Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 09:01, курсовая работа
В настоящее время проявляется большой интерес к изучению национально-психологических типов. Это обусловлено тем, что с развитием рыночных отношений появляется все больше международных компаний, а также заключаются множество контрактов с иностранными фирмами.
Особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.
Введение 3
1. Особенности национального (черты типичного «народного») характера в различных культурах (этносах) 4
2. Характеристика моноактивных, полиактивных и реактивных культур
(по Дж. Льюису) 8
3. Мотивация в разных культурах. Личностные ценности в разных культурах 11
4. Межличностные навыки общения лидеров в разных культурах 16
5. Особенности принятия решений в разных культурах 21
6. Влияние и значение национального менталитета в деятельности специалистов, работающих в международных командах 25
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Содержание
В настоящее время проявляется большой интерес к изучению национально-психологических типов. Это обусловлено тем, что с развитием рыночных отношений появляется все больше международных компаний, а также заключаются множество контрактов с иностранными фирмами.
Особенности
ведения бизнеса и
Также необходимо учитывать некоторые другие области культуры, оказывающие наиболее существенное влияние на деловую практику и коммуникации, а именно, поведенческие стереотипы, источник и уровень власти, деловую этику, мотивацию, тип мышления и многое другое.
Знание культурных и национально-психологических особенностей партнера помогает правильно спрогнозировать его поведение, умело построить тактику переговоров, использовать эти знания в интересах достижения цели.
Таким образом, цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности национально-психологических типов.
В связи с поставленной целью нам неоходимо решить следующие задачи:
- выявить особенности национального характера в различных культурах;
- охарактеризовать моноактивные, полиактивные и реактивные культуры;
- описать мотивацию и личностные ценности в разных культурах;
- рассмотреть межличностные навыки общения лидеров в разных культурах;
- описать особенности принятия решений в разных культурах;
- выявить влияние и значение национального менталитета в деятельности специалистов, работающих в международных командах.
Работа состоит из введения, основной части, включающей в себя шесть пунктов, заключения и списка используемой литературы.
Люди делятся по принадлежности к различным этносам, под которыми обычно понимается социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком.
Существуют две исторические формы этнической общности людей – племя и нация, соответствующие двум формам экономических отношений. С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени постепенно превращается в этнос в виде нации.
«Нация – это высший этап развития этнической общности, которая соответствует определенной экономической формации, формирующейся на основе общности национального самосознания, территории, языка, особенностей материальной и духовной культуры, в том числе психического склада, проявляющегося в национально-психологических особенностях, традициях и обычаях» [3, с.384].
Как отмечает В.Г. Крысько, психология этнической общности (нации), или национальная психология, имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей целой нации (этнической общности) в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношении к другим людям.
Национальная психология имеет свою структуру, которая представляет собой совокупность национально-психологических явлений, составляющих ее содержание. Одним из звеньев структуры национальной психологии является национальный характер.
Национальный характер – это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической общности, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим нациям [7].
Опираясь на ряд источников [1, 2, 6, 8], рассмотрим национально-психологические особенности некоторых представителей наций.
Американцам присущи: деловитость и практичность; страсть к изобретательству; энергия и живость, дух инициативы и предпринимательства во всех видах деятельности; готовность к эксперименту и риску; самостоятельность, размах и стандартизация; организаторские способности; простодушие и легковерность; любовь к спорту и юмору; переоценка своих сил и возможностей, недисциплинированность; авантюризм; определенные самонадеянность и хвастовство в общении с представителями других этнических общностей.
Англичанам свойственны: высокий практицизм; трудолюбие; деловитость, упорство, настойчивость и энергичность во всех видах деятельности; предприимчивость и умение организовать дело; склонность к компромиссу, к уравновешенным формам действий; неумение абстрагироваться, скованное воображение; слабая интеллектуальная подвижность и сообразительность; консерватизм в восприятии окружающей действительности; смелость, выдержка, хладнокровие и спокойствие; уравновешенность в поведении и уверенность в своих поступках; быстрая физическая и психологическая адаптируемость к новым условиям жизни и деятельности; большая сила сцепления в коллективе; любовь к спорту, природный юмор; бессердечие, сдержанность в общении и взаимодействии с представителями других этнических общностей.
