Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:48, контрольная работа
После десяти лет непрерывного экономического бума их ВВП приближается к 9 трлн. долл. Военная мощь страны превосходит совокупную военную мощь 10 крупнейших держав мира. Американские расходы на исследования и создание новых образцов военной техники превышают 36 млрд. долл. Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 20 лет мирового лидерства. Однако, по закону длинных волн Кондратьева, за каждым экономическим подъемом следует спад, следовательно, экономический рост США когда-нибудь сменится спадом, и он так же сильно может повлиять на мировое хозяйство, как и теперешний рост экономики США, тем более что тенденции к спаду уже проявились.
Введение
1. Факторы и динамика экономического развития США
2. Отраслевая структура экономики США
3. Банковская система и финансовый капитал США
4. Бюджетная политика США
5. США как центр глобализации
6. Кризис в экономике США: причины и следствия
Заключение
Список литературы
\
Утверждение, что «США - единственная сверхдержава», имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об «однополярном мире» во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.
Этот тезис связан с определенным видением мира. Он свидетельствует о желании не замечать происходящих в международных отношениях глубоких перемен, вызванных окончанием холодной войны. Тезис этот отражает глубокое убеждение в том, что, несмотря на окончание эпохи конфронтации, во всяком случае, старой конфронтации между Востоком и Западом, между коммунизмом и свободным миром, отношения между ними остаются основанными на силовой иерархии, на подсчете количества ракет, авианосных соединений, боеготовых дивизий и прочих силовых моментов, жестко определяющих место каждой страны в мировой табели о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует твердое убеждение, что двуполярная модель мира в современных условиях может эволюционировать исключительно в сторону однополярной и что распад двуполярной международной системы в глазах многих политических деятелей США воспринимался только как становление однополярной.
Утверждение «США - единственная
сверхдержава» помимо определенного
видения эволюции международной
системы содержит еще одну установку
- о роли самих США в этой системе.
Совершенно очевидно, что эта роль
имеет центральный и
Отсюда делаем соответствующие выводы. Во-первых, об основах стабильности современной системы и ее жизнеобеспечении: ее жизнеспособность и деятельность объявляются производными от состояния американских ресурсов, политической воли и интеллекта. Разумеется, это, прежде всего, означает усиление степени ответственности США и их политического механизма.
Во-вторых, выводы из концепции
«единственной сверхдержавы»
В-третьих, в рамках этой
концепции стали меняться, и довольно
радикально, отношение к использованию
силы в международных отношениях
и готовность ее использовать. Исчез
вынужденный контроль над собственными
же планами и амбициями, существовавший
в годы холодной войны в связи
с опасностью противодействия другой
стороны или эскалацией цены применения
силы до неприемлемого уровня. Окрепло
представление о своих
В-четвертых, концепция «США - единственная сверхдержава» связана и с продолжением углубления раздела стран на друзей и недругов Америки. Со времени начала холодной войны система взаимоотношений США с другими государствами была довольно разнообразной: союзнические связи, партнерство, дружественные, нейтральные отношения, холодность, безразличие, враждебность. Но все это при известном, хотя и трудно усваиваемом принципе уважения к суверенитету других, потому что всегда была еще одна страна, которая могла утешить всех обиженных, не понятых и не принятых Вашингтоном, как это случилось с Кубой, Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д. После окончания холодной войны ситуация упростилась: перед каждым из государств возник вопрос о том, какие отношения строить с США - дружественные или нет? А «еще одной страны», к которой в случае чего можно было бы обратиться за помощью, уже нет в природе. Таким образом, мир становится все более одномерным» не проамериканским или просоветским, а либо проамериканским, либо антиамериканским.
Помимо совершенно новых схем построения «мира по-американски», что само по себе может означать его сильнейшую дестабилизацию и даже повышение конфликтного потенциала.
При возникновении идеи однополярного
мира и «единственной оставшейся
сверхдержавы» возникает
Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство. Джонсон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали…, чтобы грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом, предохраняющим их от такого же требования за рубежом. Парагвайский гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный авторитет».
При этом однозначно забывается,
что США - крупнейший экспортер мира,
в большей степени зависящий
от экспорта, чем, скажем, Япония, что
заграничные филиалы
6. Кризис в экономике США: причины и следствия
Экономика США уже переживала серьезные проблемы - это и кризис 1929 г. (Великая Депрессия), последствия которой сказывались по всему миру, это и кризис 70-х годов, связанный с повышением цен на нефть, высокой инфляцией, что закончилось девальвацией доллара. Был также биржевой кризис 1987 г., когда в черный понедельник 19 октября 1987 г. индекс Доу упал примерно на 22%, при этом цепное снижение индексов по всему миру составило 10-15% , а также крах «пузыря» «доткомов» (2000-2002 гг.) - акций Интернет компаний.
Сейчас все инвесторы панически бояться наступления рецессии в США. Оценки вероятности ее наступления разные: от 45% до 70%, кто-то говорит, что ее не будет, кто-то - что она уже началась. За время «медвежьей недели» 16-24.01.2008 г., начавшейся с плохих новостей из США (списание огромных убытков крупных банков, падение розничных продаж и уровня строительства новых домов), индекс РТС упал почти 18%, с уровня 2300 до уровня менее 1900. И даже теперь, на фоне повторного снижения ставки ФРС в течение января в общей сложности на 1.2% рынок очень нестабилен. Однако важным является не только возможность наступления рецессии, сколько наличие действительно серьезных проблем в экономике США, разрешить многие из которых будет достаточно непросто.
