Человек в философии романтизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:07, реферат

Краткое описание

Романтизм - это как целая культура, а не только как литературно-художественное направление. Как говорил Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту».
В философии романтизма человек рассматривался, прежде всего, как творческая личность, духовный мир которой намного богаче только природного или социального, а его жизнь рассматривается, как она есть, противоречивая — в радости и страдании, в любви и ненависти, в добре и зле — и единая в своем основании.

Содержание

Введение
ЧЕЛОВЕК В ФИЛОСОФИИ РОМАНТИЗМА
ПОНЯТИЕ
Понятие романтизма
Основы романтизма
РАССУЖДЕНИЕ
а) Мировоззрение романтиков
б) Представители романтизма
3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключение
Приложение
Афоризмы.
Дайджесты
Художественно-поэтическое приложение
Литература
Антологические источники
Художественно-поэтические источники

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат. Человек в философии роматизма.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

После публикации «Наукоучения» Фихте романтики ощутили необходимость вернуться к Платону.  «Я всегда чувствовал склонность к критике, - писал Шлейермахер, - упражнение весьма полезное для меня самого… так и мой «Платон» стал чем-то вроде посредника между старым и новым представлением о философии». «Диалектика» мало повлияла на современников, ибо появилась на свет позже, зато переводы платоновских диалогов Шлейермахеру удалось вполне, они и сегодня переиздаются как лучшие.

Фридрих Гёльдерлин не принадлежал к обществу романтиков, но его поэзия несет на себе печать романтизма. Трагично сложилась его судьба: половина жизни – в уединении, другая половина – в безумии.

Любовь к Греции, духовное превосходство красоты и поэзии, коим заповедано Бесконечное-Единое, непосредственно ощущение принадлежности ко всеобщему, обожествление Природы, дающей начало и богам, и людям, - все эти типично романтические мотивы мы находим у Гёльдерлина. Христианские темы звучат в его гимнах «Хлеб и вино», «Единственный», хотя  и в странном смешении с греческим пантеоном. Себя Гёльдерлин видит ни много ни мало новым пророком, почти Иоанном с новым Апокалипсисом.

 «Гиперион, или отшельник в Греции» – роман, начатый в 1792-м и законченный в 1799г., герой которого формируется как личность, путешествуя (знаменитое романтическое «Wanderung»). Гиперион – грек из 17 столетия, он горит желанием защищать независимость отечества от турок, возродить древнюю славу Греции, однако его ждут разочарования. Никто его не понимает, умирает возлюбленная Диотима. Гиперион бежит в Германию, но там его преследует равнодушное непонимание. И только в лоне божественной природы он находит успокоение. В этом гимне природе – весь романтизм с его ориентацией на природу.

 « О природе, о человеческом  мечтал я долго, тщетно, но теперь говорю: лишь ты жива, все прочее натужно мыслимое, тает, как кусочек воска, под пламенем твоим.… Как долго я тебя не замечал! И сколько раз толпа тебя дразнила, но боги твои живы и счастливы в безмолвии, покое… Люди, как гнилые плоды, опадают с тебя: пусть они умрут, вернутся к твоим корням, и я, о древо жизни, зазеленею с тобой и легким дуновением коснусь твоих ветвей с молодыми побегами! Нежно и трепетно, ибо все мы – семена и злаки одного златого колоса. Вы, недра земли! Вы, цветы! Вы, леса, и вы, орлы! И ты, сестра света! Как стара и всегда свежа наша любовь! Свободны мы, зачем менять способы жизни? Уподобимся же друг другу, в глубине мы так похожи.… И мы, о Диотима, не разлучены, слезы по тебе напрасны… кто может разделить любящих?.. сколько бессмысленных слов напридумали эти странные люди. Все приходит под действием желания, и все заканчивается  миром.… Исходя из сердца и возвращаются к сердцу вены, и все  - единая, вечная, сияющая жизнь».

Любовь к свободе во всех ее формах – политической, социальной и нравственной - сформировала Шиллера. Французская революция и ее последствия, однако, убедили Шиллера в незрелости человека, для которого свобода – беда, а не благо, ибо истинная свобода в совести. Как же ее достичь? Высшая школа свободы, убежден Шиллер, в красоте, ибо лишь она способна гармонизировать внутренний мир человека.

Но только в сентиментальную эпоху, пишет U. Perone, «наивный» поэт может стать тем, чем мы хотим стать. «Сентиментальный поэт чувствует себя отдельным от античности и вместе тоскующим по ней… это чувство, спроектированное в идеальное, и есть условие наивности». Романтические ферменты налицо. Гёте и другие поэты нового времени не могли не быть сентиментальными поэтами. Классический канон красоты отныне реализуется не непосредственно, а как идеал романтический.

