Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:29, курсовая работа
Цель данной работы состоит в изучении ТНК как субъекта мирового экономического процесса и определении их роли в движении международного капитала.
Предмет и цель курсовой обусловили следующие задачи исследования -
- раскрыть само понятие «транснациональные корпорации»
- определить какую роль ТНК играют в международных экономических отношениях.
- определить перспективы развития российских ТНК, а так же роль на международных рынках и услуг.
- определить общую функцию ТНК в международном движении капитала.
Введение…………………………………………………………….….3
Глава I. Транснациональные корпорации как субъекты международных отношений……………………………………………….…6
Глава II. Крупные транснациональные корпорации на российском рынке…………………………………………………………………………..8
1. Автомобилестроение……………………………………………....8
2. Продовольствие……………………………………………………10
3. Авиаперевозки……………………………………………………..11
4. Сети розничной торговли…………………………………………12
5. Пищевая промышленность………………………………………..13
Глава III. Российские Транснациональные корпорации на международных рынках товаров и услуг……………………………………15
1. Отраслевая и региональная структура российских ТНК………...21
2. Оценка, проблемы, перспективы………………………………….26
3. Капитал на экспорт. Перспективные активы российских ТНК…32
Заключение……………………………………………………………..35
Список использованных источников и литературы…………………37
Приложение…………………………………………………………….39
На наш взгляд, хорошо приспособилась к российским условиям и немецкая авиакомпания «Lufthansa». Она лидирует на российском рынке среди иностранных компаний – авиаперевозчиков и существенно опережает своих зарубежных конкурентов – «Finnair», SAS, «Air France», «British Airways»). Основными российскими конкурентами «Lufthansa» являются «Аэрофлот», «Пулковские авиалинии», «Красноярские ивиалинии»; на рынке грузовых авиаперевозок – «Волга-Днепр», «Самара». Но «Lufthansa» нацелена не столько на соперничество, сколько на развитие партнерских отношений с российскими авиакомпаниями6.
«Lufthansa» заключила соглашения в области грузовых перевозок с авиакомпаниями «Самара», «Волга-Днепр», «Трансаэро», и «Сибирь», в соответствии с которыми грузы доставляются в города, куда сама «Lufthansa» не летает, в Иркутск, Мурманск, Норильск, Нижневартовск, Надым и др. Также заключены соглашения по пассажирским перевозкам с компаниями «Пулково», «Самара» и «Трансаэро», это дает право продавать билеты на рейсы этих компаний и возможен доступ в 83 города России. В свою очередь, российские компании могут продавать билеты на рейсы в 340 городов 90 стран мира, куда летает «Lufthansa». Для расширения ареала грузовых перевозок «Lufthansa» использует Шереметьевский терминал СП «Аэропорт Москва», где она является одним из учредителей, через него доставляются в 30 городов. В петербургском аэропорту Пулково 40 % также принадлежит одной из дочерних компаний «Lufthansa».
Во всех российских аэропортах, куда летают ее самолеты, «Lufthansa» имеет собственную техническую базу. На этой базе проводится обслуживание российских компаний из СНГ, эксплуатирующих западную технику. Обслуживание производится в рамках специальной программы «Полная техническая поддержка», которая, кроме низких затрат на обслуживание, позволяет клиентам из стран Восточной Европы и СНГ «Аэрофлот», «Трансаэро», «Узбекские авиалинии», компании из Казахстана, Грузии пройти еще и необходимое обучение и получить доступ к ноухау в данной сфере технических операций.
Недавно в Москву пришла крупнейшая в Германии корпорация мелкооптовой торговли «Metro», которая предварительно создала сеть магазинов в Польше. Концепция «Cash and carry», которую использует в работе «Metro», применяется в разных странах, однако существуют национальные различия, обусловленные структурной потребления7.
Главной отличительной особенностью сотрудничества «Metro» с поставщиками является то, что она берет на себя все риски и списывает потери продукции за свой счет, поэтому поставщикам выгоднее работать с «Metro». Привлекательная черта «Metro» проявляется и в том, что в ассортименте продукции, предлагаемой в магазинах, 70-90 % производится в стране пребывания. Приход западных компаний розничной торговли улучшит структуру торгового рынка. Основной торговый оборот в России в настоящее время происходит через оптовые рынки – 50-55 %, доля цивилизованных торговых площадей достигает по России около 7 %. В Польше оптовые рынки потеряли 20-40 % торговли в течение 5 лет, западные компании довольно быстро построили свою сеть.
