Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Философия — буквально означает «любовь к мудрости».
Возникновению философии предшествовали религиозно-мифологическое освоение действительности, а также зачатки конкретно-научного знания (математика, астрономия и др.). Первые древнегреческие философы занимались изучением природы и пытались объяснить ее с научных и философских позиций.

Содержание

1.Мировоззрение и его структура………………………………………………3
2.Общая характеристика русской философии………………………………….5
3.Проблема бытия в философии средних веков ………………………………..8
4.Современная философия науки………………………………………………10
5.Сознание и мозг………………………………………………………………12
6.Регулятивные функции морали и права. Справедливость как идеал……14
7.Гражданское общество и государство………………………………………17
8.Проблема единства человечества ……………………………………………18
9.Материя – это…………………………………………………………………19
10.Телеологизм - это… …………………………………………………………19
Список использованной литературы…………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Философия.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

Различные научные понятия в ходе исторического развития переходили из области чисто теоретической в вещественную, приобретали «материальный статус» и наоборот. Долгое время атомы и молекулы, электрон, ген и т.п. существовали только как удобные теоретические схемы, причем господствовало убеждение, что «их никто не видел и не увидит». Но достаточно быстро, под влиянием ли поразительных экспериментов типа измерения заряда одного-единственного электрона, или появления глубокой теоретической концепции — двойной спирали ДНК (т.е. структуры гена) все эти понятия «овеществились», приобрели исключительно прочный материально-бытийный смысл. С другой стороны, весьма убедительное для современников понятие эфира как материальной субстанции, светоносной среды, столь же быстро «развеществилось» после создания теории относительности. Нынешний онтологический статус эфира весьма проблематичен (подробнее см. в параграфах, посвященных пространству и времени).

Естествознание не может объяснить природу прекрасного. Это не физическая, а эстетическая реальность, по сути своей объектно-субъектная, человечески окрашенная. Очарование девственной природы, волнующие наше сердце переливы морских волн, багряный закат солнца, брызжущее всеми красками северное сияние, величественное молчание гор или шумящий лес. Что может сказать нам об этом физик — именно как физик? Он опишет физическую суть звуковых колебаний, сообщит при этом, что багряность связана с излучением электромагнитных волн такой-то длины и частоты. Но исчерпывается ли физической реальностью то чувство восхищения, которое при этом испытывает человек, внемлющий всему этому? Конечно, нет. И вообще — что это за реальность: восхищение? Тут нужен иной язык — язык музыки и красок, язык поэзии, мастерство художественного слова. Аналитическому уму физика здесь вообще нечего делать. Для него — в рамках его физического мышления — не существует ни цветов, ни звуков. Спросите физика, что такое цвет, и он тут же переведет ваши ощущения на свой физико-математический язык, на котором звук уже не звучит, свет уже не искрится красками, а вибрируют воздух и электромагнитные волны.

Можно усилить это утверждение, назвав эстетический метод одним из важнейших и глубоких методов познания бытия, вплоть до доказательства бытия других видов реальности.

 

 

 

4. Современная философия науки

 

Взаимоотношения философии и науки имеют длительную историю. В античности и средневековье их почти не различали. Наука была развита по сравнению с теперешним ее состоянием весьма слабо. Еще только вырабатывались, в том числе и в философии, принципы всестороннего как теоретического, так и экспериментального обоснования знания.

В Новое время, главным образом благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки выступали как части философии. Это спокойное согласие философии и науки продолжалось недолго. С одной стороны, в самой философской среде возникло движение против признания философии наукой, поскольку, как считали некоторые (Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой науки, она есть искусство. С другой стороны, чувствовалось давление наук на философию. В рамках неопозитивизма (XX век) философия уже не считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной экспериментальной базы и она не занимается истиной.

В наши дни каждое из двух утверждений — «философия — это наука» и «философия не является наукой» — имеет своих сторонников. Однако, как нам представляется, противостояние сторонников и противников признания философии наукой в настоящее время отнюдь не обязательно. И вот почему.

Во-первых, выяснено, что в науке содержатся философские положения. Правомерность этих положений определяется среди прочего и экспериментами. Вместе, например, с математикой философские положения также подвергаются проверке. Так, физическими экспериментами подтверждается не только физика, но и математика, и философия, которая в ней содержится.

Во-вторых, философия только навредила бы себе, если бы она признала неприемлемыми требования обоснования достоверности философского знания. В философию нельзя допускать необоснованное знание — так считает большинство философов. Но это означает, что ценности науки — вместе с тем ценности философии.