Иоганн Вольфганг фон Гёте - несомненно, величайший немецкий поэт, в нем воплотилась целая эпоха  устремлений, чаяний и разочарований. В отличие от Шиллера, он держал дистанцию по отношению к философам-профессионалам. Тем не менее, его сочинения полны философских идей, некоторые из них стали романтическими символами.

В зрелый период жизни поэта вдохновлял классический канон красоты. Подобно грекам, ему хотелось поднять природу и реальность до высоты духовного. На деле гётевский  «классицизм» был плодом «Бури и натиска», куда старая форма и новый смысл  «предела» пришли из романтизма. Шуберт, один из критиков Гёте, заметил однажды, что предпочел бы ему Шекспира как поэта более прямого и непосредственного, рельефно и недвусмысленно описывающего человеческие пороки и добродетели.

Гёте не соглашался с шиллеровским делением поэзии на наивную (античную) и сентиментальную (новую). Сентиментализм казался ему болезнью, наивность же древних греков – признаком несомненного здоровья. И все же дух «модерна» и даже отвергаемого им сентиментализма присутствует в творчестве Гёте в виде вечной неудовлетворенности, критического настроя, тоски, возникающей сразу после очередного завоевания. Выходящая на первый план тематика внутреннего Я, борьбы со всем внешним и самим собой – не знак ли это безнадежной утраты античной гармонии, простой и светлой? « Классицизм не столько изгнал демона из Гёте, сколько приструнил его и призвал к порядку. Из гения-буревестника он сделал гения-романтика» (де Руджеро). И если Гёте и осуждал, то не душу романтизма, а патологические проявления этого феномена.

Что же касается деталей гётевской позиции, то в ней ярко отражена концепция витализма, но не без крайностей. Природа вся живая, в большом и малом. Тотальность феноменов дана в органическом продуцировании «внутренней форме». Полярность сил рождает различные естественные образования, прогрессивно растущие. Трактовка Бога пантеистична, никакой догматической жесткости. Гений – это «творящая природа», по мнению Гёте, а искусство – творческая активность, оно даже выше природы.

Фридрих Генрих Якоби начался как романтик, но затем пришел к трансцендентному Богу. Среди  его работ примечательны письма «Об учении  Спинозы»,  «Давид Юм о вере, или Идеализм и реализм», «Письма к Фихте», «О божественных вещах».

По мнению Якоби спинозистский интеллектуализм, отделяет интеллект от веры, основанной на чувстве и интуиции, которая лишь подтверждает, но не доказывает. «Я неоднократно повторял, - говорит Якоби, - что необходимо выбраться из накатанной колеи интеллекта, чтобы не потерять Бога. Поскольку разум просыпается в человеке не сразу, ему кажется, что он мало- помалу возникает из природы слепой и неразумной, в противоположность мудрому Провидению. В любом случае, деификация природы -  нонсенс: кто начинает с природы, никогда не придет к Богу. Либо Он - в начале всего, либо Бога нет вообще». Беда, если языческий интеллект берет в плен христианское сердце.

 «Вера - изначальный свет разума, но рационализм принимает его  за свой собственный. Погаснет этот свет, и любая наука окажется слепой и бессмысленной: невнятные пророчества вместо вопрошания и ответствования. Вера – неустранимое доверие к тому, чего не видно. Абсолют мы не видим, но верим в него. Мы видим обусловленное, по поводу чего возникает знание.  Здесь доминирует наука. Вера в невидимое сильнее и благороднее знания видимого… Истинная наука – это дух, свидетельствующий  о самом себе и о Боге. Насколько я уверен в объективности моих ощущений истинного, прекрасного и благого в природе, настолько я убежден в существовании Бога. Ослабление одного влечет к атрофии другого».

В эпоху романтизма намечается отход от рационального, и предпочтение отдается духовному началу, недаром это время назвали романтическим. Здесь творят Шиллер и Гёте-классики Немецкой литературы, Гёльдерлин, обожествивший природу, и другие. В это время переосмысливаются религиозные понятия, Происходит переоценка ценностей, мир видится по иному. Закладываются основы  наук, получивших широкое развитие в 20 веке такие как Герменевтика.

И многое другое, что позволяет нам говорить об эпохе романтизма как об эпохе оставившей огромный вклад в культуре науке и искусстве.

Не «Я мыслю — следовательно, я существую» — утверждение интеллектуала, а «страдаю — следовательно, существую» — глубокая, бессознательная уверенность всего живого в природе. Таким образом, над более древним основанием «я» является не разум, а чувство — страдание, как одно из самых элементарнейших и первичных чувств, близкое всему живому в природе.

Иногда важно верить в то, во что верить бессмысленно.

