Тенденции развития мирохозяйственных связей России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 08:22, контрольная работа

Краткое описание

Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. Экономические связи между государствами имеют многовековую историю. Они существовали на протяжении столетий, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или не производила вовсе. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений – мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира.

Содержание

Введение. 3
1. Современная система мирохозяйственных связей 7
2. Россия в мировом хозяйстве 22
2.1. Особенности интеграции России в систему интернациональных экономических отношений. 22
2.2. Россия в системе интернационального разделения труда. 29
2.3. Место и роль России в мировой торговле. 34
2.4.Россия на международном рынке труда. 39
3. Тенденции развития современной мировой экономики: перспективы и последствия для России 43
3.1.Перспективы развития мирохозяйственных связей России 43
3.2. Необходимость и целесообразность участия России в деятельности Всемирной торговой организации 55
3.3. Проблемы, условия и перспективы присоединения России к ВТО 64
Заключение 76
Литература. 80
Приложение №1. Глоссарий 83
Приложение №2 «Внешняя торговля РФ со странами дальнего зарубежья» 85
Приложение №2 «Внешняя торговля РФ со странами дальнего зарубежья» 85
Приложение №3 «Внешняя торговля РФ по группам стран» 87
Приложение №4 «Внешняя торговля РФ со странами-участниками СНГ» 89

Прикрепленные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 725.50 Кб (Скачать документ)

    Одним из основных источников глобализации является процесс транснационализации - становления и развития в мировой  экономике крупных транснациональных  по масштабам своей деятельности компаний -транснациональных корпораций (ТНК) реального и финансового сектора. ТНК являются одновременно и результатом и главными действующими лицами интернационализации [12,156]. В результате транснационализации определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и национального дохода практически любой страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В последнее десятилетие различные рынки, в частности капитала, технологии и товаров, а в известной степени и труда, становились все более взаимосвязанными и интегрированными в многослойную сеть ТНК.

    Первые  ТНК появились еще в XIX в. и постепенно выработали главные установки «проглобалистского»  типа, определяющие их деятельность:

    - обеспечение своего производства  иностранным сырьем;

    - закрепление на иностранных рынках сбыта посредством создания там своих филиалов;

    - рационализация производства путем  его перемещения в страны, где  издержки производства меньше, чем  на национальной территории.

    Слияния, взаимные приобретения реальных активов  или долей капитала - характерная черта глобальных стратегий ТНК. Итогом глобальных стратегий в конечном счете становится формирование интегрированной международной торгово-индустриальной системы, по сравнению с которой национальные территории и государства выступают как второстепенные величины. Глобальные ТНК все более отчетливо проявляют тенденцию к образованию крупных групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании.

    Сегодня ТНК контролируют, по разным оценкам, от трети до половины мирового промышленного производства, свыше половины международной торговли, около четырех пятых мирового банка патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. Межстрановые потоки товаров и услуг приобрели новое качество: около 40% таких потоков носит характер внутрикорпоративной торговли, что придает им особую устойчивость. Международная торговля сырьем почти полностью находится под контролем ТНК. На долю ТНК приходится 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, железной рудой, 85% - медью и бокситами, 80% - чаем и оловом, 75% - каучуком и сырой нефтью [28,111].

    Сегодня в развитых странах в каждой отрасли, как правило, доминируют две-три  крупные компании, конкурирующие  между собой на рынках всех стран. Экономическая мощь крупных ТНК вполне сравнима с ВВП средних по размеру и хозяйственному потенциалу стран. Другими словами, глобализация мировой экономики поддерживается очевидным усилением концентрации и централизации капитала.

    В рамках ВТО еще не разработана  система антимонопольных мер, которые можно было бы применять к глобальным ТНК. Этот вопрос находится в стадии обсуждения.

    Объективно  протекающий в рамках мирового хозяйства  процесс глобализации во многом по-разному  воздействует на страны с различным  уровнем развития, представляющие «центр» мирового хозяйства (по новой терминологии - передовые экономики), с одной стороны, и развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, с другой. Прежде всего следует отметить принципиальную асимметричность рисков и выгод глобализации для различных групп стран.

    Принципиальная  асимметричность рисков и выгод  глобализации вытекает из логики протекания самого этого процесса: как известно, в рамках процесса глобализации складываются глобальные товарные и финансовые рынки, интегрированное в масштабах всего мира экономическое пространство, на котором явные конкурентные преимущества имеют крупнейшие компании - ТНК и транснациональные банки. Они, как правило, изначально выигрывают конкуренцию на рынке с относительно небольшими национальными компаниями за счет эффекта экономии на масштабе, оптимизации использования ресурсных, трудовых и технологических потенциалов многих стран, где расположены их филиалы и производственные мощности, использования механизма трансфертного ценообразования и т.д.

