Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:40, курсовая работа
Проблема международной валютной ликвидности активно разрабатывалась в советское время такими исследователями, как Баринов Э.А. (теоретические основы и показатели измерения ликвидности), В.И. Суровцева (тенденции развития международной валютной ликвидности). В современных условиях проблема международной валютной ликвидности комплексно не изучается, имеющиеся публикации посвящены лишь эффективному управлению золотовалютными резервами государства.
Введение 4
1 Сущность и показатели международной валютной ликвидности 6
2 Развитие международной валютной ликвидности в современных условия.13
3 Проблема валютной ликвидности в экономике Беларуси 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
Постоянно ведутся споры о роли золота в качестве резервного актива. При этом, в пользу инвестирования в золото играет отрицательная корреляция его цен с курсом доллара, а также то, что в отличие от валюты золото не является обязательством какой-либо страны. Однако его хранение слишком затратно для центральных банков, что служит поводом для возражений против сохранения высокой доли золота в качестве резервного актива.
Итак, перспективами управления резервными активами являются: возможность их сокращения, выделение специальных инвестиционных фондов, придерживающихся рыночных стратегий, валютная и инструментальная диверсификация с использованием оптимизационных моделей и снижением рыночного и кредитного риска, сохранение роли золота как инвестиционного инструмента.
Исходной точкой мирового финансового кризиса считается кризис ипотечного кредитования в США (начавшийся в 2006 г.), последствия которого стали приобретать мировой масштаб с лета 2007 г. Его основной причиной стала критическая для американской финансовой системы задолженность по выплатам по жилищным кредитам ненадежными заемщиками. Такой вид кредита переживал в США в течение нескольких лет, предшествовавших кризису, настоящий бум. Этому способствовала американская политика, разработанная администрацией Б.Клинтона в 1995 г. и нацеленная на обеспечение жильем максимального числа американцев, при которой ипотечные кредиты были доступны даже самым бедным категориям граждан. Другим фактором, облегчавшим доступ к кредиту, были «дешевые» деньги (по причине низкой ставки рефинансирования, особенно в 2002-2004 гг., и экономического роста), подогревавшие спрос и соответственно рост цен на рынке недвижимости. Движение вверх по спирали происходило до тех пор, пока не был достигнут критический для финансовых учреждений уровень невозврата субстандартных ипотечных кредитов, который нанес огромный ущерб всей финансовой системе [9, c. 98].
Первыми пострадавшими от ипотечного кризиса в США стали крупнейшие международные финансовые учреждения - «Mоrgan Stanley», «Citigroup», «Merrill Lynch», «Bear Stearns», «HSBC». Вслед за ними набиравший обороты финансовый кризис отразился на «Lehman Brothers», «Goldman Sachs», «Deutsche Bank», «BNP Paribas», «Credit Suisse Group». В апреле 2008 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценила убытки от СИК в 422 млрд долл.[9, c. 98].
Убытки и банкротства гигантов мировой финансовой системы посеяли панику на фондовых биржах, спровоцировав «эффект домино», дальнейшее снижение котировок, кризис в межбанковском кредитовании и естественное «удорожание» денег. С целью оздоровления финансового климата и возвращения доверия на рынках государств Европы и Северной Америки национальные правительства были вынуждены оперативно реагировать: такие учреждения, как «Merrill Lynch», «Bear Stearns», «AIG», «Northern Rock», «Dexia», «Fortis» и др. были частично или полностью национализированы. В США и Европе были разработаны специальные планы по спасению национальных финансовых систем, предусматривавшие, в частности, покупку государством обесцененных («токсичных») активов пострадавших банков и инвестиционных компаний.
Все указанные негативные факторы достаточно быстро отразились на реальном секторе экономики, обусловив спад экономической активности, сокращение инвестиций и увеличение безработицы в первую очередь в развитых странах.
Страны с развитой экономикой столкнулись с беспрецедентным падением реального ВВП (2), достигшим в четвертом квартале 2008 г. 7,5% и продолжившим почти столь же резкое снижение в первом квартале 2009 г. По прогнозам МВФ, в 2009 г. в развитых странах этот показатель сократится на 3,8%, а рост ВВП в развивающихся государствах составит лишь 1,6% (для сравнения, в 2008 г. в развивающихся странах рост достиг 6,1%, в 2007 г. – 8,3%) [9, c. 99].
