Зарождение экономической мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 07:56, реферат

Краткое описание

Преобразования в России имели свои специфические особенности отличающие ее как от Западных, так и от Восточных государств. Эти особенности связаны с самобытностью страны, ее высокой духовностью, общинным и коллективистским устройством общества, также особенности русского менталитета и российские традиции.

Содержание

Введение 3
Зарождение русской экономической мысли в работах
Ивана Пересветова. 4
Экономические взгляды российских деятелей XVII в.
Афанасий Ордын-Нащокин 6
Юрий Крижанич 8
Воззрения русских экономистов второй половин XVII в.
XVIIIв.
Иван Посошков 13
Михаил Ломоносов 15
Заключение. 18
Литература. 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ-ОКОНЧАТЕЛЬНО.doc

— 163.50 Кб (Скачать документ)

      Он  ратовал за развитие «беспошлинной» торговли отечественными товарами внутри страны и обложение высокими пошлинами иностранных купцов, выступал за установление государственной монополии на продажу ряда товаров за границу, всеми силами старался принимать меры к устранению препятствий с пути развития отечественной торговли и укрепления позиций русского купечества за границей. Он предлагал организовывать купеческие товарищества, которые должны были препятствовать иностранцам скупать русские товары по низким ценам.

      Его взгляды на торговлю нашли отражение  в Новоторговом уставе 1667г, созданным под его редакцией, целью которого было «монополизировать внутренний рынок в руках русских купцов-оптовиков»8. В уставе введены 94 статьи и 7 дополнительных статей. Все статьи устава, посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом, который нашел выражение в системе пошлин, взимавшихся с иностранных купцов. Вопросы внутренней торговли трактовались на основе Торгового устава 1653г., оформившего таможенную систему и вводившего единую пошлину.

      Создание  Устава было продиктовано господством иностранных купцов на российском рынке, засильем дешевых иностранных товаров, зачастую плохого качества, которые вытесняли отечественную продукцию. Иноземные торговцы, проживая в России, хорошо знали состояние русского рынка, что давало им возможность регулировать цены на свои товары заранее, тем самым усиливать свои позиции на рынках российского государства и вытеснять российских экспортеров с заграничных рынков. Таким образом, для русских купцов «стала скудость великая», о чем они написали в челобитных.

      Новоторговый устав предусматривал жесткие ограничения для иностранцев: им разрешалось торговать на территории России только в прибрежных городах Псков, Архангельск и Новгород, а за их пределами только по специальному разрешению; они не могли перепродавать друг другу «безпошлинно» русские товар, за перепродажу полагалось брать пошлины «по десяти денег с рубля» и еще сверху брать пошлину за проезд; иностранные купцы должны были платить пошлину с продажной цены товара и пошлины за проезд «по гривне с рубля». Таможенные пошлины с иностранцев взимались только в иностранной валюте – золотом или серебром (ефимками), очень высокими пошлинами облагались предметы роскоши и продажа вин. Торговля иностранцев внутри страны была обложена налогами в четыре раза больше торговли русских купцов.

      С целью поддержки купечества Ордын-Нащокин  предложил создавать Купеческие союзы, которые представляли собой кредитную организацию и являлись прообразом банка в России.

      Дипломатическая деятельность Ордына-Нащокина была направлена на создание условий для развития внешней торговли с европейскими государствами через Балтийское море, а также и с восточными странами – Хивой, Бухарой и Индией. Для этого он считал необходимым создание русского флота на Западной Двине и Волге, и по указу царя был поставлен во главе «корабельного дела».

      Несмотря  на огромное внимание к вопросам торговли, Ордын-Нащокин во всей своей государственной деятельности исходил из того, что народное хозяйство страны представляет единое целое, и торговля является орудием производительных сил9, поэтому для укрепления экономического могущества государства необходимо развивать не только торговлю, но и отечественную промышленность. Именно в ее развитии он видел «источник богатства» страны.

      Ордын-Нащокин принимал активное участие в организации металлургических и металлообрабатывающих предприятий, кожевенных, бумажных и стекольных мануфактур. Главным препятствием в развитии промышленности он считал отсутствие помощи со стороны государства. Объективно оценивая достижения более развитых государств, он призывал заимствовать передовой опыт западных стран, но не слепо преклоняться перед иностранным опытом, а призывал относиться к нему критически, исходя из интересов своей страны. По его настоянию для обучения приглашались различные заграничный специалисты.

