Человек, как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 21:26, реферат

Краткое описание

Тайна человека, разумеется, всегда приковывала мудрецов. Но далеко не всегда осознавалось, что антропологическое возрождение – без глубинного постижения человека, его природы и предназначения – не обретет необходимой метафизической полноты и целостности. В связи с накоплением данных о человеке, представленных конкретными науками, особую актуальность приобретает проблема самоопределения философии по отношению к этой теме. Способна ли философия раскрыть феномен человека? Как соотнести сведения, полученные в процессе естественнонаучного познания, с собственно философским постижением человека?

Содержание

Введение
Общее понятие человека
Актуальность философской проблематики человека
Человек, как объект философского осмысления
Природное и социальное в человеке
Заключение
Библиография

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 70.41 Кб (Скачать документ)

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в обществе. И это относится не только к  опыту, который индивид приобретает  в течение своей жизни. Ребенок  появляется на свет уже со всем анатомо-физиологическим  богатством, накопленным человечеством  за прошедшие тысячелетия. При этом характерно, что ребенок, не впитавший  в себя культуры общества, оказывается  самым неприспособленным к жизни  из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных обстоятельств  совсем маленькие дети попадали к  животным. И что же? Они не овладели ни прямой походкой, ни членораздельной  речью, а произносимые ими звуки  подражали звукам тех животных, среди  которых они жили. Их мышление оказалось  столь примитивным, что о нем  можно говорить лишь с известной  долей условности. Это — яркий  пример того, что человек в собственном  смысле слова есть как бы постоянно действующий приемник и передатчик социальной информации, понимаемой в самом широком смысле слова как способ деятельности. «Индивид,— писал К. Маркс,— есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно с другими, проявления жизни, — является проявлением и утверждением общественной жизни»".

Сущность человека не абстрактна, а конкретно-исторична, то есть содержание ее изменяется в зависимости от конкретного содержания той или иной эпохи, формации, социально-культурного и культурно-бытового контекста и т. д.

Мы можем сказать, что человек — это разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения. При этом подчеркивание в человеке его социальной природы не имеет в марксизме того упрощенного смысла, что будто бы только социальная среда формирует человеческую личность.

3. Фрейд создал свою  схему структуры психики (личности), разделив ее на три основных  пласта. Самый нижний пласт и  самый мощный, так называемое  «Оно», находится за пределами  сознания. Там хранятся прошлый  опыт, различного рода биологические  импульсивные влечения и страсти,  неосознанные эмоции. На этом  массивном фундаменте бессознательного  воздвигается сравнительно небольшой  этан; сознательного — того, с  чем человек актуально имеет  дело и чем постоянно оперирует.  Это его «Я». И наконец, третий  и последний этаж человеческого  духа — «сверх-Я», нечто, находящееся  над «Я», выработанное историей  человечества и существующее  в системе науки, морали, искусства,  культуры. Это идеалы общества, социальные  нормы, система всевозможных запретов  и правил, иными словами, все  то, что человек усваивает и  с чем он вынужден считаться.  Главным стражем «Я» является  нравственная сфера личности  — «сверх-Я». В ответ на греховные  неосознанные побуждения оно  терзает «Я» упреками, чувством  вины.

Человек, по Фрейду,— машина, движимая относительно постоянным комплексом сексуальной энергии (либидо), безумящим  душу эросом, постоянно пронзающим человека своими стрелами. Либидо подвержено болезненным напряжениям и разрядкам. Динамический механизм, ведущий от напряжения к высвобождению, от страдания  к удовольствию, Фрейд назвал принципом  удовольствия.

Человек — прежде всего  сознательное существо: не только мышление, но и эмоции его пронизаны сознанием. Конечно, в момент, когда он бросается  на помощь другому, спасает утопающего, вытаскивает ребенка из огня, рискуя собственной жизнью, человек не думает о значимости своего поступка, не рассчитывает, не обобщает, не размышляет — он действует мгновенно, под влиянием эмоций. Но сами эти эмоции исторически сформировались на почве коллективистских навыков, разумных стремлений, трудовой взаимопомощи. Под эмоциональным порывом, казалось бы безотчетным, лежат глубокие пласты «снятой» сознательной жизни.

 

2.Актуальность философской проблематики человека

 

Злободневность древнейшей проблемы человека в современных условиях определяется отнюдь не конъюнктурными соображениями, не преувеличенными представлениями людей об исключительности и особой «судьбоносности» своего поколения. Дело заключается прежде всего в том, что в результате собственной деятельности человека (хозяйственной, социальной, политической, экологической, военной и др.) в корне изменились и продолжают с нарастающей скоростью меняться объективные условия и факторы существования миллиардов людей, что имеет своим неизбежным следствием как серьезные сдвиги в бытийной стороне жизни индивидов и их социальных общностей, так и в особенности перемены во внутреннем духовном мире каждого человека, требующие глубокого и всестороннего научного анализа.

