Экономика и экология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 08:31, курсовая работа

Краткое описание

Природоохранная политика в народном хозяйстве проводится, главным образом, через законы, общие нормативные документы (ОНД), строительные нормы и правила (СНиП) и др. документы, в которых инженерно-технические решения увязаны с экологическим нормативом. Объектом является экология. Цель: Взаимосвязь экономики и экологии . Задача: Как экономика влияет на экологию. Глобальный экологический норматив определяет сохранение биосферы планеты, и в том числе климата Земли, в виде, пригодном для жизни человека, благоприятном для его хозяйствования.

Содержание

Введение
Глава1.Сущность, причины и виды влияния экономики на экологию.
1.Объективное, субъективное.
1.2Факторы влияющие на взаимодействие экономики и экологии. 1).Экологиягородов. 2).Состояние природных систем газодобывающих районов. 3).Международные транспортные коридоры.
Глава2.Анализ экологизации экономики.
2.1Способ расчета влияния экономики на экологию.
2.2Взаимодействие государственного и коммерческого сектора в поддержку экологического баланса.
2.3Экологизация экономики и бизнеса.
2.4Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике.
Заключение.
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по макро экономике.doc

— 300.50 Кб (Скачать документ)

     Техногенные  нарушения на всей этой  территории  сильные. В пределах города, особенно его промышленной части, почвенно-растительный слой, а порой и литологический  состав  поверхностных отложений  изменены  более чем на 50%  за счёт насыпного грунта. То же наблюдается вдоль  всех  линейных  систем  коммуникаций. На обширном участке, примыкающем к промышленной части города с юга, вдоль трубопроводов наблюдаются многочисленные мелкие техногенные  объекты, нарушающие  ПРС, хотя и в меньшей степени: грунтовые и  вездеходные  дороги, балки и  сараи, отдельные строения, мелкие карьеры и бульдозерные выемки,  свалки бытовых и техногенных отходов.

Сильные нарушения почвогрунтов, где площадь поражения превышает 50%,связаны с крупными карьерами, промышленными объектами, городами, посёлками, аэродромами, дорогами с твёрдым покрытием и насыпными. Наиболее широко подобные явления распространены  в г. Нов. Уренгой и его промышленных  окрестностях, пос. Коротчаево (с промбазой и ГРС "Тихая"), в посёлках Ст. Уренгой, Тазовский  и Газ-Сале они отмечались значительно реже, а на территории ЗГНКМ  и пос. Самбург в 1993 г. практически отсутствовали.

     Нарушения  средней интенсивности (площадь  поражения почвогрунтов 20-50%) свойственны  небольшим  посёлкам, грунтовым (без насыпей) дорогам, пространствам  между  линейными коммуникациями; часто к таким нарушениям приводит бесхозяйственное  использование земель с образованием  участков с массой мелких техногенных объектов, не  выражающихся в  масштабе  карты: пустырей, бульдозерных выемок, мелких свалок, следов вездеходного  транспорта, отдельных строений, троп и пр. Такие  участки  в  изобилии встречаются в окрестностях г. Нов. Уренгой, вдоль магистрали трубопроводов Н. Уренгой - Коротчаево, в окрестностях посёлков Коротчаево, Ст. Уренгой, Тазовский, в посёлках Газ-Сале и Самбург. На территории ЗГНКМ средние нарушения имеют точечный  характер  и приурочены к геологоразведочным скважинам.

     К слабым  нарушениям относятся участки  с поражениями  почвогрунтов менее 20% площади. Обычно это территории, находящиеся на периферии площадей с  техногенными  поражениями  сильной  и средней степени: около  всех посёлков, особенно Ст. Уренгой и Коротчаево, а чаще всего - это линейные разрывы  ПРС, связанные  с единичными вездеходными  проходами, тропами, ЛЭП, зимниками  Самбург - Тазовский и Тазовский  -  Ст. Уренгой. На  площади  ЗГНКМ наблюдаются именно такие изменения почвогрунтов.

     Эти нарушения  часто приводят к образованию  новых или активизации старых ЭГП, характер которых зависит не только от интенсивности техногенного воздействия, но и от свойств самих  ландшафтов. Из активизированных  процессов наиболее  распространены геокриологические, гидрогеологические, эоловые и гравитационные.

