Философия Платона и Аристотиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 20:53, контрольная работа

Краткое описание

Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека — наукой, искусством, нравственным сознанием, идеологией и т. д. Особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии с религией, религиозным сознанием. Но прежде, чем приступить к раскрытию всей многогранности и сложности взаимоотношений между этими формами духовной деятельности человека, необходимо прояснить содержание самого понятия «религия» и всего круга понятий, используемых для уяснения природы и происхождения религии.

Содержание

. Введение………………………………………………………..3
2. Философия и религия………………………………………...3
3. Философия Платона и Аристотиля…………………………4
4. Религиозная картина мира…………………………………...8
5. Познавательные способности человека…………………….12
6. Наука и техника………………………………………………..13
7. Величие и трагедия человеческой свободы………………...15
8.Материальная и духовная сфера общества………………….17
9. Интерсоциальная и духовная сфера общества……………...19
10. Гипотиза………………………………………………………..22
11.Эйдос……………………………………………………………..23
12.Список литературы…………………………………………….

Прикрепленные файлы: 1 файл

Копия философия.doc

— 146.00 Кб (Скачать документ)

  Пространство и время

  Мир естественный конечен: в  системе Птоломея (которая являлась  господствующей вплоть до ХVII века) он ограничен сферой неподвижных  звезд, за которой, как предполагалось, находился бесконечный божественный  мир. Однако возможно чудесное или символическое совмещение этих миров (например, в иконе, которая есть как бы окно из этого мира - в иной).

  В отличие от мифологической  картины мира, где используется  циклическая модель времени, в  религиозной картине мира время  может быть представлено в виде вектора. Впервые такая модель времени появляется в иудаизме, из которого она переходит в христианство и ислам. Векторная модель времени утверждает уникальность, неповторимость, необратимость каждого события и явления. Вместе с этой моделью времени в европейский мир приходит чувство ностальгии по ушедшему - чувство, которое было неведомо античности.

  Особенно сильно этой ностальгией  проникнута эпоха Возрождения: поэты, писатели и философы сокрушаются  о том, что земная красота очень  недолговечна; о том, что все дорогое и любимое для человеческого сердца в этом мире рано или поздно обращается в прах. Эта ностальгия соседствует в душе средневекового человека с метафизической тоской по вечности: «Не суетись, душа моя: вечный покой там, где любовь не покинет тебя, если ты не покинешь её», - пишет в своей «Исповеди» Августин Аврелий.

Существование во времени связано с несовершенством человека. До сотворения мира не было времени - была вечность. Вектор времени направлен в будущее, где течение времени обрывается в чудесный момент воссоединения Неба и Земли, Бога и людей, о котором пророчествует Иоанн Богослов в своем Апокалипсисе. В грядущем Царстве Небесном вновь будет торжествовать вечность.

 Так же, как и в мифологической  картине мира, время религиозной картины мира делится на сакральное и профанное. Как в мифологической мистерии, так и в мистерии религиозной, возможно совмещение этих времен: «просвечивание» сакрального времени сквозь толщу профанного.

  Представление о Боге

 

1.(Псалом 89:3).

 

  Бог в религиозной картине мира - это сверхъестественная, универсальная и абсолютная личность. Сверхъестественность Бога означает невозможность чувственного его восприятия: бытие Бога усматривается не глазами, а умом человека - «умозрительно», либо воспринимается в акте мистической интуиции. (Через интеллектуальную интуицию Бог прозревается в своём сверхличном аспекте - как универсум, как абсолют, а через мистическую интуицию прозрева- ется личность Бога.) В любом случае Бог не является непосредственно данной реальностью, как это было в случае с мифологическими божествами.

  Универсальность Бога означает, что он есть начало всего  и символически присутствует  во всем. Веки устроены словом  Божиим, так что из невидимого  произошло видимое» (1)

 «Я сотворил землю, человека и животных, которые на лице земли,

великим могуществом Моим»(2) Это тоже отличает религиозное представление о Боге от мифологического, где божество представляло только какую-то определённую сферу реальности (природную стихию или вид деятельности).

  Абсолютность Бога означает, что он является вершиной совершенства  во всём, а значит, и критерием  истины, добра, красоты. Другими словами, Бог и есть собственно Истина, Добро, Красота. Мифологические божества  тоже нередко обладали совершенством, но только в каком-то одном своём качестве. В религиозной картине мира Бог всесовершенен, то есть абсолютен.

