Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 10:05, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение различных моделей государственного регулирования экономики, анализ их результатов и перспектив применения.
Задачи работы:
- показать необходимость государственного регулирования экономики;
- проанализировать неоклассический и кейнсианский подходы государственного вмешательства в рыночную экономику;
- охарактеризовать государственное регулирование экономики в Республике Беларусь.
- комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы).
Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по следующим трем группам:
1. Законодательная (правовая);
2. Финансово-кредитная, включающая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы;
3. Административная,
которая делится на административно-экономическую
и организационно-
Каждая из форм используется как в отдельности, так и в раз-личных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном историческом этапе развития[10,c.144].
По степени значимости приоритет чаще всего отдается законодательной (правовой) форме. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие положения, являющиеся базовыми при формировании и функционировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром.
К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а следовательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реальный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.
В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она является составной частью кредитно-денежного регулирования и в последнее время в результате роста интернационализации экономики выделяется в самостоятельную форму.
Довольно часто
финансово-кредитную сферу со всеми ее
составными частями относят к экономическим
методам управления. Взятые отдельно экономические
методы не всегда могут сегодня обеспечить
высокоэффективное регулирование развития
народного хозяйства. Как правило, они
дополняются административными, которые
связаны с решением, командой, приказом.
Инструментами административно-экономического
регулирования являются централизованное
планирование, ценообразование и финансирование,
система экономических нормативов и др.
Организационно-
В государстве обычно складывается определенное соотношение между различными формами регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится законодательной и экономической формам регулирования, в командно-административной - административной.
Неоклассический и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики и т.д.
Общим методологическим подходов кейнсианцев является концепция активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной гибкостью рынка труда, жесткостью» заработной платы и неэластичностью цен в сторону понижения[10,c.214].
В классической модели макроэкономическая политика всегда пассивна, так как экономика внутренне стабильна и автоматически приходит в состояние долгосрочного равновесия. Инструментами «саморегулирования» являются гибкие заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено к минимуму.
В кейнсианской модели основным уравнением является уравнение совокупных расходов:
Y=C+ I + G+Xn
которое определяет величину номинального ВВП.
В классической модели основным уравнением является уравнение обмена:
MV=PY,
где величина MV представляет собой совокупные расходы покупателей, а PY общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВВП.
Очевидно, что оба уравнения описывают кругооборот доходов и расходов в экономике и поэтому взаимосвязаны.
В кейнсианской модели фискальная политика рассматривается как наиболее эффективное средство макроэкономической стабилизации, так как государственные расходы оказывают непосредственное воздействие на величину совокупного спроса и сильное мультипликативное воздействие на потребительские расходы. Одновременно налоги достаточно эффективно воздействуют на потребление и инвестиции.
В неоклассической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.
В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, так как у кредитно-денежной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВВП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки[10,c.215].
В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВВП.
В концепциях неоклассического направления, таких как теория рациональных ожиданий (ТРО), цены и заработная плата рассматриваются как абсолютно гибкие. Поэтому рыночный механизм может автоматически поддерживать экономику в состоянии равновесия без какого-либо вмешательства правительства или Центрального Банка. Стабилизационная политика может оказаться эффективной лишь в том случае, если правительство и Центральный Банк лучше информированы о шоках совокупного спроса и предложения, чем рядовые экономические агенты. Если же этого преимущества в информации нет, то фискальная или монетарная политика не сможет улучшить экономическую ситуацию.
Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:
а) временные лаги фискальной и монетарной политики;
б) несовершенство экономической информации;
в) изменчивость экономических ожиданий;
г) неоднозначность исторических аналогий.
Внутренний лаг — промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.
Внешний лаг — промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической политики и моментом появления результатов этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной политики в большей мере, чем для фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм[11,c.175].
Поскольку инвестиционные проекты планируются фирмами заблаговременно, то требуется время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.
Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов экспорта и импорта и соответственно величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества — требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.
В среднем лаги фискальной и монетарной политики составляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение, активной стабилизационной политики.
