Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:50, реферат
Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Продолжая и развивая сформулированную Парменидом 1проблему бытия, философы всерьез занимались выяснением соотношения бытия, как реальности, находящейся «за» миром чувственным, с вещами этого мира. Строились модели иерархического упорядочения вещей мира, критерием которого высыпала степень их свободы от материи, или иными словами, степень их близости к подлинному, нематериальному бытию. Аристотель, например, располагал мертвую материю в самом низу, затем помещал растения, животных, человека — высшее из материальных существ, способное более других к свободе от физической материальности, далее следовали смертные духи и на вершине иерархической лестнице — Бог, абсолютно свободный от матерни, а потому совершеннейший.
Метафизический взгляд на главные вопросы философии.
Участие Гегеля в создании диалектики как науки.
3.Диалектика и принцип связи (основные категории диалектики).
Диалектика и закон отрицания отрицания.
Диалектическая постановка проблемы свободы и необходимости.
Диалектика количественных и качественных изменений.
Диалектические противоположности.
Опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление».
Библиография.
Оценка количественных характеристик реальных «вещей» начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе «вещам». Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения,
масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких, показателях давления крови и т.д. Лишь выделение такого рода общих свойств позволяет определить количественные характеристики вещей.
7. Диалектические
Формула «единство и борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоположности неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание — эти и все другие парные категории диалектики являют собой примеры единства противоположностей, представляют противоположные факторы, явления, черты реального мира. Вместе с тем они неразрывно связаны (скоррелированы) между собой, предполагают одно другое. Каждое из таких парных диалектических понятий подразумевает, как говорил Гегель: «свое другое»: единичное предполагает соотнесенность с общим, конечное — с бесконечным, прогресс — с регрессом и т.д. Все эти понятия воплощают в себе реальную диалектику соответствующих им моментов, сторон бытия. И понятия, и соответствующие им явления взаимосвязаны, взаимодействуют, переходят друг в друга, каждое из них подразумевает, заключает в себе элементы другого.
Диалектическим
Умение сближать, делать тождественными противоположности, видеть их единство, связь, переходы — черта диалектического мышления. Гибко взаимосвязаны, подвижны норма и аномалия, болезнь и здоровье, неразрывно связаны между собой цели и средства, материальное и духовное в человеческой деятельности и т.д. Умение отойти от жесткого противопоставления кривого и прямого, отождествление их (на бесконечно малом отрезке) явилось важным шагом в открытии дифференциального и интегрального исчислений. Единство противоположностей — эффективный способ познания самых различных явлений, процессов. Так, осмысление познавательного процесса связано с разграничением и многоплановым, конкретным соотнесением его компонентов, аспектов, уровней — чувственного и логического, опытного и теоретического, субъективного и объективного.
Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны настолько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Так, Маркс разграничивал производство и распределение, производство и обмен, производство и потребление, выявляя их различие, специфику важнейших функций, характеристик. Однако поляризация противоположностей сменяется затем в его анализе раскрытием их частичной погруженности друг в друга (производственный обмен, производственное потребление и т.д.), а затем теоретическим развертыванием все более сложного их взаимодействия. Диалектические противоположности настолько тесно переплетены между собой, что стоит акцентировать — на практике или в теории — один из этих полюсов, как о себе тут же заявляет другой. Скажем, в сознании человека, в общественной жизни, культуре неразрывно переплетены индивидуальные, личностные черты и черты общественно-исторические, социальные.
Диалектическое познание предполагает поляризацию единых, целостных явлений, процессов, выделение в них как бы чужеродных, но неразрывно взаимосвязанных, «живых» противоположностей, гибкое взаимодействие которых выражает существо того или иного объекта и потому дает «ключ» к его функционированию, изменению, развитию. От первичной теоретической поляризации противоположностей познание движется к пониманию их взаимодействий, многообразных, гибких сочетаний на основе развернутого, дифференцированного анализа, углубления в существо дела.
