Истоки и смысл любви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:43, реферат

Краткое описание

Философы и поэты, художники и писатели-романтики возвели любовь до уровня всемогущей движущей силы, управляющей всем ходом развития человечества. С этим мнением, конечно, можно и не соглашаться, но любовь, несомненно, является самым существенным моментом в жизни каждого индивида. Это возвышенное чувство наполняет людей особой духовной энергией. Философия любви является сферой раздумий, которые позволяют, с одной стороны, осмыслить природу любовного чувства, а с другой - понять и оценить его роль и назначение в жизни и творчестве человека.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Задание 3.1.doc

— 178.50 Кб (Скачать документ)

Многие мыслители прошлого и настоящего справедливо указывали на уникальную роль любви в качественном изменении личности человека. Более того, они полагали, что только любовь делает индивида высоконравственной личностью. Только любя, он становится морально более возвышенным. В нем укрепляются гуманные начала и меняется характер социально-нравственных идеалов.

С течением времени поднималось на новые ступени этическое и эстетическое развитие, соответственно усложнялись формы и виды любви. Менялись и трактовки этого удивительного феномена особых человеческих связей и отношений. Отметим, что любовную ментальность можно понять, только философски оценив историческую ретроспективу ее саморазвития. О плотской любви было, к примеру, известно с самых древних времен, хотя бы из древнегреческих мифов. А в эпоху греческой классической философии уже зарождались первые теории духовной любви. Именно тогда появляется ощущение духовной исключительности любви, ее абсолютной несравнимости с другими человеческими чувствами. У Эмпедокла любовь рождает гармонию и красоту. А Платон увидел в ней божественную силу, помогающую индивиду преодолевать свое земное несовершенство. Любовь делает человека духовно возвышенным, полагал философ. Платон трактует любовные переживания как проявление особой энергии, идущей из Космоса. Он понимает под феноменом любви напряженное и бесконечное стремление человека к возвышенному.

Любовь имманентно задается неким всемирным тяготением к добру и красоте. Причем добро и красота в той же мере являются результатом любовного стремления, в какой сами они могут выступать его источником. В силу этого обстоятельства все любовные переживания лежат и в основе космического чувства удовольствия. Концепция любви у Платона стала первой попыткой философски осмыслить сущность «чистой» любви, понять и оценить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, простого чувственного удовольствия. В античности, как известно, различали несколько видов любви. Но прежде всего ценили силу и красоту эроса. Обожествленный эрос - это внутреннее стремление человека к красоте и силе. Эротическая любовь одновременно страстная и особо восторженная. Она, как верховная сила, владеет и управляет людьми и человеческими судьбами. Совершенно к иному смысловому порядку относится филос - духовная любовь. У этого вида любви очень больший спектр смыслов и значений: любовь к мифам, знаниям, мудрости, искусствам, а также братская любовь. Кроме эроса и филоса, эллины выделяли и другие виды любви: агапэ - любовь нежная, трогательная как выражение милосердия и сострадания; филотес - дружба, привязанность; адаре - разумная любовь, уважительное товарищество и др. Все эти виды любви существуют не только раздельно, но и вместе, дополняя друг друга. К примеру, в эротической любви проявляется как страсть, так и нежность, как привязанность, так и сострадание.

В Древней Греции, а позднее и в Риме любовь ценилась людьми очень высоко за ее нравственное содержание и гуманистическую направленность. Греки описывали ее как внутренний голос человеческой природы, призывающий к гармонии, единству, целостности, полноте, совершенству, согласию и т.д. Платон писал: «Ведь тому, чем надлежит всегда руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь» [9]. Тема любви пронизывает произведения философа настолько, что едва ли можно найти хоть один диалог, где бы она так или иначе не затрагивалась. Любовная аналитика, пожалуй, самая впечатляющая часть всего платоновского философского наследия. Любовь, считает мыслитель, не есть ни прекрасное, ни благое, это - жажда красоты и добра, расширяющих «смысловое пространство» личности. То, что в расхожем смысле слова люди называют любовью, есть лишь частичка истинной Любви, суть которой состоит в стремлении к прекрасному, мудрости, счастью, бессмертию. Платоновская любовь - это чувственная ностальгия по Абсолюту, запредельное влечение к чему-то метаэмпирическому - силе, возвращающей людей к изначальному бытию среди Богов, где правят Разум, Добро, Красота и Справедливость. Любовь как феноменальное качество человеческой души является их связующим звеном.

Античные мыслители глубоко и тщательно разрабатывали философию любви, приняв за исходное начало любовь эротическую. Возникает следующая картина: побудительная сила эроса влечет к прекрасному, совершенному и в сфере этого совершенства побуждает людей творить по образцам Красоты и Добра. Иными словами, эротическая любовь выступает движущей силой творчества, в том числе научного, медицинского, художественного, и приобщает человека к вечности. Таким образом, представители дохристианской духовной культуры придавали любви качество одного из важнейших начал человеческого бытия, укрепляющего дух индивида и способствующего становлению творческой личности.

