Институциональные предпосылки экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Содержание

Введение................................................................................1
Понятие экономического роста………………………………………………….4
2. Экономический рост в российской экономике…………………………………9
3. Основные направления модернизации российской экономики и повышение темпов экономического роста……………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованной литературы………………………………………….22

Прикрепленные файлы: 1 файл

Институциональная экономика.doc

— 278.00 Кб (Скачать документ)

2. Экономический рост в  Российской экономике

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др.

Эксперты Организации Объединённых Наций(ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель – индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительности жизни и уровень образования.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией, характеризуемой совокупностью реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей.

Проблемы изучения уровня жизни населения актуальны для всех стран, независимо от уровня социально-экономического развития общества, тем более они актуальны для межстрановых сопоставлений.

В условиях существенного технологического и экономического отставания России от передовых стран мира, перед ней встает задача «догоняющего развития».

Специфика сложившейся в России ситуации заключается в двояком, противоречивом характере действия многих внутренних факторов народнохозяйственной динамики: они могут рассматриваться как предпосылки экономического роста, но одновременно заключают в себе негативный характер. С этой точки зрения можно рассмотреть накопленное национальное богатство, составляющее 5-10% общемирового. Сохраняющийся ресурс богатства - несомненный плюс с точки зрения экономического роста. Однако это и тяжелый груз, требующий крупных вложений для поддерживания и воспроизводства соответствующих активов.

В числе угроз экономического роста - ухудшение демографической ситуации.

За последнее десятилетие Россия превратилась в страну с одним из наиболее высоких уровней ВВП на душу населения среди динамично развивающихся стран (рост ВВП на душу населения по ППС), что предопределяет относительно высокие издержки на труд6.

Рис.2. Индекс промышленного производства

Рис.3. Динамика ВВП7

В то же время по уровню институционального развития и качеству деловой среды Россия не только не демонстрировала прогресса, но и заметно ухудшила свое положение как за счет абсолютного ухудшения некоторых показателей, так и за счет недостаточного динамизма в улучшении других показателей по сравнению с другими развивающимися странами. Так, в рейтинге оценки условий ведения бизнеса (Doing Business) Россия в те же годы опустилась на 26 позиций (с 97 на 123 место)8.

Таким образом, по уровню «богатства» Россия обогнала развивающиеся страны с наиболее комфортным деловым и инвестиционным климатом (Малайзия, Мексика, Турция, ЮАР), в то время как по качеству деловой среды сравнялась с наиболее «бедными» (Индия, Индонезия). Эта разнонаправленная динамика и создает «ножницы конкурентоспособности» российской экономики. В отличие от низкодоходных стран, издержки плохого делового климата не могут быть компенсированы экономией затрат на трудовые ресурсы.

Более подробный анализ составляющих индекса показывает, что у России есть значительные преимущества, реализовать которые ей мешают колоссальные провалы на определенных направлениях. Из всех слагаемых конкурентоспособности ИГК макроэкономическая стабильность и масштабный внутренний рынок являются главными сильными сторонами России. К нейтрально-позитивным показателям можно отнести начальное и высшее образование, развитость и инфраструктуры, эффективность рынка труда, а также инновационный потенциал. Традиционными «провалами» конкурентоспособности остаются слабость институтов, низкая эффективность товарного рынка, низкая эффективность и уровень развития финансового рынка, а также продвинутость (sophistication) бизнеса.

Положение дел в этих сферах указывает на наличие серьезных диспропорций. Так, например, исключительно низкий показатель эффективности товарного рынка (123 место из 139 стран в 2010 г.) может рассматриваться в качестве аргумента тех, кто считает курс рубля фундаментально завышенным. Показатели развития финансового рынка (125 место) также, видимо, отражают серьезные структурные проблемы. Масштаб разрыва между средними показателем России (63 место) и показателем эффективности институтов (118) указывает на кризис модели социального развития9.