     Геокриологические ЭГП резко проявляются на  ландшафтах  с

неустойчивыми ММП - болотных, хасырейных, пойменных местностях. Разрыв мохового покрова болот, рытвина  в сильнольдистых суглинках  быстро приводят к обводнению, протайке грунтов  и последующим термоэрозии и термокарсту. Такие ЭГП очень  свойственны линейным нарушениям вдоль путей вездеходного транспорта и наблюдаются часто на территории месторождения, на участке  между г. Нов. Уренгой и  пос. Коротчаево, вдоль  зимников Самбург - Тазовский и Тазовский - Ст. Уренгой.

     Гидрогеологические  ЭГП  приводят  к  обводнению  в случае,

когда из-за техногенных  объектов замедляется естественный сток вод водотоков  и болот  и происходит их искусственное подтопление. Подобные процессы наблюдались в  р-не г. Нов. Уренгой, НХК, в некоторых местах  вдоль магистральной линии трубопроводов. Гидрогеологические процессы могут постепенно переходить в геокриологические ЭГП   и продолжаться  в виде  термоэрозии, термокарста, а при значительном подтоплении возможно образование таликов. Последнее весьма нежелательно, т.к.  в этом случае негативные процессы переходят на новый качественный уровень, затрагивая другую часть ГС - подземные воды.

     Эоловые  процессы развиваются на участках  с рыхлыми песчаными грунтами (плоско-ложбинные  местности), слабо закреплёнными растительностью. Они наблюдались в виде песчаных раздувов вдоль долин рек  Пур, Ево-Яха, Седэяха  и их притоков. Эоловые процессы при соответствующих  литологических  и  ботанических  условиях возникают даже  при техногенных нагрузках со слабым нарушением ПРС и, что совсем неприятно, способны к активизации  даже  после прекращения техногенного воздействия.

     Гравитационные  процессы усиливаются  в   случае  нарушения ПРС на склонах и проявляются солифлюкционными оплывинами, оползнями, термоэрозионными промоинами. Такие явления зафиксированы на отрезке  дороги Тазовский - Газ-Сале, когда она проходит по бровке склона к пойме р. Таз.

Обустройство Заполярного ГНКМ и дальнейшая его эксплуатация рассчитаны на 35-40 лет в соответствии с ТЭО и проектной документацией АО "ВНИПИГаздобыча" (г. Саратов), с Заключением N1 от 10.01.1995 г.  Отраслевой службы экспертизы и смет, и на основании письма  Председателя Правления РАО "ГАЗПРОМ" от 21.02. 995 г. N ВВ 92.

     Обустройство месторождения ведётся с 1993 г., началось оно с создания транспортной инфраструктуры, в первую очередь - дорожной  сети. В  условиях  сплошного  распространения ММП любое строительство проводится на насыпном основании, для чего требуется значительное количество строительного песка. На территории ЗГНКМ до 1994 г.  не было обнаружено мест с промышленными  запасами  строительных  песков.  Исключение составляли поймы рек Юредей-Яха и Бол. Хэяха, поэтому для отсыпки было решено использовать русловые пески в районе пересечения р. Бол. Хэяха зимником Тазовский  -  Ст. Уренгой. Для  этого проведено спрямление русла  р. Бол. Хэяха, в отделившуюся излучину реки введен земснаряд, который, начиная с 1994 г., производит  гидронамыв  песка  с образованием  крупных  отвалов  на пойме и I надпойменной террасе. В 1995 г.  на соседних излучинах заложено ещё два  аналогичных гидронамывных карьера.

В августе 1996 г. на территории месторождения была проведена малоформатная  аэрофотосъёмка, по результатам  которой составлена "Карта фактического техногенно-антропогенного воздействия на ЗГНКМ и зону его освоения по состоянию на август 1996г". В данном разделе приводится характеристика вновь появившихся объектов и их воздействие на окружающие ландшафты.

