие есть предикат сущего и есть лишь ради сущего, сущее есть ради самого себя "

Небытие. Понимание любой философской  категории становится полным, если ясно осознаётся ей противоположная. Для бытия такой противоположной категорией часто считают сознание. Для какой из категорий, противоположных бытию больше исторических и логических прав на существование - это вопрос отдельного исследования. И всё же мне кажется намного более обоснованным противополагать категории бытия небытие. О противоположности бытия и небытия у Парменида говорилось раннее. Небытие в истории философии понималось в двух разных аспектах. В понимании, например, Парменида, это негативное отсутствие бытия. Чего нет, то и обладает статусом небытия (Правда, для Парменида, то, что есть хотя бы в мыслях статусом бытия уже обладает. Наверное и Тянитолкай для него относится к бытию. Хотя, возможно, и нет, ведь Тянитолкая не может быть ясно мыслим, то есть мыслим в собственном смысле слова. Но с этой стороны и никакой другой даже привычный предмет не может быть мыслим с полной ясностью.) Но небытие понималось и как источник бытия, как сверхбытие, как божественное Ничто. Такое понимание характерно для неоплатоников и представителей апофатической теологии.

Сущность и существование. Действительность и возможность.

Существование, как сказано в философском  словаре, "в марксистской философии  синоним бытия". Как мы помним, синонимом бытия в диалектическом материализме является также материя. И это не случайно. Ведь из этого  можно сделать простой вывод, что материя и существование  синонимы. То есть существует только материя, а то, что не материя (т. е. сознание) не существует. Такого вывода не делается, предполагается, что сознание тоже существует определённым образом, но если последовательно мыслить в заданных рамках, то такой вывод неизбежно сделать придётся. Что же касается собственно существования, то в истории философии эта категория употреблялась в паре с категорией сущности. Сущность (эссенция) - это внутреннее содержание предмета, вещи и постигается разумом. Существование (экзистенция) - выражает его внешнее бытие и постигается в опыте. Существование вещи никак не следует из сущности вещи и зависит от воления Бога. Только для Бога его существование можно вывести из его сущности. В этом и состоит онтологическое доказательство бытия (или существования) Бога. Особое место понятие существования занимает у Кьеркегора и экзистенциалистов. Для них существование предшествует сущности, постигается в личностном человеческом опыте, часто в пограничной со смертью ситуации, и такое постижение является определяющим моментом для человеческой личности.

Действительность  и возможность. Категория действительности может пониматься и самостоятельно, вне связи с категорией возможности. Когда мы говорим о чём-то "Этого  в действительности не существует", мы имеем ввиду, что это может быть плодом воображения, фантазии, обмана чувств, т. е. определённым образом может существовать, но это существование свойством объективности, всеобщности не обладает. Чаще категория действительности употребляется как противоположность возможности. В философском словаре сказано: "Возможность - объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. Действительность - объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле, совокупность всех реализованных возможностей". Так широко понимаемая действительность совпадает с бытием, как совокупностью всех вещей, явлений и процессов. Категории действительности и возможности связаны с категориями акта и потенции. Можно сказать, что действительность - это актуальное бытие, а возможность - это потенциальное бытие. Но тут надо иметь ввиду, что потенциальное бытие бытием в рассматриваемых нами смыслах не является. О том, что существует в проекте, удобнее говорить, что оно в собственном смысле слова еще не существует. Различают абстрактную (формальную) возможность и реальную возможность. Формально возможно всё, что не противоречит самому себе. Формально существует возможность завтра полететь на Марс. Но формальной возможности полететь на Марс вчера не существует. Реальная возможность характеризуется всеми необходимыми условиями для своей реализации. Ни у кого нет реальной возможности полететь на Марс ни завтра ни через месяц, ни через год.

