Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 11:08, контрольная работа
Философия и культура Беларуси эпохи Возрождения и Реформации вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Это объясняется не только научными целями, но и огромным значением духовных ценностей этого периода для мировой и отечественной культуры. В общеисторическом аспекте эта проблема исследована и исследуется преимущественно в тематике соотношений эпох Возрождения и Средневековья. В связи с этим нужно отметить, что белорусские исследователи 1960 – 1970-х годов в большинстве своём считали, что Беларусь пропустила этап европейского Возрождения в его классических формах.
Введение
1.Филосовская мысль эпохи Возрождения (Ф. Скорина)
2.Социально-философская мысль эпохи Реформации (С.Будный, А. Волан)
Женский институт ЭНВИЛА
Кафедра лингвистики и социально-гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
По дисциплине философия
Тема №22 «История социально-философской мысли в Беларуси»
Хацкевич Т.И
Студентки 2 курса группа БАЗ 208
Факультета лингвистики и экономики
Заочной формы обучения
Тел.+375336393572
Содержание:
Введение
1.Филосовская мысль эпохи Возрождения (Ф. Скорина)
2.Социально-философская мысль эпохи Реформации (С.Будный, А. Волан)
Введение
Философия и культура Беларуси эпохи Возрождения и Реформации вызывает неослабевающий интерес у исследователей. Это объясняется не только научными целями, но и огромным значением духовных ценностей этого периода для мировой и отечественной культуры. В общеисторическом аспекте эта проблема исследована и исследуется преимущественно в тематике соотношений эпох Возрождения и Средневековья. В связи с этим нужно отметить, что белорусские исследователи 1960 – 1970-х годов в большинстве своём считали, что Беларусь пропустила этап европейского Возрождения в его классических формах. В частности, учёные писали о возрожденческих тенденциях лишь в отдельных направлениях духовной жизни, главным образом в литературе, книгопечатании и архитектуре. В исследовании учёных 1980-х годов, а также в последних исследованиях В.М. Конона, С.А. Подокшина и других, сделаны выводы о существовании в Беларуси 16 – начала 17 веков ренессансного гуманизма и соответствующих философии и культуры. Они рассматривается на фоне преобладающей средневековой или выделяются как самостоятельный этап духовного развития страны по аналогии с другими европейскими странами, прошедшими эпоху Возрождения и Реформации. Спорят учёные и о глубине проникновения ренессансной культуры и философии в жизнь белорусского народа того времени, а также об особенностях этого периода в сравнении с другими странами. Сегодня среди учёных преобладает мысль о вариантности этого периода в рамках его однотипности.
1.Филосовская мысль эпохи Возрождения (Ф. Скорина)
Франциск Скорина, являясь основоположником белорусской национально-культурной традиции, стоял также и у истоков отечественной философско-этической мысли. Его моральная концепция построена в основном на базе синтеза библейско-христианской и аристотелевской этики. Однако это не простой синтез. Библейско-христианская и аристотелевская этика модернизируются Скориной в соответствии с требованиями и идейными запросами эпохи Возрождения. Скорина как мыслитель аккумулировал богатейшую древнерусскую философско-этическую традицию, для которой характерен взгляд на наличное природно-социальное окружение через призму нравственно-прекрасного. В синкретическом, т. е. нерасчлененном по своему характеру, мировоззрении белорусского гуманиста этический момент является доминирующим.
Переведя Библию на родной язык, сделав ее доступной широкому читателю, Скорина тем самым впервые в истории восточнославянской мысли утвердил принцип личного отношения человека к богу. Из учения белорусского гуманиста, содержащегося в его предисловиях и послесловиях, следует, то что исходные положения веры и морали осмысливаются человеком, прежде всего в его душе, сознании и выступают как веление совести и нравственной задолженности. Скорина, таким образом, утверждал интровертный, ориентированный изнутри характер истоков веры и человеческой морали; человек, по мнению Скорины, осуществляя прямой, интимный диалог с богом, не нуждается в посредничестве церкви и способен достичь нравственных вершин благодаря собственным усилиям, личной вере в бога, самостоятельному изучению Библии.
Религиозно-нравственную позицию Скорины можно квалифицировать как проявление ренессансного раннебуржуазного индивидуализма, утверждавшего мораль внутренних и внешних помыслов в противоположность официальной церковной морали загробного воздаяния. Это обстоятельство дает нам право считать Скорину выдающимся гуманистом эпохи Возрождения, реформатором в области религии и морали.