  Представление о Боге как  о личности означает, что Бог  есть не только «всё», но и  «нечто»: он не только универсален, но и конкретен. Он является  уникальным, неповторимым существом, обладающим разумом и волей, сознанием и самосознанием, а также способным преобразовывать существующий мир и понимать личность человека.

  Представление о природе

  Природа - это творение Бога, но не сам Бог, как это было  в мифе. Природные объекты в религиозной картине мира делятся на те, что Бог наделил «живою душою», и те, что душою не наделены. Если в мифологической картине мира животные, растения и человек выступают равноценными существами, то в религиозной картине мира они выстраиваются на иерархической лестнице, в зависимости от степени совершенства. На низшей ступени - неодушевлённые объекты неорганического мира, на верхней - человек, который наделен не только душою, как животные и растения, но и - в отличие от последних - бого- подобием. Человек

 

 

 

 

1(Евр.11:3); 2 (Иер. 27:5)

 

В отличие от мифа, где человек был исключительно природным существом, в религиозном мировоззрении человек - надприродное существо, венец творения, господин природы.

В первой Книге Бытия повествуется о том, что Бог, создав Адама, поручил ему дать названия животным и растениям, тем самым дал ему господство над природой. Таким образом, общеизвестное

определение человека как «господина природы» впервые прозвучало в Библии.

  Надприродность человека основана на том, что человек в религии - это образ и подобие Бога. Данное определение сущности человека легло в основу всех последующих интерпретаций сущности человека в европейской религиозной философии: в зависимости от изменений в понимании Бога менялось и понимание человека. Бог в средневековой философии - это прежде всего всемогущий дух, постоянно преобразующий мир. Соответственно, человек тоже мыслился духовным существом, богоподобие которого заключено в наличии у него свободы воли. Соотношение свободы воли человека и божественного провидения - одна из главных проблем средневековой философии.

  И, наконец, человек в христианской  религии - это человек нравственный. Свобода воли, присущая человеку, означает возможность выбора  между добром и злом. Соответственно, человек несёт всю полноту ответственности за сделанный выбор.

  Данное понимание бога и  человека задает иной, чем в  мифологической картине мира, тип  их взаимоотношений. Если в мифе  отношения человека с богами  имеет исключительно прагматический  характер, то в религии они приобретают духовный характер.

  В христианстве они строятся  по типу «отец - сын»: Иисус Христос  в своей Нагорной проповеди  выдвигает перед своими последователями  необходимость бесконечного нравственного  совершенствования: «будьте совершенны, как совершенен Отец наш небесный». Ребёнок слушается отца, не нарушая запретов или законов, только из боязни порицания или наказания. Духовная зрелость, мера духовного взросления человека зависит от степени осознания им нравственного смысла этих запретов и законов. Сын становится вровень с отцом, когда не просто формально следует его требованиям, но разделяет его принципы, следует его ценностям. Так и христианство ожидает от человека не внешнего, а внутреннего принятия Бога.

  В исламе нет сына Бога, а только пророки, осуществляющие посредничество между Богом и людьми (Мухаммед - пророк для арабского народа, Иса (Иисус) - для еврейского народа), поэтому между человеком и богом - пропасть, непреодолимая бездна. Человек никогда не сравняется с богом, но должен исполнять его волю, даже не вполне понимая её смысл. (Поэтому фатализм и фанатизм объективно более присущи исламу, чем христианству.) Отношения с Богом в исламе строятся по типу «господин - слуга». Это, конечно, иной тип взаимоотношений, чем в христианстве. Однако он тоже имеет духовный характер: слуга не просто слушается своего господина, но уважает, любит, почитает его. Господин является для слуги нравственным образцом, перед лицом которого он смиренно осознаёт своё несовершенство.

 

 

 

5 Познавательные способности человека

 

В недалеком прошлом считалось, что познание имеет две ступени: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. Затем, когда все больше  прояснялось, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями (или уровнями, этапами) познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. С  нашей точки зрения, такое представление более адекватно реальной структуре познавательной деятельности, однако оно нуждается в дальнейшей конкретизации и

 терминологическом уточнении. При таком подходе не замечается  еще один, притом исходный уровень  познания - "живое созерцание"; этот этап познания оказывается не выделенным из эмпирического. Между тем живое созерцание имеет место при обыденном и художественном познании, в то время как эмпирический уровень  характерен только для особого вида познавательной деятельности - научного познания. Да и научное познание невозможно без опоры на живое созерцание.

