Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 21:15, реферат
Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими. По мнению П. Шихирева, историю развития социальных конфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа. Первый связан с применением прямого физического насилия. Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел до понимания того, что более выгодно не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап -- политический. Суть его заключается в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью". Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе -- "дай это, а я тебе дам то."
-- рост криминальной преступности;
-- бесконтрольный ввоз (производство) и распространение алкогольной продукции;
-- распространение наркотиков;
-- отсутствие
ограничений на показ
-- рост числа беспризорников и бомжей;
-- отсутствие
социальной защищенности
Для решения всех перечисленных проблем требуются немалые материальные затраты, но в большей степени здесь нужны политическая воля и организаторский талант государственных и общественных институтов.
2.2 Способность человека противостоять насилию
В конфликтной
ситуации перед индивидуумом возникает
альтернатива: подчиняться или оказывать
сопротивление. Выбор этот происходит
прежде всего в сознании индивида, противник
не имеет к нему отношения. Избрав покорность,
человек склоняется перед врагом, перестает
существовать как личность, чтобы затем
погибнуть физически. Страх сковывает
его волю, человек пытается укрыться от
действительности в профессиональной,
бытовой сферах, пытается забыть то страшное,
что его окружает, отрицает действительность.
Считая себя независимым, он на самом деле
попадает в ловушку: оказывается в полном
подчинении у государства, которое “держит”
индивидуума, шантажируя его социальным
статусом, местом работы, жилищем, семьей.
В такой ситуации большинство не думает
о сопротивлении, стараясь спасти свою
жизнь и спокойствие. Угнетение порождает
в сознании человека конфликт между сопротивлением
и повиновением. Интенсивность этого конфликта
зависит от силы давления на индивида,
но природа его независима от интенсивности.
Перед лицом угнетения индивид выбирает
один из трех путей: или он полностью принимает
сторону угнетателей, проявляя готовность
к сотрудничеству; или, не желая делать
окончательного выбора, он приспосабливается
к системе, замыкается в спасительных
ценностях и чувствует себя в псевдобезопасности;
или, наконец, он поднимает голову и избирает
путь сопротивления угнетателю, уверенный,
что это полностью изменит весь его образ
жизни. Так он спасает человеческое достоинство.
Он отдает себе. отчет, что этот путь тернист
и может привести к гибели, но, как это
ни парадоксально, это наиболее вероятный
путь спасения своей жизни и многих других
жизней. Данный путь предполагает веру
в ценности, отвечающие гуманистическому,
политическому или религиозному идеалу,
защищающему свободу и справедливость.
Идея свободы, которую надо защищать, справедливости,
которую надо завоевывать, становится
первой психологической и нравственной
опорой в борьбе против страха смерти.
Убежденность помогает преодолеть опасности
и превозмочь страдания. Напротив, те,
кто лишен внутреннего стержня, в экстремальных
ситуациях теряют человеческий облик,
унижаются перед угнетателем, деградируют
морально и в конце концов погибают физически.
Врачи считают, что духовное начало играет
огромную позитивную роль в сопротивлении
организма заболеванию и в ег6 выздоровлении.
Я утверждаю, что духовное начало также
помогает сопротивляться болезни насилия.
