Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:05, контрольная работа
После обретения Российской Федерацией независимости 12.06.1991 г. и выходе её из состава СССР, Финляндия 20 января 1992 г. заключила с Россией "Договор между Российской Федерацией и Финляндской Республикой об основах отношений". Современные отношения России и Финляндии носят характер экономического сотрудничества. Государственная граница не определена и пока проходит по границе бывшего СССР. В постсоветский период в стране значительно увеличилась русскоязычная диаспора (Русские в Финляндии), достигнув в 2007 г. по оценкам 50 тыс. человек (около 1 % населения страны). Также около 100 тыс. финнов и более 200 тыс. русских в год наносят визиты (в основном туристические, а также экономические) через российско-финскую границу. При этом в отношениях между двумя странами имеются проблемы и противоречия.
В 1993 году МВФ убеждал Россию как можно решительнее бороться с инфляцией и даже подписал с ней в мае некий "антиинфляционный договор", обязывающий снизить инфляцию с 17% до 10% в месяц и сократить субсидирование госпредприятий Центральным банком России. Инфляцию сократить не удалось, но Россия получила первый транш так называемого кредита системной трансформации в $1,5 млрд (этот кредит был для МВФ относительно новым, и он, собственно, не особенно знал, какие требования предъявлять к его получателям). В 1994 году МВФ предъявлял России большие претензии за чрезмерно мягкую денежную политику (которая кончилась обвалом курса рубля в "черный вторник" 11 октября) и не хотел давать вообще ничего.
Однако, по признанию господина Одлинга-Сми, вмешались страны G7 Страны большой семерки и особенно США, которые прямо указали выдать кредит,-- пришлось выделить второй транш "кредита системной трансформации" в $1,5 млрд. В 1995 году Россия получила $5,5 млрд кредита stand-by c условием к июлю снизить инфляцию до 1% в месяц и так держать в дальнейшем, а бюджетный дефицит уменьшить до 6,5%. Инфляцию до плановой величины снизить не удалось, но ужесточение денежной политики дало свои результаты, курс рубля начал расти и в июле был введен валютный коридор (который МВФ воспринял как попытку удержать рубль от чрезмерного роста с опасностью в дальнейшем обвального падения и повторения "черного вторника"). МВФ очень понравилось то, что в 1996 году дефицит снизился до 4%, в 1997 году -- до 3% и в 1998 году -- до 2%. Он отныне Россию хвалил и каждый год кредитовал (например, в 1996 году дал $3,8 млрд так называемого расширенного кредита). Россия, в свою очередь, в 1996 году впервые начала выплачивать долги фонду -- тогда она заплатила $0,5 млрд. В те годы эксперты фонда не возражали и против финансирования бюджетных расходов за счет ГКО, продаваемых нерезидентам,-- во всяком случае, в официальных документах фонда в октябре 1997 года с похвалой указывалось, что нерезиденты с начала 1996 года, когда они получили возможность покупать ГКО, накупили их уже на $10 млрд.
Впрочем, сейчас чиновники фонда вспоминают, что на самом деле им не нравилось то, что происходило в те годы: особо они отмечают залоговые аукционы с непрозрачными условиями проведения, а также возможность близких к власти предпринимателей экономить на налогах. Кончилось это валютно-финансовым кризисом 1998 года, перед которым России было выдано кредитов на $6,2 млрд (заметим, что в том году она, в свою очередь, выплатила фонду $0,9 млрд). Как вспоминает теперь Джон Одлинг-Сми, тогдашнее решение дать деньги России можно считать правильным, потому что правительство Сергея Кириенко проводило жесткую финансовую политику и вполне могло предотвратить кризис -- просто не получилось Минаев С. Конец кредитной истории // Коммерсантъ, 2005. - № 17 (3101). С. 18-25..
1999 год проходил
в переговорах МВФ и России
о путях преодоления
3. Россия и МВФ: смена ролей
В 2007 году качестве источника заемных средств Международный валютный фонд и Всемирный банк больше не представляют для России интерес. К рекомендациям этих организаций здесь давно не прислушиваются. Единственное, чем еще России интересно участие в этих финансовых институтах, так это возможностью решить проблему возвращения миллиардов долгов, что задолжали ей другие страны. Именно с такой миссией отправлялась в 2007 году в Вашингтон российская делегация - на весеннюю сессию МВФ и ВБ.
Сегодня в России мало кто вспоминает хронику середины 90-х годов, когда кредиты МВФ и ВБ были единственной надеждой правительства на исполнение бюджета. В конце прошлого десятилетия, после финансового кризиса 1998 года, задолженность России по внешним долгам в 1,1 раза превышала ВВП страны. Тогда российские переговорщики наведывались в штаб-квартиру МВФ лишь с одной целью - добиться реструктуризации наших долгов перед иностранными кредиторами Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г. С. 13-16..
