Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:58, реферат
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г в Гданьске в семье коммерсанта. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Лион, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше.
1. Введение
2. Основные проблемы Шопенгауэра в современных зарубежных учениях
2.1 Метафизика страдания
2.2 Учение о воле
2.3 Эстетика
2.4 Этика
2.5 Социальная философия
3. Судьба учения
3.1 Шопенгауэр и Ницше
3.2 Шопенгауэр и Маркс
4.Заключение
Литература
Содержание
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1786 г в Гданьске в семье коммерсанта. В юношеские годы он много путешествовал по странам Западной Европы, и уже в это время складывались его пессимистическое мировоззрение и отрицательное отношение к революционным движениям. Когда он посетил Лион, на него произвели потрясающее впечатление рассказы о тех зверствах, которые в этом городе в годы Великой французской революции учинил посланец Конвента Жозеф Фуше.
Родители Артура плохо ладили, что тяжело сказывалось на духовном самочувствии ребенка. Затем отец Артура совсем разошелся с женой, а в 1805 г., покончил жизнь самоубийством. Его вдова и мать Артура, Иоганна Шопенгауэр, была жизнерадостной и веселой особой, привыкшей к жизни в обществе и занятой преимущественно собой. Неудивительно, что и у Артура началось с ней расхождение, а в 1814 г. произошел полный разрыв. Но она была талантливой писательницей, вращалась в литературно-художественных кругах. Благодаря ей Артур смог основательно заняться изучением древних языков в гимназиях Готы и Веймара. Артур был обязан матери и тем, что в Веймаре она познакомила его с Гёте, Виландом, Фридрихом Шлегелем, Рейнгольдом и другими тогдашними знаменитостями.
В 1809 г. Шопенгауэр поступил в Гёттингенский, а спустя два года перешел в столичный, Берлинский университет. Предметами его занятий были медицина, философия, которую в Гёттингене преподавал Готлиб Эрист Шульце, а в Берлине — Фихте и Шлейермахер. Лекции его внимания не привлекли. Его интерес вызвали только принцип фихтевского волюнтаризма и идеи работы Шеллинга о свободе воли, незадолго до этого вышедшей в свет. Зато он самостоятельно изучает теорию вторичных качеств Локка, учение Платона об идеях и все построения Канта. И в эти годы, и потом всю жизнь Шопенгауэр следит за успехами естественных наук. Написанную в Берлине докторскую диссертацию о законе достаточного основания он осенью 1813 г. защитил в Йенском университете. Затем в течение четырех лет пишет в Дрездене свой главный философский труд «Мир как воля и представление».
Раздражительный и злопамятный характер Шопенгауэра таил в себе всегдашний разлад между обуревавшими его страстями, житейской расчетливостью и увлеченностью философией, и этот разлад сказался на всей его карьере. Честолюбие и тщеславное стремление к известности долгие годы оставались у Шопенгауэра неудовлетворенными, и многие его сочинения несут на себе следы этого психологического комплекса в виде резко отрицательных характеристик, которые он даст своим соперникам. Наиболее яростно стал нападать он на Гегеля, оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю шопенгауэровского мышления. В 1813 г. Шопенгауэр публикует диссертацию «О четверояком корне достаточного основания». В этой докторской диссертации не только выражена его методология, но и намечаются основные его мировоззренческие установки. Главный труд Шопенгауэра вышел в свет безгонорарно в 1819 г. Это был первый, основной том всего сочинения. Впрочем, второй том, вероятно, в это время еще и не был задуман. Как и в случае с докторской диссертацией, публикация труда прошла совершенно незамеченной и специалистами и публикой, издатель потерпел убытки и большая часть тиража попала в макулатуру. Неуспех книги стал чувствительным ударом по честолюбивым замыслам молодого философа.
В этом же, 1819 г. Шопенгауэр объявил свой курс в стенах Берлинского университета и в марте следующего года прочитал первую, пробную, лекцию. Успеха она также не принесла. Спустя пять лет автор новой философской системы снова попробовал в Берлине свои силы как лектор. Университетский курс читался им в 1826—1832 гг., но его посещало менее десятка слушателей. Никто больше на этот курс не записался, студенты предпочитали слушать Гегеля, который читал свои лекции в те же самые часы, которые Шопенгауэр назначил вполне преднамеренно и для своего курса. Не помогло молодому приват-доценту и то обстоятельство, что осенью 1831 г. эпидемия холеры унесла жизнь Гегеля. Шопенгауэр покинул университет и вообще Берлин и никогда больше к преподавательской деятельности не возвращался. Вывод, который он сделал для себя, был им выражен в следующих написанных им в 1844 г. и широко известных словах: «А чтобы моя философия стала сама способна занять кафедру, нужно чтобы наступили совершенно иные времена». Слова эти оказались пророческими. События жизни Шопенгауэра шли своим чередом: с лета 1833 г. отставной приват-доцент окончательно поселился во Франкфурте-на-Майне и повел жизнь одинокого холостяка, жизнь необщительную и почти затворническую, достаточно обеспеченную рентой после ликвидации дела его отца.