Реальность. Категория реальность употребляется  в разных смыслах. Это "всё существующее вообще (в этом значении понятие  реальности приближается к понятию  бытия); объективный мир (в том  числе и объективированный мир  человеческого духа, субъективно-объективный  мир культуры), существующий независимо от человеческой воли и представлений; действительность (как актуальное бытие)". В этом определении не совсем ясно, чем отличаются второй и третий смыслы. Действительность - это, вроде бы и  есть объективный мир, независимый  от человеческих представлений. И объективированный  мир культуры тоже может быть включён  в действительность. Вообще говоря, категория реальности из всех рассмотренных, если она употребляется без прилагательного, мне представляется самой нестрогой  из всех раннее рассмотренных. Не совсем ясно, какая из категорий является ей противоположной. Она может употребляться и как синоним бытия, и как синоним сущего, и как синоним действительности, а в рамках диалектического материализма - как синоним материи. Наверное это связано с тем, что слово "реальность" из всех перечисленных наиболее употребительно в обыденном языке и часто заменяет нам их все вместе или порознь. В одном из пособий по философии на первой же странице первого раздела сказано, что термины "реальность" и "действительность" будут употребляться как синонимы. Иное дело, когда мы употребляем термин "реальность" с прилагательным. Тогда выявляется некая его специфика и даже замена на "действительность" не всегда будет точной.

Субъективная  реальность - это продукт деятельности человека, точнее, его высокоразвитого  мозга. Мы можем сказать, что Тянитолкая нет в действительности, нет в реальности, или, что его реально не существует, но мы тут же согласимся, что в субъективной реальности он, безусловно, есть. К субъективной реальности относятся мысли, понятия, мнения, предрассудки, образы, научные и ненаучные знания. Явления и процессы, образующие субъективную реальность существуют, но они существуют совсем не так, как вещи процессы и события, охватываемые категорией "объективная реальность".Объективная и субъективная реальность глубоко связаны и влияют друг на друга. Мысли образы, желания, стереотипы заставляют двигаться, работать и тем самым изменять объективную реальность. Ну а то что, объективная реальность воздействует на субъективную, или даже её определяет, является общим местом всех философских словарей и учебных пособий от 20-х до начала 90-х годов включительно. В современных постмодернистских концепциях, существование объективной реальности вообще выносится за скобки, а рассматривается только влияние неких надсубъективных реальностей (власти, языка) на субъективную реальность, которая состоит из предрассудков и стереотипов. В этом есть определённый смысл если вспомнить, что одни и те же события относящиеся, вроде бы, к объективной реальности, например, Октябрьская революция или война в Чечне, вызывают в любой социальной группе настолько разные мнения и действия, что поневоле можно усомнится в какой-либо зависимости этих мнений и действий от объективной реальности.

Физическая  реальность представляет собой "систему  теоретических объектов, построенных  отдельной физической теорией (или  совокупностью теорий) и наделяемых онтологическим статусом." Онтологическим статусом, как я понимаю, теоретические объекты наделяются только в физической реальности, а отнюдь не в объективной. Классическим примером физической реальности является реальность, в которой выполняются механические законы. По большому счёту они записаны и выполняются только в такой реальности. В этой реальности на материальные точки действуют силы и они начинают двигаться точно вдоль оси X, маятники колеблются на невесомых стержнях, сплошные тела абсолютно упруго или абсолютно неупруго соударяются. В этой реальности, если известны массы, координаты, скорости и ускорения каждой точки в какой-то момент времени, то можно определить их положение в любой другой момент, хоть через миллион лет, хоть миллион лет назад. Такая реальность характеризует только определённый аспект объективной реальности.