Основной принцип всех западных сетей розничной торговли – широкий охват территории. Но в России этот принцип трудно воплотить в жизнь, так как Россия – огромная страна по сравнению даже с Польшей, самой большой из стран Центральной и Восточной Европы. Вероятно, завоевание российского рынка потребует от иностранных розничных торговцев несопоставимо больших капиталовложений, чем в Польше, Чехии, Словении.
В пищевой промышленности России с 1997 г. Наблюдается устойчивый рост инвестиций, в том числе за счет зарубежных инвестиционных проектов. На российском продовольственном рынке довольно много иностранных компаний. Значительную часть рынка безалкогольных напитков захватили мировые гиганты – «Coca-Cola» и «PepsiCo», более половины пивного рынка контролируется 100%-ми иностранными компаниями или компаниями со смешанным капиталом, на рынке пищевых продуктов обосновались такие крупные компании, как «Unilever», «Nestle», «Cadbury», «Campina», «Danone». При этом большинство компаний идет по пути поглощения российских производителе, а не создания новых мощностей8. Особенно агрессивной стратегии придерживается фирма «Nestle», которая за короткий промежуток времени поглотила шесть российских предприятий. Особенно большие объемы инвестиций вложили табачные компании – «Britiah American Tobacco», RJR, «Philip Morris». Иностранный сектор в пищевой промышленности будет расширяться и в дальнейшем. Для этого есть все необходимые условия – растущий внутренний рынок в связи с постепенным ростом доходов населения.
III. Российские транснациональные корпорации на международных рынка товаров и услуг
Первые зарубежные производственные, торговые и обслуживающие предприятия были организованы еще в советский период, метко названными «красные ТНК»9. Основной поток вывоза за рубеж прямых инвестиций в советский период шел в бывшие социалистические страны и развивающиеся государства. Вывоз капитала осуществляла также преимущественно в ссудной форме, в том числе на оказание технического и экономического содействия этим странам в сооружении промышленных предприятий и других народнохозяйственных объектов. СССР построил за рубежом свыше 340 крупных промышленных объектов. Однако это никаким образом не сказалось на увеличении доли нашей собственности за рубежом. Все построенные с нашим участием объекты передавались государственному сектору стран их размещения. Это была строгая идеологическая установка того периода, и никакие соображения экономической целесообразности учреждения даже совместной собственности не брались во внимание. Характерно, что даже в странах бывших членов СЭВ производственное сотрудничество развивалось таким образом, чтобы вновь создаваемые с участием СССР предприятия оставались неизменно собственностью государства места базирования этих объектов. В итоге в начале 90-х годов прошлого века транснациональный потенциал России имел лишь торгово-последнический характер, был связан с деятельностью внешнеторговых объединений бывшего советского союза. Их других компаний можно лишь выделить сохранившиеся и реструктурированные либо трансформировавшиеся Монголсовцветмет, Зарубежнефть, Ингосстрах и несколько других производственного и коммерческого характера. Следует отметить, что российские предпринимательские круги, должны были переступить через сформированный в прошлые десятилетия, своеобразный «психологический гандикап» в вопросе об отношении к ТНК. Отбросив идеологические запреты, они пришли к выводу о том, что экономическая мощь ТНК дает огромные возможности не только влиять на развитие мировой экономики и политики, но и добиваться реализации собственных торговых и коммерческих интересов в других странах10.