Испанцам свойственны: безразличие к материальным условиям своего существования и неприхотливость, ориентированные на приоритет духовных и нравственных ценностей в противовес материальным; устойчивое предубеждение к напряженной трудовой деятельности, основывающееся на представлениях о ее несовместимости с благородством и достоинством человека; непредусмотрительность, отсутствие привычки к долгосрочному планированию действий и перспективному прогнозированию развития происходящих событий; набожность и религиозность; стремление к благородству, чести и доблести; дух искательства, приключений; непродолжительность волевых усилий, обусловленная быстрой сменой эмоциональных состояний; ярко выраженный индивидуализм; личная необязательность и определенное недоверие друг к другу; консерватизм, выражающийся в стремлении сохранить без изменения существующее положение дел, в настороженном отношении к нововведениям, в приверженности к старым традициям, устоявшимся принципам жизни и деятельности.
Китайцам свойственны: высокая степень трудолюбия; большая неприхотливость; высокая работоспособность; аскетизм, бережливость и приспособляемость к любым условиям; неторопливость и точный расчет; предприимчивость и умение из всего извлекать выгоду; хладнокровие, спокойствие, выдержка и выносливость; самоотверженность в достижении поставленных целей; преклонение перед авторитетом и силой; стремление поддерживать тесные связи с группой и заслужить одобрение ее членов; особый коллективизм, сплоченность и дисциплинированность внутри своей общности, осознание чувства ответственности перед ней; стремление скрыть свои истинные чувства и мысли; приверженность национальным традициям, китаецентризм и привязанность к прошлому; сдержанность и терпение в отношениях с представителями других этнических общностей.
Немцам свойственны: аккуратность, практичность; добросовестность; предусмотрительность; высокая степень трудолюбия; педантизм, высокая приверженность системе, большое пристрастие к порядку; любовь к шаблону; обстоятельность, пунктуальность и точность во всех видах деятельности; излишняя регламентированность жизни и быта; чрезмерная забота о мелочах; отсутствие личной инициативы и самостоятельности; дисциплинированность; слепое подчинение начальству, букве закона и приказу; подверженность внушению при помощи цифр и фактов; высокомерное и невнимательное отношение к представителям других этнических общностей.
Для русских характерны: естественная непринужденность; сострадательность и великодушие; чувство риска; надежда на удачу; смирение с судьбой; умение работать быстро, лихорадочно и споро; стойкость и выдержка в экстремальных ситуациях; открытость, простота и стремление прийти на помощь; альтруистичность, отзывчивость и чувство коллективизма; долготерпение, готовность к самопожертвованию. Они отличаются доброжелательностью, общительностью, терпимостью в отношениях с людьми других этнических общностей.
Как правило, русские со всеми стремятся поддерживать долговременные связи на основе продуманного взаимопонимания; стараются выполнять взятые на себя обязательства, считая при этом, что доброжелательность и взаимовыручка в тех или иных жизненных обстоятельствах оправдает себя, приведет к положительным результатам в любом виде деятельности. В последней они достаточно быстро могут достигать желаемых результатов, однако затем в большинстве случаев довольствуются полученным, не стремятся развивать достигнутое, часто успокаиваются, а то и вовсе расслабляются.
Планируя свою деятельность, русские руководствуются определенным чутьем, которое предполагает достижение первых результатов спонтанно, без достаточного осмысления выбранных целей и путей их реализации, часто не продумывая во всех тонкостях свои первые шаги. И лишь впоследствии они прибегают к тщательной коррекции используемых средств и способов достижения поставленных целей, как правило, при этом, снижая темпы своей активности, излишне долго обдумывая свои последующие действия, упуская реальные благоприятные возможности, что не может не сказаться на окончательных результатах.
Как мы видим, национальных характер определяет отношение людей определенной нации к делу и к другим людям.
Несколько сотен национальных и региональных культур мира, по мнению Дж. Льюиса [4], могут быть разделены на три группы (см. рис.1):
1) моноактивные, ориентированные но задачу, четко планирующие деятельность;
2) полиактивные, ориентированные на людей, словоохотливые и общительные;
3) реактивные, интровертивные, ориентированные на сохранение уважения.