Падение производства в развитых странах привело к росту безработицы. По данным ОЭСР, безработица в зоне евро в первом квартале 2009 г. достигла отметки 8,7% (среднегодовой показатель за 2007 г. – 7,5%, за 2008 г. – 7,6%), а в отдельных странах, например в Испании, безработица составила 16,5% трудоспособного населения [9, c. 99].
Вследствие резкого спада
Такой глобальный экономический спад последовал за периодом устойчивого роста мировой экономики с начала XXI в. С 1999 по 2006 гг. среднегодовой рост мирового реального ВВП составил 3,9%, в 2007 г. – 5,2%, в 2008 г. – 3,2%. По оценке МВФ, положительная динамика достигалась в основном за счет бурного роста развивающихся стран [9, c. 99].
Согласно выводам МВФ, сбой рыночного механизма произошел в первую очередь по причине отсутствия жесткой макроэкономической политики и регулирования как на национальном, так и на глобальном уровне. Вследствие этого мировая экономика превысила «максимальную скорость» развития, что привело к накоплению диспропорций на финансовых рынках, рынках недвижимости и основных видов сырья. Завышенные ожидания, сформировавшиеся в течение последних нескольких лет, относительно дальнейшего роста мировой экономики, привели к искусственному завышению стоимости ценных бумаг и недвижимости, к высокой активности международного спекулятивного капитала и значительному росту объема денежной массы (непропорционально росту объема производства).
Отмеченные проблемы мировой экономики осложнялись влиянием и других причин: резким ростом цен на продукты питания и топливо начиная с 2004 г. Увеличение цен на продукты питания особенно сильно ударило по развивающимся странам и привело к существенному росту инфляции с 2006 г. (рост потребительских цен в 2008 г. составил в развивающихся странах 9,3%, в развитых – 3,4%; по прогнозам МВФ, в 2009 г. этот показатель в развитых странах сократится на 0,2%, но увеличится в развивающихся на 5,7%). Рост цен на энергоносители (например, стоимость нефти в 2008 г. возросла по сравнению с 2007 г. на 36,4%) привел к повышению издержек производства, затронув в наибольшей степени развитые страны, что также должно рассматриваться в качестве немаловажного фактора современного экономического кризиса.
Перспективы мировой экономики в настоящее время отличаются исключительной неопределенностью. Главное опасение состоит в том, что темпы роста будут продолжать снижаться вследствие отрицательной обратной связи между ухудшением финансовых условий и снижением производственной деятельности. Снижение темпов экономического роста промышленно развитых стран неизбежно приведет в ближайшие годы к ослаблению экономик развивающегося мира.
Можно выделить пять аспектов негативного влияния рецессии в западных странах на развивающиеся экономики: 1. Сокращение спроса на сырье (нередко единственный источник экспортных поступлений); 2. Спад мировой торговли; 3. Ограничение доступа к внешнему финансированию; 4. Сокращение потока прямых иностранных инвестиций (ПИИ); 5. Сокращение объема помощи развитию по каналам международных организаций, основными донорами которых являются развитые страны Севера [1, c. 14].
За год золотовалютные резервы Китая выросли на 33%, достигнув к концу сентября 2009 г. новой рекордной величины — более 1,9 трлн долл. В настоящее время у Китая самые большие в мире резервы. Большой объем золотовалютных резервов позволяет Китаю и России удержать валюту от внешних манипуляций и воздействий иного характера. Без использования подобного механизма курс валюты становится неуправляемым, зависимым от мировой политической и экономической конъюнктуры, что может негативно сказаться на состоянии экономики любого государства [1, c. 14].
Основным назначением золотовалютных резервов является сокращение волатильности национальной денежной единицы, связанной с активностью спекулянтов и неравномерностью внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов. Другими словами, золотовалютные резервы — это инструмент воздействия Центрально банка на динамику движения стоимости своей валюты, связанную с влиянием внешних экономических факторов.
Страны, стремящиеся увеличить золотовалютный резерв, главной целью ставят создание своеобразного мощного «щита».
Кроме того, золотовалютные резервы могут быть весьма эффективно использованы во внешней политике стран, располагающих ими.
Норвежский государственный нефтяной фонд выполняет две функции: стабилизационную и сберегательную. Правительство создало данный Фонд в 1990 г., столкнувшись с двумя проблемами: старением населения и снижением объемов добычи нефти.
Деньги в фонд поступают при условии профицита бюджета. Как и в России, он определяется уровнем цен на нефть.
Строгой формулы, по которой производятся отчисления, не существует — каждый раз их объем утверждается Парламентом.