Выделим следующие изменения, произошедшие в институциональной структуре российской экономики:

  • отказ государства от непосредственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов;
  • резкое снижение уровня и сужение сферы государственной зашиты правомочий собственности и принуждения к исполнению контрактов;
  • существенная регионализация правил хозяйствования;
  • возникновение институциональных разрывов между смежными институтами, правилами игры и контроля, институциональными уровнями.

В рамках первого речь идет именно об отказе от попыток диктовать производителям и продавцам параметры производства и обмена. Это изменение можно оценивать как позитивное, снимающее некоторые барьеры на пути обменов, т.е. повышающее эффективность использования ресурсов.

Второе институциональное изменение, напротив, существенно сузило потенциальные границы обменов. Ведь государство — это организация, имеющая конкурентные преимущества при осуществлении легального насилия, а зашита прав собственности и контрактов — деятельность, сводящаяся в конечном счете к насилию или его угрозе. Поскольку спецификация правомочий собственности является непременным условием всякого обмена, неисполнение данной функции государством понуждает исполнять ее прежде всего самому собственнику, который практически неизбежно затрачивает на это большее количество ресурсов. Данный процесс не только сузил границы обменов, но и стал основным барьером на пути превращения сбережений в инвестиции.

Третий из отмеченных моментов — регионализация правил хозяйствования, сам по себе негативно сказывающийся на расширении обменов, отягощен в российских условиях дополнительной особенностью — персонификацией разрешительно-запретительной практики местных властей.

В целом, можно выделить следующие фундаментальные факторы, оказывающие принципиальное влияние на конкурентоспособность российской экономики и определяющие базовые условия при выборе модели экономического роста:

  • демография. Современный экономический рост не знает прецедентов устойчивого и длительного его поддержания без роста населения. Это не означает принципиальной невозможности такого феномена, однако эта проблема не должна игнорироваться и требует серьезного обсуждения. Россия, трудовые ресурсы которой в ближайшие десятилетия будут сокращаться, не сможет поддерживать темпы роста выше 4% в среднем за год, и это при условии 5% ежегодного роста производительности труда, достигнутого в прошлом десятилетии, что тоже сложная задача. Более вероятны темпы не более 3,0-3,5% до 2050 года;
  • относительно высокая стоимость рабочей силы. Россия не является страной с дешевой рабочей силой, и, соответственно, будет проигрывать развивающимся странам в сфере массового промышленного производства, но в то же время Россия является страной с не модернизированной экономикой, а потому не может конкурировать с развитыми странами в их нишах. Эта проблема в том числе определяет высокую потребность в трудовой миграции, что позволило бы сдерживать негативные тенденции в этой сфере;
  • относительно высокое качество человеческого капитала и инфраструктуры. Речь идет о сравнении по этим параметрам с другими развивающимися странами; однако реализация этих преимуществ потребует серьезных институциональных изменений. Институциональная неразвитость подавляет позитивный потенциал этих факторов, что отражается, например, в масштабной «утечке мозгов», а также в высокой инфляции в строительстве, тормозящей инвестиции в инфраструктуру;
  • низкое качество институтов. Масштаб проблемы превращает ее в проблему ключевую. Вместе с тем, именно здесь заключен наиболее очевидный ресурс повышения конкуентоспособности экономики. На данном этапе проблема обостряется в связи с переоценкой инвесторами возможностей макроэкономического регулирования. Если раньше макроэкономическая стабильность выглядела фактором, отчасти компенсирующим институциональные провалы, то теперь это взгляд меняется. Позиции России в конкуренции за инвестиции еще более ослабевают.

Недостаток инвестиций обусловлен тем, что предприниматели считают соотношение «инвестиционный климат и риск / возможная доходность» недостаточно привлекательным.

  • наличие сырьевых ресурсов. Этот фактор является безусловным преимуществом, однако способен оказывать серьезное негативное воздействие, задавая диспропорции в макроэкономике и финансах, а также рентоориентированную модель социального развития. Соотношение позитивного и негативного вклада фактора ресурсов в потенциал развития, по мнению многих экономистов, также напрямую связан с уровнем развития институтов.

