Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:38, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение философии Платона. Так как данная тема содержит в себе большой объем материала, было решено изучить диалектику Платона, и его мир материи, идеи и вещей.

Содержание

Введение 3
Биография 5
Проблемы античной философии 7
Особенности философии Платона 9
Государство по Платону 14
Мир идей Платона 16
Взгляд Платона на материю 18
Мир вещей Платона 19
Диалектика Платона 21
Заключение 24
Афоризмы 26
Список литературы 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

referat fil.docx

— 54.09 Кб (Скачать документ)

В основу учения о бытии Платоном положены три субстанции: единое, ум и душа. Однозначно определить сущность этих понятий невозможно, так как Платон дает общую характеристику сущностей этих понятий, которая очень противоречива и, порой, содержит суждения, взаимно исключающие друг друга. Попытка определить природу происхождения этих первооснов окажется трудновыполнимой из-за приписывания этим сущностям свойств, нередко несовместимых и даже исключающих друг друга.

С учетом этих предварительных замечаний  проанализируем сущность отмеченных первоначал. Единое трактуется Платоном главным  образом как основа всякого бытия  и действительности, как первоначало. Единое не имеет никаких признаков  или каких-либо свойств, по которым  можно было бы определить его сущность. Оно не имеет частей и, следовательно, не может иметь ни начала, ни конца, ни середины. Одновременно единое не есть бытие, а выступает как ничто. Единое выступает как единое, но одновременно как многое и бесконечное  множество. В конечном итоге единое трактуется Платоном как нечто, о  чем вообще ничего определенного  сказать нельзя, так как оно  выше всех доступных человеческому  разуму пониманий — превосходит  всякое бытие, любые ощущения и всякий уровень мышления. Единственное, о чем с определенностью можно сказать о едином, отмечает Платон в «Пармениде» — это то, что «если единое не существует, то и иное не существует».

Первопричиной всякого сущего — явления и  вещи — у Платона выступает  также ум. Разумеется, ум трактуется Платоном не только онтологически, но и гносеологически. Рассматривая ум как одну из первопричин, Платон считает, что именно ум вместе с другими  первопричинами составляет суть Вселенной, и поэтому мудрецы считают, что «ум у нас — царь неба и земли...» Ум не только одна из основных составляющих Вселенной, он также вносит порядок и разумение в нее. «Ум устраняет все», в том числе явления, достойные «мирового порядка — Солнца, Луны, звезд и всего круговращения небесного свода». У Платона встречаются высказывания, в которых ум выступает как жизнь, как нечто живое, но, в действительности, ум рассматривается не как какое-либо живое существо или свойство, а скорее как рациональное родовое обобщение всего того, что живет, обладает способностью жить. Выражено это в достаточно обобщенной, можно сказать, метафизической форме.

Третьей основной онтологической субстанцией  у Платона выступает душа, которая подразделяется на «мировую душу» и «индивидуальную душу». Естественно, что в качестве субстанции выступает «мировая душа». Происхождение души трактуется Платоном неоднозначно. Как и при характеристике сущности двух предыдущих субстанций у Платона встречается немало противоречивых суждений. С учетом сказанного платоновскую «мировую душу» можно представить как нечто созданное из смешения вечной сущности и той сущности, которая зависит от времени. Душа выступает как сущее для того, чтобы объединить мир идеи с телесным миром. Она возникает не сама по себе, а по воле демиурга, под которым подразумевается «вечносущий бог». Когда весь состав «души был рожден в согласии с замыслом того, кто его составлял, этот последний начал устраивать внутри души все телесное и приладил то и другое друг к другу в их центральных точках. И вот душа, простертая от центра до пределов неба и окутывающая небо по кругу извне, сама в себе вращаясь, вступила в божественное начало непереходящей и разумной жизни на все времена. Притом тело неба родилось видимым, а душа невидимой...» (Чанышев А.Н.).

Подытоживая онтологическое учение Платона, следует  сказать, что в качестве первопричины всего сущего он рассматривает идеальные  субстанции — «единое», «ум», «душу», которые существуют объективно, независимо от сознания человека.[3]

Государство по Платону

Большой интерес представляет социальная философия  Платона. По существу, он был первым из греческих мыслителей, кто дал  систематическое изложение учения о государстве и обществе, которые  он, судя по всему, в действительности, отождествлял. Государство, по Платону, возникает из-за естественной потребности  людей к объединению с целью  облегчения условий своего существования. Согласно Платону, государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом — таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства.

Разрабатывая  концепцию идеального государства, Платон исходит из того соответствия, которое, по его мнению, существует между космосом в целом, государством и отдельной человеческой душой. В государстве и в душе каждого  отдельного человека имеются одни и  те же начала. Трем началам человеческой души, а именно: разумному, яростному  и вожделеющему в государстве  соответствуют три аналогичных  начала — совещательное, защитное и  деловое, а последнее в свою очередь  формирует три сословия — философов-правителей, воинов-защитников и производителей (ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону, может считаться  справедливым лишь в том случае, если каждое из трех его сословий выполняет  в нем свое дело и не вмешивается  в дела других. При этом предполагается иерархическая соподчиненность  этих начал во имя сохранения целого.

