Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:31, курсовая работа
Россия относится к числу стран с развитой индустриальной базой и высоким ресурсным потенциалом. На сегодня во многом уже исчерпаны возможности инерционного роста, что подтверждается сужением внешнего спроса и чрезмерным насыщением внутреннего рынка импортными товарами. Однако часто вопрос использования производственных ресурсов, инвестиционно-инновационного обеспечения, факторов специализации, инноваций в повышении конкурентоспособности с учетом региональных особенностей функционирования аграрных предприятий освещены недостаточно. Это обусловило выбор темы, формулирование цели и задач курсовой работы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ 5
1.1. Сущность конкурентоспособности компаний на национальных рынках 5
1.2. Методы и меры по повышению конкурентоспособности предприятий на национальных рынках 7
1.3. Разновидности государственной поддержки и защиты отечественных производителей в условиях членства страны в ВТО 10
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РОССИЙСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ НА ЦЕЛЕВОМ РЫНКЕ МЯСА 16
2.1. Описание целевого рынка мяса 16
2.2. Анализ целевого рынка мяса 22
2.3. Трансформации целевого рынка мяса и мясопродуктов вследствие воздействия государственной политики по его поддержке 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Предварительные выводы: однако направление ресурсов в аграрную сферу не гарантирует достижение этой цели без эффективного институционального сопровождения. В современном мире результаты международной конкуренции определяются не столько ресурсными ограничениями национальных экономик, сколько их институциональной состоятельностью. В условиях глобализации рыночная конкуренция фактически опосредуется конкуренцией институциональных систем разных стран.
Главной целью создания ВТО явилось постепенное снижение уровня протекционизма в торговых отношениях стран-членов, снижение таможенных тарифов, формирования системы торговых отношений, которая бы позволила избежать торговых конфликтов. Однако политика протекционизма как осуществлялась, так и осуществляется всеми странами мира. Исторический опыт убеждает в необходимости применения государствами инструментов протекционизма, пока им не удастся достичь лидирующих позиций в международной торговле. Так, в свое время ее одобряли и Великобритания (до середины XIX в.), И США (до начала XX в.), и другие ведущие на сегодня страны мира. К политике свободной торговли страны частично переходят только тогда, когда получают значительные конкурентные преимущества на мировых рынках [13, С. 140-141].
Страны Запада действуют прагматично: в случае собственной заинтересованности они либерализацию рынки, а когда необходимо обеспечить доступ своих товаров на иностранные рынки, они требуют устранить торговые барьеры. Конечно, страны-лидеры также идут на определенные уступки: снижают средний уровень своих таможенных тарифов, ограничивающие использование нетарифных мер, но делают это крайне избирательно. В частности, они особенно защищают свое сельское хозяйство и легкую промышленность, которые являются стратегическими статьями экспорта для развивающихся стран. Так, импортные пошлины на сельхозтовары в США, Канаде, ЕС и Японии достигают 100-300%. Обобщая, ежегодно протекционистские меры со стороны развитых стран наносят ущерб развивающимся странам более 100 млрд. долларов США [13, С. 147].
Во внешнеторговой политике развитых стран наблюдается тенденция к снижению явных защитных мер (адвалорной пошлины, мер налогового стимулирования), которые не противоречат нормам ВТО, и их замещению неявными (нетарифными мерами, квотами, неадвалорной пошлиной). Так, в ЕС используется большое количество нетарифных мер: стандарты, процедуры сертификации и тестирования, требования к упаковке и маркировке товаров…
Ярким примером неопротекционизма, которым часто злоупотребляют развитые страны-члены ВТО, является антидемпинговые расследования. Антидемпинг есть вполне обоснованным мероприятием в мировой торговле, что закреплено в официальных документах ВТО, но на практике антидемпинговые пошлины устанавливается на уровне десятков и сотен процентов, т.е. фактически превращаются в запретные действия. Другим примером политики двойных стандартов является использование субсидий. Официально ВТО выступает против применения субсидий, однако ЕС и США, с молчаливого согласия ВТО, соревнуются за право предоставить субсидии своим национальным производителям.