Выбор между активной и пассивной моделями макроэкономической политики не тождественен выбору между «политикой твердого курса» и «свободой действий». Последовательная макроэкономическая политика («политика твердого курса» или «игра по правилам») предполагает заблаговременный выбор мер, которые могут быть предприняты в той или иной ситуации и которые предопределяют практические шаги правительства и Центрального Банка. «Твердый курс» означает, что меры правительства и Центрального Банка по изменению госрасходов, налогов и денежной массы ограничиваются количественными рамками избранных целевых ориентиров, которые не могут быть изменены в соответствии с текущей экономической конъюнктурой. Поэтому свобода действий правительства и ЦБ оказывается ограниченной необходимостью соблюдения заранее объявленных «правил игры»[11,c.176].
Примером пассивной макроэкономической политики в рамках твердого курса на стабилизацию темпа роста денежной массы является увеличение денежного предложения на 3% в год независимо от динамики уровня безработицы и других факторов.
Примером активной политики в рамках названного курса ЦБ может быть следующая:
?М/М=3%+(u-u-1),
где ?М/М - темп роста денежной массы;
u-u-1 – фактический уровень безработицы в текущем и прошлом году (соответственно).
В обоих случаях твердым курсом ЦБ является, в терминах модели IS-LM, сдвиг кривой LM вправо, так как ЦБ стремится стабилизировать с помощью расширения денежного предложения находящуюся в спаде экономику. Но величина этого сдвига кривой LM вправо при пассивной политике всегда одинакова, а при активной — увеличивается в зависимости от глубины спада.
Непоследовательная макроэкономическая политика (политика «свободы действий», или «свободы инициативы») означает, что правительство и Центральный Банк дают оценку экономических проблем в каждом конкретном случае по мере их возникновения и в каждый данный момент дискреционно подбирают подходящий тип политики. Поэтому такую политику также называют дискреционной, хотя в данном случае содержание этого термина гораздо шире, чем в контексте дискреционной фискальной политики. «Свобода действий» означает отсутствие каких-либо количественных рамок, ограничивающих возможности правительства и ЦБ по изменению госрасходов, налогов и денежной массы.
Опыт макроэкономического регулирования в индустриальных странах свидетельствует, что «игра по правилам» имеет неоспоримые преимущества перед произвольной политикой. Эти преимущества, в самом общем виде, могут быть сведены к трем обстоятельствам.
1. Последовательная макроэкономическая политика снижает риск принятия некомпетентных решений.
Некомпетентность в экономической политике может быть связана не столько с некомпетентностью конкретных официальных лиц, сколько с двумя следующими обстоятельствами. Во-первых, некомпетентное решение правительства может возникнуть стихийно, как результат столкновения противоречивых интересов различных социальных групп. Во-вторых, несовершенство информации является «питательной почвой» для действий дилетантов, предлагающих заманчивые, но малореалистичные программы быстрого разрешения сложных макроэкономических проблем.
При твердых курсах политики правительства и ЦБ снижаются риски принятия некомпетентных решений под давлением определенных социальных групп или «популярных» программ[16,c.214].
2. Политика твердого курса снижает влияние политического бизнес-цикла на динамику уровней занятости, выпуска и инфляции.
Политические деятели, осуществляющие меры фискальной и монетарной политики, стараются сделать так, чтобы к моменту выборов сложились благоприятные в социальном смысле условия, которые обеспечили бы переизбрание лидеров данной партии на следующий срок. В этих целях можно сначала простимулировать увеличение занятости, а потом снизить инфляцию в результате более жесткой политики расходов, что обеспечит к моменту перевыборов относительно высокую занятость при относительно умеренной инфляции. Такого же результата можно добиться и с помощью противоположной комбинации мер - сначала провести жесткую антиинфляционную политику, сопровождающуюся ростом безработицы, а затем — стимулирующую политику по увеличению занятости и доходов. Таким образом, маневрирование уровнями занятости и инфляции оказывается нацеленным не столько на обеспечение устойчивого экономического роста, сколько на обеспечение политической победы на очередных выборах. В итоге политический процесс сам по себе превращается в один из факторов циклических колебаний экономики.
Твердые курсы политики правительства и ЦБ позволяют относительно оградить экономику от влияния изменений политической конъюнктуры. Приверженность твердому курсу снижает возможность фискальных и монетарных маневров в краткосрочном периоде, но способствует стабилизации экономики в долгосрочном плане.
3. «Игра по правилам» способствует укреплению доверия экономических агентов к политике правительства и Центрального Банка.
Информация о работе Необходимость, методы и границы государственного вмешательства в экономику