Роль программно-целевого метода в управлении регионами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие регионов, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие региона и призвано сбалансировать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы хозяйствующих субъектов. Система подобного уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 79.72 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в российской практике финансовые, трудовые и материальные ресурсы, направляемые на развитие регионов, используются бессистемно. Современное социально-экономическое развитие региона и призвано сбалансировать разнонаправленные и зачастую противоположные интересы хозяйствующих субъектов. Система подобного уровня сложности особенно нуждается в специальной целенаправленной управленческой деятельности, обеспечивающей эффективное развитие региона.

Одним из действенных инструментов управления социально-экономическим развитием территорий в зарубежной и отечественной практике является программно-целевой подход, опирающийся на методологию системного анализа и планирования.

Программно-целевой метод в управлении ориентирован на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирование дерева целей, разработка адекватной исполняющей программы, реализация управляющей программы. Ключевой идеей программно-целевого метода выступает матрица «цель - средство» - иерархическая структура строго сформулированных целей - программных элементов, каждый из которых служит ступенью и средством решения проблемы.

Целевая программа, в отличие от плана действий, обладает свойствами самоорганизации и саморазвития, позволяющими получить результат по критерию «стоимость - эффективность» более высокий, чем при обычном «затратном» планировании. Иными словами, при программном управлении за счет получения новых знаний создается дополнительный «программный продукт» для совершенствования и развития структуры программы, более полного достижения поставленных целей.

 

1 Роль программно-целевого метода в управлении регионами

В течение длительного периода времени программно-целевое планирование и управление в России было сосредоточено на построении и осуществлении целевых программ федерального уровня. Политические и социально-экономические реформы 1990-х гг. привели к смещению программных разработок на уровень субъектов Российской Федерации, что было следствием развития демократии и федерализма, перехода от преимущественно отраслевого к территориальному управлению, повышения роли регионов в проведении экономической политики и решении социально-экономических проблем.

В России с ее громадными расстояниями и неравномерностью хозяйственного освоения территории и расселения особое место в экономической, социальной и политической жизни занимает организация управления регионами. Именно регионы скрепляют огромные пространства России, обеспечивающие ее единство и целостность. Одним из немногих инструментов, способствующих решению большого круга задач, является программно-целевое управление, направленное на решения сложных проблем социально-экономического характера, возникающих при реализации крупномасштабных народнохозяйственных, межотраслевых и межрегиональных целей в ограниченные сроки.

В экономике социально-экономические программы служат средством поддержания планомерности в государственном управлении экономическими объектами, процессами, отношениями, они являются инструментом проведения государственной политики, государственного регулирования рынка. Программы призваны содействовать ускоренному решению наиболее назревших, острых, неотложных проблем посредством сосредоточения ресурсов и координации действий исполнителей разной ведомственной подчиненности. На целевые программы возлагается задача повышения качества и эффективности государственного управления. Программно-целевое управление, будучи по своей природе стратегическим, призвано ослабить или устранить недостатки ситуационного, инерционного, «ручного» государственного управления экономикой.

Программное планирование и управление непосредственно связано с факторами региональной природы. Цели развития территорий, решение региональных проблем занимают достойное место в ряду целевых ориентиров социально-экономического развития.

Территориальная природа объективно присуща целевой программе, ибо ее действие происходит в территориальном пространстве, а объекты программных мероприятий расположены на определенных территориях. Неизбежная потребность каждой целевой программы в использовании земельных, водных, лесных ресурсов, недр и других природных богатств также свидетельствует о территориальной привязке программы, она определяется и потребностями в трудовых ресурсах, наличие которых также связано с территориями. К крупным региональным программам, которые были приняты и осуществлены в середине и конце прошлого века относятся программа создания угольно-металлургической базы Урала и Сибири, развитие нефтегазового комплекса в Сибири и районах Крайнего Севера, строительство Байкало-Амурской магистрали в России, освоение и развитие природного потенциала Аляски в США.

Территориальный фактор накладывает ощутимый отпечаток на цели и задачи программ вне зависимости от их вида и масштаба. В особенности это касается программ социальной ориентации, которые по своей сути не могут быть внетерриториальными. Природа социальных программных потребностей проистекает из состава и структуры населяющих территорию людей и складывается под влиянием географических, климатических, исторических условий, теснейшим образом обусловленных расположением и потенциалом региона.