Для российской экономической системы характерны также институциональные разрывы, вызванные тем, что не обеспечена связка между смежными правилами, а новые и существующие институты некомплементарны. Институциональные разрывы могут возникать стихийно, но это не означает, что в их появлении нет никакой логики, пусть даже такая логика и противоречит требованиям экономической эффективности. Разрывы нередко становятся прямым следствием институциональных реформ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основные направления модернизации Российской экономики и повышение темпов экономического роста

В конце CC века мировая экономика вступила в постиндустриальную стадию развития. Эта радикальная трансформация была обусловлена существенным повышением значения инноваций, новых знаний и информации. Интеллектуализация экономической среды, инновационное предпринимательство, овладение информационными потоками выступают в качестве основы существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики.

Как следствие этого процесса в мировом хозяйстве за последние десятилетия резко возросла доля сферы услуг. Уже сегодня сфера услуг в наиболее развитых странах составляет до 80 % ВВП, а в России – 57%. Расширение сферы услуг, сопряжённой со сферой духовных и интеллектуальных благ, в свою очередь стимулирует развитие информационной техники и технологии, средств связи, которые всё более объединяют людей и не требуют больших вещественных затрат. Информацию и знания, как её упорядоченную форму, сегодня производят, используют и реализуют подобно любому другому продукту, в результате чего формируется единая мировая информационно-коммуникативная система.

Россия приступила к реализации крупномасштабного проекта модернизации. Общий вектор развития определен как переход от экспортно-сырьевой составляющей экономического роста к инновационно-ориентированной фазе развития.

Перед страной, как и перед всем миром, стоят новые вызовы. Этим и определяется необходимость модернизации экономики, включая инновационное развитие, обеспечение энергоэффективности. Нельзя забывать, что суть и направления модернизации определяются ее конечной целью, которой, при всей важности экономического роста, технического совершенства и конкурентоспособности, является улучшение условий жизни каждого человека уже сегодня и обеспечение благоприятных условий для будущих поколений. Эта задача обычно определяется как обеспечение устойчивого развития.

Обеспечение экономического роста сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни. Все это и определяет суть модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для экономического роста и самого существования человека).

Экономический рост в России обеспечат совместно стратегические инновации и сырьевые ресурсы, преобразованные в высоко конкурентоспособные продукт конечного потребления на внутреннем и мировом рынках. Реализации эффективной стратегии диверсификации требует коренной модернизации технологической, институциональной, кадровой, организационно-управленческой базы российского хозяйства10.

Без тесной интеграции России в мировом рыночном хозяйстве эти задачи не решить; необходимо усиление эквивалентного обмена на мировом рынке российскими и мировыми научно-техническими и интеллектуальными достижениями.

В реальной экономической жизни необходимо решать проблемы диверсификации в рамках как инновационных видов экономической деятельности, так и внутри сырьевого сектора. Важно определить приоритеты развития инновационной и сырьевой составляющей хозяйства как по стране в целом, так, и что особенно важно, по регионам и субъектам Российской Федерации, отличающимся большой спецификой сочетаний этих ресурсов развития.

Все отрасли экономики, в том числе сырьевого сектора, потенциально инновационные. Мировой опыт показывает, что происходит реальная интеграция инновационных процессов в классические сырьевые отрасли и их преобразование в цепочки от добычи природного сырья до производства высокотехнологичной продукции, имеющей спрос на внутреннем и мировом рынках. Одна из главных задач - реализовать новейшие высокотехнологичные разработки в сырьевом секторе, на основе которых возможна более глубокая переработка первичного сырья. По мере экономического роста и развития внутреннего спроса на российском рынке потребуется все больше сырья, топлива и энергии, поэтому экономически целесообразно постепенно ограничивать экспорт невозобновляемых минеральных ресурсов по мере расширения экспорта инновационной продукции, которой сейчас чрезвычайно мало.

Информация о работе Институциональные предпосылки экономического роста в России