Скорина выдвинул программу реформирования религии, и морали задолго до начала широкого реформационно-гуманистического движения в Беларуси. Выступив одновременно (или почти одновременно) с Лютером, намного раньше Кальвина, белорусский мыслитель не получил у себя на родине широкой общественной поддержки — общество Беларуси начала XVI в. еще не созрело для этого. Поэтому Скорина, за некоторыми исключениями, не мог оказать непосредственного влияния на Реформацию в Беларуси, начавшуюся со второй половины XVI в. Однако белорусский мыслитель являлся «соавтором» (наряду с Эразмом Роттердамским, Лютером, Кальвином и др.) общеевропейской идеи обновления христианства, реформирования религии и морали, и в этом смысле деятельность его последователей в данном направлении должна, на наш взгляд, рассматриваться как реализация также и его идей.
Большая же часть Библии может быть познана как логическим путем, так и прикладным методом, знанием «през речи видомые». Ф. Скорина здесь является последователем К. Туровского и К. Смолятича, утверждавших право человека на тщательное вникание в смысл библейских текстов.
Ф. Скорина всячески разграничивает веру и знание. В частности, он выделяет библейскую мудрость и мудрость философскую, которую понимал как знание сущего. В этом он предстает как продолжатель идей сторонников «двойственной истины» (философского учения, разграничивающего веру и разум, истину божественную и истину научную).
Библия для Ф. Скорины - не только безусловный авторитет веры, но и неоценимый объект познания, источник светских знаний (естественнонаучных, историко-правовых, философских), пособие для изучения семи свободных искусств (грамматики, логики, риторики, музыки, арифметики, геометрии, астрономии). Но Библия является не единственным источником знаний. Знания даются Богом «многими и различными путями».
В «Малой подорожной книжице» Ф. Скорина предстает перед нами как ученый-астроном. Он вводит поправки в Юлианский календарь, определяет время вхождения Солнца в каждое созвездие зодиака, сообщает о шести лунных и одном солнечном затмениях. Сделав замечание, что вопросы библейской онтологии трудны для понимания, согласившись с креационистской формулировкой возникновения мира, Ф. Скорина, разграничивая веру и знание, приходит к выводу о необходимости овладения «посполитым» человеком мудростью и науками.
Философские позиции Ф. Скорины носят явно выраженный антропоцентрический характер и в целом совпадают с традицией Ренессанса. Ученый рассматривает человека как существо разумное, нравственное и общественное. Утверждая, что каждый человек от рождения имеет равные права, Ф. Скорина акцентирует внимание на вопросах его нравственного совершенствования, смысла жизни и достоинства, свободы, гражданской активности, общего и индивидуального блага. Ученый пересматривает средневековую христианскую доктрину смысла человеческого существования, где земная жизнь не представляет само ценности, а является только этапом к жизни вечной. Рассуждая о смысле жизни, он подчеркивает много вариантность жизненных позиций и ценностных ориентации человека. Сочувственно относясь к реальной нравственности человека, Ф. Скорина противопоставляет ей мораль как сферу должного, направляет «посполитого» человека на активную общественно полезную жизнь. Он считает, что люди от рождения наделены одинаковыми задатками. О человеческом достоинстве надо судить не по происхождению, а по нравственно-интеллектуальным качествам, по тому, какую пользу принес тот или иной человек «отчизне своей».
Нравственный идеал Ф. Скорины - гуманистически-христианская концепция жизни, в центре которой - понятие блага. В качестве высшего блага у Ф. Скорины выступает разумная, нравственная и общественно полезная жизнь человека. Ф. Скорине принадлежит приоритет в общественной мысли, в постановке и решении проблемы «человек - общество». Решая вопрос о соотношении общего блага («посполитого» доброго) и индивидуального, решительное предпочтение отдает первому. Человек - существо общественное, и только в обществе он может себя реализовать. Человек в этой связи просто обязан научиться «жить вкупе» (сообща, в обществе). Только идея общего блага может объединить людей.
С другой стороны, Ф. Скорина постоянно говорит о необходимости непрерывного совершенствования человеческой природы, что будет способствовать гармонизации общественной жизни. Вслед за Сократом и Платоном Скорина утверждает, что добродетельный человек равнозначен человеку знающему. Это означало, что добродетели можно научить и в этой связи нравственный идеал реально достижим.
Отдавая безусловный приоритет духовным ценностям, Ф. Скорина как мыслитель эпохи Возрождения не противопоставляет их ценностям плотским, земным радостям, выступает за необходимость гармонии духовного и земного.