В 1836 г. Норвежское королевское научное общество в Дронтгейме объявило конкурс на философскую работу. Шопенгауэр послал свое сочинение о свободе воли и получил премию. Это был первый проблеск грядущей известности, но участие в 1839 г. в аналогичном конкурсе Датского научного общества в Копенгагене оказалось безуспешным. В следующем году Шопенгауэр напечатал обе конкурсные работы вместе, под общим названием «Две основные проблемы этики». Общественность этой публикацией, так же как и опубликованной в 1836 г. брошюрой «О воле в природе», не заинтересовалась. Публика середины 40-х годов XIX в. проивляла интерес к младогегельянству и к сочинениям Фейербаха, но никак не к шопенгауэровской философий пессимизма. Все это только усиливало негодующее отношение непризнанного мыслителя к университетским философам вообще и специально к учениям Гегеля и его последователей — младогегельянцев. С большой враждебностью отнесся он к революции 1848— 1849 гг., о чем свидетельств сохранилось немало.
И только после того как в 1851 г. Шопенгауэр опубликовал двухтомное собрание очерков под названием «Parerga und Paralipomena», что на русский язык может быть переведено примерно как «Дополнительные и ранее не изданные сочинения», отношение читателей к автору стало меняться все более заметно. Сыграло савою роль то, что в мировоззрение Шопенгауэра получило преломление через тематику повседневных жизненных проблем современников. Но главное заключалось в ином; основные идеи Шопенгауэра упали теперь, в обстановке послереволюционной политической реакции в Германии, на вполне благоприятную почву. «Иные времена», о которых ранее мечтал философ, настали. Последнее десятилетие жизни Шопенгауэра было отмечено возрастающей известностью, появилось несколько восторженных учеников, в 1854 г. Рихард Вагнер прислал ему с посвящением экземпляр своей тетралогии «Кольцо Нибелунгов», в немецких университетах стали читать лекции о его философской системе, его дом стал объектом паломничества. Шопенгауэр с полным правом смог сказать: «Закат моей жизни стал зарей моей славы». В 1859 г. появилось третье издание «Мира как воли и представления», а в следующем году — третье издание «Двух основных проблем этики». Но 21 сентября 1861 г. автора зтих сочинений не стало, Шопенгауэр скончался от пневмонии. Формула Шопенгауэра: «наш мир — наихудший из всех возможных миров»
В феврале 1988 г. философская общественность отмечала 2ОО-летне со дня рождения выдающегося немецкого философа Артура Шопенгауэра (1788—1860). Состоялся весьма представительный международный конгресс (в Гамбурге). Ежегодник, посвященный творчеству мыслителя), собрал на своих страницах лучших современных философов, вышли сборники а специальные монографии, откликнулись крупнейшие газеты, философский журнал в ГДР поместил в его память две статьи, и даже Московский университет организовал (едва ли не впервые в советское время) специальное заседание. Шопенгауэру в нашей стране в послеоктябрьский период крупно не повезло. Если его и упоминали, то только в негативном смысле, сопровождая бранные слива упреками в пессимизме, иррационализме, реакционности и во враждебности к революционным преобразованиям мира. За 7О лет вышла единственная монография о мыслителе, защищена едва ли не единственная диссертация (А.А.Чанышева). Произведения Шопенгауэра до последнего времени не публиковались.
В мировоззренческом плане тема страдания имеет важное значение в учении Шопенгауэра; он не оптимист, как современники, а пессимист. Более того, для него оптимизм является "не только нелепым, но также и истинно безнравственным образом мыслей, как горькая насмешка над несказанными страданиями человечества".
Большую заслугу Шопенгауэра Ф.Дехер видит в том, что он открыл именно метафизическое значение понятия страдания. Философия Шопенгауэра, подчеркивает он, имеет значение не только Для философов второй половины XIX — первой половины XX вв.;
она является путеводителем к для будущего развития истории, общества и человека. Ибо Шопенгауэр все же - не абсолютный пессимист: в его учении человеку не закрыт путь к счастью и совершенству, а этот путь лежит через моральное действие, через страдание в через сострадание к красоте, к свободе как высшей ценности, имеющей онтологический характер. В конце концов человек - существо, способное к выбору судьбы. Именно эти мотивы привлекают в наши дни внимание исследователей творчества Шопенгауэра. Так, Герхард Функе (Майнц, ФРГ) в юбилейном докладе 1988 г. подчеркивает основополагающее значение этики в его метафизике, причем решающее значение он придает пониманию Шопенгауэром природы деятельности, имеющей цель, которая в конечном итоге ведет к счастью. По праву его учение можно назвать этикой счастья. Функе разбирает средства, предложенные Шопенгауэром для достижения счастья. Речь идет о мудрости, склонности, долге, благоговении, сострадании.
