Насилие как способ конфликтного достижения цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 21:15, реферат

Краткое описание

Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими. По мнению П. Шихирева, историю развития социальных конфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа. Первый связан с применением прямого физического насилия. Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел до понимания того, что более выгодно не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап -- политический. Суть его заключается в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью". Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе -- "дай это, а я тебе дам то."

Прикрепленные файлы: 1 файл

конфликтология.docx

— 46.60 Кб (Скачать документ)

Насилие как способ конфликтного достижения цели

Введение

Насилие можно рассматривать как один из древнейших и наиболее примитивных способов разрешения социальных конфликтов. Вся история человечества представляет собой череду насильственных действий, направленных на уничтожение и порабощение одних индивидов и социальных групп другими. По мнению П. Шихирева, историю развития социальных конфликтов и применяемых в них форм насилия можно разделить на три основных этапа. Первый связан с применением прямого физического насилия. Первобытный человек стремился уничтожить другого индивида или группу, если они мешали ему жить. В период рабовладения человек дошел до понимания того, что более выгодно не убивать противника, а заставлять его работать на себя. Второй этап -- политический. Суть его заключается в доминировании одних социальных групп над другими. На этом этапе действует принцип "согласись, а то убью". Третий, экономический этап основан на широком взаимовыгодном социальном обмене. Главный принцип взаимодействия на этом этапе -- "дай это, а я тебе дам то." Параллельно этим трем способам разрешения социальных конфликтов (физическому, политическому, экономическому) формировались идеологические и моральные принципы взаимодействия людей на основании этнических, ценностных и правовых норм. Однако развитие мировой цивилизации не избавило человечество от массового насилия и войн. XX век побил все мыслимые и немыслимые рекорды по числу жертв насилия. Только в двух мировых войнах погибло свыше 70 млн человек, а в различного рода локальных конфликтах -- еще около 30 млн. Насчитываются десятки миллионов жертв преступлений против личности. Исследователи проблемы отмечают, что в настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы Россию буквально захлестнула волна насилия. Оно проникло во все сферы нашей жизни и стало универсальным средством в разрешении различного рода конфликтов. Заказные убийства, криминальные разборки, взрывы жилых домов, бандитизм, захваты заложников, похищение людей, физическое устранение конкурентов, вымогательство -- это лишь наиболее жесткие и явные формы физического насилия, воздействию которых подвергается все больше граждан в нашей стране. В обществе культивируются обычаи и традиции криминального мира, идеология насилия проникает в массовое сознание, насилие становится обыденным, повседневным явлением. Какова же природа этого явления, и каковы причины столь широкого распространения насилия в российском обществе? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

1.Понятие насилия

В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп. В основе насилия лежат стремления людей к господству и доминированию над другими людьми, а также борьба за жизненные ресурсы, в том числе и за власть. Следствием насилия могут быть физические и психические травмы (побои, увечья, смерть, боль, страх, горе, унижение достоинства, стрессы и т.д.). Типология насилия весьма обширна и многообразна. Можно классифицировать насилие по видам причиняемого ущерба, например физическое и психологическое насилие; по формам насильственного взаимодействия (убийство, террор, изнасилование и.т.д.); по субъектам конфликтного взаимодействия (насилия в межличностных, межгрупповых, межгосударственных и иных конфликтах). Крайними формами проявления насилия являются различного рода войны, геноцид, террор, массовые убийства людей. Одним словом, насилие имеет столь же многообразную типологию, как и формы взаимодействия людей.  Однако для исследования проблемы более продуктивным является иной подход к классификации насилия. В основе его лежит разграничение насилия на два основных вида: прямое насилие и структурное насилие. Прямое насилие предполагает непосредственное воздействие субъекта на объект (убийство, телесные повреждения, задержание, изгнание и.т.д.). Структурное насилие -- это создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей, например эксплуатация человека человеком в обществе. Значительный интерес для исследования проблемы представляет типологизация насилия, предложенная Д. Галтунгом [2]. Д. Галтунгом также было введено понятие "культурное насилие", под которым понимается "любой аспект культуры, который может использоваться для легализации насилия в его прямой и структурной форме" [3]. Суть культурного насилия состоит в том, чтобы придать прямому и структурному насилию легитимную форму, чтобы насилие воспринималось как справедливое или, по крайней мере, необходимое средство в достижении цели и в решении возникающих проблем. Психологическим механизмом внедрения культурного насилия в массовое сознание являются интериоризация -- формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

