Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 09:40, реферат
Основная цель данной работы – раскрыть мировоззренческое своеобразие научных идей русского космизма, обосновать его методологическое значение для современной науки.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать общую информацию относительно такого явления, как «русский космизм»;
2) показать специфику функционирования картины мира русского космизма;
3) исследовать стиль научного мышления русских космистов, обосновывая его реалистичность, в противовес укоренившейся оценке данного стиля как утопического;
4) раскрыть научный и этико-правовой потенциал русского космизма в выработке нового типа экологического сознания, адекватного человечеству, вступающему в эпоху космической цивилизации.
Введение 2
1. Понятие русского космизма 5
2. Ранний космизм 10
2.1 Русский космизм П.А. Флоренского 10
2.2 Христианский космос В.С. Соловьёва 10
3. Развитие концепций космизма в работах Н.Ф. Фёдорова, Н.А. Умова и Н.Г. Холодного 14
4. Космистские концепции В.И. Вернадского 19
4.1 Третий синтез космоса 19
4.2 Ноосфера: утопия или реальность? 20
5. Космическая философия К.Э. Циолковского и А.Л. Чижевского 23
Заключение 29
Список использованных источников 34
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ.М. ТАНКА
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
ПО ФИЛОСОФИИ И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
ТЕМА: «ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА»
Магистранта
Юр Надежды Владимировны
Минск, 2011
Содержание
Введение
В настоящее время интерес к космической проблематике всё возрастает в связи с переломным моментом в практической жизнедеятельности человечества в условиях Земли. Обострение глобальных проблем современности, экологический и антропологический кризисы во многом объясняются до сих пор доминирующим антропоцентристским (геоцентристским) мировоззрением. Обращение к космическому мировоззрению является одним из путей преодоления данной ситуации. И здесь особое значение приобретают научные идеи русского космизма. Еще в начале XX столетия К. Циолковский был уверен в том, что новое тысячелетие будет ознаменовано наступлением «космической эры» – эры «космической» философии», «космической науки» и «космической техники». Он полагал, что выход в космос и его заселение помогут избежать в будущем катастроф, угрожающих нашей планете и человечеству.
Процессы космизации науки, техники и всех отраслей жизни – факт современной действительности. Но вместе с освоением космоса возникли и нарастают проблемы космической экологии, а также непредсказуемости последствий научно-технического прогресса в планетарном масштабе. Ряд учёных-экологов выступает против индустриализации космоса, вызывающей антропогенное загрязнение ближнего космического пространства. Следы пребывания человека в космосе нередко представляют реальную опасность не только для космонавтов и космической техники, но и для человечества на Земле. В связи с этим возникает необходимость философского осмысления процессов космизации.
Отечественные космисты одними из первых поставили вопрос о космизации этики, полагая, что все проблемы человеческого бытия нужно рассматривать, учитывая взаимовлияние космоса и человека. Космической философией К. Циолковского, идеей ноосферы В. Вернадского, признанием А. Чижевским, что человек и микроб – космические существа заложены основы философии космонавтики, связанной с научно-техническими, гуманитарными, экономическими и международно-политическими проблемами освоения космоса.
Ценность научных идей русских космистов состоит не только в изучении взаимодействий человечества и космоса, но, главным образом, в формировании антропокосмического мировоззрения, определяющего особое отношение к природе Земли и самого человека. Прагматическое отношение к природе оборачивается потерей равновесия между материальными и духовными ценностями. В современной философии происходит переосмысление концепции привилегированного положения человеческого разума и постулатов классической науки. Научные и философские идеи русских космистов предвосхитили эту тенденцию. Ещё Н. Федоров, а вслед за ним и другие космисты задавались вопросом: ради каких целей истощаются многовековые запасы земли. И приходили к выводу, что удовлетворение сиюминутных интересов раньше или позже превратит землю в «кладбище» человечества. Увлеченный погоней за благами и комфортом цивилизации, человек перестает критически оценивать последствия собственных поступков, даже таких, которые обретают планетарные масштабы.
