Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 21:54, доклад
Дореволюционный Китай был полуфеодальной, полуколониальной страной с полунатуральным сельским хозяйством и слаборазвитой промышленностью. Располагая обширной территорией, богатыми природными и трудовыми ресурсами, он находился на одном из последних мест в мире по многим показателям экономики. Удельный вес фабрично-заводской промышленности в народном хозяйстве составлял лишь 10 %. Особенно слабо была развита тяжелая промышленность.
На XVI съезде КПК (октябрь 2002 г.) расширение экспорта было поставлено в качестве одной из трех основных задач центрального правительства наряду с наращиванием инвестиций и ростом потребления. В результате такого экономического роста и значительного увеличения объема внешней торговли уже вполне серьезно можно рассматривать вариант использования китайского юаня в качестве резервной валюты для стран АТР, а также для России, по меньшей мере до Уральского хребта, а то и на всей ее территории. Во всяком случае, на сегодняшний день позиции китайского юаня на финансовых рынках выглядят более привлекательно, чем позиции американского доллара. Не зря многие эксперты требуют от Китая ревальвировать юань для того, чтобы можно было каким-то образом сдерживать его внешнеэкономическую экспансию. Тем не менее в настоящее время Китай стал самой привлекательной зоной для иностранных инвестиций. Это выразилось в том, что в 2003 г. Китай вышел на первое место в мире по объему привлеченных инвестиций, опередив признанного лидера по этому показателю — США.
Социальные проблемы реформы
На наш взгляд, дальнейшие
перспективы социально-
В результате в Китае формирование среднего класса происходит крайне медленно. По критериям западных теорий социальной стратификации, большую часть населения Китая нельзя отнести к среднему классу, а в лучшем случае — к низшему среднему классу. Как показали исследования, проведенные китайскими социологами под руководством Лу Сюэи, можно говорить о преобладании среднего класса лишь в крупных городах приморских районов, особых экономических зонах и в ряде приморских провинций, таких, как Гуандун и Чжэцзян. В работе китайских ученых были использованы данные по социально-классовой структуре китайского общества и доходам населения в административных единицах различного уровня подчинения в западном, центральном и приморском районах Китая, таких, как СЭЗ Шэньчжэнь (провинция Гуандун), провинциальный центр Хэфэй (провинция Аньхуэй), уездный центр Ханьчуань (провинция Хубэй) и уезд Чжэньнин (провинция Гуйчжоу), то есть от самого богатого города до самого бедного уезда Китая.
В отчетном докладе генерального секретаря КПК Цзян Цзэминя говорится о том, что главной основой для разрешения возникающих противоречий являются не меры административного характера, а проведение комплекса мероприятий по ускорению экономического развития, что способно обеспечить необходимый рост жизненного уровня большей части населения Китая. Таким образом, основной задачей КПК в нынешних условиях является проведение такой социально-экономической политики, которая позволила бы переломить ситуацию и достигнуть «оптимума по Калдору», то есть обеспечить необходимую компенсацию для социальных групп, которым был нанесен ущерб в ходе реформ. Важным фактором развития китайской экономики является урегулирование производственной структуры, что постепенно уменьшает ее различия с другими странами. В 90-е гг. произошли значительные изменения в структуре ВВП Китая, выражающиеся в увеличении доли третьей сферы, сокращении доли первой сферы и сохранении на прежнем уровне второй сферы. Однако при сравнении отраслевой структуры ВВП как с развитыми, так и с развивающимися странами легко обнаружить, что доля первой и второй сфер в КНР намного выше, чем во многих странах мира. Таким образом, у Китая обнаруживаются значительные резервы экономического развития при значительном повышении производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве и создании значительного количества рабочих мест в третьей сфере, и прежде всего в сфере услуг, которая является наиболее трудоемкой. На наш взгляд, именно здесь в создании дополнительных рабочих мест и увеличении занятости населения в третьей сфере в ходе реформы крупных предприятий государственного сектора и неизбежном сокращении численности занятых на них скрыты дополнительные резервы развития китайской экономики в XXIв.
По расчетам китайских экономистов, сделанных в середине 90-х гг., в 2000 г. скрытая безработица составляла 183,5 млн. человек (или 26,65% предложения рабочей силы), в то время как в 2010 г. она должна сократиться до 130 млн. человек (16,9% предложения рабочей силы). По данным на конец 2003 г., соотношение занятых в первой, второй и третьей сферах составляло 49,1:21,6:29,3, в то время как по тем же расчетам китайских экономистов для КНР оптимальное соотношение занятых между тремя сферами должно составлять 34:32:34. Таким образом, одной из важнейших проблем для китайской экономики является постоянное создание рабочих мест для трудоустройства избыточной рабочей силы, которые могут быть созданы как в отраслях второй сферы (промышленность и капитальное строительство), так и третьей сферы (торговля, транспорт, услуги и все отрасли непроизводственной сферы) .
Как показала практика китайских реформ, именно от возможностей трудоустройства избыточной рабочей силы в промышленности, капитальном строительстве, транспорте, торговле, сфере услуг и прочих отраслях непроизводственной сферы будут зависеть перспективы социально-экономического развития страны. На сегодняшний день основным недостатком и в то же время основным преимуществом китайской экономики является масса избыточной дешевой рабочей силы по сравнению с другими странами мира. Это огромное преимущество для предприятий легкой и текстильной промышленности, которые благодаря дешевизне рабочей силы из года в год наращивают экспорт своей продукции. Фактор дешевой рабочей силы притягивает и иностранные инвестиции, создающие на территории КНР совместные предприятия на основе самых современных технологий в различных отраслях, продукция которых является конкурентоспособной как внутри страны, так и за рубежом.