     Все три гидронамывных  карьера расположены на левом берегу р. Бол. Хэяха, площадь используемых   излучин   порядка   0,5х 0,3 км. Вырубается лес: на верхней и нижней по течению излучинах  он сведен наполовину, а  на средней - полностью. На безлесной части земснарядом выбирается песок, при этом в  среднем  карьере  уже "съедено" более 1/2(рис.3.1),в верхнем - 1/3,  в нижнем - чуть менее 1/4 освобождённой от леса площади. Рядом, на дренированном коренном   берегу  отсыпаются  площадки  размером (в  среднем) 250х120 м.

     Работы  запроектированы и ведутся в  нарушение  природоохранных норм, запрещающих всякую разработку грунта  в долинах и, особенно, поймах рек. В  настоящее   время, кроме   механического уничтожения поверхностного слоя, уже наблюдаются изменения гидрологического режима реки, а именно - мелеют и засыпаются  песком соседние излучины. Изменение хода боковой и глубинной  эрозии  проявляются пока не столь явно, но  непременно усилятся в ближайшие годы.

С 1993 г.  на территории  ЗГНКМ  построено  более  50  км насыпных дорог, которые соединяют разные строящиеся промышленные объекты. Через р. Бол. Хэяха в районе  среднего  гидронамыва построен мост. Главная магистраль ЗГНКМ на субширотном её отрезке в 1 км севернее озёр Хибярисядато  в самых мокрых  местах  расширяется (возможно, постоянно подсыпается). По кюветам наблюдается узкая полоса обводнения, которая в местах пересечения с вездеходными дорогами стала вдвое шире. В месте перехода дороги через  ручей образовалась подпруда протяженностью 300 м, дорога здесь частично размывается. Очень сильное придорожное обводнение  наблюдается в районе промбазы, где обводнена полоса шириной 30 м на протяжении 250 м, а также вдоль насыпной дороги и  трассы  трубопровода  между  промплощадками в районе ОРС-1.

Вдоль вездеходных дорог, как обычно, в заболоченных  местах повышается увлажнение. Сильно разъезжен и обводнён участок между УКПГ-1в и незаконченной дорогой к  гидронамывному  карьеру. Здесь по  вездеходной  дороге образовалась цепь термокарстовых воронок длиной 150 м. Со временем они  объединятся  в мощную рытвину, чреватую  последующей термоэрозией, термоабразией, протайкой мерзлых грунтов, образованием талика.

В пос. Тазовский  изменение  техногенного  воздействия  не столь динамично, как на  территории  ЗГНКМ. Юго-западная оконечность ВПП, ранее  затопленная, в  настоящее  время засыпана, обводнённость явно сократилась. В 2-х км к югу  от  строящегося аэродрома заложен гидронамывной  карьер на  двух  озёрах. Размер площадок для отвалов песка 150х200 и 300х300 м.

Песчаные раздувы  возникают  здесь  при  любом  нарушении ПРС. Так, при пересечении  ровной сухой дорогой небольшого заболоченного ручья со склонов последнего был взят песчаный  грунт для возведения насыпи. Почвенно-растительный слой был уничтожен, и уже сейчас, по прошествии не более 3-х лет, заметно увеличение площади поражения  ПРС за счёт дефляции. Очень активно дефляция протекает у озёр рядом с поймами рек Пур и Мал. Яр-Яха.

     На стройплощадке  НХК увеличились освоенные площади,  проложено несколько новых коммуникаций. Почти на  треть  увеличилась площадь  крупного карьера к югу от НХК. Карьер всё также обводнён на востоке, а на остальной части господствует дефляция.

     Итак, по данным  инженерно-экологического  мониторинга, наиболее активная  динамика  техногенного  воздействия  за  период 1993-1996 г.г. наблюдается на территории самого месторождения, где функционируют 3 гидронамывных и 1 сухоройный  карьер, водозабор, отсыпано 9  промплощадок  и более 50 км насыпных дорог. В зоне освоения построена часть дорог  с  твёрдым  покрытием  на насыпном основании: Ст. Уренгой - ЗГНКМ (118 км)  и Тазовский - ЗГНКМ(36 км). Кроме того, продолжается строительство аэродрома в пос. Тазовский  и НХК в окрестностях г. Нов. Уренгой. Сооружения находятся в хорошем состоянии, за исключением случаев с насыпными дорогами  на  неустойчивых ландшафтах, когда они увлажнены, а иногда и размыты.