Причины кризиса в США. Экономика США подобна «черной дыре», требующей все больше ресурсов для рефинансирования своих долгов за счет роста средств внешних кредиторов. Норма сбережений в США с 2005 года отрицательна. На долю США приходится до 20% всего мирового производства, однако потребляет она значительно больше - около 35%. Могущество доллара длительное время «гарантировало» увеличение внутреннего потребления за счет роста внешнего федерального долга, составляющего по данным за 2006 г. около 66% ВВП (около 8.7 и 13 трлн. долл. соответственно). Это позволило иметь существенный дефицит бюджета - до 239.6 млрд. долл. за 2006 г. - 1.8% ВВП, и нарастить огромную сумму внутренней задолженности домашних хозяйств в США - 12.8 трлн. долл., или примерно 42.6 тыс. долл. на человека. При этом общий внешний долг правительства, корпораций и граждан составляет уже почти 50 трлн. долл., т.е. более 3 ВВП. В результате по показателю текущего платежного дефицита, составляющего около 850 млрд. долл. за 2006 г. или 6.2% ВВП экономика США крайне неэффективна.
Однако такая модель при существующих тенденциях роста дефицита - это дорога в никуда. Кризис в США вызван глубинными структурными проблемами экономики, при которых занятость в США в промышленных секторах под давление импорта из Китая и переноса рабочих мест в развивающиеся страны падает. И не факт, что новая экономика «услуг» может предложить эквивалентные рабочие места, а также увеличить объем экспорта. Не менее важная причина падения эффективности экономики США - это невероятные военные расходы Пентагона, в том числе на войну в Ираке (не забудем и про Афганистан) активно «сжирающие» деньги налогоплательщиков и способствующих оттоку средств из гражданского сектора.
Другая причина - рост цен на нефть,
уменьшающая потребительские
Но самое главное - отсутствие структурных изменений в экономике, искусственная стимуляция экономики за счет денежной накачки, хронического дефицита бюджета и роста государственного долга. Чтобы понять, что происходит сейчас в США необходимо вернуться в недалекое прошлое. Крах «доткомов» способствовал вползанию в рецессию, наступившую в 2001 г. Чтобы выправить ситуацию, находившийся тогда на посту главы ФРС Алан Гринспен снизил ставку за период с 2001 по 2003 с 6.0 до 1% (основное снижение пришлось на 2001 г. до 1.75%). С целью оживления экономики Правительство увеличило государственные расходы (при снижении налогов), что обусловило стремительный рост дефицита бюджета (до этого в течение нескольких лет сводимого с профицитом) почти в 2.6 раза c 158 млрд. долл. в 2001 г. до 412 млрд. долл. в 2004 г. , дефицита платежного баланса почти в два раза с 415 млрд. долл. за 2000 г. до 850 млрд. долл. в 2006 г. (6.5% ВВП), а также внешнего долга, выросшего почти в 2.3 раза - с 3,865 трлн. долл. до 9 трлн. долл. осенью 2007. Все это происходило при администрации Буша.
Дешевые деньги способствовали активному росту как на фондовом рынке, где рост индексов с 2003 г. по 2007 г. составил свыше 60%, так и на рынке недвижимости, пережившем настоящий спекулятивный «бум», росшего в 2002-2005 гг. темпами несколько десятков процентов в год. При этом деньги ушли в большей степени не на развитие инновационного и экспортного потенциала страны, а на потребление и развитие строительной отрасли. После краха «доткомов» население решило - фондовый рынок может быть нестабильным, но недвижимость будет расти. Значительная часть операций по покупке домов превысили реальный спрос и были совершены в надежде на прибыль с учетом роста цен.
Банки стали предлагать населению изощренные банковские продукты, переносившие первоначальные платежи в будущее, в ряде банковских продуктах первоначальный взнос при покупке дома был обнулен. Под выданные кредиты выпускались ипотечные облигации, которым присваивали высокие рейтинги надежности. Расширяя потребление, население брало также потребительские кредиты под рост стоимости недвижимости. Заемщики стали брать кредиты с плавающей ставкой, которая на тот момент казалась невысокой. Рост экономики США в 2005-2006 гг. составил около 3.2%. Но экономика «перегрелась» и Гринспен стал постепенно повышать ставку с 1% на середину 2004 г. до 5,25% к лету 2006 г. Насколько эффективны были эти «ралли» по процентным ставкам? Проблема в том, что существует значительный лаг между снижением ставки и наблюдаемым эффектом.
Заемщики попали в тиски процентного риска, их ежемесячные процентные расходы за 2003-20006 г. увеличились примерно на 35%, в среднем с 840 до 1132 долл. В 2007 году за счет роста невозвратов рынок недвижимости пошел вниз, банки стали терять деньги. Переоценив риски банки стали закрывать лимиты друг на друга, ипотечные облигации упали в цене, новые выпуски не нашли покупателей. На рынке возник дефицит ликвидности, вызванный потерями заемщиков и банков и переоценкой рисков участниками рынка.
По данным за октябрь 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ряде штатов недвижимость «просела» на 8-12%, а в среднем по 20 крупнейшим городам на 6.1%, что соответствует самому сильному падению за последние 16 лет. При этом наиболее сильное падение произошло с марта этого года. Снижение стоимости недвижимости и падение рынка акций снижает кредитоспособность американцев.
У прошлой рецессии и нынешней надвигающейся есть принципиальные различия - хотя фондовый рынок в 2001-2002 рухнул, но банковский сектор был здоровым, ныне рынок недвижимости точно «перегрелся», а банковский и финансовый сектор под угрозой кризиса плохих долгов.