Учение Шопенгауэра основано на его положении о чувственной природе человека и о воле как свойстве мира. Уже в своей диссертации, рассуждая о корнях закона достаточного основания, Шопенгауэр вводит закон мотивации как волевой акт, который обусловлен тем или иным желанием, базирующимся на непосредственном внутреннем чувстве. Здесь лежит причина и путеводная нить не только этики, но и всей его метафизики. Метафизика Шопенгауэра вытекает из учений Канта и Платона. У Канта мыслитель высоко ценил тот раздел "Критики чистого разума", который посвящен трансцендентальной эстетике. Речь идет здесь у Канта о до опытных (априорных) понятиях пространства и времени. Он исходил из различения Кантом феноменов (или явлений 5, т.е. предметов, как они являются нам благодаря воздействию на наши чувства, и ноуменов, т.е. вещей, как они существуют сама по себе.
Не только "Критика чистого разума", но и другие работы Канта привлекали внимание Шопенгауэра. Такэ Урсула Яух (Цюрихский университет, Швейцария) указывает, что в познании предмета метафизики во всех его особенностях, а в частности в вопросе о половых различиях, Шопенгауэр воодушевляется работой Канта "О чувстве прекрасного а возвышенного" (23, с.22).
В учении Шопенгауэра мир
предстает перед человеком
Но природа — только часть мира, существует, считает Шопенгауэр, иной мир. Это мир, где действует воля. Человек, по Шопенгауэру, способен выйти за пределы мира представлений. "Индивиду, являющемуся субъектом познания, дано слово разгадки сущности и содержания вещей, и "это слово есть воля". Понятие воли занимает одно из центральных мест в учении Шопенгауэра. Он понимает волю предельно широко, как воление, желание, реализующееся в мотивах действия, и в конце концов как силу, присущую всему сущему, начиная от образования кристаллов, действия магнитных полей и даже самого тяготения и кончая жизнью растений, животных и человека. В волении субъект сливается с объектом, так как именно воля объективирует субъект, выступая ключом к познанию внутреннего существа всего мира. Она зерно как единичного, так и целого. Проявляясь в каждой слепо действующей силе природы, она ярче всего выступает в обдуманных действиях человека.
По своей природе воля, подчеркивал Шопенгауэр, является вещью в себе, поэтому она свободна от всяких форм представления: она одна, но не так, как один объект; она едина, но не так, как едино множество; она безосновна, т.е. свободна и независима и не подчиняется причинности. Воля действует слепо под влиянием раздражения, в инстинкте и в художественном порыве, но также и в процессе познания.
Кант считал ноумен демаркационным пунктом, отделяющим мир явлений от вещей самих по себе, Шопенгауэр сделал шаг вперед, стараясь соединить два мира - мир представлений и мир воли, мир явлений и вещей самих по себе. У Канта объекты внешнего мира воздействуют на чувства субъекта, побуждая его к познавательной активнорти. Подавляющее большинство последующих кантовских интерпретаторов считали, что чувственное созерцание у Канта имеет пассивный характер. Лишь в самое последнее время доказано наличие у Канта мысли об активности и чувственной, и рассудочной деятельности. Шопенгауэр же идет дальше, он прямо провозглашает активность субъекта, вытекающую из его воли - его мотивации, импульса, воления, действия, в конечном счете из его собственной объективации.
Почему Шопенгауэр настаивает на объективации воли субъекта, собственно "на объективации его тела"? "Тело мое, - писал он, единственный объект, в котором я знаю не одну сторону, сторону представления, а и другую, называемую волей". Только сравнивая то, что происходит во мне, когда при побуждении меня мотивами, мое тело исполняет действие, составляя сущность моих собственных изменений, я могу заглянуть в изменение других предметов и понять, в чем состоит их сущность.
Выделяя ступени объективации воли, Шопенгауэр сравнивает их с идеями Платона. Низшими ее ступенями являются самые общие силы природы; на высших ступенях имеет значение развитая индивидуальность человека, В конечном итоге человек есть тот центр, в котором наиболее полно соединяется мир представлений и мир воли. Поэтому на индивидуальный характер человека Шопенгауэр смотрит как "на отдельную идею, соответствующую самостоятельному акту объективной воли", содержание которого принадлежит к миру вещей самих по себе, к не подвластной явлению — представлению безосновной воле, но внешнее выражение которого имеет эмпирическую природу. Иными словами, эмпирический характер человека в существенных жизненных обстоятельствах представляет собой отражение характера мира вещей в себе. В этом утверждении также прослеживается мысль Канта о человеке как представителе двух миров - феноменального у интеллигибельного.
Учение Шопенгауэра о воле оказало существенное влияние на творчество Ницше.