     Что касается  результатов  природно-экологического мониторинга  изменений ГС и активизации  ЭГП за три последних  года, то они сводятся к следующему:

     1. Уничтожен ПРС на всех насыпных площадках и дорогах, а также лес на гидронамывах.

     2. Происходит изменение  гидрологического режима р. Бол.  Хэяха в связи с разработкой  гидронамывных карьеров.

     3. Интенсивно развиваются  гидрогеологические процессы: обводнение вдоль дорожных насыпей на ландшафтах с низким экогеодинамическим потенциалом, особенно в  районе  озёр  Хибярисядато, местами оно приводит к размыву дорожного полотна.

     4. Геокриологические  процессы пока  активизированы  реже, наблюдается термокарст по грунтовым дорогам в пойме р. Бол. Хэяха и местами вдоль вездеходных путей  на  заболоченных  междуречьях.

     5. Интенсивно  развиваются эоловые  процессы  на  правобережье р. Пур.

     6. На ландшафтах  с повышенной устойчивостью ГС  активизации негативных ЭГП пока не наблюдается.

Исходя из вышесказанного, авторы считают необходимым рекомендовать  следующие природоохранные мероприятия:

     1. По возможности  прекратить добычу  песка  гидронамывным  способом в  пойме р. Бол.  Хэяха для восстановления естественного гидрологического режима реки. Возможно, в качестве замены, следует использовать внерусловые пески на террасах субмеридионального отрезка р. Бол. Хэяха.

     2. Обратить  самое  пристальное  внимание,  на  устранение искусственного обводнения вдоль насыпей, пока из чисто гидрогеологических процессов не преобразовались в геокриологические, с развитием термокарста и термоэрозии, неизбежно приводящих к деформации и  разрушению насыпей с возможным последующим образованием таликов.

     3. При добыче песков из сухоройных карьеров на территориях, подверженных эоловым процессам, проводить рекреационные  мероприятия по закреплению песков растительностью.

 

3.Международные  транспортные коридоры.

 

Создание транзитных транспортных коридоров, по мнению Премьер-Министра правительства РФ М.М. Касьянова, должно быть одним из акцентов государственной политики России.

Преимущества географического  положения России используются далеко не в полной мере. Наша страна в будущем  может стать одной из мировых  транзитных территорий.

Международные транспортные («критские») коридоры (МТК) понимаются как совокупность различных видов  транспорта, обеспечивающих значительные перевозки грузов и пассажиров на направлениях их наибольшей концентрации в межгосударственных сообщениях. По мнению Б.П.Усанова, члена Российской академии транспорта, транспортные коридоры выполняют роль кровеносных сосудов в мировых интеграционных процессах.

В 1994 г. II Общеевропейская  Транспортная конференция определила 9 основных маршрутов МТК, 3 из которых проходят по территории России. Так, ответвление I МТК захватывает Калининградскую область, II – проходит от границ Белоруссии к Москве, IX – идет от российско-украинской границы с ответвлением от Санкт-Петербурга через Псков до российско-белорусской границы.

III Общеевропейская транспортная  конференция (1997г.) к 9 коридорам  добавила 4 общеевропейские транспортные  зоны, 2 из которых – Баренцево-Евроарктическая  и Черноморская – включают  часть территории России.

«Нельзя допустить, чтобы транспортная проблема стала препятствием в развитии мирового бизнеса», - заявил на II Международной Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Министр транспорта РФ С.О.Франк.

При этом, по мнению Министра, произойдет повышение роли сухопутных транспортных коридоров при особой роли воздушного транспорта.

К сентябрю 2000 г. Минтранс РФ и Научный центр по комплексным  транспортным проблемам (НЦКТП), разработали  Федеральную целевую программу  «Развитие международных транспортных коридоров на период до 2010 г.».  По прогнозам, объем внешней торговли России к 2010 г. по сравнению с 1998 г. вырастет на 70-75%, а экспортно-импортные перевозки – на 30-35%. При этом основные грузопотоки внутри России пойдут по осям Запад-Восток и Север-Юг.

Информация о работе Экономика и экология