Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 12:23, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – соотнести докритический и критический периоды жизни как этапы развития философии Канта.
Поставленная цель реализуется в решении ряда исследовательских задач:
1) охарактеризовать естественнонаучные и философские взгляды И. Канта докритического периода;
2) раскрыть сущность переворота в философии, равного «по масштабам Великой Французской революции»;
3) представить теорию познания (нового типа), этику и эстетику Канта как составляющие его «критической» философии.
Введение ……………………………………………………………………….3
Глава 1. Естественнонаучные и философские взгляды Иммануила Канта докритического периода ……………………………………………….5
Глава 2. Кант – основоположник немецкой классической философии ……19
1.Переворот в философии и трансцендентальная логика ………...19
2.Теория познания нового типа …………………………………….23
3.Этика Канта ………………………………………………………..26
4.Эстетика Канта …………………………………………………….28
Заключение …………………………………………………………………….31
Список литературы ……………………………………………………………33
Несомненно, это коренное отличие Канта от Эпикура. В нем резюмируется развитие науки почти за две тысячи лет, главным образом – создание науки механики. Но Кант ясно видит уже в этом сочинении границы механического объяснения действительности. Здесь в зародыше дана уже вся критика телеологической способности суждения, опубликованная Кантом в 1790 г.
Основные черты космогонии Канта таковы: Бог создал первичную материю и вложил в нее общие свойства, две силы – притяжения и отталкивания. Первая из них действует по закону Ньютона, обратно пропорционально квадрату расстояния между телами. Могущество Бога бесконечно, и мир бесконечен в пространстве, и по всему пространству рассеяно первичное вещество. Творение также бесконечно во времени, но «порядок и строение миров развиваются постепенно, в некоторой последовательности во времени из запаса сотворенного природного вещества; но сама эта основная материя, свойства и силы которой служат причиной всех изменений, есть непосредственное следствие божественного бытия; следовательно, она сразу должна быть настолько богатой и полной, чтобы развитие ее сочетаний могло вечно происходить по одному плану, ... по бесконечному плану...». Развитие начинается от некоторого центра, где вещество наиболее плотно, и отсюда распространяется все дальше и дальше без конца. Сотворение мира – дело не одного мгновения. «Творение никогда не кончается. Оно, правда, имеет начало, – оговаривает он, оглядываясь на теологию, – но оно никогда не прекратится». Кант не входит в рассмотрение, хотя и видит трудность, известную уже Паскалю: «в бесконечном пространстве ни одна точка, собственно говоря, не имеет больше права называться центром, чем любая другая».
По закону тяготения более тяжелые частицы притягивают более легкие и образуют центр притяжения. С наибольшей силой стремятся тяжелые частицы, поэтому планеты, более близкие к Солнцу, имеют большую плотность, с увеличением расстояния – меньшую.
Постепенно более далекие частицы под влиянием силы притяжения и взаимного столкновения начинают обращаться вокруг центра, они сталкиваются до тех пор, пока не получается общей результирующей движения - отсюда вращение планет в одном направлении и в одной плоскости.
Также на разных расстояниях от Солнца получаются меньшие скопления частиц – будущие планеты. Чем дальше такое скопление от Солнца, тем больше может оно притянуть к себе частицу; вблизи, вследствие мощного притяжения светила, они падают на него. Поэтому планеты увеличиваются в размерах по мере удаления от Солнца. Эксцентриситет орбит Кант объясняет так: сначала все частицы вращаются по кругам вокруг Солнца. Затем они друг к другу притягиваются. У них разные скорости, и равнодействующая не оказывается равной кругу (слишком мала вероятность этого) – отсюда эллипс. Так Кант, следуя за механическим развитием планетной системы, объясняет все основные ее свойства. В результате длительной истории формируется Солнце с системой планет. В нее входят подсистемы, например, Юпитер и Сатурн со спутниками. С другой стороны, Солнечная система входит в еще более обширную систему - Млечный путь. Все звездные туманности – тоже такие млечные пути – системы миллионов солнц. Эти системы второго порядка образуют еще более грандиозную систему, – и так далее до бесконечности. Вся безграничная Вселенная есть последовательное вхождение низших систем в высшие, есть бесконечная иерархия систем. Осуществляется «последовательное развертывание Вселенной в бесконечности времени и пространств благодаря непрестанному образованию новых миров».
Кант, далее, ставит вопрос о гибели мироздания, ибо ничто, считает он, не вечно. В то время как на бесконечном расстоянии возникают молодые миры, старые потухают и гибнут. Но затем они снова возрождаются: в силу притяжения на центральное потухшее тело падают планеты; увеличение массы ведет к разогреванию Солнца и рассеиванию вещества (перевес берет отталкивание) - и все начинается сначала. Таков круговорот материи, которому есть начало, но нет конца.
Близка к этой гипотезе И. Канта космогония И.Г. Ламберта, изложенная в его сочинении «Космологические письма об устройстве мироздания» (1761). Само устройство и его генезис в основном совпадают с кантовскими. В целом же нельзя не признать, что и сейчас космогония Канта поражает грандиозностью замысла. Ее главная мысль лежит в основании многих современных космогонических гипотез О.Ю. Шмидта, В.С. Фесенкова и др.
