Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 22:02, курсовая работа
Политический дискурс в последнее время является актуальной и до конца неизученной проблемой в лингвистике. Необходимо отметить тот факт, что на сегодняшний день существует большое многообразие понятий вышеприведенного термина.
Политический дискурс представляет собой особую разновидность дискурса и имеет своей целью завоевание и удержание политической власти.
При этом автор обращает внимание, что в основном распространены коммуникации вида «гражданин ® институт», которая реализуется при помощи писем, выражающих поддержку того или иного кандидата, или писем от граждан с жалобами; «институт ® гражданин», которая проявляется через акты поощрения либо наказания.
Несмотря на многообразие классификаций, можно сделать вывод, что в политическом дискурсе мы выделяем два типа участников: институты и народ, связь между которыми осуществляется посредством агентов.
Чтобы речь была эффективной и обладала способностью манипулирования человеческим сознанием, политики прибегают к ряду стратегий и тактик, которые помогают добиться желаемого результата. Исходя из вышесказанного, третьим системообразующим фактором политического дискурса будет являться тип общения.
В политическом дискурсе формируются три стратегии:
1) стратегия на понижение;
2) стратегия на повышение;
3) стратегия театральности.
Стратегия на понижение – направленность на соперника, стремление развенчать его позиции [24]. Данная стратегия предполагает большое число тактик, которые направлены на ее реализации. Мы же рассмотрим некоторые из них.
1.Тактика оскорбления – нанесение обиды, унижение. Уязвление кого- либо, сопровождаемое экспликацией эмоционального составляющего компонента вместо приведения доказательств [24].
В. Жириновский: Никаких переименований не нужно. Переименовывают все дураки! [2].
Данное высказывание является типичным проявлением речевой агрессии. Под словом “дурак” выражается негативное отношение к людям, которые выступают за необоснованные и никому не нужные перемены.
2.Тактика угрозы – запугивание, обещание причинить адресату неприятность, зло [24].
В. Жириновский: От Латвии ничего не останется. Пустое место. Я вам обещаю! [4].
Данное высказывание характеризуется высокой степенью агрессии. Мы легко можем заметить, что тактика угрозы основывается на негативных последствиях, которые, в нашем случае, ожидают Латвию
Таким образом, на основании приведенных тактик, мы можем сделать вывод, что стратегия на понижение основывается, как правило, на отображении противника не в лучшем свете с применением разного вида угроз и оскорблений, которые характеризуются высокой степенью эмоциональности.
Стратегия на повышение – стремление говорящего максимально увеличить значимость собственного статуса [24].
1.Тактика неявной самопрезентации – выражение косвенно, без прямого указание на объект позитивного оценивания представление говорящим себя в привлекательном, выгодном свете [24].
В. Жириновский: Так вот, Борис Ефимыч сказал, что Дума якобы не приняла законов. Она приняла тысячу законов. По этим законам, Борис Ефимыч, вы и сидите в этом кресле [24].
Данное высказывание относится к вышеприведенной тактике, т.к указывается положительная сторона деятельности ЛДПР и как, благодаря ее деятельности, отдельные личности получили свой пост в Думе.
В. Жириновский: Ведь никакого Майбаха нету. Брать - беру машины… В аренду. Или просто друзья, знакомые дают… А из штаб- квартир – одна двухкомнатная квартира по стране [5].
Мы можем отнести данное высказывание к вышеприведенной тактике, т.к. В. Жириновский не стремится отвергнуть факт наличия машин и квартир, а старается разъяснить какова на самом деле ситуация.
Таким образом, на основании вышеприведенных тактик мы можем сделать вывод, что тактика на повышение направлена на изображение выступающего в выгодном свете с приписыванием ему положительных качеств.
Стратегия театральности – театральный подход к ситуации, представляющий ее “трактовку в качестве драмы, где люди стараются произвести друг на друга определенное впечатление” [24].
В. Жириновский: Мы всегда показываем все, что происходит в Государственной Думе… Пусть приходит 4 ноября на митинг….На Пушкинской площади… Пускай приходит и услышит [2].
Данное высказывание является типичным примером реализации вышеприведенной тактики, т. к. у нас есть призыв, реализующийся в виде числа и места, цель которого состоит в том, чтобы узнать интересующую информацию, которая очень часто скрывается СМИ.