Итак, 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении, но только с 1992 г. модель социалистической экономики официально утверждена как цель реформы. За прошедшие 18 лет значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования
Государственное регулирование.
Необходимость государственного регулирования обусловлена рядом причин:
Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. Как в условиях капитализма, так и при социализме рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом.
Во-вторых, потребность в урегулировании отношений между макро- и микроэкономикой, целым и частным, центром и местами. Экономическая деятельность отдельно взятого предприятия, отрасли или региона ведется по принципу рассредоточения ответственности, самостоятельного хозяйствования и самоокупаемости. Каждое предприятие, отрасль и регион преследуют свои конкретные интересы, из-за чего их деятельность носит в определенной степени стихийный и эгоистичный характер и ориентирована на достижение краткосрочного результата. Наряду с этим предприятия находятся в отношениях конкуренции, а между предприятием и государством существуют противоречия интересов целого и частного. Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели.
В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. Государственное управление, включающее создание и укрепление системы макроэкономического регулирования, определение его целей, методов и политики, является концентрированным воплощением экономических функций государства, объективной необходимостью на этапе перехода к рынку. Осуществление макрорегулирования параллельно с выявлением роли рынка в распределении ресурсов позволяет сделать функционирование социалистической рыночной экономики более осознанным, согласованным и слаженным, обеспечить продолжительное, ускоренное и нормальное развитие народного хозяйства.
Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям.
1. Экономический рост. В широком смысле - это прогресс экономики государства или региона, находящий выражение в повышении общего уровня развития. Поэтому понятие роста включает как увеличение производства продуктов, так и повышение производительности труда, совершенствование структуры спроса и предложения и т.д.
2. Экономическая стабильность.
Это означает поддержание
3. Экономическая справедливость.
Это понятие тесно связано
с моральными критериями и
ценностями. В обычном восприятии
оно означает справедливое
В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель регулирования заключается прежде всего в поддержании экономической стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом.
1. Рациональные темпы
роста. Чрезмерно высокие
2. Разумные коэффициент накопления (капиталовложений) и масштабы строительства. Одна из задач макрорегулирования заключается в удержании масштабов потребления и капиталовложений в разумных пределах. За годы реформы валовое потребление и валовые капиталовложения в Китае значительно возросли, однако темпы роста последних были выше. Особенно быстро увеличивались капиталовложения в основные средства
3. Разумное предложение
валюты и обеспечение
4. Финансовые поступления и расходы. С начала реформ сложилась тенденция к росту финансовых поступлений и расходов. Среднегодовой темп прироста в 1979-1995 гг. составил соответственно 10,6 и 11,2%. Среднегодовой прирост финансовых поступлений в 1991-1995 гг. был равен 16,3%, а расходов - 17,2%. В 1996 г. прирост финансовых поступлений достиг 18%, а расходов - 16%. Тем самым была преодолена просматриваемая в последние годы тенденция превышения темпов роста расходов над поступлениями.
5. Размеры и структура экспорта и импорта. С начала реформ влияние масштаба и структуры внешней торговли, а также платежного баланса на экономику страны продолжает возрастать. Среднегодовой рост внешнеторгового оборота в 1979-1995 гг. составил 16,6% (при этом экспорта - 17,4%, импорта -15,8%), превысив темпы экономического роста. Однако в 1996 г. темп роста экспорта снизился, превзойдя, однако, на 3,2 процентных пункта показатель 1995 г. Ситуация с импортом осталась в основном неизменной. Из года в год увеличивается приток иностранного капитала, что благоприятно сказывается на темпах экономического развития Китая. В последние два года продолжают возрастать валютные запасы страны.
Выводы
• Главный метод преобразований – эволюционное, поэтапное продвижение к рынку, а не обвальная хозяйственная либерализация;
• Беспрецедентные успехи в развитии экономики Китая – одно из важнейших явлений мировой истории последних десятилетий. За годы преобразований (1979-1999 гг.) объем ВВП увеличился в 5,7 раза, т.е. возрастал в среднем на 9,6% в год. Производство ВВП на душу населения повысилось в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) увеличилась в 3,6 раза. В 1999 г. объем ВВП составил более 1 трлн. долл. США.
Для сравнения, в России за аналогичный период ВВП сократился на 45%. Если в 1979 г. объем ВВП Китая был меньше российского на 25%, то в 1999 г. он уже превысил его в 6,5 раза. Производство ВВП на душу населения в КНР в 1979 г. составляло 11% российского уровня, в 1990 г. оно достигло 23%, а к 1999 г. – 80% .
При сохранении в ближайшие годы тенденций развития, сформировавшихся в Китае в последнее 10-летие, даже при некотором замедлении там темпов роста и существенном ускорении их в России (до 4 – 5% ежегодно) Китай не позднее 2005 г. превзойдет Россию и по душевому показателю ВВП. К этому времени величина китайского ВВП может превысить объем российского не менее чем в 10 раз. Вполне вероятно, что в 2015 г. китайская экономика по своим размерам оставит позади экономику США и станет крупнейшей в мире.
Причины успеха:
• Китай сосредоточил силы на созидании нового, а не разрушении и критике прошлого;