В 2007 году ситуация иная. Как следует из доклада комитета по развитию Всемирного банка и Международного валютного фонда, серьезных рисков для макроэкономической ситуации в России не существует, даже несмотря на возможность увеличения расходов бюджета в предвыборный период и рост внешних заимствований российских банков. Общая сумма внешнего долга страны на 1 января 2007 года составляла $52 млрд, или 5,1% ВВП. В 2005 году Россия досрочно рассчиталась по долгам перед МВФ. Не пугает Министерство финансов России и долг перед Всемирным банком - это самый дешевый в обслуживании долг, из имеющихся у России обязательств. В итоге, единственная помощь, которую сегодня международные финансовые организации могут оказать России, - способствовать возврату долгов третьих стран Российской Федерации, которой они, в свою очередь, достались в наследство от Советского Союза.
Россия, по международным финансовым стандартам, является одним из крупнейших в мире кредиторов. Сумма советского долга, который перешел на баланс российского Минфина в начале 90-х, составляла примерно $150 млрд. «Примерно» - потому, что точно оценить его объем не могут до сих пор. Расчет с кредиторами велся преимущественно в инвалютных рублях (искусственная денежная единица, применявшаяся в СССР во внешнеэкономических расчетах). Большая часть советских кредитов выдавалась под покупку советского же оружия, товаров и оборудования. А военные долги, напомним, сегодня принято списывать безвозмездно. Кроме того, большинство тех стран, которым мы оказывали финансовую помощь на протяжении последних десятилетий XX века, сегодня не в состоянии рассчитаться по своим обязательствам. Не спешат платить по долгам России и финансово состоятельные государства. С ними удается согласовать сумму долга лишь при гарантии, что большая часть обязательств будет списана.
На весеннюю сессию МВФ и ВБ российская делегация как раз и приезжала с намерением урегулировать часть иностранных долгов. Но подписать соответствующие документы удалось лишь с Индией, которая признала треть своего долга перед Россией в размере $1 млрд. Подписание договоренностей с Афганистаном и Пакистаном тогда так и не состоялось. Сальдо взаимных долгов с Пакистаном в 2006 году перевешивает в пользу России и составляет $100-120 млн. Принципиальная договоренность о возврате этих средств была достигнута в 2005 году, но с тех пор дата окончательного расчета неоднократно откладывалась. «Пакистан выдвинул условия, о которых раньше речь не шла», - объясняют задержку в российском Минфине Хмелев М. Россия и МВФ: смена ролей // РИА Новости, от 17 апреля 2007 г. С. 13-16..
Афганистан задолжал России сумму на порядок большую - $10 млрд. Как это принято в таких случаях, около 90% задолженности за военные поставки будут списано. Впрочем, списание долгов вчистую - не единственный аргумент в арсенале российского Минфина, пытающегося заставить рассчитаться своих давних кредиторов. С некоторыми государствами, как это произошло в случае с Индией, удается договориться о реинвестировании части долга в совместные проекты на территории этих стран. Подобную практику Россия пытается перенести на отношения и с другими должниками.
Итак, роль России в отношениях с международными финансовыми институтами в 2006 - 2007 годах кардинально поменялась. Досрочно расплатившись со значительной частью своих долгов, сегодня она с полным правом выступает за повышение эффективности работы этих организаций. В самом МВФ видят свою задачу в формировании кредитного фонда для поддержания платежного баланса развивающихся стран и государств, не обладающих серьезными золотовалютными резервами. А Всемирный банк постепенно переориентируется на оказание консультационных услуг в сфере соблюдения государствами бюджетной дисциплины и поддержку стратегических проектов и отраслей. Их роль как одного их основных доноров развивающихся стран нуждается в пересмотре. Международные капиталы должны найти себе новое применение помимо поддержки неплатежеспособных правительств. Тем более что спрос на кредиты этих финансовых организаций на тот момент низок, как никогда. В середине 90-х годов отрицательное сальдо на счетах развивающихся стран составляло около $500 млрд., в 2007 г. это сальдо положительное и приближается к $300 млрд.
4. Россия и МВФ: утверждение нового курса
Россия не будет пользоваться правом на получение льготного кредита МВФ, заявил премьер-министр Владимир Путин на президиуме правительства, прошедшего 4 сентября 2009. Всего страна могла рассчитывать на получение 8,840 млрд долларов. Более того, Россия намерена отказаться от денежных вливаний в программу специальных прав заимствований (SDR), на основе которых ранее предлагалось создать международную валюту, альтернативную доллару США.
«Давайте так договоримся. Мы этими ресурсами (правом на получение льготного кредита в МВФ) пользоваться не будем, но выступать в качестве донора тоже не планируем», ? заявил премьер-министр Владимир Путин, выступая на президиуме правительства в четверг, сообщает «Интерфакс».
«Было бы странно накачивать программу SDR СДР, несмотря на то что у нас самих будет расти процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП»
Вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин в ходе президиума правительства заявил, что по программе эмиссии SDR (специальных прав заимствований), Россия могла рассчитывать на получение льготного кредита в МВФ на общую сумму 8,840 млрд долларов.