Сейчас США ежегодно тратят на поддержку сельского хозяйства $50 млрд., Европейский союз еще больше - 300 млрд. евро. Для сравнения: в России эта цифра составляет $ 1 млрд., в Украине - около $ 0,47 млрд. Формально, субсидируя отечественных производителей, развитые страны придерживаются норм ВТО, однако реально нарушается принцип недискриминации, потому что продукция отсталых стран и развивающихся стран становится менее конкурентоспособной на мировом рынке. Уступки богатых стран в этом вопросе являются незначительными. В частности, экспортные субсидии составляют лишь 5% всех субсидий, которые получают фермеры стран ЕС [14, С. 80].
Особенность современного
регулирования сельского хозяйс
Рынки многих развитых стран защищены высокими тарифами. Например, средневзвешенные тарифы на мясо и мясопродукты в ЕС составляют 67,3%, на молочные продукты - 56%, зерновые - 78,3%, сахар - 129% [6]. После формального снижения, которое предложена Доха-раундом ВТО, они уже составляют соответственно 22,2%, 19,7%, 25,2% и 39,2%. Для сравнения: связанный тариф на мясо и мясопродукты для РФ зафиксирован на уровне 10-12%, на молочные продукты - 10%, на зерновые - 5-20%, на сахар - 50% (внетарифной квотой). Таким образом, даже после сокращения по формуле Доха-раунда тарифная защита агропродовольственного рынка России будет гораздо ниже (обычно, к формированию зоны свободной торговли с ЕС) [6].
Страны-лидеры мировой торговли утверждают, что либерализация торгового режима является необходимым условием интеграции в мировую экономику и экономического роста страны. Но, как показывает опыт Китая, Индии, Южной Кореи, Вьетнама, фактором быстрого экономического роста и увеличения объемов торговли стало проведение собственных «оригинальных» стратегий роста. Так, после пятилетнего периода деятельности в рамках правил ВТО можно утверждать, что вступление Китая в ВТО укрепил его позиции на мировом рынке. Китай активно использует инструментарий ВТО для обеспечения своих интересов. Однако не следует надеяться, что аналогичные процессы автоматически заработают во всех странах, которые присоединяются к ВТО [6, С. 20].
Если пересмотреть экономическую модель развития сельского производства Франции, то становится видно, что правительство этой страны сосредоточивает свое внимание на профессиональных объединениях, которые создаются для усиления экономических позиций своих членов на рынке. Их особенностью есть увеличение доходов и уменьшения расходов товаропроизводителей-членов объединений благодаря укреплению их позиций на рынке путем: (а) максимального приближения без посредников к конечному потребителю; (б) обеспечения единых условий производства и продажи продукции; (в) формирования крупнотоварных партий стандартизированной продукции; (г) обеспечения гарантированного процесса поставок и оплаты товара [13, С. 70]. Так, в ходе подготовки и после вступления Китая в ВТО он активизировал ориентацию китайских ТНК на сертификацию их систем контроля качества, управления и организации производства на соответствие международным стандартам DIN, ISO, CE и др., пропагандируя при этом опыт отечественных компаний и предоставляя им кредитную, налоговую, маркетинговую поддержку [15].
Открывая собственный
внутренний рынок, стремясь смягчить негативное
воздействие иностранной
Защита и развитие отечественного товаропроизводителя правительством США осуществляется с помощью специальных кредитных программ. В основе этих программ лежит применение пониженных процентных ставок, внедрение отсрочки платы процентов и кредита самого, формирования гарантийных учреждений, агентств, банков развития и поддержки. Политика США в отношении фермерства была сосредоточена на стабилизации и поддержке цен производства. Но эта модель претерпела существенные изменения под влиянием факторов глобализации отрасли. Конгресс США предоставляет многомиллионные средства на различные фермерские программы, поэтому сельское хозяйство США имеет возможность удовлетворить свои потребности в средствах. России следует пересмотреть целесообразность существования многих льгот по обложению ввозной пошлиной, которые не только искажают условия конкуренции на внутреннем рынке, но и наносят существенный ущерб доходам государственного бюджета. Этому может способствовать применение правил происхождения товаров с целью предотвращения беспошлинного ввоза товаров через территорию тех стран, с которыми РФ имеет соглашения о беспошлинной или свободной торговле.