XX век буквально ворвался  в историю человечества своими  достижениями и открытиями, эпохальными завоеваниями в области материальной культуры и человеческого духа. Кардинально изменилась и все более интенсивно меняется роль человека в мире людей, в мире идей и предметов, в мире машин и технологий. Раздвинулись безграничные просторы философского и иных видов познания не только Вселенной, но и самого человека.

Современная техногенная цивилизация сконцентрировала в себе выдающиеся достижения человеческого ума и одновременно — опасности и угрозы, способные остановить и повернуть вспять социальный прогресс, привести к деградации природы, общества и человека

Во всем многообразии встали перед человеком сложнейшие проблемы глобального порядка: войны и мира, разоружения, демилитаризации международных отношений; предотвращения экологической катастрофы: преодоления сырьевого, энергетического, демографического кризисов, нищеты, голода, массовой безработицы, последствий нерегулируемых миграционных процессов. Все более острой, не терпящей отлагательства становится проблема борьбы с насилием во всех его формах, в том числе с организованной преступностью и терроризмом. Во многих странах растет алкоголизация населения, международный характер приобрело распространение наркотиков, проституции. И в нашу эпоху есть свое «средневековье» в виде широко распространившихся суеверий и невежества, политической, религиозной и национальной нетерпимости, вандализма и других форм нравственного одичания людей.

Каждая из этих и других неназванных проблем относительно самостоятельна и требует вполне конкретных мер и средств для своего разрешения. Ясно в то же время, что их эффективность зависит от того, насколько всесторонне уяснены общие условия и причины, порождающие современные социальные аномалии, в какой взаимосвязи они находятся с достигнутым уровнем (количественным и качественным) развития цивилизации в целом и отдельных регионов Земли.

Глобальность проблем, стоящих  перед всем человечеством, закономерно  требует адекватного научного анализа, который должен базироваться на теории и методологии, способных охватить мир в целом: общество, природу  и человека. Вопрос заключается в том, что философская проблематика и, в частности, область социальной философии, философской антропологии и методологии должна уточняться с прогрессом других, частных наук и знания в целом.

Складывалась параллельно  с другими и наука о человеке, родоначальником которой можно, видимо, считать Сократа(469-399 гг. до н. э.), развивавшего философскую этику, учение о душе. Впоследствии проблемы человека исследовали Платон (427-347 гг. дон. э.), Аристотель (384-322 гг. до н. э.), Эпикур (341-270 гг. до н. э.), софисты (Протагор, Горгий,Гиппий и др., жившие в V-IV вв. до н. э.), стоики (Зенон, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, жившие в Древней Греции и Древнем Риме в конце IV в. до н.э. — VI в. н. э.). 

В средние века доминировали религиозные концепции человека. В эпоху Возрождения, Новое и  Новейшее время, вплоть до наших дней философские проблемы человека получили дальнейшее развитие и обогащение. Исторический опыт свидетельствует, что проблемы ' человека приобретают особую значимость в переломные эпохи, когда в обществе происходят 'грандиозные изменения, охватывающие все сферы человеческого бытия. Именно такой переломный, во многом критический характер носит переживаемая нами эпоха. Ныне философская проблематика человека выдвинулась на передний край науки и практики в силу многих причин и обстоятельств. Отметим лишь главные.

Во-первых, асимметричное развитие общества в наше время, когда достигнутый высокий уровень научно-технического развития вступил в очевидное противоречие с недостаточной зрелостью социальных отношений, поставило человека перед необходимостью реконструировать, изменить эти отношения, повсеместно выйти на современный этап индустриального и постиндустриального развития, сочетая его с развертыванием демократических процессов, установлением правовых режимов, достижением основных прав и свобод личности.

Во-вторых. Можно констатировать, что, инициировав научно-техническую революцию, человек оказался неспособным справиться со многими ее последствиями: фактически превратился в пленника, заложника прогресса. Он не только не рационализирует вызванные НТР глобальные изменения, а все более отягощает связанные с ними свои нынешние жизненные условия и усугубляет их перспективу. Обстановка требует нового философского видения мира в связи с развивающимися научными, техническими и технологическими чудо-революциями. В частности, требуется переосмыслить сам ход НТР с целью ее решительной корректировки в соответствии с подлинными целями и интересами человека. Философская антропология не может обойти проблемы, с которыми столкнулся в связи с НТР человек за порогом нового XXI в.

Речь идет прежде всего  о том, что использование достижений НТР в военных целях, милитаризация  науки способны в случае применения оружия массового уничтожения привести к гибели как самого человечества, так и всего живого на планете; развитие НТР сопровождается значительным усилением антропогенной нагрузки на природу, что чревато в обозримом будущем отравлением окружающей человека среды обитания, экологической катастрофой. Новая мировая научно-техническая политика и стратегия устойчивого развития должны базироваться на прочном философском фундаменте, на теории и методологии науки не вчерашнего, а завтрашнего дня.