      Развитие  национальной промышленности, по его  мнению, было необходимым не только для экспортных целей, т.е. накопления денежных средств, но и для уменьшения импорта и удовлетворения потребностей населения10, что позволяло развивать денежное обращение внутри страны.

      Хотя  экономические взгляды Ордын-Нащокина строились на принципах меркантилизма, но они все же выходили за рамки этого учения. Так прилагая огромные усилия для накопления денежного богатства в стране, он предлагает программу развития производительных сил, в целях преодоления отсталости и укрепления национальной независимости и самостоятельности. Одновременно с этим он выступал за незыблемость феодального строя, т.е. сохранения крепостничества, защиты интересов царской казны.11 Являясь сторонником православной монархии, он считал купечество и дворянство опорой монархии, а царя защитником общегосударственных интересов.

      Экономическая программа Ордын-Нащокина в целом  выражала новый период русской истории, предусматривала укрепление торгового  капитала и создание условий для  развития отечественной промышленности. 

      Еще одним из основоположников русской экономической мысли этого периода можно считать Юрия Крижанича (ок. 1618 - 1683) – уроженец Хорватии, священник-католик, в 1661 был сослан в Сибирь, где провел около 15 лет.

      Живя  в России и наблюдая за жизнью русских  людей, Крижанич описал свои взгляды на экономические и политические реформы в России, изложив их в трактате «Политика». Его взгляды во многом совпадают со взглядами Ордын-Нащокина и приближены к теории «торгового баланса» меркантилистов.

      Богатством  страны, считал Крижанич, является «многолюднее и сильнее то королевство, жители коего приобрели искусные навыки или обладают от природы острым умом и хитростью и в коем имеются хорошие и удобные корабельные пристани и торжища и где поэтому процветает всякое ремесло и земледелие и великая морская торговля…»12 и именно на достижение этих целей необходимо направить усилия государства.

      Крижанич  настаивал на рациональном использовании  природных богатств государства, противился бездумному вывозу их за границу. Ссылаясь на неразумное ведение торговли с «иноземцами» настаивал на введении в государственной монополии на экспорт и импорт товаров. Это позволило бы государству контролировать ввозимые и вывозимые товары, «чтобы не вывозить слишком много наших товаров, каких у нас нет в избытке, и ненужных нам чужих [товаров] не ввозить».13

      Для развития торговых отношений считал необходимым при помощи государства увеличивать в России число рынков «ведь чем больше торжищ в королевстве, тем оно бывает богаче».14

      Увеличение  рынков расширило бы возможности страны торговать с различными странами, позволило бы выполнять России посредническую торговлю между восточными и западными государствами и принесло бы дополнительный доход в казну.

      Особые  возможности должно было дать России освоение Сибири, которую он считал «безмерно» выгодной и необходимой для страны. Ее полезность он видел в расширение торговых отношений с восточными народами (калмыками и бухарцами), освоение нового «мангазейского» (китового) промысла и др.

      Крижанич, так же как и Ордын-Нащокин, считал производительные силы – «источником богатства государства» и развитие которых играет важную роль для процветания страны.

      Важную  роль в подъеме экономики Крижанич отводил ремеслам, считал их развитие даже более полезным для государства, чем освоение рудников, и настаивал на государственной поддержке ремесел. Заботу государства он видел в организации ремесленного производства по договору с государством, за соответствующую плату; развивать ремесла необходимо рационально с учетом географических условий и близости сырья; новые ремесла должны быть монополией отдельных городов и их следует защищать от конкуренции и засилья иностранцев15.

      Развитие  ремесел и мануфактурного производства необходимо государству для того, чтобы ослабить зависимость внутреннего рынка страны от иностранных товаров, чтобы ограничить вывоз за границу сырья, а производить разные товары самим и продавать их за границу.

      Ремесла, которые необходимо развивать, те которые могут приносить наибольший доход государству: изготовление бумаги, окрашивание тканей, пошив одежды, золотопрядильное и золотошвейное ремесло, кожевенные ремесла и другие. Необходимо также иметь внутри страны обрабатывающие предприятия, для которых закупать сырье за границей, перерабатывать его внутри страны и продавать за границу готовые товары и само сырье перепродавать.