    1. природа насилия и агрессивности

Агрессивность представляет собой устойчивую готовность (состояние) личности или социальной группы к нападению (агрессии) на других с целью нанесения физического или психологического ущерба либо уничтожения другого человека или группы людей. Следовательно, агрессия является одним из видов насилия, а агрессивность можно рассматривать как предрасположенность или готовность к насилию.

Какова же природа насилия и агрессивности человека?

сегодня в этой области существуют по крайней мере четыре направления: биогенетическое (этологическое), психологическое, экологическое и социальное"

Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности. Австрийский ученый Конрад Лоренц считает, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных. Поэтому каждый человек обладает определенным потенциалом агрессивности, и, чтобы сдерживать свою агрессивность "на уровне требований культурного общества", ему приходится тратить немало сил "своей моральной ответственности" [6]. Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, "необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя" (3. Фрейд). Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности "необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы".

Социальная теория объясняет насилие и агрессивность социальными отношениями, существующими в обществе, и в первую очередь борьбой людей за существование. Очевидным является факт, что в одинаковых условиях разные люди ведут себя по разному: одни более агрессивны, другие менее агрессивны. Этому обстоятельству также имеется несколько объяснений, которые можно свести к трем основным теоретическим направлениям: инстинктивному, фрустрационному и теории социального научения [7]. Инстинктивисткие и психологические теорий объясняют агрессивные действия внутренней предрасположенностью человека к агрессии, свойствами личности. Фрустрационные теории исходят из того, что доминирующими в агрессивном поведении являются ситуационные факторы как реакция на фрустрацию. Приверженцы теории социального научения считают, что высокий или низкий уровень агрессивности является результатом социализации личности. Один из представителей психологического подхода к проблеме насилия и агрессивности Эрих Фромм считает, что различные типы характеров реализуются через действия психологических механизмов. В психике человека содержится конфликт двух начал: жизни и смерти. Первое -- биофилия -- выражается в ориентации на жизнь и созидание, второе -- некрофилия -- в страсти к разрушению и уничтожению. Доминирование одного из начал в психике человека и определяет тип характера индивида [8]. Современные исследования подтверждают факт наличия в психике отдельных индивидов предрасположенности к агрессивному поведению или насилию. Но все же решающим фактором формирования агрессивной личности являются влияние социальной среды, в которой проходит социализация личности, и те жизненные проблемы, с которыми человек сталкивается. В обществе или социальной общности, где культивируются жестокость, насилие, отсутствие сострадания, сочувствия и милосердия, дети с раннего возраста "впитывают" навыки агрессивного поведения. Особенно негативное влияние на социализацию ребенка оказывает насилие в семейных отношениях, например агрессивное поведение отца по отношению к другим членам семьи. В результате дефектов социализации у ребенка формируется система установок, норм, ценностей, допускающих применение насилия в качестве эффективного способа достижения целей и разрешения возникающих проблем. А успешное достижение цели насильственными методами стимулирует индивида к дальнейшему применению насилия. Излишне строгое семейное воспитание также способствует формированию в личности потенциальной агрессивности, враждебности, настороженности, опасения и страха. Такую личность принято называть "авторитарной". Считается, что основным фактором в формировании авторитарной личности является семейное воспитание (взаимоотношения родителей и детей). Однако вполне очевидным является и то, что в процессе дальнейшего развития авторитарной личности существенную роль играют все последующие институты социализации (детский сад, школа, трудовой коллектив, общество, государство), если в них доминируют жесткие отношения соподчинения и культ власти. В годы коммунистического правления в СССР насилие и жестокость были возведены в ранг государственной политики, а "образ врага" (которого надо беспощадно уничтожать) стал одним из самых распространенных феноменов общественной жизни. Коммунистическая идеология оправдывала государственный экстремизм, выдавая его за самый надежный и эффективный способ разрешения классовых противоречий. Из людей вытравливали основные нравственные и гуманные ценности (совесть, честь, сострадание, милосердие и др.), отравляя их сознание ядом ненависти и жестокости. Все эти годы насилие или угроза его применения со стороны власти (государства) во многом обеспечивали общественный порядок и социальную стабильность в обществе. С началом демократизации угроза насилия со стороны государства стала постепенно ослабевать и вся копившаяся долгие годы (ранее подавлявшаяся) агрессивная энергия "авторитарных личностей" стала выплескиваться в нашу повседневность.

