Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:40, реферат
Основная цель данной работы – раскрыть мировоззренческое своеобразие научных идей русского космизма, обосновать его методологическое значение для современной науки.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать общую информацию относительно такого явления, как «русский космизм»;
2) показать специфику функционирования картины мира русского космизма;
3) исследовать стиль научного мышления русских космистов, обосновывая его реалистичность, в противовес укоренившейся оценке данного стиля как утопического;
4) раскрыть научный и этико-правовой потенциал русского космизма в выработке нового типа экологического сознания, адекватного человечеству, вступающему в эпоху космической цивилизации.
Введение 2
1. Понятие русского космизма 5
2. Ранний космизм 10
2.1 Русский космизм П.А. Флоренского 10
2.2 Христианский космос В.С. Соловьёва 10
3. Развитие концепций космизма в работах Н.Ф. Фёдорова, Н.А. Умова и Н.Г. Холодного 14
4. Космистские концепции В.И. Вернадского 19
4.1 Третий синтез космоса 19
4.2 Ноосфера: утопия или реальность? 20
5. Космическая философия К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского 23
Заключение 29
Список использованных источников 34
Надо соотносить науку и технику с целями выживания, беспокоясь об управлении, не столько естественной, сколько искусственной среды, из-за того, что её стихийное развитие становится для человечества неуправляемым и опасным. Можно указать несколько основных способов в борьбе за выживание:
Нельзя уповать только на ноосферу, надеясь, что она будет управлять всем и вся, необходимо думать о том, как ей управлять, без этого наше выживание невозможно.
5. Космическая философия К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского
Космическая философия К.Э. Циолковского является одним из столпов русского космизма. Она ощутимо повлияла на современную цивилизацию посредством космонавтики, которая стала одним из основных направлений НТР. Немаловажно и то, что она относится к числу немногих в русском космизме образцов целостной философско-мировоззренческой системы.
Взгляды Циолковского о сущности философии навеяны эпохой Просвещения. Он считал, что философия – «вершина научного знания, его венец, обобщение, наука наук». Все предшествующие философские системы казались Циолковскому «странными» и их терминология ненужной, говоря, что «трудно связать мою философию с другими». Однако в космической философии обсуждались в основном традиционные философские проблемы, рассматриваемые с «космической точки зрения». Также традиционны были и представления Циолковского о структуре философского знания: философия «состоит из метафизики, гносеологии и этики. Первые два отдела служат подготовкою для этики или научных основ нравственности. Иногда эту подготовку не отделяют от этики. Так отчасти делаю и я».
В философско-мировоззренческой концепции Циолковского можно выделить три основных этапа. Первый этап (1898 – 1914 гг.) охватывает работы: «Научные основания религии» (1898 г.), наиболее фундаментальный философский труд Циолковского «Этика или естественные основы нравственности» (1902 – 1903 гг., исправлено в 1914г.), «Нирвана» (1914 г.). На этом этапе основным был принцип, сформулированный Циолковским впоследствии (1934 г.): «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Под «существом» подразумевается не только человек. «Простейшее существо», согласно космической философии – «атом-дух». Совокупность «атомов-духов» образует субстанциональную основу мира. Космос – иерархия существ, включая и человека. Сам космос тоже «живое существо», «причина» и «воля» которого в строгих рамках определяет поведение человека и других «существ» космоса.
На втором этапе (1915 –1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет иным проблемам:
Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: «Первопричина» 1918 г., «Социология (фантазия). Приключения атома» 1918 г. и некоторых других.
На третьем этапе (1923 –1935 гг.) Циолковский разрабатывает так называемый «активно-эволюционный» принцип космизма. Его смысл состоит в следующем: «Судьба Вселенной зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности». Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: «Живая Вселенная» (1923 г.), «Монизм Вселенной» (1925 – 1931 гг.), «Будущее Земли и человечества» (1928 г.), «Космическая философия» (1935 г.) и многих других. Интересно, что «активно-эволюционный» смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: «Судьба существа зависит от судьбы Вселенной». Всё это создаёт сложности при понимании космической философии на завершающем этапе её становления.