В этом смысле любые целевые программы могут быть названы территориальными, так как они порождены территориальными проблемами, используют территориальные ресурсы и реализуются на определенных территориях. В связи с этим затруднительно выделить признаки, в соответствии с которыми одни целевые программы правомерно относить к классу региональных, а другие не стоит. Включение в название программ слов «региональная», «муниципальная» часто отражает не столько территориальную зону действия программ, сколько заинтересованность в ее реализации и выделении средств на выполнение программы со стороны региональных, городских, местных органов управления.

Территориальность программ допустимо связывать с источниками материальных, трудовых, финансовых ресурсов, используемых для разработки и выполнения программы. Так если основными, определяющими источниками ресурсного обеспечения программы служат ресурсы региона (региональные, муниципальные бюджеты, средства региональных участников программы, кредиты, предоставляемые этим участникам под гарантии территориальных органов власти, иностранные вложения в региональные объекты), то есть основания считать такие программы территориальными.

Управление территориальными программами, функции и компетенции управления, ответственность за качество и эффективность управления должны быть возложены на государственные и местные органы территориального управления.

Масштабы и интенсивность программно-целевого подхода при решении территориальных проблем зависят от системы управления экономикой страны в целом, от реализуемой в стране социально-экономической стратегии и вытекающей из нее региональной экономической политики.

2 Сущность и особенности программно-целевого управления

2.1 Сущность программно-целевого  управления

Теоретическим основам программно-целевого управления социально-экономическими системами посвящено значительное число научных трудов. Однако, заметна незавершенность концептуальных построений, проявляющаяся в отсутствии четкого представления о системе базовых атрибутов названного феномена. Как правило, трактовка последнего ограничивается фиксацией в качестве его главных признаков наличия цели и программы ее достижения. В этом случае задача выявления сущности и особенностей программно-целевого управления вряд ли может быть решена, поскольку целевая функция присуща всякому управлению, также как и программа, толкуемая как совокупность взаимосвязанных мероприятий по реализации цели.

Анализ публикаций свидетельствует также о терминологическом разнобое, когда исследователи нередко используют понятия "программно-целевое управление", "программно-целевой метод управления", "программно-целевой принцип управления", "программно-целевой подход", как однопо-рядковые. На самом деле речь идет о явлениях, хотя и связанных друг с другом, но находящихся в определенной субординации.

На наш взгляд, необходим критический анализ имеющегося теоретического задела, в результате которого может быть уточнена и дополнена содержательная интерпретация программно-целевого управления. Следует заметить, что в зарубежной, прежде всего, американской литературе встречается ряд терминов для обозначения программно-целевого управления: system management, weapon system management, project management. Ф.Каст и Дж. Розенцвейг в этой связи отмечали, что хотя существуют определенные различия между этими терминами и их значениями, они относятся к одному общему явлению - интегрированному управлению конкретной программой на системной основе. В.С.Рапопорт и Л.В.Родионова рассматривают программно-целевое управление как организационную форму, использование которой необходимо для выполнения комплекса работ ("программы") и предполагает вполне определенный тип структуры управления (в приведенной авторами статье -матричной). Они отмечают, что для управления программами вводятся должности соответствующих руководителей, которые в максимальной степени сосредоточивают на себе всю ответственность за достижение цели программы, координируют взаимодействие по программе как внутри организации, так и вне нее.

Важен сделанный ими акцент на то, что если вначале программно-целевое управление рассматривалось как временное и динамичное структурное решение, то практика показала потребность в использовании специального организационного механизма, который нуждается в создании постоянных подразделений аппарата управления.

Говоря о перспективах развития управленческих структур "на базе программ" авторы монографии "Теория управления системами" Р.Джонсон, Ф.Каст, Дж. Розенцвейг в свое время отмечали, что проектный или программный тип организации, создаваемой для выполнения определенных задач, будет основным типом организации будущего.

Заметим, что императив, определяющий необходимость трансформации структуры управления при переходе к управлению программами был обоснован и осуществлен еще в советской практике 20-х годов.

Е.В.Руднева обоснованно указывает на то, что характерной чертой управления разработкой и реализацией плана ГОЭЛРО явилась "концентрация ресурсов и централизация полномочий путем создания специального органа (комиссии ГОЭЛРО при ВСНХ), наделенного правами по координации других организаций, привлечению нужных специалистов, информации, научных материалов, обеспечению целевого финансирования работ по подготовке проекта плана".