Совсем иной смысл приобрело понятие любви в библейской трактовке. В христианстве она предполагает самопожертвование, милосердие и сострадание к людям. Но главное для христианина - любовь к Богу. Истинная человеческая любовь есть стремление следовать в жизни божьему завету. Страстной проповедью любви буквально пронизано все христианское учение. Тексты Нового завета воспевают всепоглощающую любовь к Богу, его творениям. Отцы церкви на протяжении всей истории христианства проповедовали любовь как божественный завет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, - говорится в послании апостола Павла (первого истинно христианского философа), - то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто» (I Кор., 13, 1-2). Любовь к ближнему в Новом завете - необходимое условие любви к Богу. «Ближний» - это некое подобие Бога.

Августин Аврелий в духе Сократа и Платона объяснял, что есть два вида любви: земная (плотская) и святая, возносящая людей до небесных высот. Августин при этом указывал, что любовь должна составлять основу жизни всех людей и служить им главным стимулом в познании смысла бытия и первопричины мира. Раннехристианские, а затем византийские мыслители усматривали в любви важнейший универсальный творческий принцип существования Вселенной, на котором основывается все ее духовное и материальное бытие. По их мнению, только любовь очищает дух человека от ложных и низменных пристрастий и открывает духовные сокровища в нем самом, в глубинах его сердца. Чуть позже, уже у византийских гуманистов Х-ХИ веков, рассматривалось стремление к достижению любовного совершенства в соединении человека с божественным началом. В противоположность античному эросу и раннехристианскому космизму византийцы выработали принципиальное представление о любви как каритасе - сострадании, милосердии, жалости. При этом Церковь проклинала плотскую любовь, но благословляла ее последствие - деторождение. Резко осуждая такую любовь как нечто греховное, представители Церкви стремились заменить ее чисто духовным видом - «вхождением в Бога». Это было итогом христианского учения о любви.

В эпоху Возрождения любовь возвратила себе статус философской категории, который она имела в античности и который в Средние века был заменен на религиозно-христианский. «...Если кто-то любит нечто, - писал Н. Кузанский, - ибо оно достойно любви, то он радуется тому, что в любимом обнаруживаются бесконечные и невыразимые основания для любви... Красота любимого совершенно неизмерима, бесконечна, неограниченна и непостижима» [10]. Джордано Бруно возвел любовь до уровня всепроникающей космической силы, которая делает человека непобедимым. Отметим, что в эпоху Возрождения вновь стали придавать огромное значение эротике в любви.

В XVII-XVIII вв. происходят существенные изменения в отношении к любви и ее оценках. Вот что писал мыслитель-просветитель И. Гердер, возмущавшийся антигуманизмом платонической любви: «Что же такое любовь? - спрашивает он. -[Это значит] вчувствоваться в существование, в движение сердца другого существа и не только без всякого принуждения, но одновременно с наслаждением, в состоянии радостной интимности переживать себя в другой жизни» [11]. А вот для Г. Гегеля любовь вовсе не уникальное переживание, а только форма нравственной связи двух индивидов. Конечно, в разные эпохи и разными мыслителями любовное чувство оценивалось неодинаково. Но все они сходились в понимании того, что любовь приносит человеку и человечеству в целом не только радость, но и ответственность. Она не только поднимает, вдохновляет людей, но и требует от них высоконравственных поступков. Многие, наверно, понимают, что культура любви заключается прежде всего в духовной культуре, и главное в ней - относиться к любимому к как человеку, а не как к средству для наслаждения.

В развитии философской мысли о любви, ее смысле и назначении в истории человечества особая роль принадлежит философам XVIII-XIX веков. И. Кант был уверен, что любовь имеет величайшее значение в судьбе человека. «Когда дело касается выполнения долга, а не просто представления о нем, -пишет мыслитель, - когда речь идет о субъективной основе действия, в первую очередь определяющей, как поступит человек (в отличие от объективной стороны, диктующей, как он должен поступить), то именно любовь, свободно включающая волю другого в свои максимы, необходимо дополняет несовершенства человеческой натуры и принуждает к тому, что разум предписывает в качестве закона» [12]. Такие отношения развивают в индивиде гуманные качества, делают его добродетельным, более открытым и т.д.