Предварительные выводы: Государственная поддержка национального бизнеса в условиях вступления в ВТО в странах с переходной экономикой носят комплексный, многоуровневый, системный и институциональный характер. Из вышесказанного наблюдаем, что в условиях невысокой конкурентоспособности продукции из высокоразвитых стран на некоторых отраслевых рынках (т.е. не дотягивает до среднемирового уровня) и по истечению периода модернизации этой отрасли – в таких странах допускается применение отдельных элементов рационального, селективного протекционизма, не вступая, однако, в очевидное противоречие с общими правилами и провозглашаемых нормами ВТО.
Аграрный сектор представляет особую важность для России и ее торговых партнеров, т.к. страна сама является и крупным экспортером, и крупным импортером ряда важных товаров. Такие товары как мясо, молочные продукты и сахар остаются чувствительными к конкуренции, возникающей при импорте, и вступление России в ВТО может позволить развивающимся странам-экспортерам этой продукции получить пользу от большего доступа к российским рынкам. В то же самое время, Россия сама является важным экспортером, в частности таких продуктов как пшеница и ячмень: страны-импортеры, например, могли бы выиграть от большей стабильности рынка в результате обязательств России перед ВТО относительно ограничений экспорта в этой сфере. Повышенный рыночный доступ к некоторым продуктам, таким как вино и виноград, вероятно, принесет выгоду и странам-экспортерам и российским потребителям [6, С.9].
Российский рынок мяса приближается к 9,2 млн.т. Для России мясной рынок - самый крупный из продуктовых, за ним идет зерновой рынок, затем молочный. Не будет преувеличением сказать, что рынок мяса в РФ – это рынок с огромным привлечением импорта, доля которого варьируется в последние годы в пределах 30-40%.
В эмоциональных и идеологически окрашенных тонах ситуация сводится к клише «сидеть на мясной игле». С 2005 г. импортозамещение на рынке мяса было провозглашено приоритетной целью развития сельского хозяйства на ближайшие годы. После вступления России в ВТО очень важным фактором влияния на отечественный рынок мяса стало состояние мирового рынка мяса: его тенденции, проблемы и цены. Общая характеристика мирового рынка мяса укладывается в три штриха:
- рынок мяса – это рынок трех «китов»: говядины, свинины и птицы. В мире доминирует свинина. Игнорируя мелкие статистические нюансы, мировой рынок мяса – это 40% свинины, 30% птицы, 25% говядины и 5% прочих видов мяса (баранина, конина, оленина и пр.). Говядина уступила второе место мясу птицы, став более редким и дорогим продуктом. Общий объем мирового производства мяса – более 260 млн. тонн;
- что касается географической
специфики, то производство
- если говорить о странах-
Нынешняя ситуация в отрасли имеет выраженные исторические закономерности. Проследим их.
Основная причина импорта мяса в Россию - недостаточность объемов собственного производства. В постсоветский период импорт мяса увеличивался год от года. Этот факт обычно сопровождается идеологически окрашенными комментариями, сводящимися к констатации отрицательной динамики отрасли в 1990-е годы. Не случайно нацпроект «Развитие АПК» (2005-2007 гг.) имел животноводческую направленность. Кредиты, выдаваемые в рамках этого проекта, шли исключительно на строительство или модернизацию животноводческих комплексов (кроме кредитов на поддержку малых форм хозяйствования, где цель деятельности не регламентировалась).
Но не только в нехватке отечественного мяса дело... Импортное мясо технологически более удобно для использования в переработке мяса и в общественном питании. Штабеля заморозки легко переходят в формат колбасы, а рестораны и кафе видят в импорте гарантированное однообразие вкуса и качества. Объемы переработки мяса довольно внушительные: примерно 30% мяса, отечественного и импортного, используется для изготовления колбас, еще 20% идет на производство полуфабрикатов и консервов. Импортное мясо – унифицированное, как продукт фабричного производства. Отечественное мясо более «живое», с перепадами качества и вкуса. Сравнение цен также не в пользу отечественного продукта. Поэтому мясопереработчики, сравнивая технологические и ценовые характеристики, преимущественно отдают предпочтение импортному продукту. Покупатели сырого мяса в рознице, наоборот, предпочитают отечественную продукцию. Поэтому розница и переработка – это условные зоны доминирования отечественного и импортного мяса соответственно.
Информация о работе Государственная поддержка и защита отечественного товаропроизводителя