Важно обратить внимание на то, что использование программно-целевых структур не является альтернативным вариантом традиционным их видам. В литературе обоснованно отмечается, что, например, матричная структура, может функционировать в рамках сложившейся линейно-функциональной структуры.

Заметим, что выделение организационной структуры как неотъемлемого атрибута программно-целевого управления, не является обязательным для всех авторов. Так, например, А.Д.Самохин ограничивает такое управление только постановкой целей (главных задач) и определением путей к ним.

Фрагментарность в трактовке системы программно-целевого управления присуща и другим исследователям. Она реализуется посредством характеристики одного из ее компонентов - методов. К ним, например, относят методы:

- оценки и выбора проблем, для решения которых будут  разрабатываться программы;

- формирования и оптимизации  программ;

- определения ресурсов  и распределения их между элементами  программ;

- организации системы  управления" программой и обеспечения  организационного взаимодействия;

- координации и контроля  по программам.

Нетрудно заметить, что сами методы здесь не названы, определены лишь этапы и соответствующие им виды деятельности, значимые для осуществления названного управления.

Столь же неконкретными являются представления о методах программно-целевого управления и у других авторов. Так, Ю.Н. Казанский утверждает, что программно-целевой метод - это способ конкретной реализации целевой комплексной программы в определенной области ее применения. По мнению Б.А.Райзберга и А.Г.Лобко, в широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. При этом ими делается акцент на то, что этот метод должен быть использован, если проблема не устраняется в процессе естественного функционирования системы, а наоборот, обладает тенденцией к обострению. Вследствие этого необходимо принять специальные программные меры, сконцентрировать усилия, мобилизовать ресурсные возможности в интересах решения проблемы в течение определенного срока.

М.Ю.Кривошеева характеризует программно-целевой метод как метод выделения основных целей и задач государственного, экономического, социального, экологического и культурного, территориального развития, разработки взаимосогласованных мероприятий по их реализации в установленные сроки.

Нетрудно заметить и другие недостатки в приведенных положениях. Так, Ю.Н. Казанский ограничивает инструментарий (методы) управления только фазой реализации программ, оставляя организационно не обеспеченными другие функции управления (планирование, координация, контроль). Напротив, для М.Ю.Кривошеевой названные методы используются только на этапе разработки программ. Иными словами, в обоих случаях вне поля зрения остается весь управленческий цикл.

 

2.2 Особенности программно-целевого  управления

Особой позиции в трактовке программно-целевого управления придерживаются Б.А.Райзберг, Е.П.Голубков, Л.С.Пекарский. По их мнению, это понятие следует рассматривать в широком и узком смыслах.

Программно-целевое управление в широком смысле они рассматривают как воздействие субъекта управления на объект управления, вырабатываемое на основе методологии системного анализа. Средства достижения целей управления (план, целевая комплексная программа, оргструктура и др.) определяются, исходя из этих целей и охвата всех стадий воспроизводственного процесса (жизненного цикла). В узком смысле сущность программно-целевого управления сводится ими только к разработке и реализации целевых комплексных программ различного типа. При анализе "широкой" трактовки следует отметить попытку авторов дать состав основных атрибутов программно-целевого управления (план, программа, структура). В то же время ей присуща известная абстрактность, поскольку неясно кто выступает в качестве субъекта управления, каковы объект и специфика организационного воздействия.

"Узкая" версия фиксирует  лишь внешний уровень проявления  программно-целевого управления (разработка  и реализация программ) и в  силу этого не может претендовать  на раскрытие его сущности.

Попытку выявления необходимого и достаточного состава компонентов программно-целевого управления предпринимают исследователи, обращаясь к американской практике формировании и функционирования системы "планирование-программирование-бюджетирование" (ППБ), апробированной в США еще в начале 60-х годов XX века.

Ю.В.Катасонов рассматривает ее, как механизм планирования, распределения ресурсов и контроля деятельности.

Важен сделанный им вывод о том, что с принятием системы ППБ оценка ожидаемой и фактической эффективности деятельности правительственных ведомств США по критерию сравнения затрат и результатов была поставлена на систематическую основу.

Информация о работе Роль программно-целевого метода в управлении регионами