Рисунок 1 – Треугольник культур Дж. Льюиса
Моноактивные народы, такие, как шведы, швейцарцы, датчане и немцы, характеризуются тем, что делают в определенный промежуток времени одно дело, полностью сосредоточиваются на нем и выполняют его по заранее составленному графику. Такие люди полагают, что при такой организации труда они смогут действовать более эффективно и успеют сделать больше.
Полиактивных людей не особенно заботят расписания и пунктуальность. Они делают вид, что соблюдают их, особенно если на этом настаивают моноактивные партнеры, но считают, что реальность важнее, чем распорядок, устанавливаемый человеком.
Когда люди, принадлежащие к моноактивной культуре, работают вместе с людьми культуры полиактивной, они испытывают взаимное раздражение. До тех пор пока одна сторона не приспособится к другой (а это удается редко) – будут возникать постоянные конфликты. Но представители разных культур все-таки могут кое-чему друг у друга поучиться.
Например, рассмотрим изучение отношения ко времени на шведско-итальянском предприятии. После исследований и комментирования результатов первоначальная напряженность сменилась сотрудничеством, длившимся несколько месяцев. Итальянцы, наконец признали, что соблюдение, по крайней мере теоретически, планов, твердых сроков производства и бюджетных смет позволяет им сделать более ясными цели, а также контролировать исполнение поставленных задач и это влияет на эффективность. Шведы, в свою очередь, обнаружили, что более гибкая установка итальянцев дает возможность перестраивать расписание в соответствии с неожиданными изменениями на рынке, замечать недостатки планирования, которые не были видны раньше, и оперативно улучшать что-то в «дополнительное время» [4, с.126-128].
Немцы, так же как шведы, находятся очень высоко на шкале линейной активности, т.к. придают огромное значение анализу проекта, дробят его на этапы, решая все проблемы в жесткой последовательности, концентрируясь на каждом отдельном отрезке, и таким образом добиваются почти совершенного результата. Им нелегко приходится с людьми, которые работают в другом стиле, например с арабами или представителями многих средиземноморских культур.
Японцы принадлежат к группе реактивных, или слушающих, культур, представители которых редко инициируют действия или дискуссии, предпочитая сначала выслушать и выяснить позицию других, затем откликнуться на нее и сформулировать свою собственную.
К реактивной культуре следует отнести Японию, Китай, Тайвань, Сингапур, Корею, Турцию и Финляндию. Ряд других стран Восточной Азии, несмотря на то, что являются полиактивными и возбудимыми, имеют определенные черты реактивной культуры. В Европе только финны обладают выраженной реактивностью, однако британцы, турки и шведы при случае легко переходят в «режим слушания» [2].
Народы реактивных культур слушают, прежде чем взяться за что-либо. Они лучшие в мире слушатели, поскольку концентрируются на том, что им говорят, не позволяя своим мыслям отклоняться в сторону (что трудно для латиноамериканцев), и практически никогда не прерывают говорящего, пока продолжается рассуждение, речь или презентация. Выслушав, они не торопятся с ответом.
Даже когда представители реактивной культуры приступают к ответу, они вряд ли сразу выскажут определенное мнение. Более вероятной тактикой будет постановка вопросов в отношении сказанного с целью прояснить намерения и ожидания говорящего.
Дискуссии у представителей реактивной культуры приобретают безличный, неопределенный характер, т.к. они склонны реже использовать имена, чем это делают в других культурах. Отсутствие контакта глаз, столь типичное для Востока, только усложняет ситуацию. Японцы, избегающие обычного для испанцев прямого взгляда вблизи, заставляют последних чувствовать себя так, как если бы они надоели им или говорили какую-то бестактность. Восточная непроницаемость (которая часто кажется на лице финна угрюмой гримасой) создает впечатление, будто обсуждение ни к чему не ведет. Финн или японец, смущаемые пристальным взглядом противоположной стороны, смотрят в глаза только в начале дискуссии или когда предоставляют оппоненту слово [2].