В. Жириновский: Они туда едут учиться, лечиться и получать инструкции. Мы туда не едем [24].
Главная цель высказывания заключается в том, чтобы отразить позицию “свои” в лице В. Жириносвкого и “чужие” в лице его противника.
В. Жириновский – Посмотрите на них, на этих сумасшедших, чтобы после за них не голосовать… Больной человек. [24].
Главной особенностью данного высказывания является то, что оно обращено к народу с призывом обратить внимание на минусы того или иного политика.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что стратегия театральности заключается в игре на публику с целью привлечения внимания.
Важной особенностью политического дискурса является его тесная взаимосвязь со СМИ. Как правило, СМИ являются посредником между политиками и народом. На основании этого выделяется следующие типы журналистов – посредников:
– собственно ретранслятор (озвучивает напрямую высказывания политика);
– рассказчик (высказывания политика передаются не цитатно, а в пересказе);
– конферансье (его функция сводится к представлению политика и темы, по которой тот собирается выступать);
– интервьюер (предоставляя слово политику, контролирует ход коммуникации, выражает свою точку зрения);
– псевдокомментатор (ангажированный журналист, который говорит «как бы от себя», но при этом озвучивает точку зрения определенного политика);
– комментатор (ближе всего стоит к роли самостоятельного агента политического дискурса, т.к. прежде всего выражает свою точку зрения, цитируя и пересказывая высказывания политиков) [30].
Мы можем сделать вывод, что благодаря СМИ мы получаем информацию о каждом решении президента либо политика, о состоявшихся встречах, о предвыборных кампаниях и т.д. Именно СМИ помогают преодолеть барьер между политиками и народом.
Таким образом, политический дискурс представляет собой сложное явление, которое включает наличие специфичного языка, системообразующих факторов, обладает рядом свойств и признаков, которые позволяют классифицировать политический дискурс как самостоятельно существующий вид.
1.3 Речевая агрессия: смысл, определения, характеристика, особенности
Нам уже известно, что политический дискурс характеризуется высокой степенью манипулятивности. Одним из основных средств данного воздействия является речевая агрессия. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению данного явления, нам необходимо обратится к самому понятию “агрессия”.
Существует множество подходов к ее определению. Так, согласно Л. М. Семенюк, «агрессия – это мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, приносящие вред, причиняющие боль и страдания людям» [13].
С точки зрения психологии мы можем рассмотреть агрессию на основе психоаналитической и бихевиоральной теории. Согласно первой теории, основоположником которой является З. Фрейд, агрессия рассматривается как врожденный инстинкт. Различает два вида человеческих инстинктов: “ Оно”, которое представляет собой примитивную и жаждущую наслаждения составную часть личности; “Сверх - Я”, которое обладает конфликтным характером и характеризуется присутствием злобы и ненависти [29].
Мы можем заметить, что данная теория рассматривает агрессию не как ответную реакцию на раздражитель, а как постоянно присутствующий компонент поведения, заложенный природой.
Для нас больший интерес будет представлять бихевиоральная теория агрессии, представителями которой являются Б.-Э. Торндайк, Дж. Уотсон, А. Бандура, А. Басс. Агрессия в данной теории рассматривается как поведение, которое усваивается в процессе социализации личности. Важным элементом вышеприведенной теории является ее положительное и отрицательное подкрепление, с помощью которого можно контролировать агрессивное поведение. Положительное подкрепление - "событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия": например, похвала, одобрения. Отрицательное подкрепление - "любое неприятное событие или стимул, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение": например, порицание, неодобрения [31]. Данная теория является актуальной, т.к. позволяет изучить природу человеческой агрессии и получить информацию о способах ее проявления.
Таким образом, под агрессией мы будем понимать особую форму поведения, которая характеризуется высокой степенью эмоциональности и направленная на оскорбление, причинение боли и т.д.
Речевая агрессия все чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистике. Речевая агрессия представляет собой многогранное явление и сразу не поддается однозначному определению. В целом, под речевой агрессией мы понимаем грубое и эмоциональное общение, которое выражается в форме оскорблений, угроз, насмешек. По мнению Л. Ениной, «речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего» [25].
