Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:07, контрольная работа
1. ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ.
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ И ЧЕЛОВЕКЕ В КОНФУЦИАНСТВЕ И ДАОСИЗМЕ.
Однако конфуцианство определило развитие китайской культуры на протяжении почти 2,5 тысяч лет. И оставалось господствующей в Китае идеологией вплоть до образования в 1949 году Китайской Народной Республики, пережив в 213 году до нашей эры первую «культурную революцию», когда были сожжены все конфуцианские книги, сотни учёных были живыми зарыты в землю /2, с.41/.
Наряду с конфуцианством важнейшая философская школа в Китае – даосизм (от кит. дао цзя – школа дао). Возникла во второй половине I тыс. до н.э. Его основателем считается Лао-цзы, хотя важнейшим представителем был Чжуан-цзы. Основные проблемы даосизма собраны в труде «Дао дэ-цзин» («Книга о дао и дэ»), автором которого считается Лао-цзы. Соответствует ли это реальной действительности – сказать трудно. Но кто бы, ни был основоположником этого направления, огромная роль даосизма неоспорима /4, с.50/.
В отличие от Конфуция, лица исторически реального, личность Лао-цзы окутана туманом легенд. По сведениям одного из историков древности, легендарный мудрец был царским чиновником. Когда при дворе начались неурядицы, он оставил службу и покинул родину, решив «навсегда удалиться от мира». Это соответствовало философскому принципу старого мудреца: «человек должен жить в уединении и чуждаться славы» /7, с.144/.
Дальнейшая его
судьба неизвестна, а загадка
осталась неразгаданной,
В центре учения даосов находится категория дао (путь, дорога). Дао – это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, дао неотделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда сравнивают логосом (греч, слово, мысль, разум, закон) древнегреческого философа Гераклита, который говорил: «Всё совершается по Логосу, который вечен, всеобщ и необходим». Таким же многогранным смыслом обладает дао в китайском языке. Им обозначали, как правило, порядок, смысл и закон, высшую духовную сущность и жизнь, пронизанную этой сущностью.
В учении о дао обнаруживаются элементы первоначальной диалектики: дао – пусто и одновременно неисчерпаемо; оно бездействует, но тем самым делает всё; покоится и одновременно движется; оно само для себя начала, но у него нет, ни начала, ни конца и.д. Познание дао тождественно познанию всеобщего, внутреннего закона саморазвития природы и её самоорганизации. Помимо этого познание дао предполагает и умение соответствовать этому закону.
Понятие Дао в истории китайской мысли является наиболее универсальным и всеобъемлющим, выступая идейным стержнем не только всей натурфилософии и онтологии (философское учение о бытии), но также во многом социологии, эстетики и этики, не говоря о естественных дисциплинах – медицины, астрологии, алхимии и др. Это понятие можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Китая.
Дао в Китае воспринималось,
как основная норма бытия, как
великий закон природы и
Как же рассматривается в философии даосизма Дао?
На первый взгляд Дао настолько туманно и размыто, настолько растворено во Вселенной, что европейскому кажется полной бессмыслицей. «Есть бытие, - говорит Лао-цзы, - которое существует раньше, нежели земля и небо. Оно недвижимо, бестелесно и не знает переворота. Оно идет, совершая бесконечный круг, и не знает предела. Оно одно может быть матерью Земли и Неба. Я не знаю его имени, но люди называют его Дао» /5, с.121/.
Следует иметь в виду, что понимание дао в даосизме отличается от того значения, которое оно имеет в философии Конфуция. Дао, по Конфуцию, не имеет космологической окраски и обладает смыслом морального закона, принципа поведения, долга. Поэтому дао зависит у Конфуция от воспитания и образования. У него первичным и самодовлеющим началом выступает Небо, которое и определяет дао. В даосизме, наоборот, небо, как и все остальное, зависит от воли дао, которое является самодовлеющим началом.
Для даосов, начиная с самых ранних, Дао прежде всего высшая изначальная первосубстанция (от лат. – сущность), создающая сущее и дающая ему свои непреложные законы бытия. Центр их внимания был в том: как правильно понять законы Дао и как оптимально реализовать понятое.
Даосы, отнюдь не отвергавшие, необходимость улучшения земного бытия, основной смысл познания Дао видели в сближении и конечном слиянии с ним. Отсюда – совершено противоположные конфуцианским стиль поведения и принципы жизни даосов.
Проповедники и последователи даосизма избегали социально-политической активности и претворяли в жизнь идею уединения и самокультивации. Такая установка определяет онтологическими принципами даосизма, Если весь порядок космоса оказывается порожденным Дао и определенным им во всех своих проявлениях, то отступления от природного порядка наносят вред не только самой природе, но и отступникам от её истиной сути – Дао. Человеческое своеволие, нарушающее законы Дао, приводит людей к гибели.
