Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:13, контрольная работа
Исходное понятие экзистенциализма — понятие существования (экзистенции). Основная проблема — определение места человеческого существования в общей структуре существования. Но здесь нужно заметить, что экзистенциалисты не дают логически корректного определения экзистенции. Более того, иногда говорится, что попытки выяснить содержание понятия существования погружают нас в бездну неопределенности и таинственности.
1.Понятие экзистенциализма. 3
2.Причины расцвета экзистенциализма. 5
3.Национальная специфика в экзистенциализме. 6
4.Главные представители экзистенциализма. 8
5.Экзистенциальный анализ (Dasein анализ). 9
6.Герменевтическая феноменология Мартина Хайдеггера. Метод Dasein аналитики. 10
6.1.Феноменологический метод Хайдеггера. 10
6.2.Dasein аналитика. 13
7.Выводы 15
Источники информации. 17
По Хайдеггеру, Dasein ни сознание и ни вещь, также неверно было бы говорить о нем, как о субъекте, которого можно поставить на место сознания. Скорее наоборот, словом Dasein названо такое, в чем впервые только и можно иметь опыт места, а именно место истинности бытия, чтобы потом соответственно осмыслить его. Все, с чем мы сталкиваемся в этом мире, выступает не как противостоящая нашему сознанию предметность, но всегда определенным образом воздействующая на нас реальность. Мы оказываемся вовлеченными в совокупную целостность связей, которая предшествует и не поддается рефлексивному постижению. Эта совокупная целостность связей составляет неявный имплицитный фон, предопределяющий бытие Dasein. При этом в определении хайдеггеровского Dasein не субстанциональный, а предикативный подход является решающим.
Таким образом, существование (экзистенция), по Хайдеггеру, является не данностью, не субстанцией, а скорее возможностью, открытостью, проектом. Иными словами, человек представляет проект, который находится в постоянной динамике, в постоянной открытости и еще подлежит реализации. При этом такие понятия как возможность и проект несут не умозрительную «психологическую», а бытийную, онтологическую, семантику.
Возможно первое, на что следует обратить внимание при подходе к Dasein аналитике Хайдеггера – это то, что он весьма далек от традиционного понимания анализа как расчленения к простейшим составляющим. Согласно Хайдеггеру, Dasein аналитика – это и не возвращение симптома к его истоку (фрейдовский психоанализ). Для Dasein аналитики, также не приемлемы определения человека как субъективности и трансцендентального Я-сознания (Гуссерль). В Dasein аналитике само человеческое существование понимается как Dasein (вот-бытие). Поэтому феномен человека понимается не онтически, т.е. в его полной детерминации как конкретный феномен, а онтологически, т.е. в его полном бытии. Dasein аналитика старается постичь основание самой возможности феномена человека, то есть того, что дает возможность этому феномену быть так, как он есть. А поскольку, по Хайдеггеру, наиболее точный способ подхода к рассматриванию самой возможности существования феноменов – это феноменология, следовательно, основной инструмент Dasein аналитика есть феноменология. «Онтология возможна только как феноменология» (Хайдеггер а, 1993).
Задача
аналитики – высветить целое
единства онтологических
«Под аналитикой понятий я понимаю
не их анализ и не обычный в философских
исследованиях прием –
В докладе «Время и бытие» Хайдеггер
все время подчеркивает, что наше
мышление побуждает нас
«Чтобы мыслить собственное бытие, требуется оставить его как основу сущего в пользу играющего сдавания, скрытого в раскрытии, т.е. ради дано. Бытие принадлежит этому дано в давании как дар. Бытие как дар не откалывается от давания. Бытие, присутствие лишь преображается. В качестве позволения присутствовать оно принадлежит раскрытию и, будучи даром раскрытия, удерживается в давании. Бытие не есть. Бытие дано как раскрытие присутствия» (Хайдеггер, 1991, с.84).
Хайдеггер сложен вследствие радикальности своего подхода, он пытается выйти за рамки двух самых устойчивых традиций философского мышления: с одной стороны, субъект-объектного разделения реальности, а с другой – метафизической дихотомии сущего и сущности, чувственного и сверхчувственного. Человек Хайдеггера – ни субъект и ни объект. Он есть присутствие чего-то большего, что через него посылает весть миру. В этом смысле задача человека – свидетельство об этой вести. Человек есть просвет бытия, через который сокрытое становится явленным. Согласно Хайдеггеру, неверно было бы рассматривать человека отдельно от этого присутствия, он уже в нем. Оно и есть его суть:
«Само бытие значит присутствие присутствующего, т.е. двусложность обоих в их простой односложности. Она (двусложность) есть то, что захватывает человека, требуя его, чтобы он отвечал ее существу. Человек тем самым осуществляется как человек, поскольку отвечает требованию этой двусложности и так свидетельствует о ней в ее вести» (Хайдеггер, 1993, с.289).
«Кто мы? Отвечая, останемся предусмотрительны, потому что может оказаться так, что то, что отличает людей как людей, зависит как раз от того, что мы должны обдумать здесь. А мы должны обдумать здесь человека – человека, к которому приближается, обращаясь, присутствие человека, который от этого и присутствует сам своим особым образом, присутствует для всего подступающего присутствующего и отступающего присутствующего» (Хайдеггер, 1991, с.89-90).
Из вышеизложенного мы можем констатировать тот факт, что человек, сам являясь бытием (Dasein – вот-бытие), способен осуществиться, только отвечая собственной открытостью, на призыв вещей явиться в мире всей своей полнотой, т.е. в полноте своего бытия. При этом следует постоянно иметь в виду, что эти вещи не есть нечто противопоставленное человеку в смысле предметности. Мы соединены с ними невидимыми связями, еще до того как они достигли своей явленности в мире (бытие-в-мире, бытие-с-другими).
Итак, выделим основные вопросы, находящиеся в поле внимания экзистенциалистов:
Рассмотрев
философию экзистенциализма, основные
идеи и представителей этой
интересной философии, можно
Философия
экзистенциализма, несмотря на некоторые
перегибы в рассуждениях, обозначила
ту «пограничную ситуацию», в которой
сейчас находится человек и
Учение
экзистенциализма носит ярко выраженный
нравственно-этический
Для «классической
философии», несмотря на различие философских
систем, характерна общность понимания
целей и задач философии. В
современной философии, напротив, на
первый план выходят различия, общефилософский
стержень разрушается, происходит выделение
и локализация отдельных