SDR используется
в качестве единицы расчетов
МВФ с другими международными
организациями. Стоимость SDR определяется
на основе корзины 4 мировых валют:
доллара США, евро, фунта стерлингов
и иены. SDR распределены между
странами в соответствии с
их квотами в фонде. Фактически
SDR ? это записи на счетах
Напомним, решение об общем распределении SDR на 250 млрд долларов среди 186 стран было принято в апреле на саммите G20 Большая двадцатка в Лондоне в рамках антикризисного плана на 1,1 трлн долларов. Это должно поддержать международные резервы стран ? акционеров и обеспечить дополнительную ликвидность мировой экономике. Все SDR будут распределены между акционерами в соответствии с размером их квот.
Взносы стран ? членов фонда или «квоты участия» составляют большую часть финансирования МВФ. Каждое государство получает свою квоту в зависимости от доли в мировой экономике, правда последнее время быстро развивающиеся страны ? прежде всего, Китай ? требуют увеличить их квоты. Доля страны определяет ее максимальное финансовое обязательство перед МВФ и право на участие в голосовании, а также на основе квоты определяется доступ к финансам фонда. В прошлом году Россия перечислила в Фонд 670 млн долларов.
России предоставлено право воспользоваться суммой в размере 4,407 млрд SDR. В переводе на американскую валюту это 6,870 млрд долларов.
Более того, между странами ? акционерами МВФ, которые вступили в фонд после 1981 года (Россия является членом МВФ с 1 июня 1992 года) и никогда не получали SDR, должно состояться еще одно, специальное их распределение на 21,4 млрд (33 млрд долларов). В результате Россия получит еще 1,26 млрд SDR, что соответствует 1,970 млрд долларов дополнительных прав на кредиты.
«Это наша резервная позиция на случай кризиса или ситуации, в которой потребуется привлечь кредит для сохранения стабильности российского платежного баланса», ? пояснил Кудрин.
«Мы считаем, что у нас нет необходимости пользоваться этими ресурсами»
По мнению экспертов, у России в ближайшее время нет необходимости пользоваться правом привлечения этого кредита МВФ.
«Текущий дисбаланс казны покрывается за счет Резервного фонда. Возможно, в последующие годы в случае хронического бюджетного дефицита и израсходованных резервов страна и прибегнет к своей доле в МВФ, пока же подобной необходимости нет. Что касается отказа премьера выступить в качестве донора, то логика понятна: при 9-процентном дефиците бюджета в этом году и прогнозируемом в следующем свыше 7% «спонсировать» другие страны - непозволительная роскошь. По прогнозам правительства, к концу 2010 году Резервный фонд РФ будет полностью израсходован», ? рассказал ВЗГЛЯДу главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган Камнева Г. Россия обойдется без МВФ // Взгляд - Деловая газета, от 3 сентября 2009 г. С. 7-8..
На данный момент, для того чтобы покрыть бюджетный дефицит, Россия планирует занимать на внутреннем (гособлигации) и на внешнем (еврооблигации) рынках, подчеркнул начальник аналитического отдела УК «Капитал» Сергей Карыхалин. «Поэтому необходимости в кредитах со стороны МВФ пока нет», ? добавил специалист.
«Отказ от внешних заимствований дает понять, что ситуация внутри России сейчас достаточно стабильная. Было бы странно накачивать программу SDR, несмотря на то что у нас самих будет расти процент бюджетного дефицита по отношению к ВВП», ? заявил главный аналитик ИК «ITinvest» Александр Потавин.
Как сказал Кудрин на президиуме, дефицит федерального бюджета в 2009 году может составить 7,8% ВВП. По итогам января-августа дефицит уже составил 5,9% ВВП.
По словам Кудрина, возможность привлекать кредиты МВФ в большей степени нужна странам, находящимся в критической ситуации.
«Россия не находится в такой ситуации, мы осуществляем плановые мероприятия антикризисной политики, нам доступны рыночные методы формирования своего бюджета для сохранения его сбалансированности». «Мы считаем, что у нас нет необходимости пользоваться этими ресурсами», ? повторил министр финансов.
Кудрин также отметил, что в ближайшие выходные в Лондоне произойдет встреча министров финансов «двадцатки», на которой будет обсуждаться вопрос о том, какие страны смогут кредитовать страны, находящиеся в сложной ситуации, в обмен на специальные права заимствования.
«Россия пока не будет участвовать в качестве донора в финансировании в рамках программы SDR, поскольку мы осуществляем серьезный объем поддержки по другим линиям и в других формах», ? сказал Кудрин.
В частности, по его словам, речь идет о предоставлении ресурсов МВФ в качестве размещения своих золотовалютных резервов на 10 млрд долларов, внесении ресурсов в фонд ЕврАзЭС. Путин также поручил министру финансов в диалоге с руководством МВФ обратить внимание на необходимость поддержки «некоторых наших партнеров по СНГ».