Начальным этапом зарождения нового российского транснационального капитала, очевидно, можно было бы считать принятие в 1995 году Федерального закона «О создании финансово – промышленных групп в Российской Федерации». Этот документ был призван стимулировать восстановление разрушенных производственно – коммерческих связей на постсоветском пространстве посредством предоставления льгот формирующимся новым российском корпоративным структурам, инициирующим свою хозяйственную деятельность в странах СНГ. Именно в качестве ФПГ первоначально были сформированы с участием предприятий стран СНГ такие структуры, как Интеррос, Интер РАО ЕЭС, Нижегородские автомобили, Группа Точность, ТаНаКо, Славянская бумага. К сожалению, закон дал скорее лишь политический импульс российскому бизнесу, не предоставив ему каких-либо ощутимых экономических и фискальных льгот и стимулов. При этом, следует учесть, что во вновь образовавшихся странах политическая элита на первом отнеслась весьма насторожено к стремлению России восстановить хозяйственные структуры во главе с российским компаниями. Особенно это наблюдалось в Украине, Казахстане, Узбекистане. Как в дальнейшем выяснилось, она рассчитывала в первую очередь более выгодно продать свои активы компаниям их развитых государств. Крупные же российские компании, зачастую, были обременены финансовыми трудностями, вызванными общим системным кризисом в стране, далеко не всегда в тот период были в состоянии стать центром производственной консолидации капитала. Среди методов достижения ими возможной корпоративной солидарности часто использовались не соображения предоставления экономической выгоды, а стремление любой ценой принудить младшего партнера к подчинению. Тем не менее, некоторые структуры были созданы, либо восстановлены на базе прежних постсоветских связей. Этому способствовало открытие дорого для внешнеторговых связей на уровне бартерных контрактов, введение в практику легальных схем финансирования под уступку денежного требования, т.н. факторинг. Именно через формат международного ФПГ первоначально формировалась транснациональная деятельность в странах СНГ четырех крупнейших российских металлургических компаний: Магнитогорск МК, НоволипецкогоМК, Новокузнецкого МК, Череповецкого МК. В иной организационно правовой структуре наращивали свою транснациональную деятельность в странах СНГ компании: РАО ЕЭС России, Мечел, Русал, НК ЛУКОЙЛ, Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ), ГМК Норникель. Как видно, в основном это были приватизированные гиганты, начавшие инвестиционную экспансию в условиях благоприятной конъюнктуры на рынках их экспортной продукции.
Вышеназванные компании занимали в 90-е годы лидирующие позиции среди российских экспортеров товаров в третьи страны. Они обеспечивали, как основные поступления валюты в Россию, так и, весьма интересно, депонировали, либо капитализировали значительную часть своих валютных активов за рубежом, включая и в оффшорных зонах. Как выяснится в дальнейшем, накопленный оффшорный капитал станет в дальнейшем весьма важной финансовой базой приобретения либо создания зарубежной производственной коммерческой базы крупных российских компаний. По данным ЮНКТАД, не менее 55 млрд. долл. Российских оффшорных компаний были в дальнейшем рекапитализированы в активы новых российских ТНК за рубежом11.
Следующая группа сравнительно молодых российских ТНК сформировалась в результате проводимых им активных операций по слиянию и поглощению (С и П) с зарубежными компаниями, включая и теми, которые вели транснациональную хозяйственную деятельность. Причем, операции С и П носят весьма широкий и разносторонний характер: создание стратегических альянсов, обмен активами, уступка зарубежной филиальной сети, совместная работа на рынках третьих стран и др. Среди данной волны российских ТНК можно выделить НК Татнефть, НК ТНК-ВП, КАМАЗ, Уралкалий, Трубная металлургическая компания (ТМК), группа ЕВРАЗ, АК Алросса, ВТБ Сбербанк и другие. Обращает на себя внимание тот факт, что процесс транснационализации деятельности российских компаний происходит как за счет растущих масштабов слияний и поглощений на российском рынке, так и посредством реализации данных коммерческих проектов российским бизнесом за рубежом12. По данным международного рейтингового агентства KPMG, российский рынок слияний и поглощений занял первое место среди развивающихся рынков. В стоимостном выражении его объемом составил около 130 млрд долларов. Россия стала абсолютным лидером на рынке С и П в Восточной Европе. Оценочная рыночная стоимость сделок по слияниям и поглощениям с участием российских компаний выросла с 7, 5 млрд. долл. В 2010 году до 38, 7 млрд. долл. В 2012 г. Общая раскрытая стоимость сделок по слиянию и поглощению в нефтегазовым секторе в 2012 году составила около 12 млрд. долл. Лидирующие позиции по активности продолжают удерживать металлургические компании, включая и представляющие цветную металлургию. Совокупная стоимость совершенных сделок в отрасли составила в 2010 году 19,7 млрд. долл., из них 14,3 млрд. долл. пришлось на сделки на сумму свыше 1 млрд. долл. При этом характерно, что более половины сделок в секторе – это покупки российскими компаниями активов за рубежом. В потребительском секторе общая раскрытая стоимость сделок в 2010 году составила 7, 7 млрд., в телекоммуникационном секторе произошло 69 сделок на общую сумму в 5,7 млрд. долл. Объем сделок по слиянию и поглощению в отрасли вырос по сравнению с 2009 годом на 35, 7%. По прогнозам KPMG, новые горизонты для дальнейшего роста масштабов транснационализации развития российского бизнеса открывают развитие доступа и его экспансия в зарубежные страны, из которых наиболее являются страны Азии и Африки.