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского, являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что «Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи». Все тела Вселенной «имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)», что очень сходно с философией Платона. «Атом-дух» («идеальный атом», «первобытный дух») по Циолковскому, «есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее» [22, с.358]. Следовательно, «атом-дух» – это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.
Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой «атомами-духами». «Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы». Это означает:
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур – от атомов до «эфирных островов» разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.
Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. «Всё живо», т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:
Идея первопричины космоса как считал Циолковский «не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию» [21, с.425]. По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Причина «безмерно выше космоса» и несоизмерима со своим творением, т.к. создаёт вещество и энергию, что «космос сам не в силах делать». Проникновение в свойства причины приводит к неожиданным выводам этического значения, которые «не могут не иметь благотворного влияния на поступки человека и других сознательных». Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях Циолковского о «воле Вселенной». Если всё вокруг «порождено Вселенной. Она – начало всех вещей», то «от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной». В контексте «живой Вселенной» метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов «атомов-духов» смерть «сливается с рождением». Новая жизнь «хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения». Согласно космической философии «души хотя и нет», жизнь в ритмах эволюции Вселенной «непрерывна, счастлива, могущественна, никогда не прекращалась и никогда не прекратится», т.к. во временно мёртвом веществе нет субъективного ощущения времени. Такой подход к судьбе человека в космизме характерен только для Циолковского и является очевидной альтернативой «активно-эволюционного подхода».
В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит «идти вперёд и прогрессировать – в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое». По истечении тысячи миллионов лет «ничего несовершенного ... на Земле уже не будет. Останется одно хорошее, к чему неизбежно приведёт наш разум и его сила» [22, с.396]. Космическое бытие человечества по Циолковскому может быть подразделено на четыре основных эры:
Современный космизм представляет собой программу становления человечества, и космическая философия Циолковского может рассматриваться как перспективный вариант осуществления такой программы.
К.Э. Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л. Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным методом научного познания природы. Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917 – 1924 гг. В этот период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими. В своей работе «Основное начало мироздания. Principium Universale Circulationis» (1920 – 1921 гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате – электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.
Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой «стихии» - таково воззрение древнегреческих философов ионийской школы. У Фалеса таким субстратом выступает вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь, у Анаксимандра - гипотетический апейрон. Чижевский видит субстрат-первооснову в открытой в конце XIX в. структурной субатомной единице вещества - электроне. «Материальный мир есть арена последовательных, а потому закономерных, комбинаций, единого субстрата-электрона!» - отмечает Чижевский. «Если мы всмотримся в окружающий нас мир животных и растений, какое безграничное разнообразие увидим мы! Но во всём этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу - живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. Последнее мало того, что учит нас великому единству природы, оно учит нас верить в вечное её существование, целесообразность и гармонию; ... мы имеем единство живого вещества; ... нисходя в глубину всего живого, и далее - в глубину материи, мы познаём единое начало, единую основу всего сущего - единство материи – электрон» [23, с.165]. Необходимо отметить, что открытый в конце XIX в. электрон долгое время был единственной известной элементарной частицей.
В начале XX в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким было научное миропонимание у многих учёных в первой четверти XX в., таким оно было и у Чижевского. «Все химические, а также физические явления ныне объясняются исключительно свойствами электронов: свет, теплота, различные состояния материи: газообразное, жидкое, твёрдое, даже электричество и магнетизм - все они суть проявления одной и той же космической энергии – электромагнетизма и его элементарной частички – электрона. И движущиеся вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными растениями, и бурная реакция химических реактивов, и все до единого явления – всё это продукты работы этого маленького электрона». «Нет сомнения, что и молекулярные силы, и силы всемирного тяготения одного единственного электромагнитного происхождения, - одного единственного, так как и сама материя, организованная или неорганизованная, есть проявление этих и только этих единых, всеобщих, космических электромагнитных сил».