      Для развития ремесел Крижанич предлагал  создать «приказа или думы», которые  будут контролировать качество товаров, производимых ремесленниками, перевести с иностранных языков книги о ремеслах и для поддержки ремесленников издать царские законы.

      Привлекать иностранных мастеров и учить ремеслам молодых людей, которых брать «у какого-либо раба», имеющего двух и более сыновей, а чтобы было у них желание обучаться ремеслам, нужно в случае если подмастерье в совершенстве овладеет ремеслом, даровать ему свободу.

      А молодых девушек, которые, по его  мнению, «ничего не имеют», он также предлагал обучать «за плату» разным примудростям, которые могли бы пригодиться им в семейной жизнь, а также для развития прядильного, ткацкого производства, пошива одежды и других ремесленных промыслов. Он считал, что это «крайне надобно», и учительниц изначально надо назначить приказом «поименно», а в привилегированных городах им следует деньги платить «от общества».

      «Благодаря  ремеслу богатеет страна и наполняются города. Если бы делать дома все те товары, что мы покупаем у немцев и которые можно было бы сделать на Руси, в этой стране жило бы на много тысяч людей больше, чем живет их ныне, и казна имела бы большую прибыль, и города стали бы многолюднее, и все царство было бы сильнее.»16

      Развитие  на Руси горнодобывающих промыслов, переработки руды и ее продажа должны были также пополнять государственную казну.

      Как и все прогрессивные люди, жившие на Руси, Крижанич не мог не замечать проблем земледелия и не отразить это в своих трудах.

      Крижанич  считал, что «земледелие — корень и основа всего богатства, ибо земледелец кормит и обогащает и себя, и ремесленника, и торговца, и боярина, и короля. Поэтому казенная Дума не должна пренебрегать заботой об этом промысле — одном из наилучших и наипотребнейших.» 17

      Рассуждая на эту тему, Крижанич говорит о  лени, нерасторопности славянского  народа, что без принуждения даже для себя ничего делать не будут, поэтому  он предлагает собрать данные по всей стране о том в каких местах какие культуры лучше растут и какие животные лучше «плодятся» и обязать жителей тех мест с «усердием позаботились о возделывании и разведении этих вещей и смогли побольше [их] продать»18. Также он предлагал разузнать какие местности пригодны для каких отраслей «земледелия» и сопутствующих (перерабатывающих) производств с меньшими затратами, чтобы получать от них наибольший доход.

      Предлагал возделывать не только сельскохозяйственные культуры, но и заняться выращиванием культур «бухарский ревень» и «древесная репа», которые не пригодны для еды, но могут быть использованы для других производств («бухарский ревень» – для окрашивания различных материалов и тканей; «древесная репа» – для выжима масла из ее семян). Это позволило бы пополнять казну доходами от продажи произведенных товаров за границу и экономить на покупке этих товаров у иностранцев.

      Для облегчения труда земледельцев, крестьян, ускорения работ и получения  более качественной продукции необходимы более удобные и приспособленные  для различных видов работ  орудия труда. А то как заметил Крижанич: «Топоры здесь все одного вида и одной величины, а в других странах топоры бывают разного вида: малые и большие, широкие и узкие, легкие и тяжелые — и эти различия очень помогают ускорять работу и беречь время»19. И продавать «всякие сельские железные орудия» крестьянам должны «без барыша по назначенной цене и точно по весу».

      Постройки на Руси до этого времени строились  из дерева, в то время как за границей в строительстве уже применяли  камни, кирпич, глину и другие более  прочные строительные материалы, поэтому для облегчения возведения построек необходимо было крестьян научить этому ремеслу. Но, несмотря на отсталость в строительстве, иностранцы хвалили «русские печи и «пекарни», как более полезные и удобные, чем камины».

      Государственная поддержка ремесленной отрасли давала возможность увеличивать производство внутри страны товаров как промышленных, так и сельскохозяйственных, что в свою очередь должно увеличить оборот товаров и денег в стране, а также укрепить позиции русских купцов за границей и обеспечить пополнение государственной казны.

      В части укрепления государственной власти Крижанич считал «самодержавие идеальным государственным устройством», но исключал тиранию во всех ее проявлениях по отношению к народу.

Информация о работе Зарождение экономической мысли в России