Высшим принципом отношений между людьми Ф. Скорина считает человеколюбие. Примечательно, что эту норму человеческих отношений он распространяет не только на христиан, но и на представителей других вероисповеданий. В связи с этим человеколюбие приобретает у него вселенский общечеловеческий характер.
Является он также основоположником национально-патриотической традиции в истории общественной мысли. Ф. Скорина - патриот своей родины Он это доказал своей подвижнической деятельностью на благо отчизны. Средневековое мышление, как известно, было космополитическим. Для Ф. Скорины же интересы своего народа выше религиозных Любовь к родине выражена Ф. Скориной в изящно литературной форме: «Понете от прирождения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведають гнезда своя; рыбы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобные боронять ульив своих; тако же и люди, и где зродился и ускормлены суть по бозе, к тому месту велику ласку имають».
Таким образом, Ф. Скорина рассматривает человека преимущественно с нравственной стороны. Главное его назначение - делать добрые дела для ближних, служить общему благу. Только в этом случав человек, реализует себя как член общества.
Ф. Скорина стоял у истоков зарождения так называемого буржуазного юридического мировоззрения. Он понимал, что религия является мощным регулятором общественной жизни. Однако она в условиях формирования новых общественных отношений уже явно не справлялась с ролью безусловного социального регулятора, каким была в средневековье. Новые социально-экономические условия требовали и новых механизмов управления обществом. Таким механизмом должно быть, считает Ф. Скорина, право.
Он различает законы
неписаные и писаные. Сначала
люди жили по неписаным
Следуя традиции античной философии: для мудреца право излишне потому, что он делает по собственному убеждению то, что другие - под страхом закона, Ф. Скорина утверждал, что человек нравственный может обходиться и без правовых законов. К законам и праву Ф. Скорина выдвигает ряд обязательных критериев, актуальных и сегодня. Закон должен быть «почтивый, справедливый, можный, потребный, пожиточный, подле прирожения, подлуг обычаев земли, часу и месту пригожий, явный, не имея в собе закритости, не к пожитку единого человека, но к посполитому доброму написаный». Закон будет уважаться в обществе, если он будет справедливым. Несправедливый же закон озлобляет человека, позволяет его перманентно (постоянно) нарушать. Справедливость (от лат. justitia), таким образом, у Ф. Скорины приобретает статус этико-правовой категории.
Справедливость и общее благо у Ф. Скорины, - не только этические понятия, но и универсальные юридические категории. Здесь автор высказывает гениальную догадку возможного совпадения закона и права на основе юстиции (справедливости), общего блага и разума.
С практической точки зрения такая постановка вопроса обеспечивала гуманное судопроизводство, в основе которого, по Ф. Скорине, находится та же справедливость. Мыслитель утверждает также, что судье необходимо быть не только высоконравственным и бесстрастным профессионалом, но и советчиком. Задолго до возникновения в Европе развернутых правовых теорий Ф. Скорина объявляет закон и право основой гармоничного развития общества. Беззаконие, несовершенное судопроизводство разрушают общественный мир. Беззаконие является величайшим общественным пороком и сопоставимо разве что с понятием греха, поэтому является наказанием Божьим. Законность же - величайшее общественное благо.
Представляет интерес и скориновская классификация права. Как уже говорилось, он выделяет неписаное и писаное право. Последнее подразделяется на право божеское, церковное и земское. Право божеское изложено в Библии, церковное — в документах соборов, земское, или светское, - наиболее просвещенными людьми и государями. Высказывается также идея о большой роли народа как в правотворчестве, так и в государственной жизни: «Справа всякого собрания людского и всякого града, еже верою, соединением ласки и згодою посполитое доброе помножено бываеть».
Ф. Скорина представляет следующую классификацию земского права. Сначала он говорит о «посполитом праве», которое фиксирует общие принципы жизнедеятельности общества. Потом у Ф. Скорины следует языческое право, в котором говорится о правилах ведения военных действий между государствами. Как человек своего времени Ф. Скорина является свидетелем многочисленных войн и считает, что они должны вестись в соответствии с правовыми нормами - заранее оповещать противника о начале военных действий, выполнять условия заключенного мира (перемирия), уважать институт переговоров и т.д. Непосредственно за языческим правом следует рыцарское, или военное. Оно являет собой своего рода, говоря современным языком, устав армии, так как в нем регламентируется боевое построение войск, тактика ведения боевых действий, поведение на поле брани. Далее он выделяет царское, местное, морское и купеческое право.
Информация о работе История социально-философской мысли в Беларуси