Авторитарные отношения (на всех уровнях социализации) формируют личность, готовую подчиниться силе и власти. Но в отношениях с более слабыми или стоящими на более низких статусно-ролевых позициях такая личность весьма агрессивна и безжалостна. Одним из примеров авторитарных взаимоотношений может служить феномен дедовщины в Российской Армии. В настоящее время трагедией для российского общества является то, что миллионы детей и подростков оказались оторванными от целенаправленного процесса социализации. Многие родители, доведенные до отчаяния безработицей, нищетой и другими бедами, бросают своих детей на произвол судьбы. По разным оценкам, в России насчитывается от двух до четырех миллионов беспризорных и безнадзорных детей. Они оказались ненужными ни родителям, ни об­ществу, ни государству. Пытаясь выжить и самоутвердиться в нашем жестоком обществе, они организуют банды и совершают различного рода преступления. В газете "Московский комсомолец" (от 3 октября 1998 г.) была опубликована статья "Казни пока молодой", в которой рассказывалось о банде малолетних (от 13 до 17 лет) преступников. На совести малолеток были два убийства, покушение на убийство и другие менее тяжкие преступления. Вполне закономерным является тот факт, что на момент преступлений ни один из членов банды нигде не учился и не работал. И таких примеров можно привести сотни. Подрастает целое поколение отверженных обществом людей, которые вынуждены создавать свой преступный мир, свое альтернативное общество и жестоко мстить российскому обществу и государству за свои искалеченные судьбы. По информации, представленной российским статистическим агентством, в России каждый десятый преступник не достиг совершеннолетия. В целом же преступность среди несовершеннолетних продолжает увеличиваться. В первом полуго­дии 1999 г. в стране было выявлено 90,6 тыс. несовершеннолетних правонарушителей, что на 10,1% превышает уровень первой половины 1998 г. [9] Совершение насильственных действий в немалой степени стимулируется принадлежностью подростка к той или иной территориальной группировке несовершеннолетних с асоциальными ориентациями. Такие объединения, как правило, отличаются высоким уровнем групповой солидарности и традициями жестокого обращения как с "чужаками", так и с членами своей группы, стоящими на более низкой "ранговой ступени". В ходе своего развития территориальные группы подростков могут формироваться в бандитские группировки, носящие название своих территорий (например, "Люберецкая", "Солнцевская", "Ореховская" и.т.д.). В последние годы общественность и специалисты бьют тревогу по поводу заполонившей экраны продукции, пропагандирующей секс и насилие. Исследования, проведенные в США и других странах Запада, показали прямую зависимость между насилием в кино и насилием "как в кино" [10]. Смакование насилия и жестокости на телеэкранах особенно пагубно влияет на детей и подростков. Это обусловлено следующими обстоятельствами: а) подростки больше, чем взрослые, просиживают у телеэкранов; б) детская психика более впечатлительна, и экранные образы дольше сохраняются в памяти подростка; в) слабая правовая (юридическая) культура подростков не позволяет им критически осмыслить происходящее на экране. Например, в кино определенный "герой" много серий подряд убивает, калечит людей и не несет наказания. В результате у подростка создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая так же стимулирует насилие и жестокость. Не менее пагубное влияние на рост насилия в обществе оказывает безнаказанность в реальной жизни. Десятки и сотни нераскрытых убийств и других насильственных преступлений порождают новые преступления. А бытовое насилие в семье (избиение супруга супругом, издевательства родителей над детьми и др.) по сути является узаконенной формой семейных отношений, легальным институтом воспроизводства насилия.