    Хорошо  известно, что неограниченная рыночная конкуренция не способна обеспечить равный уровень благосостояния всем ее участникам. Принципиально не изменяется ситуация с переносом конкуренции с национального на глобальный уровень. В глобальной конкуренции выигрывает сильнейший, а сильнейшие в большинстве случаев - компании развитых стран. Производителям из многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой в такой борьбе часто остаются менее выгодные и прибыльные ниши изготовления технологически несложной, трудоемкой и местной по характеру целевого рынка продукции.

    Именно  в передовых экономиках сосредоточен основной научно-технический потенциал  мира, здесь создается большинство  новых технологий, что позволяет  компаниям этих стран извлекать  своеобразную «технологическую ренту». Согласно широко известным статистическим данным, доля расходов на НИОКР в ВНД в конце прошлого десятилетия составляла в развитых странах от 2,75% в США, 2,8% в Германии до 3% в Японии. В то же время даже в тех передовых экономиках, которые лишь совсем недавно были включены в данную группу стран, соответствующий показатель существенно ниже (1,9% в Южной Корее, 1,68% в Сингапуре), ниже он и в подавляющем большинстве остальных стран с более низким уровнем социально-экономического развития (например, в Малайзии, известной своими технологическим достижениями, - 0,22%).

    Освоив  новые информационно-коммуникационные и управленческие технологии, компании и банки развитых стран имеют  возможность контролировать движение капитала на глобальных финансовых рынках. Использование своих конкурентных преимуществ на финансовых рынках, на рынках научно-технических услуг и объектов интеллектуальной собственности позволяет хозяйствующим субъектам развитых стран, взятых в целом, стать фактическими монополистами в финансовой и научно-технической сферах.

    Конечно, не только в развивающихся странах  и странах с переходной экономикой, но и развитых странах есть отрасли  хозяйства, которые терпят ущерб  от иностранной конкуренции по мере интенсификации международной торговли и международного движения капитала, становления глобальной финансовой сферы. Сокращение производства в этих секторах может повлечь за собой значительные социальные издержки для определенных групп населения (безработица, необходимость переквалификации и переезда в другие регионы и др.). Очевидно, есть немало таких, кто в силу возраста, образования или других причин не имеет шансов на переквалификацию и перспектив найти себя на резко изменившемся рынке труда. Однако в развитых странах данные негативные эффекты, если они возникают, амортизируются относительно высоким уровнем развития систем социальной защиты населения, страхования по безработице, государственной помощью в обретении новой специальности и повышении квалификации рабочей силы. Хорошо известны случаи предоставления правительствами этих стран субсидий на временной основе, призванных смягчить болезненный процесс структурной перестройки хозяйства (особенно в странах ЕС). Кроме того, и США, и западноевропейские страны (посредством единой аграрной политики в рамках ЕС) через различные механизмы субсидируют аграрную сферу своего хозяйства, искусственно повышая тем самым конкурентоспособность отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Подобная политика позволяет смягчать негативные эффекты глобализации при полном использовании ее выгод.

    Для менее развитых стран при неочевидности  выгод глобализации вследствие относительно более слабых конкурентных позиций  их хозяйствующих субъектов в  современных секторах экономики  издержки глобализационных процессов будут, скорее всего, более болезненными, поскольку возможности сглаживания негативных последствий ограничены меньшим уровнем развития и меньшим потенциалом систем социального страхования и социальной помощи государства, меньшими финансовыми возможностями правительств данных стран, не позволяющими эффективно регулировать процесс структурной перестройки их хозяйственных комплексов. В то время как природные и трудовые ресурсы менее развитых стран все в большей мере включаются в мирохозяйственные процессы, государства в этих странах часто не в состоянии поддерживать на минимально достаточном уровне социальную инфраструктуру.

    Хорошо  известно, что различные формы  внешнеэкономических связей - и в  первую очередь участие в международной  торговле и процессах иностранного инвестирования - при благоприятных условиях способны быть двигателем хозяйственного и социального прогресса менее развитых стран. Необходимость широкого участия во внешнеторговых связях, привлечения иностранного капитала и технологий в целях содействия процессам модернизации и экономического развития, как правило, хорошо осознается деловыми и политическими элитами развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Однако в реальной действительности и по объективным причинам, и по субъективным - связанным с реализуемой моделью глобализации - многие менее развитые страны часто не в состоянии воспользоваться плодами глобализации, превратить участие в международных товарных и финансовых потоках в «двигатель» своего собственного развития.