Дао – пронизывает все мироздания, оно проявляется как некая незримая энергия. Дао – творческая энергия. Оно регулирует извечную игру двух полярных начал Космоса: Инь и Ян. У Лао-цзы мифологических смысл этих понятий полностью оттеснен философским. Все существа носят в себе Инь и Ян, наполнены Ци и образуют гармонию. Ци – материальные частицы, из которых складывается видимый мир. Равномерное и гармоничное сочетание Инь и Ян обусловлено законом Дао. Он управляет всеми существами и ведет их к совершенству.
Учение о двух Дао - является наиболее глубоким и трудным для толкования положением даосизма. В «Дао дэ-дзинь» различается безымянное, которое может быть выражено словами (непостоянное) Дао и Дао, обладающее именем. Первое – вечно и безымянно, оно неясно и туманно. Второе – оно бесконечно, неисчерпаемо, повсюду действующее и внутренне связано с первым /7, с.144/.
Современные исследователи даосизма связывают первое Дао с небытием, а второе – с бытием. Отсюда даосская картина мироздания: небытие первично – это и есть Дао, не имеющее имени – и оно отрицательно; Бытие – Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого является небо и земля.
Другое важное понятие в даосской философии и космологии – понятие Дэ, оно присуще не только даосизму, но и всей китайской философии в целом. В даосизме понятие Дэ выступает, скорее всего, как эволюционный процесс, характерный для Дао в целом, и для каждой вещи в частности. На уровне вещей Дао сопровождает Дэ. Между Дао и Дэ существует логическая взаимосвязь: «Содержание великого Дэ подчиняется только Дао» /5, с.121/.
Онтология даосизма определяет и гносеологию Дао. Она основана на главной и принципиально важной идее даосов: человек – продукт Космоса и подобен ему. Всё, что мешает этому единству, Лао-цзы отметает безоговорочно. Даосы строят своеобразную «гносеологическую цепочку» между знанием, пониманием и действием. Знание в даосской философии является первичным, самым низким по значимости уровнем, затем следует проникновение в знание – это и есть понимание. Последний этап – практическая деятельность, поведение человека в мире, связанное с применением знаний. В этом процессе действуют два специфических понятия даосской философии:
1) естественность (Цзы Жань);
2) бездействие, или недеяние (У Вэй).
Суть первого –
человек «встраивается» в мир
природный, становиться его
Недеяние – одна из главных категорий даосизма. Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие, как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто пытается манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности – это сохранение «меры вещей» /4, с.51/. Поэтому недеяние и является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.
Таким образом, философия даосов утверждает естественность и недеяние как основные критерии отношения человека к окружающему миру и его правильного взаимодействия с ним. Эти принципы проецируются и на социальный идеал даосов, ибо общество так же считается элементом Космоса, его естественной и законной частью.
Итак, считают даосы, нужен лишь элементарный прожиточный минимум и элементарные формы организации (государство-деревня).
Отсюда мудрый правитель следует дао, ничего не предпринимая, чтобы управлять страной, и тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония. В дао все равны между собой – знатный и раб, урод и красавец, богатый и бедный и т.д. Поэтому мудрец смотрит одинаково как на одного, так и на другого.
Цель управления посредством недеяния – стабильность, спокойствие, пассивность, простота, справедливость и даже счастье. Чересчур деятельная власть с её тяжелыми налогами приводит людей к бедам и несчастьям. Чем больше запретов и ограничений, тем хуже людям. Он стремиться соединиться с вечностью и не жалеть ни о жизни, ни о смерти, ибо понимает их неизбежность, т.е. он смотрит на мир как бы со стороны, отстраненно и отрешенно.
Трактат «Дао дэ-цзин» воспринимает государство как искусственную структуру, и тем самым, как очевидное зло, которое вместе с культурой, знаниями, страстями и желаниями, излишними вещами, привычками, нормами и т.п. следует попытаться преодолеть. И хотя до конца преодолеть его вряд ли удастся, в идеале следует стремиться именно к такому результату /2, с.53/.
Как видно, эта
точка зрения противоположна
концепции «цзюнь-цзы» в
Пафос даосизма состоит не в том, чтобы достичь недеяния за счет обеднения своей жизни, исключения из неё полнокровных событий, а в том, чтобы сохранять невозмутимость духа в любых ситуациях, во время любых катастроф.
Даосизм так же, как и конфуцианство, оказал значительное влияние на всё дальнейшее развитие культуры и философии в Китае.
ВЫВОД:
В центре китайской философии всегда стояло стремление понять и объяснить не мир вообще, а мир человека как элемента великого Космоса, подобного ему, но живущего в обществе, государстве. И не только понять и объяснить, но и преобразовать, найти оптимальный вариант социального порядка и совершенной системы управления.
Такая постановка философской проблематики выводит за пределы Поднебесной и делает китайскую мысль значимой для всего мирового сообщества.
ЛИТЕРАТУРА