В государстве  могут существовать три основные формы правления — монархия, аристократия и демократия. В свою очередь, каждая из них делится на две формы. Законная монархия — это власть просвещенного  царя, незаконная — тирания; власть просвещенных и немногих — аристократия, власть немногих, думающих только о себе, — олигархия. Демократия как власть всех может быть законной и незаконной. Симпатии Платона однозначно на стороне царской власти.

Каждая  форма государства, по Платону, гибнет из-за внутренних противоречий. Поэтому, чтобы не создавать в обществе предпосылок для волнений, Платон ратует за умеренность и средний  достаток и осуждает как чрезмерное богатство, так и крайнюю бедность.

Управление  государством Платон характеризует  как царское искусство, главным  для которого является наличие истинного  царского знания и способность управлять  людьми. Если правители имеют такие  данные, то будет уже неважно, правят ли они по законам или без них, добровольно или против воли, бедны  они или богаты: принимать это  в расчет никогда и ни в коем случае не будет правильным.[3]

 

Мир идей Платона

Учения  Платона, в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие  на развитие мировой философской  мысли и науки.

Он также  занимался анализом языка и мышления, проблемой бытия, а также соотношением единичного и общего.

Был он также  комическим поэтом, представителем древнегреческой  комедии. В пьесах Платона чувствуется  политическая направленность и злая, остроумная критика.

Философия для Платона - это некоторого рода созерцание истины. Оно является чисто  интеллектуальным, это не просто мудрость, но любовь к мудрости. Каждый, кто занимается каким-либо видом творческого труда, находится в таком состоянии духа, когда истина или прекрасное представляется во внезапном озарении.

В своём  «Государстве» Платон подводит читателя через разные предварительные рассуждения, чтобы заставить увидеть мир идей.

Истинным  бытием по Платону, обладает только идея. Идея – это то, что обычно мы называем всеобщим, которое, однако в данном случае берётся не как лишь некоторое свойство конкретной вещи, а как само по себе существующее, как сущность. Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными душами. Он говорит, что душа устремляется туда, где сияют истины и бытие, она воспринимает их и познаёт, а это показывает её разумность. А когда она уклоняется в область смешения со мраком - она тупеет. Это приводит к образу платоновской пещеры.

Тех, кто  лишены философии, можно сравнить с  узниками пещеры, которые способны видеть лишь в одном направлении, где в глубине мерцание зажжённых  факелов, которые отбрасывают тени. Распознать, где тени, а где реальные предметы - задача Платона.

Идея - греческое  слово (род, вид, форма, образец). Любовь к идеям Платон называет Энтузиазмом. Энтузиазм - есть первое порождение идей, но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание. Мир  материальных вещей это только подобие идей. Число идей велико, говорит Платон: идеи математических объектов (треугольников и др.), идеи видов живых существ (идея четвероного), идеи всех нравственных и эстетических качеств. Идеи расположены в иерархическом порядке, выше всех, а значит ближе к Богу - идея блага.

Значение  блага в философии Платона  своеобразно. Знание и истина, говорит  он, подобны благу, но благо следует ставить выше. Реальность, в противоположность видимости является полным и совершенным благом. Воспринимать благо, означает воспринимать реальность. Платон стремится найти первоначала мира: такими идеями являются для него идеи, материя ( как источник зла), демург (Бог), эрос (как любовь к идеальному), мировая душа (по воле которой идеи соединяются с материей).

Что касается соотношения чувственных идей и вещей, Платон указывает три вида:

Во-первых, вещи лишь причастны идеям, т.е. они возникают через причастность особой идеальной сущности.

Во-вторых, вещи стремятся к идеям или  подражают идеям.

В-третьих, идеи присутствуют в вещах, благодаря  чему вещи становятся похожими на идеи.

Теория  идей представляет важный шаг вперёд в философии, поскольку является первой теорией, которая подчёркивает проблему универсалий. Платон полагал, что идеи существовали во времени  всегда, они не созданы человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.[4]

 

Взгляд  Платона на материю

 В  отличие от мегариков, которые признавали существование лишь общего, Платон все же не только уводит в мир общего, но и пытается, исходя из идей, объяснить мироздание, чувственный, физический мир, космос. Для такого объяснения недостаточно только идеального. Идеи дают общую, всегда пребывающую сущность, но не объясняют, откуда возникает много-

образие, в чем причина явлений, изменчивости, преходимости единичного. Такую причину Платон увидел в материи — втором после идей начале мироздания. Конечно такого термина — материя— у Платона нет, ибо «материя» — латинское слово. Платон же употреблял слово «хора». О таком понятии материи у Платона говорится только в «Тиме»: «Третий же род представляет всегда род пространства, вечный, не принимающий разрушения, дающий место всему, что имеет рождение».