Высокая динамика транснационализации деятельности российских компаний наблюдается в таком сравнительно новом секторе международного бизнеса, как телекоммуникационный. Некоторые специалисты склонны считать, что российские ТНК в данном сегменте мирового рынка использовали благоприятную конъюнктуру, а интернационализацию их деятельности обеспечил в основном иностранный инвестор. Среди них особенно агрессивную стратегию зарубежной деятельности демонстрируют АФК Система, Вымпелком, Мегафон, МТС. По масштабам зарубежных инвестиций указанные российские ТНК в некоторых отдельных странах занимают ведущие позиции. Наконец, сегодня амбиции стать транснациональной компанией демонстрируют и сравнительно средние по международным масштабам российские компании рынка производства и сбыта потребительских товаров. Среди них особой агрессивностью выделяются Вимм-Билль-Данн, калина, пятерочка, восток-Сервис, Амтел, ОАО Ломоносовский фарфоровый завод, ТВЭЛ, Балтика. Компании нарастили свою капитализацию до 500 млн. долл. И выше, освоили современные технологии производства и продвижения товаров, создают свои мощности в странах СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова, Узбекистан) и западноевропейских государств (Германия, Великобритания, Литва, Голландия, Финляндия).
Самостоятельного рассмотрения заслуживает вопрос, касающийся формирования транснациональной структуры на базе крупнейшей российской нефтегазовой монополии – ОАО «Газпром». Концерн Газпром создан на базе активов бывшей союзной отрасли газовой промышленности. Уже к началу консолидации активов ВАО Союзгазэкспорт и акционирования компания имела свыше 120 зарубежных дочерних компаний и филиалов в 14 зарубежных странах. В дальнейшем, основная часть зарубежных активов Газпрома была связана с коммерциализацией обслуживания его газового экспорта, но аккумулировалась посредством реализации масштабных проектов по слиянию и поглощению, обмену активами с зарубежными компаниями. В результате подобных операций в Германии действует несколько дочерних структур российского концерна, среди которых особо следует отметить компанию Вингаз – совместное предприятие с компанией Винтерсхалль входящей в состав крупнейшего немецкого химического гиганта БАСФ. Российской газовый концерн уже владеет долей, равной в обмен на предоставление доступа германскому партнеру к добыче сырья в России. Подобный инвестиционный проект реализован российской компанией в Австрии – первой стране ЕС, где российский газовый гигант получает прямой доступ на розничный рынок, Венгрии, Италии и других странах центральной и Восточной Европы.
Таким образом, в настоящее время мы являемся свидетелями того, что российские ТНК в своей зарубежной деятельности приобретают растущие масштабы, диверсификацию форм, откровенно по-хорошему агрессивной коммерческий напор. Исходя их устоявшихся критериев транснациональности, в России можно назвать свыше 50 отечественных ТНК с зарубежными производственными (для сферы учуг – профильными сервисными) дочерними структурами, в каждой из которых ПИИ превышают 5 млн. долл. Сопоставимые показатели свидетельствую, что согласно официальной информации зарубежных стран аккумулированные объемы привлеченных российских ПИИ в рамках ТНК составляют порядка 65-70 млрд. долл.
Внешнеторговые факторы остаются одним из важнейших источников высокой динамики роста российской экономики. Внешнеторговый оборот России вырос с 173 млрд. долл. в 2000 году до 553 млрд. долл. в 2010 году. Учитывая, что ВВП России в истекшем году составил 1,2 трлн. Долл., доля стоимости внешнеторгового оборота к ВВП составляет более 47%. Таким образом, по степени интегрированности производимого ВВП в мировое хозяйство Россия занимает достаточно высокое место.
Внешнеторговая деятельность ТНК России в основном ока касается ведущих направлений их зарубежной деятельности. На начальном этапе зарубежная филиальная сеть ориентирована на обслуживание экспорта сырьевых товаров. По расчетам автора, через филиальную сеть российских ТНК в 2011 обеспечивает экспорт около 70% нефти, свыше 90% природного газа, около 7555 проката черных металлов, более 80 % алюминия.