Но историческое значение этой и других работ Канта не только специально научное, но и мировоззренческое. Ими он внес идею развития, эволюции в объяснение мира как целого, и тем самым подготовил разработку диалектических закономерностей философии природы у Шеллинга и Гегеля. Философско-научные опыты Канта повлияли и на его собственное дальнейшее развитие: в критический период проблему познания он решал именно на материале естествознания. Наконец, изучение большого естественнонаучного материала открыло перед Кантом ограниченность логических средств познания, существовавших в его время. Формальная логика в столкновении с диалектической природой математики и зачатками диалектики в физике, химии и других науках оказывалась бессильной как инструмент исследования. Постепенно у Канта наметилась тенденция – найти новый органон науки, что привело к созданию «трансцендентальной логики».
Раздвоение логики и действительности впервые с большой четкостью исследовано Кантом в работе 1755 г. «Новое освещение первых принципов метафизического познания». Здесь он анализирует законы противоречия и определяющего основания. Причем указанное раздвоение проводится им только по отношению ко второму закону. Различие логического и реального противоречия впервые раскрыто им в сочинении 1763 г. «Опыт введения в философию понятия отрицательных величин».
Относительно первого закона Кант доказывает, что нет одного единственного, безусловно первого и всеобъемлющего принципа для всех истин. Так как положения (суждения) разделяются на утвердительные и отрицательные, то и соответствующих им принципов – два. Утвердительные суждения основываются на положении: «все, что есть, есть»; отрицательные – «все, что не есть, не есть». Взятые вместе, оба принципа называются принципом тождества. И, как ни далека эта работа Канта от «Основ общего наукоучения» Фихте (1794), логически в ней предвосхищены первые два основоположения наукоучения.
Далее, Кант устанавливает связь тождества и формально-логического противоречия. Он считает, что первоначальным является именно тождество. Принцип противоречия гласит: «Невозможно, чтобы одно и то же одновременно было и не было». Это не что иное, как дефиниция невозможного, ибо все, что противоречит себе, то есть все то, что в одно и то же время мыслится и как сущее, и как не-сущее, называется невозможным. Однако свести все истины к этой дефиниции как к пробному камню нельзя. «В самом деле, нет никакой необходимости обосновывать каждую истину невозможностью противоположного ей, и, говоря откровенно, само по себе недостаточно». Для того, чтобы перейти от невозможности к бытию, нужно использовать принцип: истинно все то, противоположное чему ложно. Это Кант и называет собственно противоречием. Но оно оказывается замаскированным тождеством: в простейшем виде оно гласит: все, что не не есть, есть. Последний принцип Кант и считает высшим принципом для всех истин. Ибо истина есть утверждение или отрицание и потому подчиняется закону тождества в двоякой форме.
Установленный Кантом факт очень правилен и диалектичен по существу. Позже в «Науке логики» Гегель также рассматривал противоречие как другое выражение для начала тождества.
Другой закон тождества Кант называет принципом определяющего основания. Под определением он понимает полагание предмета с исключением противоположного ему. То, что определяет субъект по отношению к предикату, называется основанием. Этот закон имел уже определенную (от Аристотеля) историю. Но Кант непосредственно отталкивался от сочинения Крузия «Исследование о применении и о границах принципа определяющего основания, обычно называемого принципом достаточного основания» (1743). Вслед за Крузием Кант вводит два вида основания: предшествующе-определяющее и последующе-определяющее: «Первое основание можно назвать также основанием "почему", или основанием бытия или становления, второе основание - основанием "что", или основанием познания». Таким образом, вместо единого лейбнице-вольфовского закона достаточного основания вводится два принципа: один объясняет становление вещей, другой – процесс познания. Данное разграничение Кант поясняет примером затмения спутников Юпитера.
Сочинение Канта – одна из крупных вех развития его основной идеи о принципиальном различии мышления и бытия – идеи, завершением которой был кантовский агностицизм. Тогда принцип причинности станет априорным и оторванным от мира. Пока же Кант из этого принципа делает ряд выводов: он отрицает свободу воли как беспричинность; показывает, что предвидение будущего невозможно без определяющего основания; основывает закон, что в следствии нет ничего сверх того, что есть в основании, откуда выводит, что естественным путем количество реальности не увеличивается и не уменьшается; опровергает распространенное тогда положение, что малые причины рождают великие события, справедливо указывая, что такого рода причины (например, искра) не порождают силы (пороха), а обнаруживают ее, т.е., как более ясно указал Гегель, это не причины, а поводы; опровергает закон различия Лейбница (в мире нет двух одинаковых вещей), считая, вопреки ему, что могут быть абсолютно тождественные вещи, занимающие разные места (например, кристаллы).