Итак, материя — хора — некое  пространство, «некоторый вид—

незримый, бесформенный, неуловимый» («Тимей»). Она тождественна самой себе и в то же время пластична, она способна принимать различные формы, становясь оформленной материей. Она способна к восприятию всех тех ограничений и пределов, что на нее налагаются. Ее нельзя считать телом, потому что с понятием тела связано понятие о какой-либо форме, но ей нельзя отказать и в телесности.

          Материя, по Платону, мертва  и непознаваема. Платоновская материя  почти что небытие. Однако роль  этого почти что небытия велика. Материя — источник множественности, единичности, вещности, изменчивости, смертности и рождаемости, естественной необходимости, зла и несвободы. Она «мать», «кормилица», «сопричина». Следовательно, Платон — идеалист дуалистического вида. Наряду с идеями он признает существование другого самостоятельного начала — материи. Материя вечна и идеями не творится. Хотя она и низведена Платоном до ничтожества, без нее он обойтись не может.[4]

 

Мир вещей Платона

  Мир вещей — второй промежуточный вид сущего (первый вид — идеи, третий вид — материя). Все вещи— дети идеи и материи. О мире вещей в «Тимее» сказано так: «Соименный и подобный ему (т. е. первому виду, виду идей. — Чанышев А.Н.) второй вид есть вид чувствопостигаемый, рожденный, всегда подвижный, являющийся в каком-либо месте и опять оттуда исчезающий»[6]. Мир вещей — мир возникновения, бывания, постоянного генезиса и постоянной гибели, это то, что всегда происходит, но никогда не существует. В природе все изменчиво, преходяще, непрочно, смертно, несовершенно. Там все возникает на время, а погибает навечно.

 Мы находим у Платона три  варианта взаимоотношения вещей  и идей. Платон говорит о подражании, причастности и присутствии. Подражание—  стремление вещей к идеям, эрос как тоска по идеальному, любовь к нему. С другой стороны, одновременно вещи причастны идее. Присутствие же означает, что вещи в чувственном мире становятся сходными со своими идеями, когда идеи приходят к ним, начинают в них присутствовать. Так или иначе, вещи — тени идей, их эхо, их отображения, идеи же — образец и прообраз вещей.

В диалоге «Парменид» содержится критика  теории идей, как они сформулированы в других диалогах. Эта критика  производится прежде всего в аспекте  отношения идей к вещам. Парменид выражает недовольство теорией, идей, которая в этом диалоге приписывается  Сократу (притом весьма юному). Парменид спрашивает Сократа: как же все же происходит приобщение, или причастность, вещей идеям? Он также спрашивает: надо ли это приобщение понимать так, что каждая идея, будучи единой и  тождественной, полностью содержится в каждой вещи, отделяясь от самой  себя? Или же приобщение означает, что  в каждой вещи содержится часть идеи?Надо сказать, что такая постановка вопроса неправильна, и Сократу нетрудно ответить на последний вопрос, приведя в пример день, который, будучи одним и тем же во всех местах, не отделяется от себя. Более веско возражение Парменида, обращающее внимание на то, что если вещь подобна идее, то кроме вещи и идеи должны быть еще идея подобия вещи и идеи, например кроме идеи человека и человека должна быть еще идея подобия человека идее человека, т. е. «третий человек».

Итак, всякая вещь есть индивидуальное воплощение соответствующей идеи в  материи, точнее говоря, множества идей, ибо кошка — материальное воплощение идеи живого существа, идеи четвероногого, идеи кошки и множества других идей, выражающих качества, состояния, отношения, количественные, пространственные, временные характеристики этой кошки. Но каковы бы ни были идеи, даже если это идея жизни, сами по себе они безжизненны. Идеи дают только форму, структуру, это, так сказать, эталоны, стандарты для вещей. Тем более безжизненна платоновская материя. Она позволяет вне пространствешюй и вневременной бестелесной структуре обрести телесность, пространственное воплощение. Платон вводит третье, наряду с материей и идеями, начало — душу космоса, мировую душу. Она — динамическая и творческая сила, источник движения, жизни, одушевленности, сознания и познания. Душа космоса объемлет мир идей и мир вещей, связывает их. Она заставляет вещи подражать идеям, а идеи — присутствовать в вещах. Но дабы объять оба мира, душа космоса должна быть внутренне противоречивой. И в самом деле, душа космоса состоит из трех частей: тождественного, иного и смеси тождественного и иного. При этом тождественное соответствует идеям, изменчивое— материи, смесь тождественного и иного соответствует вещам.[4]

Информация о работе Философия Платона