 Онтологическим коррелятом  живого созерцания выступает  сфера явлений (как  проявлений  сущности), а коррелятом эмпирического  и теоретического соответственно  фрагменты сущности и целостная сущность познаваемых предметов.

 

 Живое созерцание - это скорее  не познавательная способность, а результат 

 реализации этих способностей  или сам процесс познания указанной  стороны 

 объектов.

 

 Познавательные способности  человека связаны, прежде всего, с органами чувств.

 Человеческий организм имеет  экстерорецептивную систему, направленную  на внешнюю среду (зрение, слух, вкус, обоняние, кожная чувствительность; кожа обладет способностью чувствовать  холод, тепло, боль, давление), и интерорецептивную  систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

Основания объединять все эти способности в одну группу и называть все это

 способностью к чувственному  отражению действительности, или "чувственным",  имеются: эти способности заключены в органах чувств человека.

Однако термин "чувственный" многозначен: он ассоциируется не только с ощущениями  как формой отражения действительности. Мы говорим о "чувственном" как о  "сентиментальном", "чувствительном", "сладострастном", "интуитивном" и т.п. Но

 дело не столько в многозначности, сколько в том, что под одним  термином 

"чувство" нередко объединяются  эмоции и сенситивная способность  человека. По- видимому, более правильным  будет подразделять чувственное  на чувственно-  эмоциональное  и чувственно-сенситивное.

В переводе с латинского "sensitiv" - "воспринимаемый чувствами". Да и в истории философии мы встречаемся с особым направлением в теории познания - сенсуализмом, представители которого стремились вывести все содержание познания из данных органов чувств. Будем называть способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств чувственно-сенситивной способностью, или чувственным (конкретно-чувственным) познанием.

 

 

6 Наука и техника

 

Будучи важнейшим элементом общества и внедрившись буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Тем более это характерно для современной науки и техники.

Греческое «технэ» переводится на русский язык как искусство», «мастерство», «умение». Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Техника в отличие от природы не является естественным образованием, она создается. Произведенный человеком объект часто называют артефактом. Латинское «артефактум» означает буквально «искусственно сделанный». Техника есть совокупность артефактов.

Наряду с феноменом техники требует пояснения феномен технологии. Недостаточно определять технику всего лишь как совокупность артефактов. Последние используются регулярно, систематически, в результате осуществления последовательности операций. Технологией называется совокупность операций по целенаправленному использованию техники. Ясно, что эффективное использование техники требует ее включения в технологические цепи. Технология выступает как развитие техники, достижение ею стадии системности.

 

Первоначально, на этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника как бы отделяется от человека, который, однако, вынужден находиться рядом с ней. Теперь не только машина является продолжением человека, но и сам человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности. На третьем этапе развития техники, в результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом и контролером. На первый план выходят уже не физические возможности человека, а сила его интеллекта, реализуемая посредством технологии. Происходит объединение науки и технологии, следствием которого является научно-технологический прогресс, называемый часто научно-технологической революцией. Имеется в виду решительная перестройка всего технико-технологического базиса общества. Причем разрыв во времени между следующими друг за другом технико-технологическими перестройками становится все меньше. Более того, идет параллельное развитие различных сторон научно-технологического прогресса. Если «революцию пара» от «революции электричества» отделяли сотни лет, то современные микроэлектроника, робототехника, информатика, энергетика, приборостроение, биотехнология в своем развитии дополняют друг друга, между ними вообще перестает существовать какой-либо временной зазор.

Начнем с рассмотрения вопроса о различении естественного и искусственного. Технические объекты, артефакты, как правило, имеют физико-химическую природу. Развитие биотехнологий показало, что артефакты могут иметь также биологическую природу, например, при специальном выращивании колоний микроорганизмов для их последующего использования в сельском хозяйстве. Рассматриваемые в качестве физических, химических, биологических явлений технические объекты в принципе не отличаются от природных явлений. Однако здесь есть большое «но». Хорошо известно, что технические объекты представляют собой результат опредмечивания человеческой деятельности. Иначе говоря, артефакты есть символы специфики человеческой деятельности. Следовательно, их необходимо оценивать не только с природной, но и с социальной точки зрения.

Информация о работе Философия Платона и Аристотиля