В настоящее время научные идеи космистов получают всё большее признание как в среде отечественных, так и зарубежных учёных. Об этом свидетельствует целый ряд фактов, в частности, создание международного совета по биосфере, а также то внимание, которое представители Международного экологического движения уделяют наследию В.Вернадского. Научные идеи русского космизма способствуют разработке программы становления целостного человечества, сознающего динамику и синхронность космических и земных процессов, необходимость освоения космоса и интеграции различных сфер научного знания. Влияние научных идей космизма обусловлено не только мировоззренческим, но и его методологическим потенциалом, особо значимым в условиях необходимости формирования нового типа экологического сознания и этики космической цивилизации.
Многогранность и
Научный космизм включает идеи теории эволюции, космических эр и бессмертия человечества К. Циолковского; антропокосмизма Н. Холодного; концепцию автотрофности и ноосферы В. Вернадского; гелиобиологии и космической медицины А. Чижевского; в социально-гуманитарном аспекте теорию этногенеза Л. Гумилева. В последней трети XX века актуализируется интерес к космической проблематике и феномену русского космизма. Историко-философское осмысление космизма присутствует в работах Л. Даниленко, Б. Емельянова, В. Леднева, М. Хомякова. Осмысление научного космизма мы находим в работах И.А. Бондаренко, Н. Бряник, Ф. Гиренка, В. Кутырева, Н. Моисеева, В. Рубцова, Г. Саенко, А. Урсула. Системное изложение идей космизма представлено в работах С. Семеновой, О. Куракиной, В. Демина, В. Селезнева, Л. Лескова, В. Казютинского. В мировоззренческом ракурсе к феномену русского космизма обращаются Н. Гаврюшин, К Гулыга, Н. Васильева, А. Маслеев Л. Василенко. Космизм в аспекте экологической проблематики исследуют В. Ермолаева, В. Степин, И. Лисеев, Л. Фесенкова.
Основная цель данной работы – раскрыть мировоззренческое своеобразие научных идей русского космизма, обосновать его методологическое значение для современной науки.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) сформулировать общую информацию относительно такого явления, как «русский космизм»;
2) показать специфику функционирования картины мира русского космизма;
3) исследовать стиль научного мышления русских космистов, обосновывая его реалистичность, в противовес укоренившейся оценке данного стиля как утопического;
4) раскрыть научный и этико-правовой потенциал русского космизма в выработке нового типа экологического сознания, адекватного человечеству, вступающему в эпоху космической цивилизации.
1. Понятие русского космизма
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование «русского космизма» как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений – от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.
Из всех возможных виртуальностей, «русский космизм» – один из самых виртуальных, он является крайней формой самовыражения. Телеология этого самобытного российского направления мысли характеризуется тем пределом, на который только способен человеческий разум. Поэтому интенции «космистов» граничат с религиозной пророческой сферой человеческой культуры, отчасти подменяя её. И если христианство, к примеру, с лёгкостью говорит об эсхатологии земного бытия, то «русский космизм» не менее уверенно рассуждает о будущем человечества и мира [12, с.29].
«Русский космизм» — это понятие, представляющее собой цельную совокупность взглядов, характеризующуюся особым отношением к Космосу. В основе лежит концепция о «сверхэволюционном» развитии мира (макрокосма) и человека (микрокосма) в их неразрывном всеединстве. Среди «космистов» мы отмечаем учёных В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского; религиозных философов Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова; деятелей искусства В. Хлебникова, А.Платонова, А. Скрябина и других. В этой неполной плеяде замечательных личностей стержневым столпом является «супраактивное» деятельное провиденциальное видение человека в Космосе [12, с.34].
Различия методологических посылок (от Евангелия до строгой науки) компенсируются достаточно стройной футурологической направленностью. «Русский космизм» не претендует на научную строгость, но образует единое культурное поле в виде «космического» мировоззрения. Его поиски устремлены в будущее человечества. Эти искания рассматриваются через понятие «виртуальности». Под виртуальностью здесь понимается несуществующая, но потенциально возможная реальность. Эта реальность иного порядка, чем наличная повседневная. Но для «русского космизма» она – жизнеобразующий принцип, матрица идеальных образов. Утопический мир, положенный в фундамент бытия, является для «космистов» определяющим.