  В-третьих, в наше время, когда в мире происходят поистине «тектонические» перемены, совершаются радикальное обновление и модернизация многочисленных социальных, экономических и политических структур, наука обнаруживает способность к более основательной, чем это было раньше, модификации и актуализации своей основной проблематики.

Уже отмечалось, что живым  откликом на возрастание роли человеческого  фактора явился антропологический  поворот в философии. Этому способствовал  растущий задел в виде многообразных  данных о человеке, накопленных в XX в. такими науками, как история, физика, химия, биология, генетика, археология, психология, физиология, социология, этнография, антропология и др. Эти данные оказали философии человека неоценимую помощь, обогатили ее выводы, явились своего рода «лекарством» от умозрительного подхода к человеку, от метафизики, схоластики, догматизма в трактовке его сущности, природы, эволюции и т. п.

Скорее более сложным и важным для философского познания человека является изучение комплекса вопросов, относящихся к его внутреннему миру. Речь идет об эволюции человека в семействе гоминидов— от австралопитеков, неандертальцев, человека умелого, человека прямостоящего до человека разумного (Homosapiens). Философская антропология не может выполнить своих функций, если она не исследует человеческие ценностные и мировоззренческие установки: смысл жизни и ее целеполагание; предназначение, призвание человека; условия и пути преодоления различных форм отчуждения и достижения свободы. Эта наука, изучая внутренний мир человека, раскрывает сложнейший процесс его познавательной деятельности — от простых ощущений и восприятий до высших форм мыслительной работы (понятия, суждения, умозаключения).

Человек — это мир человека, являющийся одновременно объектом, продуктом  всех общественных отношений и субъектом, творцом личных поступков и объективированных  связей, исторического процесса, действительного мира. Вне анализа внутреннего духовного мира человека невозможно понять, как обеспечить его гармонию с внешним миром, а следовательно, нельзя успешно решить никакие международные, религиозные и национально-государственные задачи. Философия, изучая внешний мир объектов, внешние связи и отношения человека и проникая в его внутренний мир, выражает достигнутые результаты в соответствующих законах, категориях и понятиях.

Следует заметить, что нередко  антропологический поворот в  философии связывают с такими крупными философскими учениями, как  прагматизм, персонализм, экзистенциализм, протестантская философия. Действительно, в указанных учениях проблема человека занимает центральное место. 

Философия человека — важнейшая  составная часть складывающейся единой науки, целостного знания (учения, теории), представленного многочисленными  специальными науками (теориями). Философское  учение о человеке выступает для  частных наук, изучающих его, в качестве общей теории и методологии. Сама философия человека, естественно, включена в единую философскую науку — общую теорию обществоведения и природоведения, а также их синтеза (социоэкологии).

В-четвертых. Актуальность философской проблематики человека обусловлена и тем, что к многочисленным кризисам на планете добавился аксиологический, связанный с переоценкой духовных начал. В основе такой переоценки лежит резкая ломка устоявшихся общественно-политических и ментальных структур, смена парадигм формационного развития, преодоление разного рода предрассудков и дефектов сознания.

В-пятых. В современном мире проблема человека стоит очень остро в связи с нерешенностью многих, нередко элементарных, жизненно важных вопросов его бытия, а также игнорированием, нарушением и подавлением во многих странах социальных, экономических, политических и гражданских (личных) прав и свобод человека.

В десятках стран существуют антидемократические, тоталитарные, военно-авторитарные режимы, где права человека вообще не гарантированы и не соблюдаются. Немало нарушений этих прав имеет  место и в странах с демократической  формой правления, а также в странах, недавно вступивших на этот путь развития.

В свою очередь, все это  предполагает наличие принципиально  нового концептуального подхода  к решению современных общечеловеческих проблем с их членением и конкретизацией по основным регионам и зонам, в разработке которого могли бы активную роль сыграть  экономисты, юристы, социологи, философы, демографы, врачи и другие специалисты.

 

3. Человек, как объект философского осмысления

 

Человек, взятый в отдельности, а также рассматриваемый в родовой и социальной совокупности, есть проблема. Именно поэтому, сколько людей, столько и проблем. Тысячи лет человек выступает объектом научного и вненаучного знания, литературы, всех видов искусства и человековедения в целом, оставаясь в своей природной и социальной субстанции и поныне своего рода Terra incognita. Прогресс сопровождается экспоненциальным расширением массива данных о человеке, вновь и вновь требующих своего изучения и объяснения. Это особенность любой науки: решая одни проблемы, она одновременно их отрицает и «плодит» другие, раздвигает фронт и пределы исследований.

Информация о работе Человек, как объект философского осмысления. Природное и социальное в человеке