Наконец, надо отметить, что Канта рассмотренные им принципы логики не удовлетворяют как способы познания, и он выводит из закона основания два новых принципа философского познания. Один из них, «принцип последовательности», гласит: изменение субстанций происходит благодаря их воздействию друг на друга. Если устранить связь, исчезает движение, последовательность перемен, время. Кант, как видим, рассматривает время не как субстанцию (по Ньютону), а как свойство изменяющихся тел. Отсюда же он делает и тот важный вывод, что душевные изменения есть доказательство существования внешних вещей и наших тел, то есть обосновывает материализм, хотя и открещивается от «пагубных взглядов материалистов». Этим Кант опровергает и предустановленную гармонию Лейбница, ведь без реальной связи с телами душа не могла бы изменяться.
Второй – «принцип существования» имеет идеалистический смысл: общение субстанций происходит в силу «единого источника» – Бога и его разума. Впоследствии Кант даст ему более научное толкование. Оба эти принципа мы встречаем затем среди «аналогий опыта» в «Критике чистого разума».
Как анализ противоречия и основания, так и выдвинутые им новые принципы познания свидетельствуют о том, что его не удовлетворяла традиционная логика; Кант искал новые логические средства познания.
Эти поиски продолжаются в «Опыте введения в философию понятия отрицательных величин» (1763). Кант в этой статье желает применить некоторые положения математики к анализу философии. Такое использование он считает плодотворным и отличает его от подражания математическому методу, которое не принесло пользы. Идея, развиваемая Кантом, состоит в утверждении, что «отрицательные величины не представляют собой отрицания величин..., но сами по себе суть нечто в подлинном смысле слова положительное и только противоположное чему-то другому. В этом смысле отрицательное притяжение не есть покой, как он [Крузий] это понимает, но подлинное отталкивание». Кант здесь развивает основную идею диалектики – о положительности отрицательного, правда, не в чисто логической (всеобщей) форме, а на ее примерах из разных областей действительности. Так, тело, находящееся в движении, есть нечто; тело, которое не движется, тоже есть нечто. Но тело, которое и находилось и не находилось бы в движении в одно и то же время, в том же самом смысле, есть ничто.
Реальная противоположность состоит в том, что два предиката одной и той же вещи противоположны, но не по закону противоречия. Одно и здесь упраздняет другое. Но следствием является не ничто, а нечто. Так, результат двух равных противоположных движений есть покой. Кант называет результат логического отрицания абсолютным ничто, а результат реального отрицания – относительным ничто; дает блестящий анализ отрицательных величин в математике.
Кант дает определение: «Реальная противоположность имеет место лишь в том случае, если две вещи в качестве положительных оснований исключают последствия друг друга». Его основные свойства таковы. Во-первых, противоречащие определения должны принадлежать одному субъекту, потому что если они в разных субъектах, то никакого реального противоположения не будет. Во-вторых, одно определение не есть противоречащая противоположность другого, ибо иначе мы имеем логическое отрицание. В-третьих, определение не может отрицать ничего другого, кроме того, что утверждается другим определением, иначе не было бы противоположения. В-четвертых, оба определения не могут быть отрицательными (в силу п. 3). Оба положительны, но при этом соединении отрицают следствия друг друга.
Таким образом, здесь дано очень точное и глубокое описание диалектического противоречия, как мы его теперь называем.
Во втором отделе работы Кант приводит примеры из философии, заключающие в себе понятие отрицательных величин. Притяжение и отталкивание, свет и тьма, удовольствие и неудовольствие (неудовольствие не есть только некоторый недостаток удовольствия, но и некоторое положительное ощущение), отвращение и вожделение, ненависть и любовь, безобразие и красота, порицание и похвала, порок и добродетель, запрещение и повеление, наказание и награды, холод и тепло, полюсы магнита, положительное и отрицательное электричество – все эти явления могут быть плодотворно исследованы, по Канту, только применением понятия отрицательных величин.
Кант старается из установленного им понятия вывести космические принципы. Таковы положения:
1. Во всех естественных изменениях мира сумма положительного не увеличивается и не уменьшается, поскольку она получается в результате того, что согласующиеся между собой (не противоположные друг другу) начала складываются, а реально противоположные начала вычитаются друг из друга.
2. Все реальные основания
3. Таким же обобщением идеи Канта является положение, что «именно в ... конфликте противоположных реальных оснований и состоит как раз совершенство мира, равно как и правильное течение материальной стороны его поддерживается только борьбою этих сил». Кант вполне сознательно рассматривает свой принцип реальной противоположности как общее свойство мира.
Итак, «Опыт» Канта ценен во многих отношениях. Он свидетельствует о плодотворном влиянии на философию математических понятий (влияние, которое есть также в учении Н. Кузанского или Дж. Бруно). Кант впервые в истории мысли вполне сознательно развил учение о положительности отрицательного, то есть о сущности диалектики. Различение двух противоположностей показывало Канту недостаточность традиционной логики и требовало создания новой. Эта работа есть важная веха на пути к критицизму: Кант резко обособляет логическое и реальное; в результате это выльется в априоризм и агностицизм.