    Положение дел таково, что во многих случаях глобальные рынки затрагивают развивающиеся экономики весьма избирательно. Например, ввиду низких показателей кредитоспособности и высоких валютных рисков эффективная процентная ставка для заемщиков из «третьего» и бывшего «второго мира» существенно превышает ставку привлечения средств для «стандартного» западного заемщика. Это делает и более тяжелым бремя обслуживания и рефинансирования внешней задолженности этих стран, как государственной, так и частной. Основными реципиентами прямых иностранных инвестиций в последние десятилетия являются не развивающиеся (на них в 2001 г. по данным ЮНКТАД приходилось только 28% от общего притока ПИИ, а в 2002 г. -24,9%, в том числе 0,5% на 48 наименее развитых стран) и не восточноевропейские и постсоветские страны с переходной экономикой (4% и 4,5% соответственно), а развитые страны. К тому же и этот приток прямых инвестиций, поступающий в развивающиеся страны, распределяется крайне неравномерно: в конце 1990-х гг. порядка 80 % его объема приходилось на 20 стран-реципиентов, в том числе около половины - всего на 5 стран.

    Не  менее серьезны и проблемы, с которыми по тем же самым причинам сталкиваются менее развитые страны в попытках использовать выгоды более широкого участия в международной торговле. В трети развивающихся стран  за 1990-е гг. произошло уменьшение показателя их внешнеторговой квоты (отношение оборота внешней торговли к ВВП). К концу 1990-х гг. условия торговли наименее развитых стран ухудшились по сравнению с началом 1970-х гг. примерно на 50%. По данным МВФ, на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой приходится суммарно лишь 25,1% мировой торговли товарами и услугами. В настоящее время любой производитель из так называемых периферийных стран сталкивается в «центре» мирового хозяйства со множеством рыночных и нерыночных барьеров на пути своих товаров. Продукция из развивающихся стран подлежит в государствах с развитой экономикой дорогостоящей и сложной (по сути, протекционистской) процедуре сертификации, патентования, проверке на соответствие стандартам и нормам и т.д. Даже если обратиться исключительно к тарифным методам ограничения импорта из развивающихся стран, то окажется, что в странах-лидерах мировой экономики, как показывают исследования аналитиков Всемирного банка, в 1990-е гг. эффективная (взвешенная по реальной структуре ввоза) ставка импортного тарифа на продукцию обрабатывающей промышленности, поставляемую из развивающихся стран, была 3,5-4 раза выше, чем на соответствующую продукцию из других развитых стран.

    Возможности хозяйственного развития многих развивающихся  стран и стран с переходной экономикой подрываются продолжающимся и усиливающимся в условиях глобализации процессом «утечки мозгов» - наиболее квалифицированной части трудового потенциала этих государств - в богатые развитые страны.

    С учетом изложенного выше можно утверждать, что современное развитие мирового хозяйства характеризуется такой ситуацией, когда потенциальные риски глобализации в странах так называемой мировой периферии не могут не быть выше, чем в странах его «центра» - передовых экономиках. Стремительно развивающийся процесс глобализации зачастую приносит явные выгоды странам с более высоким уровнем развития и большей конкурентоспособностью национальной экономики, а для менее развитых стран издержки данного процесса могут уравновесить выгоды, а то и превысить их. По образному выражению, немалое число развивающихся стран попало в «ловушку глобализации», под которой понимается вовлечение в глобализационные процессы экономик менее развитых стран путем разрушительной для последних эксплуатации их национальных ресурсов, в том числе природных и интеллектуальных.

    Из  приведенного выше очевиден вывод о  нарастании конфликтного потенциала в  мировой экономической системе, накапливании на стороне развивающихся  стран огромного потенциала недовольства.

    Один  из признаков глобализации - нарастание гомогенизации (схожести) мира, в том числе унификация условий хозяйственной деятельности. С этой точки зрения ВТО объективно способствует процессу глобализации, так как за более чем полувековую историю ГАТТ/ВТО разработали именно такую систему правил и принципов международной торговли, обязательных для всех ее участников.

    Процессы  глобализации современной мировой  экономики теснейшим образом  связаны с эволюцией ее институциональной  структуры - институционализацией мирового хозяйства. Говоря по-иному, в мирохозяйственных связях складываются и видоизменяются конкретные социальные институты (понимаемые как синтез традиционных понятий институт и организация), происходит институционализация международных экономических отношений. В области международной торговли наряду с такими базовыми характеристиками мирового рынка, традиционно признаваемыми в качестве его институтов, как частная собственность, конкуренция и т.д., к институтам следует отнести так называемые инфраструктурные составляющие международных торговых отношений - банки, товарные биржи, международные многосторонние товарные соглашения, призванные регулировать отдельный сегмент мирового рынка, и соответствующие им организации («классический» случай такой организации - фактический картель стран-производителей нефти ОПЕК), двусторонние торговые соглашения, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) и другие связанные с международной торговлей организации ООН. Отдельно следует упомянуть региональные интеграционные организации (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и многие др.) и действующий в их рамках механизм регулирования взаимной торговли. В то же время ведущей международной регулирующей организацией, действующей в сфере международной торговли, является ВТО.

Информация о работе Тенденции развития мирохозяйственных связей России