 

Стимулирующее воздействие на рост насилия и преступности в обществе оказывают не только слабая правовая база и недостаточная эффективность работы правоохранительных органов, но и сформировавшееся в общественном сознании представление (не всегда верное) о том, что насилие и преступность получили широкий размах, а уровень раскрываемости преступлений остался низким. В такой обстановке действует "принцип вовлеченности" в уже сло­жившиеся объективные (а порой и выдуманные) обстоятельства. Под их "воздействием" одни идут на преступления, чтобы успеть "половить рыбку в мутной воде", т.е. использовать благоприятно складывающиеся обстоятельства, другие в связи со сложившимися обстоятельствами предпочитают решать возникающие проблемы "своими силами" (нередко применяя насилие и нарушая закон), так как считают, что правоохранительные органы не могут оказать им необходимую помощь (22 января 2000 г. на телеканале РТР в программе "Моя семья" под "маской откровения" выступала молоденькая девушка, которая высказывала свое желание стать киллером, чтобы мстить "негодяям" и "подонкам"), а третьи под влиянием страха и бессилия оправдывают акты насилия (если они не затрагивают лично их) как справедливое возмездие. Таким образом создается синергетическая (саморазвивающаяся) система, культивирующая насилие в обществе. Но, пожалуй, наиболее наглядным свидетельством широкого распространения насилия в обществе является тот факт, что оно (насилие) становится платной услугой. Раньше монополией на насилие обладало только государство. С началом рыночных реформ государство постепенно утратило эту монополию, а в обществе появились социальные слои состоятельных граждан, которым можно навязывать услуги, связанные с насилием, иначе говоря, у которых есть, что отнять. Неспособность государства защитить своих граждан от произвола и насилия привела к появлению мафии и частного охранного бизнеса, неподконтрольных государству, к рынку охранно-силовых услуг. Особенность охранно-силовой услуги, по словам В.Волкова, состоит и в том, "что, во-первых, не купить ее нельзя и свобода выбора ограничена, и, во-вторых, цена такой услуги устанавливается произвольно ее поставщиками" [11]. По сути охранно-силовая услуга -- это своего рода налог, а вернее поборы или вымогательство. Человек или организация платят за то, что их не будут грабить или убивать те, кому они платят. Продавцами услуг, связанных с насилием или угрозой его применения (потенциальным насилием), выступают либо криминальные структуры, либо официально зарегистрированные частные охранные организации. Как и на любом рынке, они конкурируют между собой, деля сферы влияния и заключая соглашения. Таким образом, ослабление государства, растущая угроза насилия и высокий риск предпринимательства породили спрос на силовые услуги, сделали насилие ходовым товаром, а его реализацию доходным бизнесом. К факторам, непосредственно влияющим на рост насилия и агрессивности в обществе, относится также употребление наркотиков и алкогольных напитков. Наркоманы, для того чтобы добыть денег на очередную дозу наркотика, готовы пойти на любые, даже самые тяжкие преступления. Употребление алкоголя в большей мере влияет на рост насилия в бытовой сфере и в семейных отношениях. По данным исследования, 91% семейных конфликтов был спровоцирован пьянством одного или обоих супругов; 12% конфликтов возникли в ходе совместного употребления алкоголя преступника и потерпевшего; 69% лиц, совершивших убийство, находились в момент преступления в разной стадии алкогольного опьянения; 87% осужденных за тяжкие телесные повреждения также в момент преступления находились в нетрезвом состоянии [12] 

Информация о работе Насилие как способ конфликтного достижения цели