Что есть реальность? Это слово несёт на себе всю тяжесть человеческой границы познания. Казалось бы, мир прост, «только посмотри вокруг, дотронься до реальных предметов и отбрось всякие домыслы. Но эта статичность, «очевидность» факта являются однозначными только разве крайне узкому учёному или невежде. За пеленой сиюминутности лежит бездна смысла, исчерпывающаяся только в бесконечности. И каждый лист в Природе или капля Океана незримыми путями связаны со всякой частицей Вселенной. Они вовлечены в колоссальный потрясающий процесс, ритму которого подчинено всё существующее. Вырваться из этих жерновов невозможно. Всё и вся находится в этой сфере парадоксальных для обыденного понимания (но не для вселенской логики) изменений. Постулировать реальность в мире глобальной эволюции неразумно. Законсервировать в теории какой-либо образ бытия – значит быть лишь фотографом на сцене жизни. Мир тысячу лет назад и даже год, секунду позади – иной. Динамика несомненна, только порядок изменений другой. Жизнь есть становление некой виртуальности, обладающей своей внутренним алгоритмом, который ещё предстоит постигнуть» [13, с.211].
Что же следует понимать под понятием «виртуальности» или, например, «виртуальным пространством культуры»? Они совершенно неоднозначны. Можно предложить множество трактовок этого феномена – отрицательных и положительных. Виртуальность синонимична понятию «искусственного». Но о какой реальности мы говорим? О реальности как области неких застывших идеальных форм или особой девственной природе? Надо признать, что деление на «естественное» и «искусственное» в большей степени надуманное и условное. Искусственное выросло из лона естественного, чтобы развиться во всё более изощренные образцы действительности. Основным проводником их существования является человек. Но XX век показал, что «искусственный» мир способен на саморазвитие с непредсказуемыми результатами, пиком которых в настоящее время полагается разработка «искусственного интеллекта». Таким образом, виртуальное поле человека потенцирует и реализует изменения в жизни. Этот процесс ускоряется и возрастает, подменяя собой человека всё больше и больше. Отворачиваться от данной динамики всё равно, что закрываться от солнца.
Незабвенный образ «пещеры» Платона неминуемо приходит на ум, когда говорится о будущем человечества. Тот свет, который доходил до узников подземелья, был чем? Образом бытия «золотого века», идеальным Эдемом, чьё совершенство было разрушено падшими людьми? Или это та мифологема, которая предвосхищала «второй Иерусалим» христианского Откровения? И данный вопрос не праздный, а принципиальный, особенно сейчас, на перепутье второго и третьего тысячелетий. Этот «перекрёсток» мысли важен потому, что он жизненно необходим. В первую очередь, в смысле самосохранения, предупреждения глобального фатального сценария.
Человек в современном мире – величина иная, чем даже несколько десятков лет назад. Он – определяющий фактор в жизненных процессах, значение которого неизбежно повышается. Основная задача человечества в этой ситуации занять соответствующую оптимальную позицию по отношению к динамике Космоса. А это значит осмыслить и осознать, по возможности, смысл происходящего и действовать стратегически безошибочно. Но как!? Ведь практически – это совершенно новое занятие для людей. Придётся очень быстро учиться и перестраиваться, чтобы просто выжить. Виртуальность стала для человека и благом и карающим мечом. Могущество силы, как оказалось, не есть могущество самосохранения [13, с.126].
Имеет смысл теперь обратиться к «русскому космизму». В русле предыдущих размышлений его постулаты представляются жизнеспособными и футурологически состоятельными. Родившись на заре двадцатого века, эта концепция предвосхитила современные проблемы и решения, актуальные для нашего времени.
«Русский космизм» имеет одержимо футурологический фокус зрения, опирающийся на идею «сверхэволюции». Её смысл – единое восходящее предустановленное развитие человечества и Космоса. Наиболее отчётливое изложение концепции «сверхэволюции» мы находим у В.С.Соловьёва в «Оправдании добра». Н.О. Лосский называет это в «Истории русской философии» — «супранатурализмом» [6, с.44].
Особую важность «русский космизм» имеет как форма познания. Основные её принципы таковы:
- телеология в виде метафизической идеальной реальности;
- футурология – совершенно необходимая наука;
- опора как на религиозные обетования, так и на научную экстраполяцию;
- синтез религии, философии и искусства.
«Русский космизм» предполагает
выявление путей «