С. Архандеева

Музыка лучше других видов искусства отражает человеческое чувство.

С. Архандеева

Чувства не описать словами, их нужно испытать самому.

С. Архандеева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

АФОРИЗМЫ

Подлинный мир человека - это мир, считали романтики, который им пережит, прочувствован.

Р. Габитова

 

Печально видеть, когда творческий талант по ошибке поселяется в беспомощной и бедной чувствованиями душе.

В. Вакенродер

 

Многие сотни музыкальных пьес выражают радость и веселье, но во всякой поет свой гений и всякая из мелодий заставляет трепетать разные струны нашего сердца.

В. Вакенродер

 

Ни одно искусство не умеет изображать чувства столь искусно, смело и поэтично и именно оттого столь неестественно с точки зрения холодных людей.

 В. Вакенродер

 

Радость сама по себе хороша, даже в чувственной радости содержится непосредственное наслаждение высшего человеческого существования.

Ф. Шлегель

 

Чисто нравственная боль - это не что иное, как утраченная радость, а чисто чувственная радость - не что иное, как умиротворенная боль, ибо боль есть основа животного существования.

Ф. Шлегель

 

Всякая жизнь указывает на свой корень и на плод своего завершения, и высший момент жизненной силы - это удвоение жизни, наслаждение однородной жизнью.

Ф. Шлегель

 

Прекрасная радость - высший предмет изящного искусства.

Ф. Шлегель

 

радость и красота - не привилегия людей ученых, знатных и богатых, это священное достояние человечества.

Ф. Шлегель

 

 

 

 

 

Каждое произведение духа носит характер своего времени. Отдельный человек никогда не может полностью отрешиться от своей эпохи, но он может возвыситься над ней, он не связан с движением своего времени неизменной необходимостью, и так и должно быть, ибо это была бы дурная свобода, если бы люди не обладали способностью создать ее для себя.

Ф. Шлегель

 

Каждая хорошая картина занимает свое особое место, в сущности, она незаменима, пусть даже есть много картин, лучших в других отношениях, и они выражают вещи, которых нет на той первой картине.

Л. Тик

 

Старые сказания и писания - единственные источники, из которых мы можем черпать познания о надземном мире, поскольку нам это нужно;

Г. Новалис

 

Изречения поэта имеют волшебную силу, и самые простые слова выливаются в прекрасные звуки и опьяняют очарованного слушателя.

Г. Новалис

 

Основная трудность толкования понятия вкуса заключена в существовании трех слов не столько ясных по значению, сколько претендующих на него, - это хороший, красивый, приятный.

С. Кольридж

 

Не всякая истина по вкусу здравому смыслу.

Торо

 

Мы можем изучать законы материи для собственной пользы и когда нам это удобно, но настоящая жизнь не знает закона.

Торо

 

Человек никогда не понимает, насколько он антропоморфен.

И. Гете

 

Человек должен верить, что непостижимое постижимо: иначе он не стал бы исследовать.

И. Гете

 

Всякая идея вступает в явление как чуждый гость и, начиная реализоваться, с трудом может быть отличена от фантазии и фантазерства.

И. Гете

 

 

ДАЙДЖЕСТЫ

Сентиментальный поэт всегда при деле, ибо он всегда в борьбе с реальностью как пределом и одновременно с идеей бесконечного, и в этом смешанном чувстве вызывает доверие благодаря двойному источнику»

Ф. Шиллер

 

«Вера- изначальный свет разума, но рационализм принимает его за свой собственный. Погаснет этот свет, и любая наука окажется слепой и бессмысленной: невнятные пророчества вместо вопрошания и ответствования.

Ф. Якоби

 

Романтический человек, будучи человеком переходного времени, не мог быть натурой мужественной, героической. Пассивность, внутренняя сосредоточенность и созерцательность - вот существенные черты его характера. Романтик по преимуществу натура женственная, слабая и чувствительная

Р. Габитова

 

Жизнь без чувства для романтиков - это мертвая, «сухая» жизнь не людей, а, по существу, марионеток (кукол). В ней утрачена сама «музыка» жизни, ее мелодия, ее возвышенная тональность и вместе с тем ее «приятность», «близость», «открытость» для человека.

Р. Габитова

 

Всеобщая сфера человеческой деятельности делится на практику и чистое познание, или историю, ибо всякое позитивное чистое познание исторично. Если мы признаем, что история человека более близка человеку и более понятна, чем история природы, то становится понятным, почему подлинная история - это самое объективное познание

Ф. Шлегель

 

Вкус-это явственно ощущаемая аранжировка предметов, воспринимаемых вне нас, сосуществующая с определенной степенью удовольствия или неудовольствия, возникающих как результат этой аранжировки немедленно и непосредственно.

Информация о работе Человек в философии романтизма