В-третьих, надо признать, что научный характер философии ни в коей мере не противоречит ее богатому эстетическому и этическому потенциалу. В науке, например математике и физике, тоже присутствуют эстетические и этические ценности, но не в таком ярком виде, как в философии.

Философия имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но наряду с научным философия обладает так же эстетическим и этическим содержанием. Из четырех главных современных философских движений — аналитизма, феноменологии, герменевтики и постмодернизма — наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, ее влияние на современную науку пока еще не очень значительно. Что касается герменевтики и постмодернизма, то их влияние сказывается сколько-нибудь существенно только в области гуманитарных наук. Будущее этого влияния остается пока неясным.

 

 

 

5. Сознание и мозг.

 

Сознание как идеальное образование не может существовать без физиологической деятельности мозга. Ч. Дарвин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Н. Леонтьев и другие ученые доказали, что сознание не только связано с материальными процессами, совершающимися в головном мозге, но и по своему генезису не может ни возникнуть, ни функционировать иначе, как в результате длительного исторического развития движущейся материи.

Мозг человека представляет собой сложное структурное образование, содержащее до 15 миллиардов нервных клеток (нейронов), каждая из которых взаимодействует с другими, а также с нервными окончаниями органов чувств, образуя сложнейшую сеть с неисчислимым множеством связей. Он представляет собой центральный отдел нервной системы, включающий головной мозг, расположенный в черепной коробке и регулирующий более сложные виды деятельности, и спинной мозг, находящийся в позвоночном канале и регулирующий менее сложные виды активности.

Психическая активность человека зависит от деятельности больших полушарий головного мозга, которые разделены на отделы, называемые долями: лобная, теменная, затылочная, височная, островковая.

Мозг имеет сложное строение. На поверхности большого мозга расположено серое вещество, образующее кору больших полушарий головного мозга, а в глубине полушарий находятся подкорковые узлы, представляющие собой крупные ядра, образуемые серым веществом. Совокупность тесно связанных между собой подкорковых центров называется экстрапирамидной системой.

И.П. Павлов, И.М. Сеченов, Н.Е. Введенский и другие ученые установили, что механизм функционирования корковых и подкорковых образований имеет рефлекторную природу. Они доказали, что взаимодействие высокоорганизованных живых существ (позвоночных животных и человека) с окружающей средой происходит посредством рефлексов — реакций организма, вызываемых раздражением органов чувств и осуществляющихся при участии нервной системы. Безусловные рефлексы — это рефлексы, которые являются врожденными, передающимися по наследству. Условные рефлексы — это временные связи, приобретенные в процессе жизненного опыта, связанные с адаптацией высокоорганизованных организмов, имеющих нервную систему, к меняющимся условиям окружающей среды.

Процесс воздействия среды на органы чувств человека начинается в периферической части анализатора — рецепторе, откуда нервное возбуждение по нервным волокнам проводится в головной мозг, где и возникает образ отображаемого. Следовательно, физиологической основой формирования идеального является рефлекторная деятельность мозга.

У разных людей в зависимости от их способностей, профессиональной деятельности, склонностей доминируют логические или эмоциональные компоненты психики. Так, в деятельности ученых, политиков существенную роль играют рациональные факторы, в то время как творчество артиста, музыканта, художника невозможно без эмоционально-образного восприятия мира.

Подчеркивая различие между чувственным и логическим освоением реальности, отметим, что рациональные, логические и эмоциональные факторы психической деятельности человека тесно связаны, диалектически взаимодействуют между собой.

Вопрос о физиологических основах сознания тесно связано с проблемой соотношения материального и идеального.

 

6. Регулятивные функции морали  и права. Справедливость как идеал.

 

Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему по своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретны исследования юридической науки. Идея права неизбежно связаны неразрывной цепью таких понятий, как закон, власть, правомерность принуждения, наказания и, разумеется, идея государственности. Право возникло и существует с необходимостью для ограничения произвола, антиобщественных, антигуманных склонностей, побуждений и изволении, которые относятся к ложно понятым личным интересам, к проявлениям болезненных влечении.