В последнее время в связи с  развитием электронных средств  массовой информации и, в первую очередь, новых видов связи и в научный  и в повседневный обиход входит термин "виртуальная реальность". Изначально технические средства создавались, чтобы правильно отражать и эффективно преобразовывать эмпирическую реальность. Но когда многие образы эмпирических объектов отделились от своих носителей, и когда возникли образы, у которых  нет никаких прототипов в эмпирическом мире, тогда стали говорить о возникновении  новой, "виртуальной" реальности. Если бы существовали только виртуальные  магазины, виртуальные газеты, журналы  и книги, электронная почта, то в  этом случае речь было бы правильно  вести о технических новинках, облегчающих жизнь. Но интернет даёт принципиально новые возможности  для общения, самообразования, проведения досуга. Интернетовские конференции, форумы и чаты с их полной анонимностью, отсутствием цензуры, какой либо ответственностью за сказанное - новый  тип коммуникации. Тексты с внутренними  ссылками на другие тексты, в том  числе и на музыкальные произведения и видеоматериалы, - новый тип  текстов. Виртуальные игры и игрушки  (индивидуальные или с анонимными противниками в сети) - новый тип игр и игрушек, которые стали интересны не только детям. Всё это заставляет предположить, что в скором времени большая часть людей будут заняты обустройством виртуальной реальности, а не старой, эмпирической. Лишь бы виртуальная реальность не утрачивала человеческое измерение. А её осмысление только начинается.

Субстанция (лат substantia - сущность, нечто, лежащее в основе), согласно философскому словарю, может определяться как объективная реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства; как материя в аспекте единства всех форм её движения (словарь 1989 года); как предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчиивому и самостоятельно существующему. В истории философии Субстанция интерпретировалась как субстрат, как конкретная индивидуальность, как сущностное свойство, как то, что способно к самостоятельному существованию, как основание и центр изменений предмета, как логический субъект.

Субстрат (лат. substratum - основа, букв. - подстилка) - общая материальная основа явлений; совокупность относительно простых, качественно элементарных материальных образований, взаимодействие которых обусловливает свойства рассматриваемой системы или процесса. Понятие субстрата близко понятию субстанции, которая традиционно понималась в качестве абсолютного субстрата всех изменений. В метафизических системах допускалось существование абсолютно неделимогои элементарного субстрата, толкуемого в качестве самого нижнего, фундаментального слоя реальности. В материалистических учениях подобным субстратом признавались неделимые атомы, в идеалистических системах - абсолютная идея, дух, нематериальная энергия ( в энергетизм), "элементы мира" в эмпириокритицизме)

Греческие философы милетской школы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, а вслед за ними Пифагор, Гераклит, Эмпедокл пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно  позднее было названо субстанцией. Согласно Фалесу, всё состоит из воды, по Анаксимену, - из воздуха, согласно Гераклиту, - из огня, а по Эмпедоклу, - из земли, воды, огня и воздуха. Ныне эти представления выглядят наивными. Значит ли это, что для нас выдвинутое первыми философами представление о какого бы то ни было рода субстанции мира бесполезно, что оно покоится на чуждой науке "донаучной вере"?

Во-первых, на место общих соображений о  родстве всего сущего, порождённых  религиозно-мифологическим мировоззрением, первые философы ставят вывод, к которому их привело мышление: хотя все вещи возникают, возникают они не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи; из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто, лежащее в их основе, т. е. материал, из которого всё в мире состоит, субстанция мира. Во-вторых, первые философы осознают, что существует большая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами вещи, явления процессы, и тем, каковы они в действительности. Ведь и вода и земля и воздух и огонь - всё это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предметы и явления. Ещё дальше отходит от привычного для нас вида вещей Анаксимандр. Он находит, что субстанция мира - это ненаблюдаемое, неопределённое вещественное начало - "апейрон". И совсем уж далеки от этого взгляды Пифагора и его последователей, которые полагали, что на Земле и на небе всё состоит из чисел, что неотделимые от вещей числа, состоящие из неделимых единиц, и числовые отношения - основа всего в мире. Таким образом, кроме положения о том, что собой представляет субстанция мира, эти мыслители сформулировали важный философский принцип - принцип элементарности. Он утверждает, что все вещи сводятся к неким элементам (одному или нескольким), весьма отличным от образующих их вещей. Возникшее после них понятие "субстанция" и являлось таким элементом.

Информация о работе Материя как категория онтологии и гносеологии