Он же принимает решение об использовании средств. Управляет текущими активами Фонда Центральный банк, а направления инвестирования определяет Министерство финансов. Благодаря тому что Правительство Норвегии в 2000 г. проводило жесткую фискальную политику, а в стране наблюдался экономический подъем, максимальное годовое отчисление средств из бюджета составило 6% ВВП [1, c. 15].
Медный стабилизационный фонд Чили был создан в 1985 г. для стабилизации курса валюты и доходов бюджета. Механизм его формирования следующий: Правительство Чили ежегодно определяет долгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в Фонд средств по определенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены по экспортным контрактам над базовой долгосрочной стоимостью. Особенность заключается в том, что эти правила применяются к государственной медной компании и, по сути, являются для нее дополнительным налогом.
Средства Фонда приравниваются к золотовалютным резервам и управляются Центральным банком. Правительство может их использовать в случае, если цена меди ниже базовой стоимости. Средства Фонда направляются на выплату внешнего долга и субсидирования цен на бензин.
Фонд макроэкономической стабилизации Венесуэлы был создан в 1998 г., когда мировые цены на нефть упали до 8—9 долл. За баррель, с целью стабилизации доходов бюджета Центрального правительства, правительств регионов и государственной нефтяной компании. Формируется Фонд следующим образом: исходя из средней цены на нефть за последние 5 лет рассчитываются базовые доходы бюджетов правительств и компании, и все поступления свыше базовой величины направляются в Фонд. Его средства управляются Центральный банком и инвестируются в иностранные финансовые активы. Решение о расходовании средств Фонда принимает Парламент [1, c. 15].
Фонды будущих поколений (Аляски, Кувейта, частично к этому типу относится Фонд Норвегии) формируются по тому же принципу, что и стабилизационные фонды, но рассчитаны на использование после того, как месторождения природных ископаемых будут исчерпаны [1, c. 16].
К настоящему времени многие государства мира, в том числе Россия, накопили колоссальные золотовалютные резервы. Более того, доли различных стран в запасах мировой ликвидности в последние годы существенным образом изменились, произошли значительные сдвиги и в структуре самих резервов. Золотовалютные резервы государств следует рассматривать как страховой запас, предотвращающий национальные экономики от разного рода макроэкономических рисков, поэтому их достаточность оценивается через соотношение с другими макроэкономическими параметрами: ВВП, импортом, внешним долгом, денежной массой.
В то же время золотовалютные резервы сами находятся под угрозой воздействия рисков мирового масштаба, что корректирует постановку проблемы управления ими. Приведенный анализ показывает, что в управлении валютными резервами в настоящее время в большей степени прослеживается пассивное приспособление многих стран к сложившейся мировой конъюнктуре, нежели наличие какой-то рациональной стратегии поведения, и это скорее спасает мировую валютную систему от приближающегося кризиса, нежели ускоряет его. Посредством абсорбирования мировой ликвидности такие страны, как Китай, Япония, Россия, способствуют искусственному поддержанию курсов резервных валют, что может расцениваться и как желание выиграть время, отсрочив или растянув обесценивание накопленной ликвидности, и как некое антиципируемое поведение, основанное на ожидании перемен в мировой конъюнктуре.
Под золотовалютными резервами Беларуси понимаются ее международные резервные активы в национальном определении. Это находящиеся в собственности органов государственного управления и Национального банка валюта, запасы драгоценных металлов и драгоценных камней, которые могут быть легко использованы для продажи в случае возникновения необходимости, в частности для обеспечения стабильности национальной валюты.
К резервам относятся не все средства правительства и Нацбанка за рубежом, а только те, которые могут быть легко переведены в наличные или безналичные средства. Это остатки средств на корреспондентских счетах и депозиты "до востребования" в банках-нерезидентах, требования к нерезидентам со сроком погашения до одного года, а также некоторые ценные бумаги зарубежных эмитентов [4].
Кроме международных резервных активов в национальном определении, для характеристики финансовой устойчивости Беларуси используется понятие международных резервных активов в определении Международного валютного фонда.
В состав последних включаются наиболее ликвидные активы, куда входят часть валютных резервов, монетарное золото, специальные права заимствования и резервная позиция в МВФ. К резервам в определении МВФ не относятся драгоценные металлы, за исключением монетарного золота (в виде слитков и монет), а также драгоценные камни, так как на их реализацию может потребоваться значительное время [3, c. 3].
Информация о работе Проблема валютной ликвидности в экономике Беларуси