Право — это социальные нормы, принимающие характер границ поведения человека в рамках данной государственности. Гегель утверждал: «Веление права по своему основному определению — лишь запрет». Между тем, говоря словами Вл. Соловьева, подчинение человека обществу совершенно согласно с безусловным нравственным началом, которое не приносит в жертву частное общему, а соединяет их как внутренне солидарных: жертвуя обществу свою неограниченную, но необеспеченную и недействительную свободу, человек приобретает действительное обеспечение своей определенной и разумной свободы — жертва настолько же выгодная, насколько выгодно получить «живую собаку в обмен на мертвого льва». Если я желаю, говорит Вл. Соловьев, осуществить свое право или обеспечить себе область свободного действия, то, конечно, меру этого осуществления или объем этой свободной области я должен обусловить теми основными требованиями общественного интереса или общего блага, без удовлетворения которых не может быть никакого осуществления моих прав и никакого обеспечения моей свободы.

Моральность соответствует природе человека, но ее мало. Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование общества и жизнь индивида как личности, необходим принудительный закон: принудительная обязательность является одним из существенных отличий правовой нормы от нравственной. Система правовых отношений должна распространяться не только в пределах данного общества, но и как бы опутывать своей паутиной все существующие общества, являющие в их взаимоотношении единое планетарное целое.

Право — необходимое условие осуществления свободы свободных граждан в обществе. Но если человек хочет быть свободным, он должен ограничить свою свободу фактом свободы других, а это и есть собственно правовое отношение. Право есть нечто святое уже потому, что оно является выражением идеи свободы, идеи законопорядка в жизни общества. По самой своей сути право может быть реальным и продуктивно проявлять себя лишь там, где есть свобода: при тоталитарном режиме действует не право, а пресловутая политическая целесообразность, т.е. произвол. Опасаясь открытого судебного разбирательства своих политических противников, тоталитаризм создает закрытые формы расправы. Только подлинное право, обеспечивая человеку свободу действия, в то же время обеспечивает защиту от произвола и рядовому гражданину, и «правящим верхам».

В каждом государстве издаются и действуют юридические нормы, представляющие собой веление власти и имеющие целью поддержание справедливого общественного порядка. Эти законы предписывают, что можно делать и от чего надо воздерживаться. Свод законов — это «библия свободы народа»: без законов не бывает порядка. Обязательность закона предполагает свободное подчинение ему каждого индивида, но и в то же время возможность нарушения закона и, следовательно, необходимость для власти его восстановления, т.е. наказания.

Правовые отношения действуют не только в рамках данного государства, но и между государствами. Согласно Ш. Монтескье, международное право зиждется, по натуре вещей, на том основном начале, чтобы различные народы оказывали один другому столь много добра в настроении мирном и столь мало зла в настроении враждебном, сколько это возможно без ущерба для обоюдных своих существенных интересов. Естественное действие международного права — склонять волю правительств к миру и взаимовыгодным отношениям.

Право есть мера реализации свободы и в то же время, есть норма политической справедливости. Иначе говоря, право есть нормативно закрепленная справедливость. Право покоится на идее справедливости.

Существуют два вида справедливости: распределительная и уравнивающая. Распределительная справедливость как принцип означает деление общих благ по достоинству, пропорционально вкладу и взносу того или иного члена общества: тут возможно как равное, так и неравное наделение соответствующими благами (властью, почестями, деньгами). Критерием уравнивающей справедливости является арифметическое равенство, сфера применения этого принципа — область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания и т.д.

Справедливость недостаточна для права: она есть абстрактное выражение того, что должно делаться в соответствии с правом — другой справедливости нет и быть не может.

Справедливость — это не закон природы, который абсолютен, она относительна, точнее, ее вообще нет, но она должна быть уже хотя бы потому, что без надежды на нее муторно на душе и чего-то не хватает. Ее можно мыслить хотя бы как роскошь, которой нет в реальности, но есть в виде идеала, к которому нам суждено постоянно стремиться — вольно или невольно. Принцип социальной справедливости навсегда останется как требование постоянного совершенства, как заповедь, обязывающая все общество и власть стремиться к возвышению меры реализации этого священного принципа жизни общества. Право как социальная справедливость — единственный критерий этого процесса. Мудрость и мужество власти, способной осуществить торжество социальной справедливости как правовой ценности и нравственного императива, власти, которая с достоинством и спокойствием может устранить все шаткое и создать состояние прочной уверенности и подлинное здоровье общества, — вот что является душой истинной демократии. Все это возможно лишь в условиях политической свободы — этой наивысшей ценности на шкале нравственно-психологических, социально-политических и правовых ценностей: нормы права и законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"