В психологическом аспекте агрессия представляет форму поведения, которая направлена на то, чтобы причинить кому – то физический или психологический ущерб [25].
Более структурированное понятие дает К. Ф. Седов: «Речевая агрессия – целенаправленное коммуникативное действие, ориентированное на то, чтобы вызвать негативное эмоционально-психологическое состояние (страх, фрустрацию и т.п.) у объекта речевого воздействия» [13].
Именно вышеприведенное определение мы возьмем за основу, т.к. в нем раскрывается сущность явления, его цель, способы реализации, что позволяет нам рассмотреть речевую агрессию более детально.
Для нас не менее важен вопрос и о классификации речевой агрессии. Существует большое количество типологий, которые основываются на том или ином факторе.
Так, например, по характеру, способу выраженности Ю.В. Щербинина выделяет явную (открытую) и скрытую (неявную) агрессию. К открытой агрессии относятся угроза, оскорбление, грубое требование, отказ. Скрытая речевая агрессия реализуется чаще всего во враждебных намеках, иронических замечаниях, скрытых угрозах; иногда в виде сплетен, доносов [13].
Е. И. Шейгал выдел три разновидности речевой агрессии:
1. Эксплетивная – наиболее прямая, резкая, импульсивно-эмоциональная форма вербальной агрессии (бранные инвективы; речевые акты угрозы, вердикты и категоричные требования и призывы).
2. Манипулятивная – более рационально-осознанные формы вербальной агрессии, основанной на идеологических трансформациях исходного смысла (инвективные ярлыки, средства диффамации).
3. Имплицитная агрессия, связанная с завуалированным выражением соответствующего иллокутивного намерения (косвенные речевые акты, непрямые предикации, иронические инвективы) [30].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что речевая агрессия может быть классифицирована по различным признакам. Именно их разнообразие позволяет отнести то или иное проявление речевой агрессии к определенному классу, который будет обладать присущими только ему характерными признаками.
Для нас не менее важен вопрос и о причинах речевой агрессии. Точного ответа до сих пор не существует. Большинство исследователей сходятся на следующих причинах:
На основании вышесказанного мы можем сделать вывод, что речевая агрессия порождает конфликтную ситуацию, становится причиной враждебности сторон и ареной грубости и нетолерантности.
1.4 Речевая агрессия в политическом дискурсе
Проявление агрессии в политическом дискурсе также связано с понятием иерархии и доминирования. Иерархия (греч. hieros - священный + arche - власть; отношения соподчинения, порядок подчинения, порядок подчинения низшего высшему), а доминирование (лат. dominantis - господствующий; стремление к господству, преобладанию, лидерству). Агрессия рассматривается как основа доминирования, которое в свою очередь является следствием агрессии и определяет иерархический порядок человеческих отношений.
Пространство политического дискурса представляет собой систему знаков, главная задача которых заключается в отображении реальной картины и событий политической жизни. Существует большое разнообразие классификаций, которые базируются на том или ином параметре.
В первую очередь, мы рассмотрим такую типологию, которая основывается на оппозиции в плане выражения. Согласно заданному параметру, мы выделяем вербальные, невербальные и смешанные знаки. К вербальным знакам относятся слова и устойчивые словосочетания, прецедентные высказывания и тексты (политическая афористика), к невербальным – флаги, эмблемы, портреты, бюсты, здания, символические действия и, наконец, знаковые или символические личности – сами политики. К смешанным знакам принадлежат гимн (сочетание поэтического текста и музыки) и герб (сочетание геральдических символов и вербального девиза) [30].
На основании данной классификации, мы можем сделать вывод, что пространство политического дискурса представлено тремя типами знаков, которые отличаются по своей природе, обладают характерными чертами и особенностями.
Далее мы попытаемся проанализировать знаки с позиции коннотативной маркированности, которая нам позволит получить четкое различие между нейтральной и эмоционально - окрашенной лексикой. М. Эдельман предложил деление вербальных политических знаков на референтные знаки (referential symbols) и знаки-конденсаты (condensation symbols) [30].
Различия между данным типом знаков будет заключаться в том, что референтные знаки по своей природе будут представлять нейтральную лексику, в то время как знаки – конденсаты характеризуются эмоциональной окрашенностью и способны выражать различные чувства.