Диалектические противоречия не лежат на поверхности явлений, а связаны с внутренней глубинной сутью предметов. Для их выявления требуются серьезные усилия теоретической мысли. (Не случайно Гегель в своей «Науке логики» рассматривал диалектическое противоречие и связанные с ним категории в разделе «Сущность».)9 Как правило, внешние конфликты и противостояния служат проявлением глубинных диалектических противоречий, связанных с внутренней структурой предмета. Но вовсе не все конфликты, несоответствия, противоречия, обнаруживающие себя в тех или иных областях действительности, являются выражением глубоких диалектических противоречий. Это могут быть дисбалансы различных факторов, рассогласования, столкновения тех или иных сил, тенденций, оказавшихся помехой друг для друга. Такие явления тоже называют противоречиями; нелепо, однако, говорить о них как об источнике развития. Они скорее являются реальными аналогами логических противоречий, нарушающих связность, последовательность размышлений, делающих их неполноценными. И как в логике познание движется вперед, преодолевая противоречия, так и в жизни: несоответствия, сбои в функционировании и развитии систем должны преодолеваться. Система может функционировать нормально, успешно лишь при условии четкой согласованности ее элементов, подсистем и других составляющих. Диалектические противоречия мышления, познания принципиально отличаются от бесплодных противоречий, являющихся результатом нечеткости, неряшливости, непоследовательности, неумения логически мыслить. Все эти изъяны мышления, некомпетентность, безответственность, воплотившись в действия, порождают сумятицу, хаос, бессмыслицу дел, конечно же не имеющих ничего общего с глубокой диалектической противоречивостью бытия, постичь которую стремились великие умы.
8. Опыт диалектического применения категорий «сущность» и «явление».
Подход к осмыслению
всеобщих связей бытия связан
с соотнесением поверхностных
и глубинных уровней
Еще на ранних ступенях развития философской мысли было замечено, что обыденное, привычное восприятие, понимание вещей часто бывает поверхностно, легковесно, не схватывает их сути. Формирующееся теоретическое мышление, как в философии, так и в специальных науках, осознавало себя как особую познавательную деятельность, призванную понять глубинные слои реальности. Это с необходимостью приводило философов и ученых к постановке проблемы явления и сущности. Различение сущности и явления выступало как один из необходимых моментов научного познания и философской мудрости.
С точки зрения материалистической диалектики явление и сущность — различные уровни объективной реальности.10 Под сущностью понимается внутренняя, глубинная, скрытая., относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление — это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность — диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж — зрительное видение, возникающее из-за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.
Впрочем, явление и сущность, как правило, не совпадают и в обычных ситуациях. Как говорил Гегель, непосредственное бытие вещей — это кора или завеса, за которой скрывается сущность. Кант характеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей. В самом деле, предметы даются человеческому восприятию теми или другими своими сторонами («проекциями»), аспектами в зависимости от характера практического или познавательного интереса к ним, доступных людям в данный период средств наблюдения и многого другого. Но всякий раз явление выглядит иначе, чем вызвавший его глубинный процесс. Так, радуга — явление, суть которого заключается в преломлении света в каплях воды. Болезнь проявляется в наблюдаемых ее признаках — симптомах. Расположение железных опилок на картоне, под который подведен магнит,— одно из явлений, в которых обнаруживает себя природа магнетизма.
Возможность познания, его движения от внешних, поверхностных наблюдений к раскрытию их причин, закономерностей обеспечена, диалектической связью сущности и явления. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явление есть проявление сущности. Познание сущности достигается через познание явлений. У человека нет возможности познавать, усматривать сущность непосредственно одним лишь интеллектом.
Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности. Понятие сущности не предполагает какого-то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
теории и истории. М., 1990.
1Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.
2 Налетов Н.3. Конкретность философского знания. М., 1986.
теории и истории. М., 1990.
4 Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
5 Загадка человеческого понимания. М., 1991.
6 Брутян Г. А. Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.
7 Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
8 Введение в философию. В 2 ч. 4.1.. Гл. 1. Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
9 Теория познания: В 4 т. М., 1991-1995.
10 Современные теории познания. М., 1992.