Переходная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:13, реферат

Краткое описание

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… ………2
1. Основные черты переходной экономики и особенности ее
функционирования …………………………………………………………………..4
1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. …………... 4
1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развития переходной экономики ……………………………………………………………………….4
2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 9
3. Структура переходной экономики …………………………………….. 11
4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 15
5. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16
5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16
5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 17
6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны с переходной экономикой ………………………………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………… 25
Список литературы ……………………………………………………….. 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

 

Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выбор концепции  трансформации во многом зависит  от исходного состояния дел в  стране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеет сила государственных институтов, т. е. способность государства, после начального этапа распада старых органов управления и создания новых органов, добиваться осуществления выбранной экономической политики.

 

Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральной концепции, реализация которой требует болезненных реформ в системе государственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты прав собственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в том числе иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и других действий государства. (Отметим, что вопреки распро­страненному мнению, либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защите закона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии, а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, где предпочтительна частная инициатива).

 

Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер:

 

1.   Реформа цен и рынка  (либерализация экономики):

 

реформа внутренних цен; либерализация системы распределения; либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системы заработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков.

 

2. Развитие частного сектора  — приватизация:

 

малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабная приватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий.

 

3. Пересмотр роли государства:

 

ограничение права государственной  собственности; ограничение прямой хозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальной сфере.

 

4. Макроэкономическая стабилизация:

 

новая фискальная политика, изменение  денежно-кредитной системы, законодательная  реформа; институциональная реформа; социальные гарантии.

 

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

 

Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны  с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. На первых порах введение свободных  цен приводит к бесконтрольному расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации торговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системных преобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочей силы и финансовых ресурсов.

 

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку  производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается  в четкой формулировке прав государственной  собственности и разделении функций  государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление программ приватизации. Оформление гарантированных прав частной собственности и облегчение процессов создания новых частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишков рабочей силы, пре­кращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

 

Третий пакет мер требует  переосмысления роли государства в  экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством и заменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическую адаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства — реформировать систему социального обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующие юридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора и сформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение. Необходимо реформировать основные правительственные институты, включая центральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

 

Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагает ужесточение  налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям, исправление  различных диспропорций, порожденных  «избытком» денежной массы (т. е. накопленной  суммы денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке  (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал в виде излишнего количества денег у населения и предприятий.

 

Разработанная до деталей программа  вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в разных странах. Специфические особенности каждого  отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям на многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь на поздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы.

 

6. Анализ экономического состояния  Республики Беларусь как страны  с переходной экономикой.

 

Сказать, что мы строим социально  ориентированную рыночную экономику, - значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но с древнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идет борьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе на пользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси.

 

Различные экономисты выделяют три  возможные модели развития общества.

 

1. Охлократическая, когда общественная  жизнь подчинена интересам "простых"  людей. Такое в истории не  раз происходило. Например, когда  народные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такие ужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются,

 

С точки зрения распределения общественного  богатства, "простые" люди заинтересованы в распределении по труду, при  этом имеются в виду затраты труда  физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются. При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметь колоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому что распределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей. Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого или директора предприятия от доходов пролетариев отличаются незначительно. Все подогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого - власть худших).

 

Политические ценности массы в большой степени соответствуют "естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценности демократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модель политического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слово вождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование прав меньшинств.

 

В последние 4 года мы наблюдали результаты действительного народовластия: как  во имя интересов "простых" людей  экономические и политические отношения  в белорусском обществе приобретают форму охлократической модели.

 

2. Олигархическая модель. Распределение  доходов и богатства осуществляется  в пользу относительно небольшой  группы лиц, получающих свои  доходы не в конкурентной борьбе  за предоставление товаров и  услуг обществу, а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствует интересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса.

 

3. Либерально-демократическая модель. Именно эта модель преобладает  сегодня в экономически развитой  части мира, обеспечив там свободу и высокий уровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересы среднего класса, Кто же он, этот третий класс?

 

Воспользуемся белорусскими данными, отметим, что к среднему классу относят  тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом, энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологи отмечают готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуации можно найти выход. Их главной ценностью является личная свобода, возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всего протестуют "средние русские" против необходимости соответствовать представлениям консервативной части социальных групп.

 

В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость и энергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь и хороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда".

 

Представитель среднего класса не может  существовать в условиях охлократической  модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модель изнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личное достоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие" госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая' модель. Он чувствует себя уютно и в конкурентной рыночной экономике.

 

Среднему классу объективно нужна  демократия. Потому что любой авторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжается недолго, или/и перерождается в олигархию  с ее коррупцией, всесилием бюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или в пользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть для среднего класса в авторитарной модели места нет.

 

Охлократическая модель устройства общества генетически передается с глубокой древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли в небольшие группы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие только в пределах малых групп.

 

Новые политические (демократия) и  экономические (вместо координации  деятельности из центра - свобода договоров)отношения, новая мораль (конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность не только внутри малой группы) и новая идеология (отсутствие общей цели) - все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в полисах Древней Греции.

 

Новая модель стала следствием колонизации и развития торговли в Древней Греции. Торговля подорвала устои естественного родового общества и создала цивилизацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущих начало от стада павианов.

 

Родовое общество сопротивлялось развитию обмена, денежного хозяйства, В отдельных полисах Греции законы препятствовали развитию купеческого класса. Например, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал всякую посредническую торговлю, предписывал крестьянам самим продавать свои продукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжигание ростовщиков на кострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы" вместе с носителями этого духа в нацистской Германии и т. п,

 

И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке, можно определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано: "Всячески поощрять тех предпринимателей, которые заняты производством необходимых стране товаров и услуг", то, очевидно, эта партия в либерально-демократическую модель не вписывается.

 

После укрепления власти А. Лукашенко  политическая и хозяйственная жизнь  страны все больше трансформируется в охлократическую модель, исчезают зачатки среднего класса. Об этом можно  судить не только по состоянию предпринимательства, но и по количеству населения, принадлежащего к более обеспеченным слоям.

 

Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%) было отнесено к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистике бюджетных обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-2,3%). Отметим, что количество бедных, то есть тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума, возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. В сельской местности за чертой бедности сегодня живет половина населения - 50,6%, Сдвиг населения в сторону бедности расширяет опору сторонников охлократической модели. [5]

 

Но превратить Беларусь в цельную  охлократическую модель, подобную той, которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "мафия" действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная и квалифицированная часть бе­лорусского общества. Например, когда Указ № 285 (май 1999 г.) установил ограничения цен на все товары, "производимые на территории Беларуси", то Совет министров постепенно расширил круг товаров, на которые предельные индексы цен не устанав­ливаются. Сначала из сферы действия указа были выведены бриллианты, затем предметы роскоши, модной одежды и т.д. [5]

 

Беларусь относится к странам  с переходной экономикой, поэтому  ей также присущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискального регулирования экономики, возникающие в период постсоциалистической трансформации.

 

Серьезным ограничением эффективности  системы общественных финансов в  постсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резким сокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходами на стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризиса зависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальной политики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения по отношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретает хронический характер, становится тормозом на пути дальнейшего экономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992 гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнуто посредством сокра­щения бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за 1989 г. до 5% за 1992 г.; в Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992 г. [6]); ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частного сектора; сокращения налоговых льгот; ликвидации квазибюджетного финансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательной процентной ставки, от множественности валютных курсов, от кредитов убыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смогли получить при умеренной инфляции практически сбалансированный бюджет (-2,2% от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0% в Чехии). [5]

Информация о работе Переходная экономика