Анализ поведения индивида в крайних ситуациях
дает наиболее яркое представление о его
внутренней силе. Если индивид способен
сопротивляться самому разрушительному
насилию в экстремальных условиях, это
доказательство его противодействия насилию
ненасильственными методами. Безоружный
человек перед лицом насилия не совсем
беззащитен. Его оружия не видно. Под грузом
насилия человек может согнуться, но не
сломаться, он не уступит, если в нем есть
внутренняя сила сопротивления. Глубокая
убежденность индивида, его приверженность
нравственному, политическому или религиозному
идеалу определяют его способность сохранить
внутреннюю свободу действия, автономность
перед ударами насилия. Противостоять
насилию--это значит сохранить в душе частицу
независимости, внутренней свободы, самому
решать, что делать и о чем думать. Независимость,
автономия понимается как специфическое
личное отношение к закону. Этимологически
слово автономия--autonomos--
2.3 Будущее ненасилия
Многие давно участвуют в ненасилии, не зная об этом. Сопротивляясь насилию, не прибегая к его методам, люди встают на путь ненасилия. Но ненасилие не имеет официально статуса, поэтому необходимо формировать методы и принципы ненасильственного действия, распространять о них знания. Ненасилие должно занять подобающее ему место в культуре и истории человечества, выйти из подполья и стать предметом изучения и споров. Перечитывая заново историю, необходимо особо остановиться на истории гражданского сопротивления, незаслуженно игнорируемой. Ненасилие должно быть освещено с точки зрения различных наук: биологии, психологии, социологии, этнографии, экономики, антропологии. Ненасилие не панацея от всех бед. Еще Махатма Ганди утверждал, что “полное ненасилие возможно лишь теоретически, как прямая Евклида”. В мире, проникнутом насилием и в определенной степени основанном на насилии, невозможно достичь абсолютного ненасилия. Речь идет не о состоянии ненасилия, а о движении к ненасилию. Диалектическая связь насилия и ненасилия выражается в том, что в глубине души самого ненасильственного индивида сохраняется частица, склоняющая его к насилию. В общем, ненасилие необходимо развивать, ковать новые механизмы сопротивления и контроля насилия. Ненасилие является носителем политической морали эффективности, отвергающей применение “любых средств” для достижения благой цели, к примеру, создания справедливого и равноправного мира. Человеку свойственно игнорировать последствия своих действий в будущем. Отсюда безумные попытки сохранить мир насильственными средствами, завоевать свободу, отбирая ее у других. Средства превалируют над целью, которая определяется чисто формально. Мир превратился в царство средств насилия и угнетения, скрытых за лозунгами мира и справедливости. Потребность в вере, повышенная религиозность выражают возврат к целям, победу целей над средствами в материальном мире, лишенном смысла.
Понятие “ненасилие” двояко. Оно связано с политической эффективностью, но оно же является носителем смысла. Оно пытается объединить мораль и политику как идеальное сочетание морали на службе у действия. Мораль--это одно из условий безопасности человека, поэтому ненасилие не может служить любым политическим целям. Авторитарность и насилие обычно взаимосвязаны. А ненасилие освобождает человека от авторитарности, от централизованного государства, пробуждая в нем чувство ответственности. Ненасилие не ведет к отказу от власти, общество немыслимо без власти как инстанции, устанавливающей социальный консенсус. Но ненасилие объединяется с децентрализованной властью, позволяющей гражданам самим управлять обществом. Другими словами, ненасилие вписывается в самоуправляющееся общество. Ненасилие в наше время становится исторической необходимостью и, возможно, возникнет под грузом событий. Тогда затихнут политические битвы, потеряет смысл разделение на политические лагеря. Перед лицом ядерной опасности останется только лагерь выживания человечества. Мутации насилия в течение XX века вынуждают человечество к объединенной борьбе за существование жизни на нашей планете против коллективной гибели. Ненасилие несет в себе зачатки новой истории, оно способно направить человечество в новом направлении. XXI век будет веком ненасилия или его не будет вовсе.
Заключение
Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Конфликт предстает как осознание на уровне отдельного человека, социальной группы или более широкой общности противоречивости процесса взаимодействия и отношений, различий, а то и несовместимости интересов, ценностных оценок и целей, как осмысленное противостояние. Конфликт может принимать множество форм. Какой бы ни была природа управленческого конфликта, менеджеры должны уметь анализировать его, понимать и управлять им. Деление конфликтов на виды достаточно условно, жесткой границы между различными видами не существует и на практике возникают конфликты: организационные вертикальные межличностные; горизонтальные и т.д. Конфликт может быть функциональным, полезным для членов трудового коллектива и организации в целом, и дисфункциональным, снижающим производительность труда, личную удовлетворенность и ликвидирующим сотрудничество между членами коллектива. Рассматривая причины конфликтов, нельзя не заметить, что в определенных ситуациях источником возникновения конфликта является сам руководитель. Многие нежелательные конфликты порождаются личностью и действиями самого менеджера, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного, позволяет себе личные выпады, злопамятен, мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии. Несдержанность менеджера, неспособность правильно оценить ситуацию и найти верный выход из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей и порождают конфликт.
Информация о работе Насилие как способ конфликтного достижения цели