Тема любви всегда была близка русскому менталитету. Много и необычайно глубоко писали о ней Вл. Соловьев, Л. Толстой, В. Розанов, Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк и многие другие. В философии любви известного русского религиозного мыслителя Владимира Соловьева высказывается интересная мысль об особой роли любви в нравственном преображении человека и всего человечества. Подобное качественное преображение, по Соловьеву, осуществляется посредством созидания красоты. А красота может быть достигнута только любовью. Таков пафос всех его философских работ на эту тему. «Признавая вполне великую важность и высокое достоинство других родов любви, - писал Вл. Соловьев в книге «Смысл любви», -которыми ложный спиритуализм и импотентный аморализм хотели бы заменить любовь половую, мы видим, однако, что только эта последняя удовлетворяет двум основным требованиям, без которых невозможно решительное упразднение самости в полном жизненном общении с другими» [13]. Любовь несет удовлетворение, сама по себе являясь благом и ценностью. Уже одно желание любить предполагает наличие фактора самоуважения. Умение любить расширяет человеческое «Я». В душе любящего человека активизируется желание делать добро, стремление к справедливости, пробуждается духовная энергия, внешне проявляясь как сила завоевательная, но вместе с тем возвышающая индивида. Это происходит потому, что любовь несет в себе огромный творческий и интеллектуальный потенциал.

 

5.3. Любовь к истине, добру, красоте.

 

Любовь к истине, добру, красоте в духе Паскаля, Спинозы, Канта, Гегеля, Маркса - это, по существу, любовь интеллектуальная. Паскаль (1623-1662) писал: «Ясность ума рождает ясность чувств, поэтому великий и ясный ум любит страстно и понимает то, что любит». И еще: «У любви напрасно отнимают элементы разума... потому что любовь и разум, в сущности, одно и то же. Это только стремительная мысль, обращенная на одну сторону, без достаточного исследования целого, но это все-таки всегда мысль...» [14]. Любовь - это действительно путь к истине, красоте, гармонии, счастью. Способность любить дана не каждому - это редкостный дар и ценнейшее из искусств жизни. Любовь всегда предполагает духовное творчество, движение к свободе. В ней человек открывает и находит самого себя и свое будущее. Он становится демиургом собственной судьбы и даже открывает другим людям перспективы их жизни.

Трудности в философском осмыслении любви обусловлены тем обстоятельством, что она, будучи абсолютно объективной, в то же время всегда неожиданна. Воспринимается же любовь людьми как светлый божественный дар, как своего рода высокое вознаграждение. Между тем у любви есть свои «законы», некие космические (греч. kosmos - порядок, красота) принципы, уникальный философский смысл. Любовь возникает тогда, когда индивид начинает ощущать естественную потребность в нежных чувствах, осознавать их громадную роль в развитии лучших человеческих качеств и персональную ответственность перед своим сообществом за сохранение и улучшение рода человеческого. Гуманитарный же смысл любви заключается не в статике устроения личной жизни, а в динамике ее движения, в постоянном человеческом самотворчестве. Это очень важно: нельзя научиться правильно жить, не научившись красиво любить. Ведь любовь - не просто возвышенное чувство или совокупность эмоций. Это мера и степень нравственной чистоты жизни человека, которая наполняет всю его жизнедеятельность великим смыслом. Чистая любовь свидетельствует о духовной развитости индивида.

Не зря говорят, что «любовь правит миром». При этом речь идет в первую очередь об эротической (половой) любви. Так, античными мыслителями эрос связывался с духовной силой и красотой. Они называли его естественной имманентной тягой к совершенству, желанием обладать идеалом, стремлением восполнить недостающее в себе.

Любовь во всех случаях выступает уникальным способом преодоления духовной самоизоляции, экзистенциального одиночества, ибо она соединяет людей, ведь человек рассматривает любимого как часть самого себя. Будучи духовно-нравственным выражением бытия человеческой личности, любовь является великой сокровенной тайной. В философском понимании она предполагает нечто, не поддающееся рациональному объяснению. Так, в эротической любви практически все держится на сокровенной тайне. Любовное созерцание открывает индивиду новый мир человеческого бытия: удивительно прекрасный и одновременно непонятный, желанный и внутренне тревожный.

Любовь как высшее ценностное измерение человеческой личности составляет то, что характеризует ее духовную зрелость и нравственную чистоту. Без нее не представляется возможным полное раскрытие жизненного потенциала личности индивида. Известный немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр сделал по этому поводу следующее замечание: «В дни и часы, когда всего сильнее проявляется сладострастие... пламенное вожделение... именно в такое время готовы к наиболее интенсивной деятельности величайшие силы мысли, а также и познания...» [15]. Эту мысль философа разделяет и развивает русский ученый И.И. Мечников. Для него любовь есть драгоценное благо, счастье и условие истинно человеческой жизни, более того, единственная подлинная ее основа, изначально заданная самой человеческой сущности. Любовь - одна из немногих сфер общественной жизни, в которой человек становится гуманнее, нежнее, душевнее.

Информация о работе Истоки и смысл любви